ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ СЕТИ ДИСКУРСА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена описанию и исследованию особых структурных образований в дискурсе, отличающихся от линейных референциальных структур, интенциональных сетей, участие которых необходимо для реализации авторских интенций. Лишенные ядра интенциональные сети служат репрезентации когнитивного плана изложения, связывая референтную основу изложения с сетевой структурой, создающей условия для регулирования процессов понимания сообщения.

Материальную базу интенциональных сетей образуют языковые средства с недескриптивной семантикой, функциональное предназначение которых заключается в прагматической акцентуации фрагментов изложения, наиболее значимых для формирования смысла и для создания «поля понимания», содержащего необходимые для взаимопонимания участников общения когнитивные и коммуникативные ориентиры.

Преимущественный интерес к процессам планирования, производства и понимания речевых актов в когнитивной прагматике выделяет проблему системности концептуальных моделей знания (индивидуальных и конвенциональных), наличие которых является условием понимания. Менее значительное внимание уделяется при этом системности языковых процессов, представляющей, по нашему мнению, основной интерес для лингвистики. Современное состояние знаний требует дальнейшей дифференциации и разграничения в дискурсивном процессе жестких алгоритмических процедур и структур гибких, позволяющих вносить в ходе создания текста изменения в стратегическую программу, реализуемую автором текста.

Исследование речевых произведений позволяет выделить в них структурные образования двух типов, линейную и сетевую структуры. В отличие от централизованной последовательности пропозиций интенциональная сеть создается множеством центров, гибкость элементов сети обусловлена многослойностью субъектной перспективы, имеющей несколько уровней организации. Грамматический уровень представлен грамматическим субъектом, семантический (пропозициональный) – определенным типом агенса, когнитивный – субъектом рефлексии или перцепции. Коммуникативный (прагматический) уровень позволяет сделать выбор между субъектом речи (адресантом),  адресантом и наблюдателем (внешним участником коммуникации). В узлах сети используются  различные комбинации перспектив, что создает уникальные возможности для управления процессами понимания в условиях дистанцированной коммуникации.

Об авторах

Н. К. Данилова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-8854-2650

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры немецкой филологии

Список литературы

  1. Дейк 2000 – Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 308 с. URL: http://bookre.org/reader?file=1237558.
  2. Краснова 2002 – Краснова Т.И. Субъективность – Модальность (материалы активной грамматики). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 189 с. URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1354999283_0584.pdf.
  3. Кобозева 2003 – Кобозева И.М. К распознаванию интенционального компонента смысла высказывания (теоретические предпосылки) // Труды международной конференции Диалог'2003 «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии». М.: Наука, 2003. С. 267–271. URL: http://www.dialog-21.ru/media/2642/kobozeva.pdf.
  4. Серль – Серль Дж. Природа интенциональных состояний. URL https://texts.news/filosofiya-uchebnik-besplatno/djon-serl-priroda-intentsionalnyih-18262.html (дата обращения: 27.09.2019).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Данилова Н.К., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах