Формирование творческого потенциала студентов-филологов

Обложка

Цитировать

Аннотация

В статье авторы освещают результаты работы со студентами-филологами при обучении дисциплинам педагогической направленности (методика преподавания русского языка в школе, методика развития речи и др.). Новизна исследования заключается в применении методики развития творческих способностей обучающихся на занятиях. Формированию творческого потенциала способствует сочетание методов логического и творческого решения специальных задач. Преподаватель создает условия для развития творческого потенциала студента методами творческого познания (метод мозгового штурма, метод конструирования определений понятий, метод эксперимента, метод моделирования, метод проектирования, метод беседы / дискуссии, метод консультации, метод рефлексии). В статье представлены примеры творческих заданий при изучении методики преподавания русского языка. Авторы делают вывод, что работа творческой направленности не только способствует углублению и расширению знаний, но и оказывает положительное влияние на личностный рост студентов, повышая познавательный интерес к учению в целом и способствуя социализации студентов.

Полный текст

Введение
В современном обществе происходят глобальные изменения и трансформации разного рода. Меняется подход к освоению нового, и, как следствие этого, трансформируются мышление людей, способы восприятия мира и усвоения системы знаний о нем [Образовательная среда современного вуза… 2019]. Возникает проблема разработки новых методических приемов в преподавании отдельных дисциплин в школе [Чаусова 2004; 2011; 2013 а; 2013 б] и в вузе [Илюхина 2011; Куриленко, Илюхина 2014]. В связи с трансформациями в восприятии мира у современной молодежи актуальными становятся средства подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности [Куриленко, Илюхина 2014; Высшее образование в инновационных условиях 2016; Илюхина 2018].
Исследователи утверждают, что современную культуру в целом можно характеризовать как культуру соучастия (participatory culture, Генри Дженкинс) [Самыгин, Кротов, Шилина 2017]. Каждый человек стремится не просто воспринимать окружающий мир таким, каков он есть, а внести свой вклад в освоение сложившейся системы ценностей и знаний. Однако культура мышления и восприятия информации современной молодежи отличается фрагментарностью, а освоение действительности – клиповостью. [Семеновских 2014]. Наиболее яркими становятся такие явления, как переработка информации, отличающаяся многоканальностью и многозадачностью в построении самого процесса познания, разрозненностью и несистематичностью знаний, часто неразборчивостью их поглощения, стереотипностью и эмоциональностью в оценке явлений [Ищенко, Зорина, Нургалеев 2007]. Вместе с тем любой молодой человек в соответствии с потребностями времени стремится быть креативным, оригинальным, нацеленным на творческий процесс и результат познавательной деятельности.
Современное образование, ориентированное в первую очередь на абстрактно-логические, линейные способы освоения действительности, не способствует решению актуальных проблем, а в глазах современных молодых людей становится непривлекательным, скучным. Возникает конфликт между системой обучения и запросами молодых людей, непонимание между учителем и учеником. Учитель стремится соответствовать стандартам образования, учебным планам, ориентируется на традиционные средства обучения, а ученик испытывает потребность в изменении подходов и методов подачи этой информации, то есть происходит конфликт интересов и возможностей.

Проблема формирования творческого потенциала личности
При сопоставлении особенностей современного познания действительности и логики творческого восприятия необходимость ориентации процесса обучения на формирование творческого потенциала становится очевидной. Творческая деятельность отличается новизной не только результатов, но и способов их достижения, чему способствует дивергентное мышление (Дж. Гилфорд) [Ленкова 2010], обеспечивающее разнонаправленное, многоканальное восприятие действительности. Условием его развития является проблемный характер решаемых задач, нестандартность применяемых способов. Творческая личность характеризуется потребностью в свободном самовыражении, способностью решать нестандартные задачи, отказом от традиционных алгоритмов освоения информации, стремлением к импровизации. Творческая деятельность по своей природе метафорична, так как предполагает использование особых инструментов познания: воображения, ассоциации, импровизации. Творчеству как процессу и результату получения качественно нового оригинального продукта свойственны уникальность, неповторимость.
Современный преподаватель создает условия для формирования творческого потенциала в процессе обучения, повышения мотивации обучающихся, развития их когнитивных интересов как к конкретной дисциплине, так и к процессу познания в целом. Творческий подход к освоению знаний требует специального содержания, средств и методов обучения. Ведущим становится проблемный метод, при котором обучающиеся не получают готовых знаний, проявляя активность в ситуации неопределенности, разрешая проблемную ситуацию без опоры на алгоритм действия. Репродуктивный метод обучения, основанный на восприятии и воспроизведении учебной информации, убивает творчество, так как следование образцу предполагает четкий алгоритм (несвободу), шаблонность в освоении новой информации.
Следует обратить внимание на то, что при обучении в вузе студентов-филологов целесообразно использовать творческий подход в преподавании дисциплин гуманитарного направления. Филологи осваивают позицию исследователя: рассматривают изучаемый объект с новой, нетривиальной точки зрения. Для студентов педагогического направления важной является позиция исследователя, ищущего способы творческого решения задач, что в итоге формирует активность учеников, развивая их познавательные интересы. Творчество педагога проявляется в разных аспектах: во взаимоотношениях с учащимися; в отношении к преподаваемому предмету; в определении средств обучения и способов отбора дидактического материала к занятию. Преподаватель вуза строит учебный процесс таким образом, чтобы студенты – будущие учителя сохранили способность к самосовершенствованию и самообразованию, сочетая традиционные и новые способы обучения.

Опыт формирования творческого потенциала студентов-филологов
Считаем целесообразным на разных этапах процесса обучения использовать систему методов творческого освоения теоретического и практического материала [Хуторской 2012] пошагово: от четкой формулировки проблемной задачи, через ее осмысление путем различных вариативных попыток решения, к апробации полученных решений в учебной ситуации путем эксперимента или создания определения понятия / модели / описания ситуации. Любой творческий процесс освоения нового знания строится на единстве эмоциональных и рациональных начал личности, в связи с этим целесообразно применять методы логического познания: метод эмпирического наблюдения; метод системного анализа, сравнения, сопоставления понятий; метод создания алгоритмов работы с изучаемыми явлениями; метод построения классификаций и доказательств.
В рамках учебной дисциплины «Методика преподавания русского языка» студентам дается задание сопоставить разные определения ключевого понятия, предложенные в работах разных авторов, выбрать наиболее точное, обосновать свой выбор либо предложить на обсуждение собственное определение. Размышляя над представленными определениями, студенты формулируют собственную точку зрения, аргументируют ее на основе имеющегося у них опыта. В результате такой работы проводится дискуссия-обсуждение разных точек зрения, дается определение ключевого понятия и разрабатывается его структура. Задание выполняется поэтапно: определяется содержание понятия «методическая система обучения русскому языку»; выделяются компоненты данного понятия; аргументируется их выбор; дается свое определение понятия. В итоге создается оригинальный интеллектуальный продукт-модель на основе имеющихся знаний посредством логических умозаключений.
Продуктивным, как показывает опыт, является задание на сопоставление близких по содержанию понятий: «педагогическая технология», «педагогическая техника», «методика преподавания». Используется метод мозгового штурма, когда участники равноправны в выдвижении предположений, чему способствуют догадка, интуиция. Включаясь в мозговой штурм, студенты не только учатся выявлять, сопоставлять и генерировать идеи, но и включаются в ситуацию группового взаимодействия, при котором необходимо брать на себя ответственность за свои шаги и деятельность группы в целом, распределять позиции-роли в выполнении работы, определять пошагово решение поставленной задачи (осуществлять планирование) и уметь сочетать традиционные и свободные от стереотипов решения и формы их предъявления.

Выводы
Методически значимыми являются задачи на переосмысление имеющихся знаний в новых условиях. Актуализируется проблема трансформации традиционных методов в педагогическом процессе при дистанционном обучении. Студенты выполняют комплекс задач: сопоставляют этапы традиционного урока и урока в дистанционном формате, выбирают методические приемы для дистанционного формата; определяют интернет-платформы для подготовки учителя к уроку в дистанционном формате; вырабатывают критерии оценки традиционного и дистанционного урока русского языка; составляют рекомендации молодому учителю по подготовке к уроку.
Поисковая методическая деятельность расширяет и углубляет лингвистические и методические знания студентов, а творческий характер познания (мозговой штурм, конструирование определений понятий, моделирование, проектирование, дискуссия, рефлексия) не только расширяет знания студентов, но и оказывает положительное влияние на их личностный рост, формируя творческую педагогическую позицию.

×

Об авторах

О. В. Чаусова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: olgachausova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9351-5681

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и массовой коммуникации

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Н. А. Илюхина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: ilnadezhda@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-3368-2725

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и массовой коммуникации

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Список литературы

  1. Высшее образование в инновационных условиях 2016 – Высшее образование в инновационных условиях: монография / [Т.И. Руднева и др.]; под науч. ред. Т.И. Рудневой. Сызрань: Ваш Взгляд, 2016.
  2. Илюхина 2018 – Илюхина Н.А. Коммуникативный аспект в профессиональной подготовке филологов-русистов // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24, № 3. С. 50–55. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-3-50-55.
  3. Илюхина 2011 – Илюхина Н.А. О принципах осмысления методологического взаимодействия семасиологии и когнитивистики в вузовском филологическом образовании // Пути повышения качества преподавания литературы и русского языка как государственного в школе и ВУЗе: материалы Всероссийской заоч. науч.-практич. конф. (Республика Башкортостан, г. Уфа, 15 мая 2011 г.) / отв. ред.: д-р пед. наук Т.Н. Дорожкина, канд. филол. наук Л.Р. Першина. Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2011. С. 18–22.
  4. Ищенко, Зорина, Нургалеев 2007 – Ищенко Т.Н., Зорина В.Л., Нургалеев В.С. Диалектический подход как средство преодоления формализма знаний в учебном процессе // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 11. С. 78–93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskiy-podhod-kak-sredstvo-preodoleniya-formalizma-znaniy-v-uchebnom-protsesse; https://elibrary.ru/item.asp?id=18356193.
  5. Куриленко, Илюхина 2014 – Куриленко Л.В., Илюхина Н.А. Современные подходы к профессиональной подготовке специалистов в вузе // Профессиональное образование: проблемы, подходы, новации: сб. науч. ст. / под ред. Т.И. Рудневой. Самара, 2014. С. 12–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22715538.
  6. Ленкова 2010 – Ленкова А.А. Дивергентное мышление как предмет психолого-педагогического исследования // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 11. С. 250–255. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/divergentnoe-myshlenie-kak-predmet-psihologo-pedagogicheskogo-issledovaniya; https://elibrary.ru/item.asp?id=18041229.
  7. Образовательная среда современного вуза… 2019 – Образовательная среда современного вуза: инновации и традиции: монография / под науч. ред. Т.И. Рудневой. Самара: Ваш Взгляд, 2019. 318 p.
  8. Самыгин, Кротов, Шилина 2017 – Самыгин С.И., Кротов Д.В., Шилина Н.А. Субкультуры и культуры соучастия – сходство и различие // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 8–9. С. 120–124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subkultury-i-kultury-souchastiya-shodstvo-i-razlichie; https://elibrary.ru/item.asp?id=30451292.
  9. Семеновских 2014 – Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Вестник евразийской науки. 2014. № 5 (24). С. 134. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-klipovogo-myshleniya-v-obrazovatelnoy-vuzovskoy-srede.
  10. Хуторской 2012 – Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения. Москва: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2012. 42 с.
  11. Чаусова 2013 а – Чаусова О.В. Использование проектной деятельности разных типов как способ формирования компетентности студентов // Язык как функционирующая система. Самара: ПГСГА, 2013.
  12. Чаусова 2004 – Чаусова О.В. Обучение учащихся способам составления определений грамматических понятий // Преподавание филологических дисциплин: поиски, идеи, перспективы. Самара: Изд-во СГПУ, 2004.
  13. Чаусова 2013 б – Чаусова О.В. Проектная деятельность студентов в аспекте ценностного подхода в преподавании учебных дисциплин // Язык-текст-дискурс: картина мира в свете различных подходов: сб. науч. ст. Самара: СамГУ, 2013. С. 187–188. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27227137.
  14. Чаусова 2011 – Чаусова О.В. Формирование умения структурировать учебный материал как способ развития логического мышления учащихся // Х Поливановские чтения: сб. докладов. Ч. 1. Смоленск: Маджента, 2011.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Чаусова О.В., Илюхина Н.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах