Том 26, № 1 (2020)

Обложка

Весь выпуск

Народы Среднего Поволжья в сочинениях и архивных материалах Г.Ф. Миллера

Шкердина Н.О.

Аннотация

В статье автор впервые в региональной историографии осуществил комплексный историографический анализ сведений по этнографии, лингвистике, религиоведению, региональной истории, общественно-политической и социокультурной жизни финно-угорских и тюркских народов Среднего Поволжья, содержащихся в работах выдающегося немца, историка, географа, этнографа Г.Ф. Миллера. Ценность представленного материала заключается в исследовании в том числе собранных ученым копий уникальных исторических документов, рукописей неизданных произведений, многочисленных заметок и других редких материалов. Актуальность темы обусловлена разработкой перспективного направления исторических исследований – раскрытия проблемы взаимоотношения власти и общества на примере развития регионов России в XVIII в. в трудах Г.Ф. Миллера. Данное исследование основано на принципах историзма и многофакторности исторического процесса, реализованных благодаря историко-генетическому, историко-сравнительному, историко-биографическому, диалектическому и типологическому методам. Автор сделал вывод, что сочинения ученого позволили не только произвести детальное описание духовной и материальной жизни представителей тюркских и финно-угорских народов Средневолжского региона, определить их этноконфессиональную характеристику, но и принять к сведению исторические, географические и геополитические условия, повлиявшие на их развитие и интеграцию в социокультурное, общественно-политическое и социально-экономическое пространство Российской империи. Научное наследие Г.Ф. Миллера также способствовало созданию системы методологических основ архивного дела и источниковедения. Потенциал этого наследия для осуществления разнообразных исследований высок, в том числе благодаря рукописному архиву историка на немецком языке в фондах Российского государственного архива древних актов, содержащему обширный массив уникальных исторических документов, не введенных в научный оборот.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):8-16
pages 8-16 views

«Тигр революции» – Г.А. Гершуни

Леонов М.И.

Аннотация

Автор статьи исследует жизненный путь и общественную деятельность основателя и лидера партии эсеров и Боевой организации, организатора покушений на министра внутренних дел Д.С. Сипягина, губернатора Н.М. Богдановича, генерал-губернатора князя И.М. Оболенского. Актуальность заявленной темы объясняется интересом к революционным событиям и личностям в России, переосмыслением и новым их прочтением благодаря современным реалиям и фактам, воссозданным благодаря сравнительно-историческому и историко-биографическому методам. Автор заключает, что в первую очередь благодаря усилиям Г.А. Гершуни была основана партия социалистов-революционеров, сформирован ее Центральный комитет. Вплоть до своего ареста в мае 1903 г. он был бесспорным лидером партии, ее видным публицистом, идеологом и наиболее деятельным функционером: создавал и инспектировал местные организации, основывал общепартийные типографии и организовывал транспорт литературы, переформатировал Центральный комитет, держал в своих руках все нити партийного руководства. В 1902 г. Гершуни создал и возглавил организацию интенсивного террора: Боевую организацию партии эсеров; набирал террористов, разрабатывал планы и непосредственно руководил покушениями, болезненно воспринятыми властями и составившими славу партии эсеров. Он единственный среди руководителей партии эсеров обладал ярко выраженными способностями идеолога, публициста, оратора и организатора. Автор считает, что жизненный путь «тигра революции», личности выдающейся, в общих чертах отражал тенденцию возникновения революционных организаций в России конца XIX – начала XX в. с их эксплицитно выраженными устремлениями к крайним насильственным методам вплоть до терроризма.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):17-25
pages 17-25 views

«Подумаем, подумаем, братцы»: народная религиозность до и после революции 1917 года (на примере Среднего Поволжья)

Кобозева З.М., Протасова А.В.

Аннотация

В статье авторы предприняли попытку рассмотрения актуальной проблемы эволюции взаимоотношений власти и церкви на повседневном уровне «народной веры» без хронологического водораздела в виде событий революции 1917 года. «Народная вера» – это своего рода «апокриф», порожденный повседневной адаптацией тех или иных религиозных учений «паствой» с ее уровнем образования и культурного развития. Под «паствой» в границах данной работы понимаются представители простых сословий в дореволюционный период, мещане и крестьяне, и простые жители Самарского края в советский период, то есть так называемый «маленький человек». Этот «маленький человек» в таком многонациональном регионе, как Среднее Поволжье, был в значительной мере охвачен, несмотря на русификацию и христианизацию (православную), конфессиональными и национальными традициями. В конце XIX – начале XX в., до революции 1917 года, «религиозные гонения» по отношению к религиозному инакомыслию проявлялись в таких практиках церковной и светской власти, как процедуры увещеваний, изъятия литературы, предметов культа, в ригоризме словесной культуры, когда использовались оскорбительные коннотации в делопроизводстве в отношении старообрядцев и сектантов. После революции 1917 года особый интерес вызывает период, когда только происходило конструирование идеологии. И несмотря на идеологический атеизм новой советской власти, в отношении сектантов 1920-е годы были периодом некоторой терпимости. Этот период продолжался до 1930-х гг., когда советская власть уже четко повела антирелигиозную и антисектантскую политику. Изучение народной религиозности представителей Среднего Поволжья в период социальных потрясений необходимо для дальнейшего совершенствования религиозно-государственных отношений и формирования духовного сознания граждан, что подтверждает научную актуальность данной темы. Результаты проделанной работы доказывают, что повседневность в ракурсе рассмотрения, как это принято в методах этнографии, «изнутри» показывает, что картина мира человека не может поменяться из-за смены политического строя мгновенно. Человек может адаптироваться к новым «правилам игры», но то, что мы называем «народной верой», – это гораздо глубже, это то, как человек ведет себя наедине с самим собой.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):26-30
pages 26-30 views

«Квартирный вопрос» на целине: штрихи повседневности

Кузнецова О.В.

Аннотация

Целью статьи является анализ проблемы строительства жилья для рабочих совхозов в период освоения целинных и залежных земель (50-е – 60-е годы XX века) на примере целинных совхозов Оренбургской (Чкаловской) области. Для реализации цели автором поставлены следующие задачи: исследовать объемы и качество строящегося жилья на целине, оценить его санитарное состояние, охарактеризовать внутреннюю обстановку жилья как элемента повседневности первоцелинников; проанализировать предпринятые государством меры. Актуальность избранной темы определяется малой изученностью данной проблемы в современной историографии и отсутствием комплексного подхода к ней. В качестве источниковой базы исследования используются широкий круг архивных материалов регионального и общероссийского уровня, периодическая печать, источники личного происхождения. В представленном материале определяются причины острой нехватки жилья на целине; проводится анализ соответствия норм и показателей потребности на душу населения и фактической обеспеченности каждого новосела жильем в объеме квадратных метров жилой площади, а также объемов застройки жилья в динамике первого десятилетия освоения целины; на основе анализа заявлений молодых людей – целинников составляется карта приоритетов, побудивших их к решению переехать и осваивать эти земли; рассматриваются вопросы технического и санитарного состояния жилья новоселов; приводится характеристика обстановки жилья на целине, определяются возможности первоцелинников и ориентиры внутренней отделки домов, квартир и комнат, а также их обустройства; выявляются основные способы разрешения анализируемой проблемы в целинных совхозах, такие как кредитование на индивидуальное строительство, обеспечение сборно-щитовыми домами, строительство жилья силами неквалифицированных первоцелинников. Делаются выводы о недостатке жилья на целине как в количественном, так и в качественном отношении; о его антисанитарном состоянии в первые несколько лет освоения целинных земель; дефиците мебели и предметов быта для обстановки; прямой зависимости между качеством жилья, его готовностью к приезду новоселов и текучестью кадров в целинных совхозах. Большинство предпринятых мер дало свои плоды только к середине 1960-х годов.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):31-37
pages 31-37 views

Книга как «место памяти»: к вопросу о методах сохранения культурно-исторического наследия (по материалам Республики Мордовия)

Бикейкин Е.Н., Гусева Т.М., Куршева Г.А., Першин С.В.

Аннотация

Целью статьи стало исследование возможностей воплощения концепции исторической памяти, широко используемой в последнее время в научно-практической деятельности. Реализация намеченной цели предполагает решение следующих задач: анализ историографической ситуации, способствовавшей формированию нового научного направления; изучение методики публикации источников; рассмотрение перспектив использования сборников документов и материалов в практике мемориализации. В основу исследования положена концепция исторической памяти, нашедшая отражение в трудах А. Бергсона, М. Хальбвакса, Я. Ассмана,
П. Рикера, П. Нора и др. При написании статьи активно использовались наработки отечественных исследователей
Ж. Тощенко, Л.П. Репина,  Л.Н. Мазур.  Всестороннему раскрытию темы способствовали методы источниковедческого, сравнительного, критического, концептуального и проблемного анализа текстов. Актуальность проблематики статьи связана с несколькими аспектами: 1) одним из перспективных концептов, используемых учеными при исследовании проблемы сохранения историко-культурного наследия, является понятие «место памяти»;
2) определяя в качестве главной задачи исторической памяти формирование культурно-исторического кода, авторы статьи предположили, что сборники документов и материалов в гораздо большей степени, чем многие другие явления материальной и духовной культуры, могут идентифицироваться в современном гуманитарном пространстве в качестве значимых «мест памяти». Особую актуальность подобные символические конструкты имеют для населенных пунктов и областей России, где значительная часть археологических и архитектурных памятников была уничтожена или находится на последней стадии разрушения. В качестве материала исследования выступили уникальные свидетельства очевидцев исторических событий, вошедшие в «Свод документов по истории и культуре Мордовии». Анализ опыта мордовских ученых, в кратчайшие сроки выявивших и опубликовавших значительный корпус исторических источников, показал их широкий тематический и хронологический спектр. Тематически преобладают издания военно-патриотической направленности, хронологически касающиеся первой половины XIX и первой половины XX в. Представляя современные публикации источников в качестве устоявшейся формы трансляции и актуализации культурных смыслов, способа сохранения историко-культурного наследия, авторы предположили, что целенаправленная деятельность по расширению таких «мест памяти» (какими являются сборники документов и материалов) должна быть расширена и углублена. В качестве ее перспективных направлений выступают ключевые проблемы региональной истории – национальная политика 1920–1930-х гг., коллективизация, индустриализация и т. д.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):38-46
pages 38-46 views

Политика памяти: исторические символы и коммеморативные практики в системе социально-политической саморегуляции Сибирского региона в ХХ – начале ХХI вв.

Красильникова Е.И., Вальдман И.А.

Аннотация

Цель данной статьи – предложить обобщающую характеристику динамики развития политики памяти, отражавшейся на процессах социально-политической саморегуляции Сибирского региона на протяжении ХХ – в начале ХХI вв. В рамках исследования решается задача определения основных институционализированных форм, приемов и способов использования исторических символов в рамках устоявшихся в Сибири в XX – начале XXI вв. публичных коммеморативных практик и типичных исторических нарративов. В задачи также входит определение этапов истории разносторонних проявлений политики памяти в мемориальной культуре Сибири в этот период. Актуальность предлагаемой статьи обусловлена необходимостью изучения смысла и приемов использования исторических символов и коммемораций в рамках политики памяти для формирования критической, научно обоснованной позиции в ее отношении. Исследование строится в рамках проблемного поля Memory Studies, опирается на междисциплинарный, социокультурный и социально-конструктивистский подходы. Использовались сравнительно-сопоставительный, диахронический и системно-генетический методы. Авторы впервые рассматривают политику памяти применительно к Сибири как постепенно складывавшуюся и трансформировавшуюся в зависимости от различных условий и факторов систему. Научная значимость работы состоит в том, что политика памяти, реализуемая в регионе посредством исторических символов и коммеморативных практик, исследуется как комплексный социокультурный феномен саморегуляции общественного сознания регионального социума. В итоге делаются выводы о динамике использования в рамках политики памяти исторических символов и коммемораций различными акторами региональной политики в сферах выстраивания отношений с центральными властями и в процессах внутренней региональной социально-политической саморегуляции. Авторы определяют этапы истории разносторонних проявлений политики памяти в мемориальной культуре Сибири. Сибирский макрорегион, несмотря на отдельные этнокультурные особенности в районах компактного проживания местных народов, сформировался как один из наиболее российско ориентированных по своей культуре и доминирующей социально-политической идентичности. И основанием такого результата стала совокупная символическая саморегуляция сибирского социума, включающая в себя диалектически взаимодополняющие друг друга общегосударственный и региональные уровни политики памяти.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):47-54
pages 47-54 views

Эпистолярное наследие как источник по изучению проблем трансформации коллективной памяти

Наумов С.С.

Аннотация

памяти жителей крупных сибирских городов (Омск и Новосибирск) в условиях демократических преобразований в стране и обществе в 1985–2000 гг.; для реализации этой цели автор поставил следующие задачи: установить факторы эволюции коллективной памяти, возникшие в рассматриваемый период; выявить новые особенности трансляции памяти о прошлом; раскрыть этапы и содержание рефлексии жителей крупных городов Западной Сибири на тему исторического прошлого, учитывая трансформации, происходившие в сфере коллективной памяти. Проблемы изучения коллективной памяти современного российского общества, политика памяти, факторы манипуляции историческим сознанием не первый год вызывают острые научные и публицистические дискуссии. Информативным в силу своей массовости источником по изучению трансформаций коллективной памяти являются письма граждан как отклик на различные опубликованные материалы, касающиеся истории страны. Актуальность данной темы обоснована необходимостью понимания процессов, в результате которых формировались представления жителей постсоветской России о прошлом. Научная новизна заключается в анализе ранее не востребованных архивных источников, иллюстрирующих процесс эволюции взглядов «простых» людей на общероссийскую историю и непосредственно историю Сибири. Исследование выполнено в рамках проблемного поля memory studies, которому свойственны разработки новых междисциплинарных методов и подходов при изучении специфических особенностей коллективной памяти, а также практик исторической политики; были также использованы традиционные ретроспективный и генетический методы исторического исследования. На основе обращения к омским и новосибирским материалам делается вывод о схожести актуализированных в годы перестройки и постперестроечный период сюжетов на тему коллективной памяти. В первую очередь это события революции и Гражданской войны в России, события периода 1920–1930-х гг., Великой Отечественной войны, но вместе с тем нехарактерное для коллективных представлений о прошлом «до 1985 года» обращение к дореволюционной истории, а также высокая степень акцентирования внимания на проблемах современности в их «привязке» к историческим фактам. Трансформации представлений о прошлом в 1985–1990-е гг. характеризуются как глобальные, послужившие толчком к пробуждению гражданской активности общества. Определяются этапы усиления и ослабления интереса людей к историческим сюжетам в зависимости от различных политических и социально-экономических факторов.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):55-64
pages 55-64 views

Историография самарского земства в контексте российской и зарубежной земской историографии

Турганова О.В., Матвеев М.Н.

Аннотация

Целью данного исследования стал историографический анализ научных трудов по истории земств Среднего Поволжья, в которых содержатся оценки организации и деятельности земств губерний Среднего Поволжья, выполнявших наряду с городскими думами функции органов местного самоуправления во второй половине XIX – начале ХХ в. Основное внимание уделено региональным исследованиям. Авторы для раскрытия этой темы поставили следующие задачи: 1) выделить периоды историографии; 2) выяснить причины недостаточного внимания историков к земству в российской и советской историографии; 3) показать наиболее изученные темы и затронутые проблемы в исследованиях советских и постсоветских, а также зарубежных историков в области российского местного самоуправления (в том числе Самарского); 4) охарактеризовать подходы современной историографии самарского земства; 5) определить задачи будущих исследований. При изучении концептуальных представлений ученых применялись методы историографического анализа, в том числе сравнительно-исторический, хронологический, а также метод периодизации. В историографии проблемы выделены два периода: советский и современный. В качестве источниковой базы использовались историографические факты: труды советских, российских и зарубежных историков – монографии, научные статьи, обзоры и рецензии, в которых содержится ценная информация о представлениях ученых по проблемам земства, зависевших от социально-политической ситуации в стране и степени разработки изучаемой темы. Авторы установили, что до 60-х годов ХХ в. история земств не вызывала особого интереса, а оценки их деятельности шли в русле марксистско-ленинской идеологии; 1990–2000-е гг. – наиболее активный и плодотворный период исследований истории земства. В 10-е гг. XXI в. увлеченность этой проблемой пошла на спад. После 2010 года на фоне набирающего в России обороты процесса встраивания местного самоуправления в государственную «вертикаль власти» и уменьшения его политического значения разработка истории местного самоуправления и земское направление в исследованиях потеряли свою популярность, хотя продолжают существовать незатронутые аспекты и осталась необходимость создания обобщающих трудов, так как проблема места системы самоуправления в России – прошлого, настоящего, будущего – была и остается актуальной для нашей страны. Авторами также предпринята попытка определить новый вектор проблематики по истории земского движения в Российской империи.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):65-76
pages 65-76 views

Социокультурный подход как методологическая основа содержания профессиональной подготовки переводчиков

Корнеева Н.А.

Аннотация

В статье автор рассматривает проблему содержания профессиональной подготовки переводчиков на основе социокультурного подхода. Определяет направления реализации социокультурного подхода: ознакомление будущих переводчиков с материальными и духовными ценностями; с культурным взаимодействием личности, общества и природы; со стилем, образом жизнедеятельности. Выделяет методологические принципы, содействующие формированию социокультурной компетентности: раскрывающий взаимодействие культур и языков (принцип «диалога культур»); направленный на созидание культурной идентичности с помощью образовательных систем (принцип мультикультурности) и на языковое образование с целью формирования личности, приобщения ее к богатству культуры, социальному опыту и традициям страны изучаемого языка (принцип культуросообразности); на взаимосвязь культурологических, гуманитарных дисциплин с языковой подготовкой (принцип межпредметной интеграции). В исследовании автор применяет методы моделирования, контент-анализ существующих программ подготовки переводчиков, теоретический обзор исследований, близких рассматриваемым проблемам; доказывает, что изучению языков и переводу на основе социокультурного подхода способствуют мировосприятие студентов, понимание ими истории развития человечества, их родной страны, осознание себя как представителя национальных ценностей, коммуникативная культура. Акцентирует внимание на ответственности переводчиков за результаты своей деятельности.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):77-82
pages 77-82 views

Формирование компонентов инженерной компетенции школьников поколения Z

Фаритов А.Т.

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей поколения Z среднего школьного возраста и их влиянию на формирование инженерной компетенции. Обосновывается необходимость введения занятий для формирования инженерной компетенции с 5 класса. Важность проблемы обусловлена отсутствием тематических исследований о влиянии возрастных и психологических особенностей поколения Z на процесс формирования инженерной компетенции во внеурочной деятельности учащихся 5–9 классов. Анализ тематической научной литературы показал, что в большинстве случаев работы ограничиваются изучением локальных аспектов заявленной темы. Поэтому главной целью автор поставил изучение возрастных особенностей школьников поколения Z при формировании инженерной компетенции (в рамках внеурочной деятельности учащихся 5–9 классов). Методологическая база представлена совокупностью общенаучных методов (описание, сравнение, обобщение и системный анализ) и частнонаучного метода – описательного контент-анализа. Научная новизна состоит в определении совокупности качеств, присущих представителям поколения Z в среднем школьном возрасте и оказывающих непосредственное влияние на развитие проектно-исследовательских навыков учащихся во внеурочной деятельности. Практическая и теоретическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования в качестве основы для составления методических программ учащихся, написания фундаментальных компилятивных и оригинальных научных работ, а также создания классификации характеристик представителей «нового поколения» в рамках образовательного процесса. Основные выводы: работу над формированием инженерной компетенции и каждого ее компонента в отдельности необходимо начинать в среднем школьном возрасте; для более глубокого и качественного освоения компонентов инженерной компетенции следует обращаться к ресурсам внеурочной деятельности; поколение Z нуждается в особенном подходе к формированию инженерной компетенции ввиду свойственных ему интересов, потребностей и психолого-возрастных особенностей.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):83-88
pages 83-88 views

Преимущества и недостатки цифровизации гуманитарного образования

Лаптева И.В., Пахмутова Е.Д.

Аннотация

Актуальность поставленной проблемы цифровизации гуманитарного образования обусловлена, с одной стороны, сокращением аудиторных занятий по гуманитарным дисциплинам (истории, культурологии, иностранному языку и др.) в высшей школе и востребованностью автономного обучения студентов; с другой – преимуществами цифровизации образования в глобальном мире, которая способна обогатить и разнообразить традиционные занятия. Авторы статьи указывают, что этот процесс имеет проблемные зоны. Цель работы: рассмотреть средства и свойства информационных и коммуникационные технологий; проанализировать и обобщить теоретические основы цифровизации образования; определить сильные и слабые стороны использования цифровых технологий в процессе обучения. Основными методами выступают анализ и синтез теоретических исследований по заявленной теме, презентация положений относительно функциональной и мотивационной сущности цифровых технологий и необходимости их использования в процессе обучения в вузе. Авторы предлагают изучать историческое наследие посредством информационно-коммуникативных технологий, акцентируя внимание на заметных явлениях мировой истории с последующей саморефлексией обучающихся, нацеленной на внутреннюю мотивацию к самосовершенствованию современного информационного поколения, на максимальную реализацию его потенциала и высокотехнологичных достижений. Эмпирическим материалом служил опыт преподавания гуманитарных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий в Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева и в аспирантуре Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Авторы наглядно представили преимущества цифровых технологий, которые предполагают множество различных инструментов для автономного обучения, облегчают проведение занятий. Таким образом, их целесообразно включать в образовательный процесс.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):89-94
pages 89-94 views

Методологические подходы к разработке модели формирования информационно-аналитической компетентности специалиста фармацевтического профиля в системе повышения квалификации

Киселева А.А.

Аннотация

В статье автор представляет модель формирования информационно-аналитической компетентности специалистов фармацевтического профиля в процессе повышения квалификации, обусловленной необходимостью выработки умения проведения грамотных консультаций посетителей аптек для отпуска безрецептурных лекарственных препаратов, как того требует реструктуризация аптечных учреждений. В ходе анализа научной литературы автор выявляет структурные компоненты информационно-аналитической компетентности – информационную и аналитическую компетенции. Анализирует определения сути информационно-аналитической компетентности, представляет разработанное авторское понятие «информационно-аналитическая компетентность специалиста фармацевтического профиля», дает его структуру, включающую в себя когнитивный, потребностно-мотивационный, рефлексивный и операционно–деятельностный компоненты, совокупность которых позволяет специалисту фармацевтического профиля эффективно функционировать в профессиональном пространстве. Востребованность информационно-аналитической компетентности обусловлена спецификой деятельности специалиста фармацевтического профиля. Согласно ФГОС, данный специалист осуществляет фармацевтическую, организационно-управленческую и научно-исследовательскую деятельность в процессе ежедневных профессиональных консультаций посетителей аптечных учреждений. Специалист фармацевтического профиля должен проявить умение анализировать и расставлять приоритеты, принимать решения и брать за них на себя ответственность, владеть коммуникативными навыками для сбора информации в процессе общения, опираясь на требуемые действия, умения и знания. Автор описывает методологические подходы к разработке модели формирования информационно-аналитической компетентности (когнитивный, деятельностный, компетентностный, рефлексивный и функционально-ролевой). Для эффективного внедрения данной модели формирования информационно-аналитической компетентности апробирует метод смешанного обучения.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):95-100
pages 95-100 views

Грамматический компонент в структуре языкового образования студентов

Храмцова А.Б.

Аннотация

В статье автор рассматривает особенности формирования социокультурной грамотности, которая представляется знаниями о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, культуре речевого поведения. Ее структура содержит ценностный, когнитивный, деятельностный и субъективно-личностный аспекты. Исследованиями доказано, что наличие социальной грамотности способствует актуальной самореализации личности. Вместе с тем до сегодняшнего дня в научных кругах нет точного определения понятия «грамотность». Сегодня качество грамотности изменилось в связи с развитием общества и потребностями личности; она должна способствовать включенности личности в культурную жизнь страны для ее прогресса и своего саморазвития. Социокультурная грамотность – это вопрос общей образованности человека, который не только способен решать нормативные задачи качественно, но и те, которые диктуются глобальными общественными процессами, интеграцией в мировое сообщество. В статье автор определяет грамотность как подготовленность к развитию, а компетентность – как уровень культуры. Таким образом, доказывается необходимость опоры на культурологический и компетентностный подходы к формированию социокультурной компетентности студентов, чему будет способствовать синтез деятельностного и личностного компонентов готовности к определенному поведению в ходе коммуникации с представителями других культур.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):101-105
pages 101-105 views

Некоторые особенности использования парцелляции в интернет-коммуникации

Полидовец Н.И.

Аннотация

Предметом исследования в статье являются особенности использования приема парцелляции в современной интернет-коммуникации.  На основе анализа языкового материала, извлеченного из интернет-ресурсов российских форумов, сделана попытка анализа закономерности и частотности употребления приема парцелляции. Актуальность  исследования заключается в отсутствии специальной литературы, посвященной данной теме в разрезе интернет-лингвистики. На этапе подготовки было определено, что авторы изучали явление парцелляции на материле художественной литературы и публицистики, в основном газет и журналов. Автором были поставлены следующие цели: выделить необходимое количество языкового материала для исследования явления парцелляции в интернет-лингвистике; на базе анализа специальной литературы вычленить основные функции парцелляции, свойственные интернет-лингвистике; классифицировать явление парцелляции в интернет-лингвистике по структуре, произвести подробное описание каждой категории. В статье были использованы работы  таких лингвистов, занимающихся изучением парцелляции, как Н.С. Валгиной, Ю.В. Ванникова, Е.А. Иванчиковой, Н.В. Иноземцевой, Т.Н. Колокольцевой, А.П. Сковородникова и др. На материале исследования более 500 языковых единиц, извлеченных из федеральных и региональных сайтов, были сделаны выводы об относительной частотности использования парцелляции и разных конструкций в составе парцеллированных современной русскоязычной языковой личностью, об основных функциях парцелляции в интернет-коммуникации, а также об изменениях в русской пунктуации, связанных в том числе с продиктованными особенностями употребления парцелляции в интернет-коммуникации XXI века и активными процессами, происходящими в современном русском языке.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):106-111
pages 106-111 views

Этикетные традиции в вебинарах по обучению английскому языку

Танчук А.С.

Аннотация

В статье автор систематизирует вербальные и невербальные маркеры этикетных традиций в современном английском языке на материале вебинаров по обучению английскому языку. Стимулами для настоящего исследования выступили: во-первых, растущий интерес к изучению английского языка посредством интернет-технологий, в особенности вебинаров, которые на настоящий момент являются одними из самых востребованных способов обучения в интернет-среде; во-вторых, важность владения корректными формулами речевого поведения в англоязычной коммуникативной среде в условиях публичных выступлений. Данные формулы речевого поведения являются необходимыми для наиболее эффективного общения как с представителями данной культуры, так и с носителями других культур. Целью данного исследования стала систематизация данных о тенденциях вербального и невербального оформления аспектов речевого поведения на материале вебинаров по обучению английскому языку. Материалами исследования послужили скрипты вебинаров известных британских образовательных порталов и сайтов – British Council, Cambridge English, Macmillan education, Education First, etc. В ходе исследования автор провела сбор, анализ, описание и систематизацию данных. Для анализа были выбраны вебинары, ориентированные на обучение разговорному английскому языку, объединенные вокруг таких концептов, как conversation, speaking/ spoken English, fluent English. В ходе исследования было установлено, что основной тенденцией в обучении английскому языку является обучение неформальному общению в различных коммуникативных ситуациях. В работе комментируются лингво-культурологические особенности речевого взаимодействия модератора с аудиторией, описываются основные параметры учебной коммуникации в условиях обучения этикетным традициям английского языка на материале скриптов вебинаров.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):112-118
pages 112-118 views

Трансформация значения морских историзмов в современном английском языке

Федотова А.Е.

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию морских историзмов в современном английском языке. Традиционно морские историзмы рассматриваются как пласт пассивной лексики, нужный для обозначения реалий, неактуальных для современного мира. Автор проводит исследование морских историзмов английского языка и намеревается доказать, что: во-первых, они могут составлять пласт активной лексики; во-вторых, морские историзмы подвергаются различным трансформациям, из-за чего изменяют свое значение; в-третьих, помимо номинативной функции морские историзмы могут выполнять другие функции. Методы, используемые автором, включают в себя описательный, сопоставительный, систематизирующий, а также метод контекстного анализа. Выбор морской лексики в качестве анализируемого материала не случайно обусловлен двумя факторами: 1) морское дело всегда имело тесное отношение к жизни общества, следовательно, морская лексика включает в себя огромное количество историзмов; 2) до наших дней дошло значительное количество документов, фиксирующих употребление историзмов, на основе которых были составлены словари морской лексики, фиксирующие исторические термины. Список материалов включает в себя словари морской лексики, произведения художественной литературы, энциклопедические сводки и статьи новостного и образовательного характера. Автор статьи приходит к следующим выводам: доказано, что морские историзмы в английском языке могут входить в состав активной лексики; выделено четыре трансформации, влияющие на значение морских историзмов; анализ контекстуального употребления морских историзмов показал, что помимо номинативной функции историзмы выполняют также экспрессивную и оценочную функцию. Статья обладает как теоретической, так и практической значимостью, которая не только состоит в возможности усовершенствовать знание о морских историзмах английского языка, но и помогает проследить связь между историей и ее отражением в языке. Помимо этого, статья закладывает основы для будущих исследований в области терминологии и дискурсивного анализа. Перспективными вопросами для исследования являются перевод исторических терминов, а также функционирование историзмов в различных текстах как официального, так и неофициального дискурса.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):119-124
pages 119-124 views

Понятия эксплицитности и имплицитности в контексте категории оценочности (на материале британского спортивного дискурса)

Пантеева К.В.

Аннотация

Статья посвящена феноменам эксплицитности и имплицитности с точки зрения категории оценочности и разграничению таких смежных понятий, как «эксплицитная оценка» и «прямая оценка», «имплицитная оценка» и «косвенная оценка». Эмпирическим материалом для исследования послужили комментарии британских тележурналистов на международных соревнованиях по фигурному катанию 2005–2019 гг. В ходе исследования с использованием контент-анализа и дискурс-анализа были: 1) проанализированы основные характеристики эксплицитности и имплицитности на примере эксплицитных и имплицитных оценок в речи спортивных комментаторов; 2) сопоставлены различные типы оценок – эксплицитные, имплицитные, прямые, косвенные – с целью устранения терминологической неясности в данной области. Проанализированный материал показал, что понятие «эксплицитность» характеризуется четко обозначенным содержанием и высокой степенью конкретности смыслов высказывания, выраженных непосредственно теми языковыми средствами, которые формируют данное высказывание. Основной характеристикой имплицитности, напротив, является наличие скрытых смыслов. Следовательно, эксплицитной будет считаться такая оценка, когда оценочные смыслы находят формальное выражение в тексте и легко интерпретируются, тогда как имплицитная оценка – оценка, которая выводится адресатом высказывания с помощью контекста и фоновых знаний. При сопоставлении категорий имплицитности и косвенности было выявлено, что имплицитность (как и эксплицитность, соответственно) – свойство языка. Термины «прямой» и «косвенный», в свою очередь, могут быть использованы как характеристики способа передачи содержания высказывания. Таким образом, термин «эксплицитная оценка» неравнозначен термину «прямая оценка», а косвенная оценка не всегда имплицитна. В результате исследования все оценки были разделены на три большие группы: 1) эксплицитные прямые; 2) эксплицитные косвенные; 3) имплицитные (всегда выражены косвенным способом).

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):125-133
pages 125-133 views

О природе наименования древневерхненемецкого ‘nesso’ в текстах заговоров

Труфанова Н.А.

Аннотация

В данной статье рассматривается этимология древневерхненемецкого ‘nesso’ – спорной лексемы, нашедшей употребление в двух знаковых для германистики заговорных текстах („Pro nessia” и „Contra vermes“) и в ряде менее изученных литературных памятников. Автор освещает историю вопроса, систематизирует существующие трактовки данного наименования, анализирует их состоятельность с точки зрения современной науки и дополняет их собственными выводами, иллюстрирующими механизм номинации. Методологической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных лингвистов, культурологов и специалистов по заговорной литературе, разнообразие анализируемых источников отражено в библиографии. Актуальность исследования продиктована общим ростом интереса в научном сообществе к литературе малых жанров при слабой разработанности заявленной проблемы в отечественной науке. Автор, пользуясь методами этимологического анализа, аргументированно предлагает новые варианты интерпретации рассматриваемой лексемы: двн. ‘nesso’ < общ.-герм. *net- ‘связывать, извиваться’; общегерм. *nata-, *nataz > двн. naz, nezzen, соврем. нем. netzen ‘увлажнять, смачивать, погружать в воду’; двн. ‘nesso’ как результат стяжения двн. nichessa ‘дух воды’, ‘водяное чудовище’. При этом автор затрагивает обширный культурный пласт с привлечением значимых в германистике для рассматриваемой проблематики текстов, многие из которых фигурируют в исследовании такого типа впервые, а также приводит релевантные данные славянского фольклора, обнаруживая определенные параллели. Так, по мнению автора, славянские заговоры против лихорадки и панариция могут пролить свет на природу ‘nesso’. Автор приходит к выводу о схожести славянских и германских донаучных представлений о бактериальных инфекциях и методах борьбы с ними. Автор надеется, что результаты его исследования помогут устранить пробел в заявленной проблематике и наметят дальнейшие пути решения. Полученные выводы будут интересны специалистам в области истории немецкого языка и литературы, а также фольклористики и медицины Средневековья.

 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):134-140
pages 134-140 views

Экспрессивность в речи (на материале выступлений Маргарет Тэтчер)

Гаджиева А.Д.

Аннотация

В современной лингвистике и стилистике отсутствует однозначность трактовки понятия «экспрессивность» и все его дефиниции пересекаются с понятиями «эмоциональность», «образность», «интенсивность», «выразительность» и т. д. В настоящее время изучению проблемы экспрессивности как в отечественном, так и в зарубежном языкознании уделяется пристальное внимание, однако, несмотря на богатый теоретический материал, нет четких понятий и терминов. Много противоречий обнаруживается
в самом определении экспрессивности: ряд ученых связывает экспрессивность и с функциональной стороной языка, и с семантикой слов, другие описывают ее в терминах лингвостилистики и лексикологии. В связи
с указанными проблемными вопросами цель статьи состояла в разработке комплексного подхода к трактовке понятий «экспрессивность», «средства экспрессивности», а также разграничении первого из понятий с термином «эмоциональность».
В данной статье, основываясь на анализе литературных источников, автором были решены следующие задачи: рассмотрены подходы к трактовке понятия «экспрессивность», после чего в ходе контекстного и стилистического анализа были определены основные средства выражения экспрессивности на материале четырех выступлений известного британского политика Маргарет Тэтчер, что позволило выявить лексические и синтаксические средства создания экспрессивности в ее высказываниях. Основным методом исследования являлся описательный анализ, а также метод компонентного анализа, предусматривающий исследование коннотативных значений речевых единиц, используемых Маргарет Тэтчер в публичных выступлениях.
В рамках данной статьи были проанализированы самые запоминающиеся выступления политика, чтобы понять, каким образом ей удавалось манипулировать аудиторией. Выявлены лексические и синтаксические особенности языкового имиджа Маргарет Тэтчер как одного из наиболее известных политиков и, что не менее важно, ораторов. В частности, выделены анафоры, эпифоры, риторические конструкции, парентезы, эмоционально окрашенная лексика, метафоры, сравнительные обороты и элементы цитирования, которые позволили политику привлечь внимание аудитории, повысить свой авторитет, дискредитировать оппонентов и т. п.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020;26(1):141-147
pages 141-147 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах