Том 1, № 3 (2021)
- Год: 2021
- Статей: 10
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/issue/view/517
Весь выпуск
ФИЛОСОФИЯ
Визуальный синтаксис в социальных сетях
Аннотация
Современные технологии кардинально изменили сферу коммуникации. Одним из интересных проявлений является доминирование визуального способа подачи информации в социальных сетях. Несмотря на то, что фоториторика в социальных сетях обычно не отличается сложностью и ограничивается констатацией отдельных фактов, существуют более сложные фигуры визуального синтаксиса. В статье проанализированы варианты создания двойного смыслового плана изображений, позволяющие разворачивать коммуникацию во времени, а также продемонстрированы визуальные метафоры в социальных сетях на примере образа 2020 года.
Знаки и значения жертвоприношения в романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»
Аннотация
В статье рассматриваются символические средства, выражающие различные значения понятия «жертва» и идею жертвоприношения в романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». Название книги отсылает к алхимическому пониманию философского камня как средства бессмертия. Поскольку основной целью ритуала жертвоприношения является магия правильной смерти и возрождения, то есть бессмертия, философский камень можно трактовать как символ жертвоприношения, а этапы его получения – как этапы ритуала выбора и подготовки будущей жертвы к ее сакрализации. Существует как минимум два критерия типичности жертвы-пострадавшего, и они же являются критериями чистоты души: степень невиновности и тяжесть страданий. На символическом уровне роман описывает превращение жертвы-пострадавшего в сакральную жертву, суть которого – очищение души. Сакральными жертвами могут стать только невинные жертвы, которые сами пострадали, но не заставляли намеренно страдать других. Главным свойством Гарри Поттера как главного героя романа является его готовность к самопожертвованию, которая складывается из таких компонентов, как отсутствие жадности и стремления к власти, а также способности любить, преодолевать страдания и страх, рисковать и бросать вызов запретам во имя любви, принимая как победы, так и поражения.
Д. Чалмерс и Дж. Перри о проблеме зомби и содержании феноменальных понятий
Аннотация
Дэвид Чалмерс и Джон Перри оба истолковывают феноменальные понятия как несводимые к дескриптивным понятиям физических свойств или свойств, которые логически супервентны на них. Но философы делают из этого разные выводы. Д. Чалмерс в «Сознающем уме» утверждает, что эпистемический разрыв между феноменальными и физическими свойствами показывает, что первые не могут быть онтологически отождествлены со вторыми. Дж. Перри же в «Знании, возможности и сознании» утверждает, что мы можем отождествлять феноменальные свойства с физическими, не будучи приверженными редукционизму. В настоящей статье я собираюсь исследовать взгляды Чалмерса и Перри на значение и необходимость, особенно в отношении утверждений тождества, чтобы найти, в чем именно расходятся их способы представления содержания феноменальных понятий.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Акустические пространства драматургических коллажей Фрица Катера
Аннотация
В статье рассматривается «ГДРовская трилогия» Фритца Катера как драматургический коллаж, отличающийся множественностью и гетерогенностью составляющих его элементов, перекодированием смыслов каждого фрагмента в контексте целого, синтезом различных драматургических и эпических техник, элементов музыки, живописи и других видов искусств. Прослеживаются отношения связи, отталкивания, параллелизма, контраста, возникающие между сценами в контексте трилогии. Описывается авторская стратегия построения аудиального образа в пьесе. На примере первой из пьес «Винета (или водомания)» (Vineta (Oderwassersucht), 2001) анализируется прописанная в авторских ремарках звуковая партитура, акцентирующая деление пьесы на две части по принципу золотого сечения. Использованный в статье мотивный анализ показывает, как построенная в духе Джона Кейджа внемузыкальная звуковая палитра пьесы выявляет и усиливает мотив потери – главный мотив первой части, а наступившая в последних сценах тишина помогает высветить возникающий в них мотив стыда. Музыкальные фрагменты пьесы ассоциированы с мифологическим образом затонувшего города, утраченного «рая», процветающей Винеты.
Медиаформаты постдраматического театра
Аннотация
Статья посвящена изучению вопроса бытования постдраматических спектаклей в современной медиасреде, в частности в работе исследуются медиаформаты сайт-специфик спектаклей. Целью настоящего исследования стало выявление механизмов интерактивности, перформативности и иммерсивности в медиаформатах постдраматического театра. Ставится вопрос об объеме и границах понятия «медиаформат», применяемого в медиаисследованиях, в его отношении к театральным практикам. В качестве базовых компонентов понятия «медиаформат» называются технические характеристики и направленность на целевую аудиторию. Выбранная методология позволяет охарактеризовать технические возможности современных медиаформатов для создания эффектов перформативности, интерактивности и иммерсивности. Эмпирической базой исследования послужили подкаст «Театр быта. Сайт-специфические спектакли для повседневных мест и маршрутов» в мобильном приложении «Яндекс. Музыка» и спектакли в приложении «Мобильный художественный театр». Делаются выводы о влиянии технических и вербальных средств интеракции, используемых в мобильных приложениях и в VR-спектаклях, на возникновение эффектов перформативности и иммерсивности в сознании аудитории. Указывается на связь механики рассматриваемых спектаклей с концепциями А. Арто и
Х.-Т. Лемана, в частности делаются вывод о роли аудитории в таких спектаклях.
Свои «чужие»: тенденции развития русской и белорусской драматургии последней трети ХХ ― начала ХХI века
Аннотация
В центре внимания статьи – особенности драматургического процесса в Беларуси и России, исследованные в сравнительном аспекте в советский (1970–1980-е гг.) и постсоветский (1990– 2010-е гг.) периоды. Наша цель – выявить общее и различное в драматургических системах родственных литератур сквозь призму ключевых топосов художественной структуры произведений русских и белорусских авторов – героя, конфликт, хронотоп. Для реализации поставленных задач привлекаются методы компаративистики (сравнительный анализ литературного процесса и авторских моделей), а также историко-литературный. Материалом послужили произведения более 200 белорусских и русских драматургов. Особое внимание уделено творческим индивидуальностям, знаковым для русской (А. Вампилов, Л. Петрушевская, Н. Коляда) и белорусской (А. Макаëнок, Е. Попова, А. Дударев) литературы, отдельным направлениям («новая волна» русской драматургии 1970–1980-х гг.), этапам драматургической жизни («новая драма» 1990–2010-х гг.), эстетически спорным интенциям развития драматургии (практика «нетутэйшых» в белорусской постсоветской драматургии). Научная новизна исследования предопределена тем, что впервые в литературоведении предпринят сравнительный анализ динамики драматургического процесса в Беларуси и России в течение столь длительного времени – четырех последних десятилетий.
СОЦИОЛОГИЯ
Социально-экономическое неравенство как ключевой вызов современности
Аннотация
Статья посвящена исследованию причин, сущности и социальных последствий социально-экономического неравенства в современном мире. На основе экономико-социологического подхода автор исследует эволюцию данного феномена с начала реализации неолиберальных реформ до настоящего времени. В статье доказывается, что ключевой причиной усиления поляризации доходов и богатства в последние десятилетия стали коренные трансформации сферы труда и занятости, а также иные экономические и политические меры, реализуемые в рамках внедрения принципов неолиберализма в хозяйственную практику. Снижение доли трудовых доходов в национальном доходе, размывание связи между ростом производительности труда и заработной платы, демонтаж государства благосостояния и ослабление профсоюзов являются результатом неолиберализации глобальной экономической системы и ключевыми причинами дифференциации доходов и богатства и расширения неравенства в сфере труда.
Особое внимание в статье отведено исследованию неравенства в условиях пандемии COVID-19 и текущего корона-кризиса. Автор приходит к заключению, что рост неравенства и иных социальных проблем в результате пандемии определялся преимущественно социально-экономической политикой государств допандемийного периода. Пандемия COVID-19 выступила «социальным рентгеном», обнажившим народонаселению мира реальное состояние современных общественных институтов.
Электронная информационно-образовательная среда университета: социологический анализ (на примере Самарского университета)
Аннотация
В статье рассматривается понятие электронной информационно-образовательной среды университета и ее структура. Особенности ее реализации анализируются на примере Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева. В статье представлены результаты социологического исследования, целью которого было изучить специфику применения ИОС университета в условиях пандемии covid-19, а также выяснить мнение студентов об особенностях учебного процесса при дистанционном обучении. Чаще всего используемыми компонентами ЭИОС во время дистанционного обучения стали: личный кабинет, система электронного обучения на базе Moodle (do.ssau.ru) и портал университета (ssau.ru). Большинство респондентов считают, что образовательные онлайн-платформы имеют ограниченные возможности для интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей. Студенты в качестве оптимизации процесса обучения онлайн предложили обратить внимание прежде всего на техническое оснащение учебного процесса и разработку бесплатных образовательных онлайн-платформ.
Независимая оценка качества работы учреждений социальной сферы: эволюция законодательных и методологических рамок
Аннотация
Статья посвящена одной из технологий общественного участия в процессах управления государственными процессами – независимой оценке качества работы учреждений, оказывающих услуги в социальной сфере. Автор рассматривает процесс изменения законодательных норм, регламентирующих процесс проведения независимой оценки. Основная цель анализа – показать, каким образом меняется понимание объекта, предмета, методологии и методики проведения оценки. Информационной базой для написания статьи выступили данные отечественных исследователей, а также собственный опыт автора в качестве председателя общественного совета по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания населения (министерство социально-демографической и социальной политики Самарской области), а также в статусе представителя организации-оператора. В ходе анализа ключевых составляющих независимой оценки описываются риски снижения качества данных, расширения практик проведения работ в эконом-формате организациями-операторами, выхолащивания содержания из независимой оценки, и, как следствие, утрата значимости этой технологии общественного контроля.
Историография влияния арабского языка на мосарабский: теория и история (711–1492 гг.)
Аннотация
Данная работа посвящена историографическому аспекту влияния арабского языка на мосарабский язык в период с 711 и по 1492 гг. Основные задачи исследования состоят в следующем: 1) определение и рассмотрение наиболее значимых вопросов в мосарабских исследованиях; 2) выявление научных центров и имен в мосарабских исследованиях; 3) определение характеристик основных научных трудов по изучаемой проблематике; 4) анализ языковых контактов, имевших место в течение исследуемого периода и отраженных в научной литературе. В работе отмечается, что исследования на данную тему отнюдь не многочисленны, в то время как след средневековой арабской Испании остается видимым до сих пор в различных формах, которые делают выбранную тему актуальной. Полученные результаты показывают, что изучаемая проблема не входит в число наиболее исследованных и географически больше всего связана с Испанией, в имеющихся научных трудах вопросы языкового контакта остаются малоизученными. Сфера языкового контакта, применимая к проблеме влияния арабского языка на мосарабский язык, рассматривается в трех измерениях: 1) фонетическом; 2) лексическом и 3) графическом.