Full Text
Введение
В современном обществе происходят глобальные изменения и трансформации разного рода. Меняется подход к освоению нового, и, как следствие этого, трансформируются мышление людей, способы восприятия мира и усвоения системы знаний о нем [Образовательная среда современного вуза… 2019]. Возникает проблема разработки новых методических приемов в преподавании отдельных дисциплин в школе [Чаусова 2004; 2011; 2013 а; 2013 б] и в вузе [Илюхина 2011; Куриленко, Илюхина 2014]. В связи с трансформациями в восприятии мира у современной молодежи актуальными становятся средства подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности [Куриленко, Илюхина 2014; Высшее образование в инновационных условиях 2016; Илюхина 2018].
Исследователи утверждают, что современную культуру в целом можно характеризовать как культуру соучастия (participatory culture, Генри Дженкинс) [Самыгин, Кротов, Шилина 2017]. Каждый человек стремится не просто воспринимать окружающий мир таким, каков он есть, а внести свой вклад в освоение сложившейся системы ценностей и знаний. Однако культура мышления и восприятия информации современной молодежи отличается фрагментарностью, а освоение действительности – клиповостью. [Семеновских 2014]. Наиболее яркими становятся такие явления, как переработка информации, отличающаяся многоканальностью и многозадачностью в построении самого процесса познания, разрозненностью и несистематичностью знаний, часто неразборчивостью их поглощения, стереотипностью и эмоциональностью в оценке явлений [Ищенко, Зорина, Нургалеев 2007]. Вместе с тем любой молодой человек в соответствии с потребностями времени стремится быть креативным, оригинальным, нацеленным на творческий процесс и результат познавательной деятельности.
Современное образование, ориентированное в первую очередь на абстрактно-логические, линейные способы освоения действительности, не способствует решению актуальных проблем, а в глазах современных молодых людей становится непривлекательным, скучным. Возникает конфликт между системой обучения и запросами молодых людей, непонимание между учителем и учеником. Учитель стремится соответствовать стандартам образования, учебным планам, ориентируется на традиционные средства обучения, а ученик испытывает потребность в изменении подходов и методов подачи этой информации, то есть происходит конфликт интересов и возможностей.
Проблема формирования творческого потенциала личности
При сопоставлении особенностей современного познания действительности и логики творческого восприятия необходимость ориентации процесса обучения на формирование творческого потенциала становится очевидной. Творческая деятельность отличается новизной не только результатов, но и способов их достижения, чему способствует дивергентное мышление (Дж. Гилфорд) [Ленкова 2010], обеспечивающее разнонаправленное, многоканальное восприятие действительности. Условием его развития является проблемный характер решаемых задач, нестандартность применяемых способов. Творческая личность характеризуется потребностью в свободном самовыражении, способностью решать нестандартные задачи, отказом от традиционных алгоритмов освоения информации, стремлением к импровизации. Творческая деятельность по своей природе метафорична, так как предполагает использование особых инструментов познания: воображения, ассоциации, импровизации. Творчеству как процессу и результату получения качественно нового оригинального продукта свойственны уникальность, неповторимость.
Современный преподаватель создает условия для формирования творческого потенциала в процессе обучения, повышения мотивации обучающихся, развития их когнитивных интересов как к конкретной дисциплине, так и к процессу познания в целом. Творческий подход к освоению знаний требует специального содержания, средств и методов обучения. Ведущим становится проблемный метод, при котором обучающиеся не получают готовых знаний, проявляя активность в ситуации неопределенности, разрешая проблемную ситуацию без опоры на алгоритм действия. Репродуктивный метод обучения, основанный на восприятии и воспроизведении учебной информации, убивает творчество, так как следование образцу предполагает четкий алгоритм (несвободу), шаблонность в освоении новой информации.
Следует обратить внимание на то, что при обучении в вузе студентов-филологов целесообразно использовать творческий подход в преподавании дисциплин гуманитарного направления. Филологи осваивают позицию исследователя: рассматривают изучаемый объект с новой, нетривиальной точки зрения. Для студентов педагогического направления важной является позиция исследователя, ищущего способы творческого решения задач, что в итоге формирует активность учеников, развивая их познавательные интересы. Творчество педагога проявляется в разных аспектах: во взаимоотношениях с учащимися; в отношении к преподаваемому предмету; в определении средств обучения и способов отбора дидактического материала к занятию. Преподаватель вуза строит учебный процесс таким образом, чтобы студенты – будущие учителя сохранили способность к самосовершенствованию и самообразованию, сочетая традиционные и новые способы обучения.
Опыт формирования творческого потенциала студентов-филологов
Считаем целесообразным на разных этапах процесса обучения использовать систему методов творческого освоения теоретического и практического материала [Хуторской 2012] пошагово: от четкой формулировки проблемной задачи, через ее осмысление путем различных вариативных попыток решения, к апробации полученных решений в учебной ситуации путем эксперимента или создания определения понятия / модели / описания ситуации. Любой творческий процесс освоения нового знания строится на единстве эмоциональных и рациональных начал личности, в связи с этим целесообразно применять методы логического познания: метод эмпирического наблюдения; метод системного анализа, сравнения, сопоставления понятий; метод создания алгоритмов работы с изучаемыми явлениями; метод построения классификаций и доказательств.
В рамках учебной дисциплины «Методика преподавания русского языка» студентам дается задание сопоставить разные определения ключевого понятия, предложенные в работах разных авторов, выбрать наиболее точное, обосновать свой выбор либо предложить на обсуждение собственное определение. Размышляя над представленными определениями, студенты формулируют собственную точку зрения, аргументируют ее на основе имеющегося у них опыта. В результате такой работы проводится дискуссия-обсуждение разных точек зрения, дается определение ключевого понятия и разрабатывается его структура. Задание выполняется поэтапно: определяется содержание понятия «методическая система обучения русскому языку»; выделяются компоненты данного понятия; аргументируется их выбор; дается свое определение понятия. В итоге создается оригинальный интеллектуальный продукт-модель на основе имеющихся знаний посредством логических умозаключений.
Продуктивным, как показывает опыт, является задание на сопоставление близких по содержанию понятий: «педагогическая технология», «педагогическая техника», «методика преподавания». Используется метод мозгового штурма, когда участники равноправны в выдвижении предположений, чему способствуют догадка, интуиция. Включаясь в мозговой штурм, студенты не только учатся выявлять, сопоставлять и генерировать идеи, но и включаются в ситуацию группового взаимодействия, при котором необходимо брать на себя ответственность за свои шаги и деятельность группы в целом, распределять позиции-роли в выполнении работы, определять пошагово решение поставленной задачи (осуществлять планирование) и уметь сочетать традиционные и свободные от стереотипов решения и формы их предъявления.
Выводы
Методически значимыми являются задачи на переосмысление имеющихся знаний в новых условиях. Актуализируется проблема трансформации традиционных методов в педагогическом процессе при дистанционном обучении. Студенты выполняют комплекс задач: сопоставляют этапы традиционного урока и урока в дистанционном формате, выбирают методические приемы для дистанционного формата; определяют интернет-платформы для подготовки учителя к уроку в дистанционном формате; вырабатывают критерии оценки традиционного и дистанционного урока русского языка; составляют рекомендации молодому учителю по подготовке к уроку.
Поисковая методическая деятельность расширяет и углубляет лингвистические и методические знания студентов, а творческий характер познания (мозговой штурм, конструирование определений понятий, моделирование, проектирование, дискуссия, рефлексия) не только расширяет знания студентов, но и оказывает положительное влияние на их личностный рост, формируя творческую педагогическую позицию.
About the authors
Samara National Research University
Email: olgachausova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9351-5681
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor assistant professor of the Department of Russian Language and Mass Communications
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
Samara National Research University
Author for correspondence.
Email: ilnadezhda@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-3368-2725
Doctor of Philological Sciences, professor, of the Department of Russian Language and Mass Communications
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.