Реализация в образовательном процессе курсантов организационно-педагогических условий развития социальной ответственности

Обложка

Цитировать

Аннотация

В данной статье представлены результаты реализации организационно-педагогических условий развития социальной ответственности будущих офицеров войск национальной гвардии РФ. Автор в ходе проведения учебных занятий по различным дисциплинам создает организационно-педагогические условия, способствующие развитию социальной ответственности личности курсанта, видоизменяя традиционный формат проведения занятий: в лекционные занятия вводится технология «перевернутого класса»; на практических занятиях применяются технология сторрителлинга, метод кейс-стади. На семинарских занятиях видоизменяется порядок оценивания обучающихся от индивидуального к коллективному (перевернутое оценивание). Педагогический эксперимент показал свою результативность, что подтверждается аналитическими данными, представленными в содержании статьи. Апробированные в ходе учебного процесса организационно-педагогические условия (развитие социальной ответственности как значимой составляющей профессиональной подготовки будущих офицеров, организация системы совместной деятельности субъектов образовательного процесса, изменение системы оценки деятельности курсантов в условиях изменения информационной подачи материала и включение различных педагогических технологий) могут быть рекомендованы в педагогическую практику.

Полный текст

Социальная ответственность личности служит предметом научно-исследовательской деятельности [Рукавишников 2019 б], поскольку отмечается тенденция снижения социальной ответственности личности в обществе. Результатом данного процесса являются такие негативные процессы, как рост насилия и неблагополучных семей, коррупция, алкоголизм, наркомания, терроризм и т. д. По мнению Президента РФ В.В. Путина: «Получить знания – это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к Родине – это абсолютно фундаментальные вещи, и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным»1.

Современная обстановка в мире заставляет задуматься о снижении роли воспитания в образовательных учреждениях. Одной из задач современного воспитания, согласно ФЗ «Об образовании», становится создание благоприятных условий для самоопределения и социализации обучающихся, что предполагает проведение исследований2.

Организационно-педагогические условия являются компонентом педагогической системы и адекватных им содержания, методов, форм, средств обучения и воспитания [Хушбахтов 2015].

В ходе проведения теоретического анализа научных работ [Рукавишников 2019 б; Рукавишников 2019 в] и результатов исследований [Рукавишников 2019 а; Рукавишников 2020] нами были выявлены и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие развитию социальной ответственности будущих офицеров: признание и принятие профессорско-преподавательским составом необходимости развития социальной ответственности как значимой составляющей результата профессиональной подготовки будущих офицеров в образовательном процессе военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – ВООВО ВНГ РФ); организация совместной деятельности субъектов образовательного процесса; изменение системы оценки деятельности курсантов в условиях изменения информационной подачи материала (перевернутое оценивание); включение в практические занятия различных педагогических технологий; подбор учебных ситуаций с элементами неопределенности, требующими принятия решений.

Цель исследования заключалась в практической реализации организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие социальной ответственности будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации.

Методы исследования: педагогический эксперимент.

 

Ход исследования

Реализация организационно-педагогических условий осуществлялась в ходе учебных занятий (лекционных – 14 часов, семинарских – 22 часа, практических – 18 часов) по нескольким учебным дисциплинам. Выборку  представили курсанты четвертого курса обучения. За основу взято содержание учебной дисциплины «Психология конфликта». Изменялся традиционный формат чтения лекций. Так, при изучении одной из тем учебной дисциплины проводится перевернутая лекция, которая изменяет способ подачи предметного содержания [Студеникина 2016; Цепов 2019]. Заранее студентам экспериментальной группы предлагаются вопросы, адекватные теме, которые должны обсуждаться на предстоящей лекции.

В экспериментальных группах курсанты были готовы к занятию, дискутировали по каждому вынесенному на обсуждение вопросу, высказывая свои точки зрения, проявляя самостоятельность в противовес «заорганизованности» повседневной жизни военной организации. При рассмотрении первых вопросов можно заметить робость в высказывании курсантами собственной точки зрения по учебному вопросу. Однако к середине занятия повышалась активность обучающихся в выражении самостоятельной точки зрения по тому или иному вопросу.

Однако исследовательская идея встречала сопротивление некоторых военных руководителей, считающих самостоятельность подчиненных элементом крайнего проявления свободы воли военного человека, что, по их мнению, противоречит основам организации военной службы.

В ходе группового обсуждения вопросов курсанты проявляли инициативу в проведении занятия, поэтому к третьему вопросу преподаватель кардинально менял свою роль – от организатора к консультанту участников учебного занятия. Это подтверждается протоколом занятия, в котором отмечается, что при рассмотрении первого вопроса ими было задано два дополнительных вопроса, а при рассмотрении пятого вопроса – девять.

Вместе с тем в ходе занятия меняются уровень и тип обсуждаемых вопросов – от ситуационных и уточняющих к проблемным. В процессе дискуссии курсанты задают друг другу вопросы противоречивого характера, не имеющие однозначного ответа. Появление противоречий становится ключевым фактором принятия неординарных решений.

Свобода выбора повышает уровень социальной ответственности, формируя мотивацию достижения успеха.

Взаимодействие курсантов вначале отличается соперничеством, а затем приобретает компромис-сный и сотруднический характер. Курсанты обсуждают различные варианты решения проблемного вопроса, где основной целью становится не продвижение собственной точки зрения, а стремление к объективности.

В результате проведенного занятия были достигнуты как задачи обучения, так и задачи развития социальной ответственности, механизм которой связан с ответственностью курсантов за качество проведения лекционного занятия и организацию их совместной деятельности.

Мы предполагаем, что методика перевернутого оценивания является одной из форм метода взаимных оценок в педагогической практике [Black, Wiliam 2018; Арлашкина 2019]. Она заключается в том, что аудитория и выступающий курсант оцениваются по работе друг друга. Так, аудитория оценивалась по показателям работы выступающего курсанта (наглядность, логика изложения материала, практические примеры, свободное владение материалом и др.). В свою очередь, выступающий курсант оценивался по работе учебной группы в ходе выступления (интерес, дискуссионность, усвоение материала и др.).

Данная форма оценивания позволяла каждому курсанту пересмотреть качество своего участия в дискуссии, качество своего выступления перед аудиторией, а также способствовала формированию ответственного отношения учебной аудитории к выступлению докладчика.

Для проведения практических занятий в экспериментальных группах был разработан банк методических материалов для выполнения учебных кейсов в виде педагогических ситуаций3.

По мере рассмотрения кейс-ситуаций курсантами прорабатывалась большая вариативность решений. Так, при анализе первой кейс-ситуации курсанты проявляли гибкость и вырабатывали альтернативные решения.

Курсанты учатся принимать решения, исходя из ожидаемых последствий. При интерпретации причин принятия решения по первой кейс-ситуации курсанты в основном опираются на собственную интуицию. Однако при интерпретации третьей кейс-ситуации принятие решений происходит с учетом прогнозирования его последствий. При анализе второй и третьей кейс-ситуации к руководителю занятия поступает большое количество уточняющих ситуативных вопросов: так, при принятии решения об увольнении военнослужащего обстоятельство наличия несовершеннолетних детей имеет существенную значимость.

Первая кейс-ситуация выявила отсутствие умения принятия коллективных решений, отсутствие способностей делегирования обязанностей между членами группы.

Кейс-технологии позволяют включать в учебный процесс элементы неопределенности [Virtic, Zuperl, Krecic 2013; Абилдина 2019], что способствует развитию социальной ответственности будущего специалиста. Этому также способствует педагогическая технология сторрителлинг [Ермолаева, Лапухова 2016], которая предполагает передачу педагогической информации через рассказывание или ознакомление с какой-либо историей (сказкой, притчей, анекдотом и т. п.). В качестве стимульного материала нами были подобраны три реально существовавших истории из войсковой практики работы с личным составом. Руководителем занятия последовательно были приведены каждая из подобранных историй профессиональной деятельности войскового психолога. Задача курсантов заключалась в необходимости уяснить сюжет истории, определить ключевую проблему, выделить основные причины которые способствовали развитию указанной проблемы, а также предложить конкретные мероприятия по недопущению подобного рода проблем. Данные вопросы выносятся на групповое обсуждение.

Технология сторрителлинга позволяет усилить воспитательную направленность образовательного процесса [Landrum, Brakke, McCarthy 2019]; организовать практическое занятие на историях «живых примеров» и «горького» опыта социальной безответственности в профессиональной деятельности офицерского состава, которые имеют место в повседневной жизнедеятельности войск.

 

Заключение

Таким образом, предложенные нами организационно-педагогические условия, апробированные в ходе учебного процесса (развитие социальной ответственности как значимой составляющей профессиональной подготовки будущих офицеров, организация системы совместной деятельности субъектов образовательного процесса, изменение системы оценки деятельности курсантов в условиях изменения информационной подачи материала (перевернутое оценивание) и включение различных педагогических технологий) могут быть рекомендованы в педагогическую практику.

 

×

Об авторах

А. В. Рукавишников

Санкт-Петербургский военного ордена Жукова институт войск национальной гвардии РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-4093-2534

адъюнкт очной формы обучения, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии РФ

Россия, 198206, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.

Список литературы

  1. Black, Wiliam 2018 – Black P., Wiliam D. Classroom assessment and pedagogy // Assessment in Education Principles Policy and Practice. 2018. № 25 (1). DOI: http://doi.org/10.1080/0969594X.2018.1441807.
  2. Landrum, Brakke, McCarthy 2019 – Landrum R.E., Brakke K., McCarthy M.A. The Pedagogical Power of Storytelling // Scholarship of Teaching and Learning in Psychology. 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/stl0000152.
  3. Virtic, Zuperl, Krecic 2013 – Virtic M.P., Zuperl U., Krecic M.J. Pedagogy 1:1 in higher education: a case study // Problems of Education in the 21st Century. URL: https://www.researchgate.net/publication/283345037_Pedagogy_11_in_higher_education_a_case_study.
  4. Абилдина 2019 – Абилдина А.С. Кейс-технология как один из инновационных методов в образовании // Педагогическая наука и практика. 2019. № 3 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologiya-kak-odin-iz-innovatsionnyh-metodov-v-obrazovanii.
  5. Арлашкина 2018 – Арлашкина О.В. Применение метода взаимного оценивания в обучении менеджменту // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metoda-vzaimnogo-otsenivaniya-v-obuchenii-menedzhmentu.
  6. Ермолаева, Лапухова 2016 – Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В. Сторрителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Концепт. 2016. № 6. С. 128–137. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26212070; https://e-koncept.ru/2016/16132.htm.
  7. Рукавишников 2019 а – Рукавишников А.В. Военно-профессиональная деятельность офицера войск национальной гвардии Российской Федерации как основа социальной ответственности // Специфика педагогического образования в регионах России. 2019. № 1 (12). С. 28–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43856057.
  8. Рукавишников 2019 б – Рукавишников А.В. Организационно-педагогические условия развития социальной ответственности у будущих офицеров войск национальной гвардии РФ // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого–педагогические науки. 2019. Т. 13, № 3. С. 64–71. DOI: http://doi.org/10.31161/1995-0659-2019-13-3-64-71.
  9. Рукавишников 2019 в – Рукавишников А.В. Социальная ответственность личности как глобальная проблема человечества // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы науч.-практ. конф. Ульяновск: Зебра, 2019. С. 223–227. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38546593.
  10. Рукавишников 2020 – Рукавишников А.В. Критерии развития социальной ответственности у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 3. С. 56–60. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-3-56-60.
  11. Студеникина 2016 – Студеникина Ю.А. Анализ современных методов подачи лекционного материала студентам высших учебных заведений // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 1(4). С. 23. URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/4/25-statya-2016-1/252-00079; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26100742.
  12. Хушбахтов 2015 – Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 1020–1022. URL: https://moluch.ru/archive/103/23955; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25094543.
  13. Цепов 2019 – Цепов А.Л. «Перевернутый» класс // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 3. С. 175–184. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41213563.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рукавишников А.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах