Язык фельетона и язык драмы: встреча двух «миров» на одной территории (рецензия на монографию: Головчинер В.Е., Веснина Т.Л. Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов. Томск: Изд-во. Том. ун-та, 2021. 140 с. ISBN 978-5-7511-2628-5)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Настоящая рецензия посвящена монографии В.Е. Головчинер и Т.Л. Весниной «Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов», в которой драматургический язык булгаковских пьес рассматривается сквозь призму языковых особенностей художественно-публицистического жанра фельетона. Автор приходит к выводу, что вышедшая монография является крупным исследованием актуальной проблемы конструирования художественного языка и содержит значимые теоретические и практические результаты, которые могут быть использованы в научной и учебной деятельности преподавателей, учителей, студентов, аспирантов и докторантов.

Полный текст

К настоящему времени булгаковедение накопило большой опыт в анализе и интерпретации творческого наследия писателя. Пик интереса к фигуре М.А. Булгакова и его творчеству пришелся на 1990-е – 2000-е годы, а в 2010-е и последующие наметился вполне закономерный спад, когда стало казаться, что о Булгакове почти все уже сказано. Предложенная к публикации монография В.Е. Головчинер и Т.Л. Весниной «Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов» опровергает устоявшееся мнение, что о Булгакове «сказано почти все», и вносит значительный вклад в изучение идиостиля М. Булгакова.

Монография «Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов» представляется актуальной и значимой, поскольку ее авторы В.Е. Головчинер и Т.Л. Веснина, опираясь на современные научные традиции, используют новейшие методики исследования художественного языка писателя, позволяющие уточнить природу булгаковской драматургии, обнаружить и исследовать ее многокомпонентный генезис, а также трансформацию древних форм театрального примитива, в первую очередь балаганных форм, наряду с современными писателю формами газетной публицистики. Обращаясь к не изучавшемуся прежде материалу (ранним фельетонам «Грядущие перемены», «В кафе», «Неделя просвещения»), авторы монографии соотносят его с хорошо изученными прозаическими и драматическими текстами писателя, что выводит исследования о художественном языке М. Булгакова и особенностях его идиостиля на новый уровень. В качестве компонентов, формирующих неповторимый стиль писателя, его «авторский почерк», исследователи В.Е. Головичинер и Т.Л. Веснина рассматривают комическую экспрессию фельетона, сочетающуюся с восходящей к балагану языковой игрой, столь характерными для него сценками, диалогами с эффектом комического удвоения, а также выразительность сказовых форм, для которых характерно использование маски, ролевого поведения автора и героев.

Представление об истоках фельетона в русле балаганных форм на путях их трансформации в авторские модели художественного творчества позволяет В.А. Головчинер и Т.Л. Весниной объяснить привлекательность этой формы с её свободой использования богатейшего спектра комической выразительности народной культуры для многих крупнейших писателей XX века, в том числе и М. Булгакова. Авторы монографии «Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов» прослеживают диалектику писательского «я» как начала,  оценивающего и изменяющего действительность определенным образом, преображающего и перевоплощающего ее в ракурсе комического.Предложенный авторами интермедиальный анализ отдельных компонентов булгаковского текста в структуре художественного целого представляется перспективным направлением дальнейших исследований о М. Булгакове и его художественном языке. Теоретическая значимость монографии В.Е. Головчинер и Т.Л. Весниной заключается в выработке продуктивных подходов к анализу разножанровых и разнородовых литературно-художественных и художественно-публицистических форм, трансжанровых и трансродовых образований, определяющих поэтику пьес М. Булгакова, а также его индивидуально-авторский стиль в целом. Очевидна и практическая ее ценность, которая состоит в том, что полученные авторами результаты могут быть использованы в исследованиях по проблемам идиостиля и языковой личности писателя.

Монография В.Е. Головчинер и Т.Л. Весниной «Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов» является крупным исследованием актуальных проблем конструирования и трансформации художественного языка и содержит значимые теоретические и практические результаты, которые могут быть использованы в научной и учебной деятельности преподавателей и учителей, а также будет полезна всем, кто заинтересован в изучении художественного языка писателя.

×

Об авторах

Е. С. Шевченко

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: e.shevchenko@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-2400-6856

доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шевченко Е.С., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах