Полный текст
Введение
В современном обществе происходят глобальные изменения и трансформации разного рода. Меняется подход к освоению нового, и, как следствие этого, трансформируются мышление людей, способы восприятия мира и усвоения системы знаний о нем [Образовательная среда современного вуза… 2019]. Возникает проблема разработки новых методических приемов в преподавании отдельных дисциплин в школе [Чаусова 2004; 2011; 2013 а; 2013 б] и в вузе [Илюхина 2011; Куриленко, Илюхина 2014]. В связи с трансформациями в восприятии мира у современной молодежи актуальными становятся средства подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности [Куриленко, Илюхина 2014; Высшее образование в инновационных условиях 2016; Илюхина 2018].
Исследователи утверждают, что современную культуру в целом можно характеризовать как культуру соучастия (participatory culture, Генри Дженкинс) [Самыгин, Кротов, Шилина 2017]. Каждый человек стремится не просто воспринимать окружающий мир таким, каков он есть, а внести свой вклад в освоение сложившейся системы ценностей и знаний. Однако культура мышления и восприятия информации современной молодежи отличается фрагментарностью, а освоение действительности – клиповостью. [Семеновских 2014]. Наиболее яркими становятся такие явления, как переработка информации, отличающаяся многоканальностью и многозадачностью в построении самого процесса познания, разрозненностью и несистематичностью знаний, часто неразборчивостью их поглощения, стереотипностью и эмоциональностью в оценке явлений [Ищенко, Зорина, Нургалеев 2007]. Вместе с тем любой молодой человек в соответствии с потребностями времени стремится быть креативным, оригинальным, нацеленным на творческий процесс и результат познавательной деятельности.
Современное образование, ориентированное в первую очередь на абстрактно-логические, линейные способы освоения действительности, не способствует решению актуальных проблем, а в глазах современных молодых людей становится непривлекательным, скучным. Возникает конфликт между системой обучения и запросами молодых людей, непонимание между учителем и учеником. Учитель стремится соответствовать стандартам образования, учебным планам, ориентируется на традиционные средства обучения, а ученик испытывает потребность в изменении подходов и методов подачи этой информации, то есть происходит конфликт интересов и возможностей.
Проблема формирования творческого потенциала личности
При сопоставлении особенностей современного познания действительности и логики творческого восприятия необходимость ориентации процесса обучения на формирование творческого потенциала становится очевидной. Творческая деятельность отличается новизной не только результатов, но и способов их достижения, чему способствует дивергентное мышление (Дж. Гилфорд) [Ленкова 2010], обеспечивающее разнонаправленное, многоканальное восприятие действительности. Условием его развития является проблемный характер решаемых задач, нестандартность применяемых способов. Творческая личность характеризуется потребностью в свободном самовыражении, способностью решать нестандартные задачи, отказом от традиционных алгоритмов освоения информации, стремлением к импровизации. Творческая деятельность по своей природе метафорична, так как предполагает использование особых инструментов познания: воображения, ассоциации, импровизации. Творчеству как процессу и результату получения качественно нового оригинального продукта свойственны уникальность, неповторимость.
Современный преподаватель создает условия для формирования творческого потенциала в процессе обучения, повышения мотивации обучающихся, развития их когнитивных интересов как к конкретной дисциплине, так и к процессу познания в целом. Творческий подход к освоению знаний требует специального содержания, средств и методов обучения. Ведущим становится проблемный метод, при котором обучающиеся не получают готовых знаний, проявляя активность в ситуации неопределенности, разрешая проблемную ситуацию без опоры на алгоритм действия. Репродуктивный метод обучения, основанный на восприятии и воспроизведении учебной информации, убивает творчество, так как следование образцу предполагает четкий алгоритм (несвободу), шаблонность в освоении новой информации.
Следует обратить внимание на то, что при обучении в вузе студентов-филологов целесообразно использовать творческий подход в преподавании дисциплин гуманитарного направления. Филологи осваивают позицию исследователя: рассматривают изучаемый объект с новой, нетривиальной точки зрения. Для студентов педагогического направления важной является позиция исследователя, ищущего способы творческого решения задач, что в итоге формирует активность учеников, развивая их познавательные интересы. Творчество педагога проявляется в разных аспектах: во взаимоотношениях с учащимися; в отношении к преподаваемому предмету; в определении средств обучения и способов отбора дидактического материала к занятию. Преподаватель вуза строит учебный процесс таким образом, чтобы студенты – будущие учителя сохранили способность к самосовершенствованию и самообразованию, сочетая традиционные и новые способы обучения.
Опыт формирования творческого потенциала студентов-филологов
Считаем целесообразным на разных этапах процесса обучения использовать систему методов творческого освоения теоретического и практического материала [Хуторской 2012] пошагово: от четкой формулировки проблемной задачи, через ее осмысление путем различных вариативных попыток решения, к апробации полученных решений в учебной ситуации путем эксперимента или создания определения понятия / модели / описания ситуации. Любой творческий процесс освоения нового знания строится на единстве эмоциональных и рациональных начал личности, в связи с этим целесообразно применять методы логического познания: метод эмпирического наблюдения; метод системного анализа, сравнения, сопоставления понятий; метод создания алгоритмов работы с изучаемыми явлениями; метод построения классификаций и доказательств.
В рамках учебной дисциплины «Методика преподавания русского языка» студентам дается задание сопоставить разные определения ключевого понятия, предложенные в работах разных авторов, выбрать наиболее точное, обосновать свой выбор либо предложить на обсуждение собственное определение. Размышляя над представленными определениями, студенты формулируют собственную точку зрения, аргументируют ее на основе имеющегося у них опыта. В результате такой работы проводится дискуссия-обсуждение разных точек зрения, дается определение ключевого понятия и разрабатывается его структура. Задание выполняется поэтапно: определяется содержание понятия «методическая система обучения русскому языку»; выделяются компоненты данного понятия; аргументируется их выбор; дается свое определение понятия. В итоге создается оригинальный интеллектуальный продукт-модель на основе имеющихся знаний посредством логических умозаключений.
Продуктивным, как показывает опыт, является задание на сопоставление близких по содержанию понятий: «педагогическая технология», «педагогическая техника», «методика преподавания». Используется метод мозгового штурма, когда участники равноправны в выдвижении предположений, чему способствуют догадка, интуиция. Включаясь в мозговой штурм, студенты не только учатся выявлять, сопоставлять и генерировать идеи, но и включаются в ситуацию группового взаимодействия, при котором необходимо брать на себя ответственность за свои шаги и деятельность группы в целом, распределять позиции-роли в выполнении работы, определять пошагово решение поставленной задачи (осуществлять планирование) и уметь сочетать традиционные и свободные от стереотипов решения и формы их предъявления.
Выводы
Методически значимыми являются задачи на переосмысление имеющихся знаний в новых условиях. Актуализируется проблема трансформации традиционных методов в педагогическом процессе при дистанционном обучении. Студенты выполняют комплекс задач: сопоставляют этапы традиционного урока и урока в дистанционном формате, выбирают методические приемы для дистанционного формата; определяют интернет-платформы для подготовки учителя к уроку в дистанционном формате; вырабатывают критерии оценки традиционного и дистанционного урока русского языка; составляют рекомендации молодому учителю по подготовке к уроку.
Поисковая методическая деятельность расширяет и углубляет лингвистические и методические знания студентов, а творческий характер познания (мозговой штурм, конструирование определений понятий, моделирование, проектирование, дискуссия, рефлексия) не только расширяет знания студентов, но и оказывает положительное влияние на их личностный рост, формируя творческую педагогическую позицию.
Об авторах
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: olgachausova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9351-5681
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и массовой коммуникации
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: ilnadezhda@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-3368-2725
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и массовой коммуникации
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.