Том 26, № 2 (2020)

Обложка

Весь выпуск

Изучение истории Самарского края XVI – начала XX вв.: историографический обзор

Кабытов П.С., Дубман Э.Л., Кабытова Н.Н., Леонтьева О.Б., Смирнов Ю.Н.

Аннотация

Целью статьи является подведение промежуточных историографических итогов изучения истории Самарского края (дореволюционного периода). Исследование базируется на массиве историографических источников – монографий, коллективных трудов, научных статей, материалов конференций, а также учебных пособий и научно-популярных изданий по истории Самарского края. На основе историографического анализа данных трудов выделено несколько этапов изучения истории Самарского края, охарактеризованы основные направления развития региональной истории, прослежены изменения тематических приоритетов и методологических подходов к изучению истории края на каждом из этих этапов. История изучения Самарского края рассматривается на фоне становления системы исторического образования и научно-исследовательских учреждений в Самаре, развития краеведческого движения, появления периодических изданий краеведческого характера, организации научных конференций по региональной истории. Доказывается, что в настоящее время освоение новой методологии и методики исследовательской работы позволило региональной науке выйти на качественно иной уровень, перейти к созданию обобщающих трудов и энциклопедических изданий по истории региона; значительная роль в координации этой работы принадлежит историкам Самарского университета. Изучение истории Самарского края приобрело междисциплинарный характер; сотрудничество представителей разных гуманитарных специальностей, историков и краеведов является важным условием воспитания у читательской аудитории интереса и любви к истории родного края. В заключительной части очерчены возможные перспективы дальнейшей разработки проблем региональной истории.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):8-24
pages 8-24 views

Политика Святого Престола в Испании в 1832–1835 гг.: между карлистами и кристинос

Терещук А.А.

Аннотация

Статья посвящена изучению отдельных аспектов внешней политики Святого Престола в Испании накануне Первой Карлистской войны (1833-1840) и на раннем этапе конфликта. Временные рамки исследования – январь 1832 г. и июль 1835 г. Данные границы определяются двумя важными событиями: рождением инфанты Луизы Фернанды, после которого война за корону после смерти Фердинанда VII стала неизбежной, и изгнанием из Испании Общества Иисуса и последующим отъездом из Мадрида апостольского нунция Л. Амата. Дается обзор основных научных работ, затрагивающих проблемы отношений между Испанией и Святым Престолом в изучаемый период. Источником для проведенного исследования послужили документы апостольской нунциатуры в Мадриде, хранящиеся в Ватиканском секретном архиве, в архиве Государственного секретариата, в фонде «Внешняя политика». Была изучена переписка нунциев в Испании Ф. Тибери и Л. Амата с государственным секретарем Святого Престола Т. Бернетти. Проанализирована информация, которую оба дипломата сообщали руководству относительно хода войны и дальнейших перспектив карлистского движения. Данная информация влияла на решения Григория XVI и Т. Бернетти относительно курса внешней политики в Испании. Святой Престол до конца конфликта не признал ни дона Карлоса в качестве законного короля, ни Изабеллу в качестве королевы. Разрыв отношений с правительством в Мадриде в 1835 г. привел к серьезным политическим последствиям для Церкви в Испании в XIX веке.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):25-32
pages 25-32 views

Эмиссионная политика дореволюционного (царского) Правительства России в годы Первой мировой войны и ее последствия: цифры и факты

Гвоздков Ю.Ю.

Аннотация

В центре исследования находится политика дореволюционного (царского) Правительства России в области эмиссии бумажных денежных знаков во взаимосвязи с Первой мировой войной. На фоне общего анализа исторических событий и экономической обстановки в статье раскрываются причины изменения эмиссионной политики в России, выявляются последствия этой политики в преображении финансовой системы, а также в трансформации денежного обращения. Доказывается, что, признав участие в войне чрезвычайным обстоятельством, требующим значительных финансовых ресурсов, правительство было вынуждено отменить обмен кредитных билетов на золото, а Государственному банку  предоставить право на дополнительную эмиссию денежных знаков. На основе анализа статистических данных устанавливается, что неоднократное продление Государственному банку права на эмиссию не покрытых золотом бумажных денежных знаков не только обеспечило Россию источником финансирования войны, но и в совокупности с другими факторами привело к инфляции. Основной целью проведенного исследования является подтверждение того, что изменение в России подхода к выпуску в обращение денежных знаков в связи с участием в войне и проведение курса на покрытие дефицита бюджета за счет эмиссии денег стали одними из основных причин последующих кризисных явлений и процессов в экономике страны. Исследование основывается на нормативных актах и статистических данных рассматриваемого периода времени с привлечением работ ведущих экономистов начала XX века, содержащих сведения об эмиссионной политике в России в годы ее участия в Первой мировой войне. В статье делается вывод, что изменение в России эмиссионной политики и ее продолжение в ходе участия в Первой мировой войны было обусловлено только необходимостью восполнения финансовых расходов, вызванных участием в войне. Вместе с тем такая политика в дальнейшем привела к дезорганизации денежного обращения и всей финансовой системы, отрицательно сказалась на экономике страны в целом.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):33-40
pages 33-40 views

Антикрестьянские мероприятия органов ВЧК в Поволжье и Приуралье в годы Гражданской войны

Мистрюгов П.А.

Аннотация

Крестьянство Юго-Востока Европейской России, испытавшее гуманитарную катастрофу из-за разорительной политики высшего партийно-советского руководства, было вовлечено во все формы гражданского противоборства, однако противостояние крестьянства с властью приняло наиболее масштабные размеры и отличалось огромным разрушительным потенциалом. Анализ мероприятий органов ВЧК позволяет выявить репрессивную мотивацию большевиков, монополизировавших власть в советах и блокировавших инициативы крестьян, рассмотреть участие и функциональную роль, которую сыграли органы ВЧК в подавлении крестьянских протестов. На примере исследования участия органов ВЧК в подавлении Чапанного восстания, восстания «Черного орла и Земледельца» и Сапожковского восстания, а также действий чрезвычайных структур по отношению к партизанским отрядам крестьян в 1920-е гг. автор показал контрольно-надзорные, следственно-судебные, внесудебные и военные методы, использовавшиеся органами ВЧК. Для исследования данной проблемы им были использованы как опубликованные, так и неопубликованные документы ординарных и чрезвычайных советских органов власти и управления, находящиеся на хранении в Центральном архиве Федеральной службы безопасности России, Национальном архиве Республики Башкортостан, Государственном архиве Саратовской области, Государственном архиве новейшей истории Саратовской области, Центральном государственном архиве Самарской области, архиве Управления ФСБ по Оренбургской области. В ходе проведенного исследования автор доказал, что органы ВЧК в своей деятельности отражали интересы высшего партийно-советского руководства РСФСР, нацеленного на обеспечение бесперебойного выполнения военно-мобилизационных и хозяйственно-экономических мероприятий. Крестьянство Самарской и Саратовской, Оренбургской и Уфимской губерний было заложником планов Центра, и его интересы были подвергнуты забвению.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):41-48
pages 41-48 views

К вопросу об итогах и перспективах изучения экономики России в годы Гражданской войны в отечественной и зарубежной историографии

Кондрашин В.В.

Аннотация

В статье автор анализирует итоги и перспективы изучения экономики России в годы Гражданской войны в отечественной и зарубежной историографии. Указывает возможные направления дальнейшей исследовательской работы этого важного аспекта рассматриваемой проблемы. Актуальность темы обусловлена поставленной руководством страны перед Институтом российской истории РАН задачей создания новой версии академической истории России, в которой события Великой российской революции и Гражданской войны 1917–1922 гг. занимают особое место и остаются одной из самых дискуссионных проблем в современной исторической науке. Данное исследование основано на принципах историзма и многофакторности исторического процесса, которые реализованы автором с помощью историко-сравнительного, историко-биографического и диалектического методов изучения указанной проблемы. На основе анализа значительного комплекса монографических работ, посвященных экономике страны в годы Гражданской войны или затрагивающих отдельные аспекты данной теме, автор статьи сделал вывод о ее недостаточной изученности, особенно на региональном уровне, и указал на необходимость активизации исследовательской работы в данном направлении на новых источниках.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):49-54
pages 49-54 views

Сталинградская битва в дневниковых записях младшего лейтенанта Рудницкого

Романова Г.А., Романов Н.Н.

Аннотация

Авторы статьи исследуют события Сталинградской битвы через призму дневниковых записей младшего лейтенанта З.С. Рудницкого. Авторы поставили перед собой ряд задач для раскрытия темы: показать роль ПВО и ее вклад в победу под Сталинградом; оценить уровень материально-технического снабжения Красной армии, оценить значение фронтовых дневников как исторического источника. Актуальность данной темы объясняется необходимостью понимания процессов, в результате которых родилась величайшая военная победа Второй мировой войны, а также возросшим интересом к дневникам как историческому источнику, который исследователи относят к так называемой «мягкой» коммуникативной памяти. Новизна исследования заключается во введении в научный оборот ранее неизвестного источника – фронтового дневника З.С. Рудницкого, который он вел на протяжении всего Сталинградского сражения. Ценность представленного источника состоит в отображении непосредственного восприятия войны глазами молодого девятнадцатилетнего лейтенанта. Работа с материалами дневниковых записей позволила углубить представления о снабжении и вооружении защитников Сталинграда, их моральном состоянии, бытовых проблемах. Исследование выполнено в рамках проблемного поля memory studies с использованием ретроспективного, сравнительно-исторического, междисциплинарного методов.
На основе анализа фронтовых будней младшего лейтенанта Рудницкого, который в составе 303 артиллерийско-зенитного полка воевал на Сталинградском фронте, сделан вывод, что ежедневный воинский подвиг артиллеристов-зенитчиков позволил перекрыть небо над городом для немецкой авиации, особенно в период контрнаступления. Ценность этого подвига становится еще более очевидной на фоне крайне тяжелого состояния и нехватки техники, оборудования, бытовых неудобств. Сделан вывод о необходимости введения в научный оборот дневников, существенно расширяющих круг исторических источников.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):55-61
pages 55-61 views

Деятельность вузов города Куйбышева в экстремальных условиях военного времени

Рябов В.В., Козловская Г.Е.

Аннотация

В статье авторы рассматривают актуальную проблему деятельности региональной системы высшего образования в экстремальных условиях военного времени. Эти условия для институтов г. Куйбышева возникли в связи с началом Великой Отечественной войны и определялись нормативными правовыми актами, принятыми центральными и областными государственными и партийными органами. Согласно этим актам, практически все вузы лишались большей части учебных корпусов, а некоторые из них подлежали закрытию. Лаборатории и учебное имущество из конфискованных помещений перемещались на склад и теряли ценность для учебного процесса. Коллективы и директора куйбышевских институтов выступили против их закрытия и предложили планы перестройки их деятельности в экстремальных условиях военного времени. Учебный процесс был организован на оставшихся собственных площадях, а также в арендованных помещениях школ и техникумов в вечернее и даже ночное время. Разносторонняя деятельность институтов – учебная, научно-исследовательская, идейно-воспитательная, общественная, хозяйственная – была перестроена в соответствии с актуальными целями и задачами государства. В общих чертах показан вклад куйбышевских институтов в Победу. Авторы статьи пришли к выводу, что только сверхнапряжением духовных, интеллектуальных и физических сил профессорско-преподавательского состава и студентов, их твердой гражданской позиции, а также поддержке местных партийных и государственных органов удалось сохранить куйбышевские вузы как систему высшего образования, ставшую в послевоенный период одним из главных аргументов в пользу создания на территории Куйбышевской области мощного индустриального центра.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):62-69
pages 62-69 views

Предпосылки цифровой трансформации российской системы образования

Бороненко Т.А., Федотова В.С.

Аннотация

Сегодня отмечается тенденция цифровой трансформации разных сфер жизнедеятельности человека. Многие научные исследования описывают последствия цифровой трансформации образования, характеризуют способы адаптации участников образовательных отношений к условиям новой цифровой среды, рассматривают вопросы формирования цифровых компетенций педагогов и цифровой грамотности обучающихся. При этом причины, которые актуализируют «цифровые» преобразования, не изучаются. Авторы статьи ставят целью исследования выявление внешних и внутренних факторов, которые определяют цифровую трансформацию российской системы образования на современном этапе развития общества. Авторы строят модель причинно-следственной связи цифровой трансформации системы образования. Методологическую основу исследования составили принципы системного подхода. Цифровая трансформация образования позиционирована как система преобразований, которые оказывают комплексное преобразующее воздействие. Это воздействие основано на учете многообразия взаимосвязей между компонентами системы образования. Авторы обосновывают характер цифровой трансформации как масштабного преобразования, как процесса внедрения цифровых технологий, как повышение качества результатов образовательного процесса. Факторы и результаты цифровой трансформации рассмотрены в различных проекциях. В соответствии с идеями системного подхода сущность цифровой трансформации реализована в виде модели причинно-следственных связей цифровой трансформации системы образования. Модель причинно-следственной связи цифровой трансформации образования позволяет системно видеть тренды развития российского образования и в перспективе вырабатывать правильные стратегии повышения его качества и конкурентоспособности. Использование цифровых технологий в образовательном процессе предусматривает рациональную оценку их необходимости для решения конкретных образовательных задач. Основная роль цифровых технологий состоит в технологическом совершенствовании образовательного процесса, расширении дидактических возможностей педагога, активизации и мотивации личного взаимодействия педагога и обучающихся.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):70-78
pages 70-78 views

Физическое благополучие педагогов как фактор эффективности профессиональной деятельности

Виноградова Г.А., Чапала Т.В., Илич М.

Аннотация

Актуальность проблемы в представленном исследовании связана с кардинальными изменениями в системе современного российского образования, которые, с одной стороны, носят положительный характер, а с другой – обусловливают психоэмоциональное напряжение. Педагог, переживая состояние стресса, негативно влияет на учеников, перенося на них свои отрицательные эмоции и оказывая подчас негативное воздействие. Даже те учителя, которые стараются сдерживаться, также склонны к синдрому эмоционального выгорания и психосоматическим болезням в данных условиях. Статья посвящена выявлению и анализу когнитивных и эмоциональных изменений у педагогов и соотнесению их с нозологической формой сердечнососудистой патологии, выявлению особенностей психологического, эмоционального состояния в зависимости от установленного ранее диагноза. Психический статус преподавателя отражается в его личности изменениями моделей поведения. Представленные в статье материалы базируются на результатах исследований физического благополучия педагогов и его влияния на качество решения педагогических задач. Исследование проводилось на базе терапевтического отделения поликлиники № 1 г. Тольятти. Экспериментальные данные подтверждают, что стрессовые ситуации, характерные для педагогической деятельности, провоцируют заболевания, которые являются ответом на внешние отрицательные воздействия.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):79-83
pages 79-83 views

Возможности ассоциативного метода изучения текста при проведении вузовских занятий по литературоведческим дисциплинам

Голубков С.А.

Аннотация

В статье идет речь о продуктивных возможностях ассоциативного метода изучения художественного текста на вузовских занятиях по литературоведческим дисциплинам. Креативное мышление обучающегося характеризуется способностью генерировать новые и порой неожиданные смысловые связи. Творческое мышление во многом зависит от так называемой ассоциативной гибкости. Есть несколько областей в вузовском преподавании литературоведческих дисциплин, в которых эффективен ассоциативный метод изучения текста. Это области, обусловленные спецификой типа художественного мышления, особенностями конкретного жанра, индивидуальной манерой писателя. Метод развития ассоциативного мышления важен при изучении лирической прозы, где велик удельный вес подтекстных смысловых нюансов. Еще одна область литературоведения, в которой уместен ассоциативный метод осмысления текста, – это изучение иронии, включая пародию как «ироническую стилизацию». Сам процесс смехового переиначивания «чужого» слова предполагает наличие потенциального арсенала ситуативных ассоциативных отсылок. При этом на занятиях по литературоведческим дисциплинам используются не только художественные тексты, входящие в основной корпус отечественной литературы, но и тот круг явлений, который относится к так называемой «творческой лаборатории» литератора: писательские дневники, записные книжки, рабочие записи, эпистолярное наследие. Метод ассоциативного изучения текста может быть востребован в ходе занятий по «Практической поэтике», на которых обучающиеся постигают все сложности художественной формы литературного произведения. Использование ассоциативного метода изучения литературного текста помогает лучше понять природу диалогового взаимодействия писателя и читателя, ведь литературное произведение есть не что иное, как «реплика» в непрекращающейся коммуникации автора и реципиента его творения. В этой коммуникации есть свои скрытые языки. Литературное произведение можно назвать смыслоемким пространством встречи и соприкосновения ассоциативных полей писателя и читателя. Образовательные задачи, которые позволяет решить ассоциативный метод обучения, разнообразны. Такая технология способствует эффективному усвоению специальной терминологии; пониманию внутренних системных связей в литературном тексте; установлению значимых связей между конкретным литературным явлением и историко-литературным контекстом, культурной эпохой; формированию и обогащению связей между конкретной писательской манерой (стилистическим своеобразием) и национальным фондом русского языка; выявлению перекличек между конкретным литературным явлением и национальным культурным кодом; определению баланса традиционного и новаторского применительно к конкретному литературному тексту.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):84-89
pages 84-89 views

Акмеологические ресурсы развития личности в парадигме гуманистической педагогики

Куриленко Л.В.

Аннотация

В статье исследуется проблема взаимодействия личности и общества, которое в совокупности детерминирует идентификацию и дифференциацию уникального и всеобщего с целью пропорционального развитии личности в обществе. Доказываются необходимость и возможность развития уникального и всеобщего на основе принципов гармонии и единства. Утверждается, что пропорциональное развитие личности в обществе обеспечивается благодаря акмеологическим постулатам, выполняющим роль пускового механизма. Предложены и обоснованы акмеологические условия развития личности с опорой на идею гармонизации уникального и всеобщего, в роли которых выступают условия: для роста самости личности, развития ее эмоциональной сферы, создания благоприятной среды и условий для освоения системы социальных ролей. В совокупности все они и представляют акмеологические ресурсы развития личности. В результате выявления и аргументирования группы акмеологических условий выделяется ряд закономерностей, благодаря которым решаются задачи гармоничного развития на фоне всеобщего и идентификации уникальности личности со всеобщим.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):90-94
pages 90-94 views

Вузы культуры: современное состояние, цели и задачи развития

Курина В.А., Куруленко Э.А.

Аннотация

В статье представлено мнение авторов о современном состоянии профессиональной подготовки кадров в вузах культуры с учетом новых социальных условий и требований, сформулированных в документах модернизации образования, а также стратегических целей и задач развития сферы культуры в Российской Федерации. Актуальность выбранной темы определяется необходимостью решения вопросов подготовки высококвалифированных кадров для сферы культуры и искусств с учетом современных требований к специалистам, а также положений «Основ культурной политики РФ». Возникает проблема, связанная с определением путей разрешения выявленных недостатков в процессе развития культуры в стране, что сказывается на сохранении в социуме культурных ценностей и нарушает деятельность по передаче культурного наследия следующим поколениям. В связи с этим можно сформулировать цель статьи, которая заключается в теоретическом обосновании современного состояния вузов культуры, занимающихся подготовкой специалистов для социокультурной сферы, и представлении практического решения возникших проблем. Для изысканий по выбранной теме использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ, синтез, структурно-функциональный, логический. Особое внимание в статье уделено анализу официальных документов по развитию культуры в РФ, а также рассмотрению деятельности вузов культуры России и творческих зарубежных вузов. В результате проведенного исследования определены недостатки, тормозящие развитие культуры в РФ и конкретных регионах, а также возможные пути разрешения имеющихся проблем. Кроме того, представлен практический опыт решения целей и задач, обозначенных в Стратегии развития культуры. Сделаны выводы, обобщения и даны рекомендации по решению обозначенных проблем в развитии культуры.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):95-101
pages 95-101 views

Подготовка научно-педагогических работников неязыкового направления к межкультурному общению и взаимодействию

Меркулова Л.П., Кашина Е.Г.

Аннотация

В статье рассматривается проблема овладения научно-педагогическими работниками практическими навыками межкультурного общения и взаимодействия. Авторами изучается отечественный и зарубежный процесс подготовки научно-педагогических работников неязыкового направления к международной педагогической интеграции с точки зрения его возможных образовательных результатов. Доказывается необходимость ориентации научно-педагогических работников на комплексную оценку современных подходов педагогики и профессионального образования в стране изучаемого языка и их сравнение с принятыми подходами в Российской Федерации. В исследовании применяются методы моделирования, контент-анализ существующих рабочих программ в высших учебных заведениях, теоретический обзор исследований, схожих с рассматриваемой проблемой. Авторы приходят к заключению, что международной интеграции научно-педагогических работников способствует применение методов интерактивного обучения. Результаты могут применяться в системе высшего образования при разработке рабочих программ и оценочных средств. Положения исследования рекомендуются преподавателям вузов; специалистам, которые занимаются оптимизацией обучения, корректировкой содержания образовательного процесса с ориентиром на современные тенденции рынка труда.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):102-106
pages 102-106 views

Инновационная направленность деятельности преподавателя вуза

Руднева Т.И.

Аннотация

В статье идет речь о значительных изменениях в учебном процессе современного вуза, акцентируется внимание на смене мотивации и ценностных ориентаций преподавателей инновационного вуза в связи со всемирной глобализацией. Обращается внимание на характеристики современного образования как новой социальной отрасли, обусловленной цифровой экономикой и новым поколением обучающихся. В статье отмечается, что цифровое обучение (такое понятие введено в тезаурус профессиональной педагогики) задает новые черты педагогической деятельности, встречая сопротивление части преподавателей, не готовых к применению электронных средств и выполнению новых профессиональных функций, например мониторинга результатов обучения. Увеличение учебно-методической нагрузки вызывает недоверие преподавателей к проводимым в образовании реформам, а порой и профессиональную деформацию. Доказывается, что качество образования обусловлено не только цифровыми технологиями, но и качеством образовательных условий, профессионально-педагогической компетентностью преподавателя. Вместе с тем требуется методическое сопровождение опытных преподавателей для адаптации к инновациям и начинающих с целью компенсации недостающих знаний, умений и навыков при выполнении инновационных задач. В статье дается ссылка на опыт организации повышения квалификации преподавателей Самарского университета, суть которого заключается в том, что результаты исследования актуальных педагогических проблем его преподавателями становятся основой для определения содержания программ в системе дополнительного образования.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):107-111
pages 107-111 views

Лингвопрагматические параметры англоязычных медицинских научных текстов малого формата

Голубых А.А.

Аннотация

В статье рассматриваются лингвопрагматические особенности аннотаций высокорейтинговых англоязычных журналов по медицинской проблематике. Стремительное развитие медицинской науки, с одной стороны, и возрастающая роль научного дискурса как источника достоверного опытного знания – с другой, мотивировали настоящее исследование. Особое внимание уделяется функционированию английских медицинских лингвистических маркеров в малоформатных текстах современного научного дискурсивного пространства, а именно – в аннотациях, поскольку они представляют собой краткие, лаконичные тексты, описывающие основные результаты и методы научных исследований. Целью данной статьи является изучение лингвопрагматических параметров малоформатных англоязычных медицинских текстов из сферы научной коммуникации. В ходе исследования, эмпирический материал которого составили современные научные труды 2019–2020 гг., зафиксированные в высокорейтинговых медицинских журналах BMC Medicine, BMJ Open, The Lancet Infectious Diseases, были проведены сбор, анализ, описание и классификация данных. Анализ аннотаций научных статей позволил обнаружить наиболее популярные проблемы медицинских исследований, тем самым обозначая основные тенденции в развитии современной медицины. Медицинские лингвистические терминологические маркеры не только формируют исследуемый концепт ‘medicine’, но и активно пополняют его благодаря проведению и наименованию новых научных медицинских исследований, выявлению заболеваний, современных методов диагностики и лечения. Наблюдения показали, что высочайшие человеческие ценности – жизнь и здоровье, лежащие в основе медицинских исследований, формируют прагматический потенциал рассматриваемых научных текстов, который затем расширяется использованием компрессивов и аббревиатур, метафор, метонимий и аллюзий, а также графических выделений, являющихся наиболее популярными и яркими лингвопрагматическими особенностями аннотаций англоязычных медицинских статей. Вышеперечисленные особенности позволяют заключить, что данные малоформатные тексты выполняют не только информативную, но и прагматическую функцию.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):112-120
pages 112-120 views

Использование электронного курса в обучении русскому языку начинающих (на примере китайских студентов)

Бо Г.

Аннотация

В данной статье речь идет об особенностях использования различных электронных курсов в процессе обучения русскому языку как иностранному китайских студентов, начинающих изучать русский язык. Автор подробно описывает те трудности, с которыми сталкиваются китайские студенты в процессе обучения русскому языку как иностранному, а также дает краткую характеристику опыта российских авторов различных курсов русского языка, предназначенных для китайских студентов. Также автор проводит сравнительную характеристику электронных курсов РКИ для иностранных студентов, анализируя достоинства и недостатки этих курсов. Основными электронными курсами, которые проанализировал автор, были такие, как: «Успех+», Learn Russian, Russian for Everyone, «Образование на русском», «Краски», 3 ears, «Интерактивные авторские курсы Института Пушкина», а также современный электронный учебник «Золотое Кольцо 1». По итогам исследования наиболее подходящим для обучения китайских студентов первого года обучения русскому языку автором был признан электронный курс «Интерактивные авторские курсы Института Пушкина», поскольку именно в нем представлена наиболее полная и хорошо скомпонованная система обучения, включающая тексты, аудио- и видеоматериалы, а также многочисленные разноплановые задания, направленные на повышение эффективности процесса овладения русским языком. В качестве итога автор акцентирует внимание на том, что в процессе применения электронных курсов в обучении китайских студентов русскому языку основной акцент должен быть сделан на развитии вторичной языковой личности обучающегося, а также на формировании ряда необходимых компетенций китайских студентов первого года обучения.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):121-126
pages 121-126 views

Сравнительный анализ методов и типов креолизации англоязычных и русскоязычных научно-технических текстов (на примере текстов железнодорожного дискурса)

Терпак М.А., Абдрахманова Л.В.

Аннотация

В данной статье представлены и проанализированы русскоязычные и англоязычные научно-технические тексты железнодорожного дискурса с целью выявить, описать и сравнить характерные для данных языков типы и методы креолизации текстов специального назначения. В своем исследовании авторы опираются на современные теории по проблематике креолизованных текстов, выделяя тексты научного стиля как отдельный объект изучения. Анализируются организация научно-технического текста с точки зрения насыщенности специальных текстов вербальными и невербальными средствами передачи информации и их количественное соотношение. Авторы детально рассматривают связность элементов внутренней организации текстов научного дискурса (структурной, смысловой и функциональной). Целью данного исследования стало изучение методов и типов креолизации узкоспециализированных текстов научной тематики на английском и русском языках (в рамках железнодорожного дискурса) с последующим сравнительным анализом, выявляющим схожесть и отличия в способах и видах формирования информативной базы английских и русских текстов. В качестве источников эмпирического материала использовались русскоязычные и англоязычные учебно-методические, научные, периодические издания. Железнодорожный дискурс (как речевой, так и текстовый) представляет собой малоизученное лингвистическое явление. Результаты сравнительного анализа текстов данного дискурса с точки зрения использования невербальных средств передачи информации, классификация креолизованных текстов по взаимодействию их компонентов, описание языковых и визуальных средств актуальны для современных мультидисциплинарных исследований. Выводы, сделанные на основе проведенного исследования, помогут авторам, публикующим статьи в зарубежных англоязычных изданиях, организовать текст, обладающий аутентичными характеристиками.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):127-136
pages 127-136 views

Системные отношения между словообразовательными типами глаголов со значением негативных последствий действия

Годизова З.И., Ван Ц.

Аннотация

Статья посвящена описанию системных отношений между словообразовательными типами, соответствующими способам глагольного действия со значением негативных последствий действия. Это группа префиксальных и конфиксальных глаголов, в которых отрицательные последствия действия вызваны чрезмерной интенсивностью или длительностью действия. Цель статьи – выявить возможные системные отношения, возникающие между глаголами указанных способов действия. В процессе исследования использованы методы наблюдения, описания, функционально-семантического анализа, компонентного анализа. В качестве источников языкового материала использованы произведения русских писателей (С.А. Алексиевич, В.П. Астафьева, В.В. Быкова, Ф.М. Достоевского, А.И. Куприна, О.А. Славниковой, В.И. Шукшина), выделенные из Национального корпуса русского языка. На основании проведенного исследования установлено, что между различными словообразовательными типами возможны отношения словообразовательной синонимии, когда выражаются тождественные словообразовательные значения производными с разными аффиксами и с общей производящей основой. Такой тип словообразовательной синонимии выявлен в рамках тотального способа действия (с приставками из- и вы-) и чрезмерно-кратного способа действия (с конфиксами из-…-ся и вы-…-ся). Между различными словообразовательными типами с одной и той же приставкой выявлены и отношения энантиосемии (глаголы с приставками об-, за-, на-). В этом случае при сочетании приставки с разными группами мотивирующих глаголов возникают противоположные значения – повышенной и ослабленной интенсивности действия – за счет актуализации разных сем, содержащихся в пространственном значении приставки.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):137-143
pages 137-143 views

Концепт «Германия» в учебниках немецкого языка для начального уровня: лингвокультурные маркеры

Шукман В.Э.

Аннотация

Данная статья посвящена анализу лингвокультурных маркеров концепта «Германия» в учебниках немецкого языка для иностранцев начального уровня (А 1). Центральным в исследовании является вопрос, с помощью каких языковых средств авторы учебников предлагают обучающимся информацию о Германии и структурируют ее в рамках образовательного дискурса. Целью является определение того, какие репрезентанты формируют концепт «Германия» в учебниках немецкого языка начального уровня, на какие группы их можно категориально разделить, каковы их количественное соотношение и комбинаторика в разных учебниках данного типа. Эта цель определила следующие задачи: отбор лексических средств, репрезентирующих концепт «ФРГ» во всех разделах учебников, распределение отобранных репрезентантов по категориям, разработанным в исследовании, сравнительный анализ способов вербализации (лексического наполнения) категорий как в отношении каждого учебного пособия, так и в сравнении их друг с другом, инфографическое представление полученных результатов. Основными методами исследования являются дискурсивно-концептуальный и сравнительный анализ. Эмпирическим материалом в качестве источников фактического материала послужили репрезентативные учебники немецкого языка для иностранцев Berliner Platz 1 NEU, Netzwerk A1.1, Netzwerk A1.2, а теоретической основой исследования – фундаментальные труды по когнитивной лингвистике С.А. Аскольдова (Алексеева), В.З. Демьянкова, Е.С. Кубряковой, В.И. Карасика, Ю.С. Степанова и других ученых, которые определили понятие концепта и концептосферы. Представленные в статье результаты концептуального и сравнительного анализов получены на основе исследования, проведенного в Германии в сотрудничестве с германистами Вюрцбургского университета и специалистами языкового центра университета, они являются значимыми и уникальными. Актуальность и новизна данного исследования состоит в обосновании тезиса, что в результате активной миграции и притока иностранцев – представителей различных стран и культур в современную ФРГ концепт «Германия» в учебниках немецкого языка для иностранцев должен быть лингвистически корректно репрезентирован, чтобы он был актуальным и полезным для представителя любой культуры, а также позитивно изображал Германию как место для жизни, работы, инвестиций, учебы и туризма. Поэтому было важно определить и сравнить, с помощью каких языковых средств репрезентируют концепт «ФРГ» именно современные учебники немецкого языка для иностранцев, которые используются в большинстве языковых центров Германии, а также в России, насколько сформированные в итоге концептосферы актуальны для жизни, бизнеса и туризма в современной ФРГ.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):144-153
pages 144-153 views

Жанровая типология немецкоязычных городских хроник позднего Средневековья и раннего Нового времени

Дунаев А.Е.

Аннотация

В ранненововерхненемецкий период происходят интенсивная перестройка и развитие жанровой системы немецкого литературного языка. В сфере историографии важнейшее место в эту эпоху (XIV–XVI вв.) принадлежало хроникальным сочинениям, прежде всего городским хроникам, развившимся в том числе из городских анналов и обязанным своим возникновением как потребности (высших) городских слоев в легитимации городских структур, так и общему интересу бюргерства к истории. Помимо легитимации, городским хроникам – как официальным, т. е. создававшимся по заказу магистрата, так и частным (т. е. посвященным истории родного города, но созданным по личной инициативе автора) – были присущи информирующая, дидактическая и развлекательная функции. Для хроник были характерны синкретизм и интертекстуальность, т. е. включение в повествование грамот или иных официальных документов (или их фрагментов). Несколько отличались авторы и реципиенты официальных и частных хроник: если авторами первых обычно становились городские писцы или высокообразованные монахи, то частные хроники могли создаваться и рядовыми бюргерами, что стало возможно благодаря распространению грамотности среди мирян на исходе Средневековья. Многие официальные хроники изначально предназначались для ограниченного круга ратманов (т. е. членов городского Совета) и не были рассчитаны на широкую рецепцию. Основными жанрово-композиционными формами городских хроникальных сочинений являлись сообщение (Berichten) и рассказ (Erzählen) с сильной оценочной компонентой. Язык хроник определялся авторским идиостилем и варьировался в широких пределах: от четких синтаксических структур с преобладанием гипотаксиса и богатым арсеналом стилистических средств вплоть до безыскусных паратактических структур с простым перечислением фактов. Типично для языка хроник частое употребление обстоятельств временнóго значения. В глазах современников хроники являлись не столько литературным жанром с четкими композиционными и стилистическими образцами, сколько письменно зафиксированной историей.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):154-163
pages 154-163 views

Динамика репрезентации концепта «America» в американском фотографическом дискурсе XX века

Шевченко В.Д., Комаров А.В.

Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу эволюции концепта «America» на примере номинативной парадигмы американского фотографического дискурса. Авторы полагают, что практическая значимость настоящей статьи заключается в возможности использования результатов исследования на занятиях по практическому иностранному языку и американистике посредством полного «погружения» обучающихся в лингвокультурную картину мира Соединенных Штатов Америки благодаря таким характеристикам американских фотографий, как наглядность и аутентичность. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения влияния, оказываемого американским фотографическим дискурсом на художественную и социально-политическую сферы жизни общества. Цель статьи заключается в исследовании конституентов концепта «America» в динамике с точки зрения лингвосинергетического подхода, предполагающего наблюдение за динамикой языковой системы на протяжении продолжительного периода времени. Авторы рассматривают особенности американского фотографического дискурса как сложного коммуникативного явления, анализируют взаимодействие и взаимовлияние живописи и фотографии в рамках американской художественной традиции. В работе также исследуется структура и семантические особенности макроконцепта «America», анализируются микроконцепты «Area», «Human», «Architecture», «Environment», «History», «Culture», с помощью которых происходит актуализация макроконцепта «America». Авторы приходят к выводу, что номинативная парадигма американского фотографического дискурса отличается наличием антропоцентричности, заинтересованности фотохудожников в новых объектах («Hi-Tech», «Human» / «Nude»), поиске новых форм художественной фотографии. Эволюция номинативной парадигмы выражается в снижении количественных показателей репрезентантов концептов «Racism» и «The Great Depression» вследствие объективных социально-исторических факторов.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):164-168
pages 164-168 views

Национальная идентичность и ее вербальное отражение в англоязычном медиадискурсе

Мосягина М.С.

Аннотация

В статье анализируется отражение национальной идентичности в современном англоязычном медиадискурсе. Проблема национальной идентичности является в наши дни одной из приоритетных в гуманитарном знании, однако в лингвистике она, как правило, остается вне поля зрения исследователей. Между тем в лингвистической литературе неоднократно отмечалось, что в современном мире в условиях его глобализации возрастает интерес ко всему национальному. Осуществленное в статье рассмотрение национальной идентичности на основе лингвистических подходов содействует как введению вопросов национальной идентичности в сферу лингвистического анализа, так и установлению ее специфики конкретно в англоязычном медиадискурсе. В роли последнего выступили новостные медиатексты ведущих изданий британской прессы за 2019 год (конкретно ежедневных газет The Independent и The Guardian). Отмеченные факты свидетельствуют о новизне и актуальности исследования. Было уточнено лингвистическое понятие идентификации как соотнесения индивида с социальной группой или этносоциальной общностью. В статье был также развит подход к дифференциации жанров медиадискурса; особо подчеркнуто, что выявленные лингвистические способы актуализации национальной идентичности касаются только жанра новостных сообщений, в которых субъективное представление фактов исключается. Тем не менее автор находит способы выразить свою сопричастность британской нации средствами модальности, а также через подбор цитат, которые соответствуют его пониманию событий и, как следствие, оказываются средством авторской национальной самоидентификации в плане его солидарности с авторами цитат как представителями британской нации. Данное исследование осуществлялось с использованием контекстуального метода, описательного метода и метода коммуникативного анализа, которые позволили выявить разнообразные средства-репрезентанты национальной идентичности автора.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):169-175
pages 169-175 views

Рецензии

Рецензия на книгу: Матвейчук А.А. Очерки истории нефтяной промышленности России. М.: Древлехранилище, 2020. 346 с.

Курятников В.Н.

Аннотация

Дана высокая оценка монографии по истории нефтяной промышленности России. Проанализированы основные направления ее развития, кадровый вопрос. Выявлен значительный вклад автора в объективное освещение ключевых тем из истории нефтяной отрасли, в том числе мало исследованных и дискуссионных.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(2):176-180
pages 176-180 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах