Влияние комплексного нагружения радиальных подшипников узлов качания рулевых агрегатов ЖРД на момент трения
- Авторы: Балякин В.Б.1, Лаврин А.В.1, Долгих Д.Е.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
- Выпуск: Том 22, № 2 (2023)
- Страницы: 21-32
- Раздел: МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/23122
- DOI: https://doi.org/10.18287/2541-7533-2023-22-2-21-32
- ID: 23122
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрена методика определения моментов трения узлов качания наиболее массовых отечественных рулевых агрегатов ЖРД. Это является актуальной темой, требующей исследований для улучшения эффективности и надёжности узлов качания. Показана причина возникновения дополнительного осевого усилия в радиальных подшипниках шарнирных узлов, приводящего к завышению фактических значений моментов относительно теоретических значений. Приведён порядок расчёта максимального осевого усилия и сопутствующего ему прироста момента, который был подтверждён анализом результатов стендового испытания экспериментального рулевого агрегата ЖРД. Выполнена оценка диапазона осевых усилий в отсутствии блокировки осевого перемещения подшипника с одновременным анализом пригодности существующих методик расчёта прироста момента трения при полученных соотношениях осевой и радиальной нагрузок. Определено направление дальнейшего исследования низкооборотных радиальных подшипников, направленного на повышение достоверности расчётов и разработку мероприятий по снижению момента трения в серийных узлах качания.
Ключевые слова
Об авторах
В. Б. Балякин
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: 029-029@mail.ru
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой основ конструирования машин
РоссияА. В. Лаврин
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Email: okm@ssau.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры основ конструирования машин
РоссияД. Е. Долгих
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Email: i@dolgih-work.ru
аспирант кафедры основ конструирования машин
РоссияСписок литературы
- Балякин В.Б., Лаврин А.В., Оссиала В.Б.А. Определение зависимости усилия в уплотняющем элементе торцового мембранного уплотнения от общей нагрузки // Известия Самарского научного центра РАН. 2017. Т. 19, № 6. С. 18-22.
- Балякин В.Б., Жильников Е.П., Косенок Б.Б., Лаврин А.В. Исследование влияния перекоса колец подшипников качения на момент трения и долговечность опор // Трение и износ. 2016. Т. 37, № 6. С. 693-698.
- Королев А.В., Королев А.А. Экспериментальное исследование влияния геометрии контакта тел и дорожек качения шариковых подшипников на момент трения качения // Трение и износ. 2016. Т. 37, № 2. С. 156-161.
- Жильников Е.П., Балякин В.Б., Лаврин А.В. Методика расчёта момента трения в бессепараторных подшипниках // Трение и износ. 2019. Т. 40, № 5. P. 553-559.
- Балякин В.Б., Лаврин А.В., Оссиала В.Б.А. Методика определения момента трения в усовом манжетном уплотнении // Известия Самарского научного центра РАН. 2018. Т. 20, № 4-1. С. 31-36.
- Перель Л.Я., Филатов А.А. Подшипники качения: Расчёт, проектирование и обслуживание опор: справочник. М.: Машиностроение, 1992. 608 с.
- Трофимова Т.И. Курс физики: учеб. пособие для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 560 с.
- ОСТ 92-0904-72. Металлы холодностойкие. Назначение и основные свойства при температурах минус 196 и минус 253С. 171 с.
- Иосилевич Г.Б. Детали машин. М.: Машиностроение, 1988. 368 с.
- Галахов М.А., Бурмистров А.И. Расчёт подшипниковых узлов. М.: Машиностроение, 1988. 272 с.
- Авиационные материалы: справочник в 9 т. Т. 4. Алюминиевые и бериллиевые сплавы. Ч. 2. Литейные алюминиевые сплавы / под общ. ред. А.Т. Туманова. М.: ОНТИ, 1986. 131 с.