Review of the monograph: V.E. Golovchiner, T.L. Vesnina. Comic features in plays by M. Bulgakov in the 1920-ies. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2021, 140 p. ISBN 978-5-7511-2628-5
- Authors: Shevchenko E.S.1
-
Affiliations:
- Samara National Research University
- Issue: Vol 27, No 3 (2021)
- Pages: 152-153
- Section: Reviews
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/9835
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-3-152-153
- ID: 9835
Cite item
Full Text
Abstract
The present review is devoted to monograph by Valentina E. Golovchiner and Tatiana L. Vesnina «Comic features in plays by M. Bulgakov in the 1920s», which examines the dramatic language of Bulgakov’s plays through the prism of the artistic and journalistic genre of feuilleton. The author comes to the conclusion that the published monograph is a major study of the actual problem of constructing an artistic language and contains significant theoretical and practical results that can be used in the scientific and educational activities of teachers, teachers, students, graduate students and doctoral students.
Full Text
К настоящему времени булгаковедение накопило большой опыт в анализе и интерпретации творческого наследия писателя. Пик интереса к фигуре М.А. Булгакова и его творчеству пришелся на 1990-е – 2000-е годы, а в 2010-е и последующие наметился вполне закономерный спад, когда стало казаться, что о Булгакове почти все уже сказано. Предложенная к публикации монография В.Е. Головчинер и Т.Л. Весниной «Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов» опровергает устоявшееся мнение, что о Булгакове «сказано почти все», и вносит значительный вклад в изучение идиостиля М. Булгакова.
Монография «Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов» представляется актуальной и значимой, поскольку ее авторы В.Е. Головчинер и Т.Л. Веснина, опираясь на современные научные традиции, используют новейшие методики исследования художественного языка писателя, позволяющие уточнить природу булгаковской драматургии, обнаружить и исследовать ее многокомпонентный генезис, а также трансформацию древних форм театрального примитива, в первую очередь балаганных форм, наряду с современными писателю формами газетной публицистики. Обращаясь к не изучавшемуся прежде материалу (ранним фельетонам «Грядущие перемены», «В кафе», «Неделя просвещения»), авторы монографии соотносят его с хорошо изученными прозаическими и драматическими текстами писателя, что выводит исследования о художественном языке М. Булгакова и особенностях его идиостиля на новый уровень. В качестве компонентов, формирующих неповторимый стиль писателя, его «авторский почерк», исследователи В.Е. Головичинер и Т.Л. Веснина рассматривают комическую экспрессию фельетона, сочетающуюся с восходящей к балагану языковой игрой, столь характерными для него сценками, диалогами с эффектом комического удвоения, а также выразительность сказовых форм, для которых характерно использование маски, ролевого поведения автора и героев.
Представление об истоках фельетона в русле балаганных форм на путях их трансформации в авторские модели художественного творчества позволяет В.А. Головчинер и Т.Л. Весниной объяснить привлекательность этой формы с её свободой использования богатейшего спектра комической выразительности народной культуры для многих крупнейших писателей XX века, в том числе и М. Булгакова. Авторы монографии «Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов» прослеживают диалектику писательского «я» как начала, оценивающего и изменяющего действительность определенным образом, преображающего и перевоплощающего ее в ракурсе комического.Предложенный авторами интермедиальный анализ отдельных компонентов булгаковского текста в структуре художественного целого представляется перспективным направлением дальнейших исследований о М. Булгакове и его художественном языке. Теоретическая значимость монографии В.Е. Головчинер и Т.Л. Весниной заключается в выработке продуктивных подходов к анализу разножанровых и разнородовых литературно-художественных и художественно-публицистических форм, трансжанровых и трансродовых образований, определяющих поэтику пьес М. Булгакова, а также его индивидуально-авторский стиль в целом. Очевидна и практическая ее ценность, которая состоит в том, что полученные авторами результаты могут быть использованы в исследованиях по проблемам идиостиля и языковой личности писателя.
Монография В.Е. Головчинер и Т.Л. Весниной «Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов» является крупным исследованием актуальных проблем конструирования и трансформации художественного языка и содержит значимые теоретические и практические результаты, которые могут быть использованы в научной и учебной деятельности преподавателей и учителей, а также будет полезна всем, кто заинтересован в изучении художественного языка писателя.
About the authors
E. S. Shevchenko
Samara National Research University
Author for correspondence.
Email: e.shevchenko@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-2400-6856
Doctor of Philological Sciences, professor of the Department of Russian and Foreign Literature and Public Relations
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation