ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА К ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Включение в образовательный процесс массовых учебных заведений лиц с ограниченными возможностями здоровья – новая задача для российского образования. Реализация системы инклюзивного образования в вузе базируется на принципе «равные и разные» и актуализирует понятие «качество доступности». Суть инклюзивного образования выражается обучением студентов-инвалидов вместе с другими студентами в соответствии с общими нормами и требованиями к процессу, содержанию, качеству и результату образования.

В настоящий момент основной проблемой образования является создание условий, гарантирующих доступность и качество образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Создание доступной среды для инклюзивного образования – это требование к учреждениям высшего профессионального образования.

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты кадрового обеспечения инклюзивного образования: рассмотрен процесс инклюзии как интегратора совершенствования социально-трудовых отношений в социальном контексте развития образования, нормативно-правовой аспект инклюзивного образования; система кадрового обеспечения инклюзивных процессов.

Проведен анализ инклюзивной практики, педагогической и социальной эффективности мероприятий разработки системы кадрового обеспечения вуза в реализации инклюзивного образования.

Об авторах

Л. И. Родина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-2404-4465

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления человеческими ресурсами

Список литературы

  1. Федеральный закон… – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 30 декабря 2012 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559.
  2. Аверина 2011 – Аверина Е.А Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы // Вестник Томского государственного университета. Философия, социология, политология. 2011. № 1. C. 5–11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-invalidov-v-obschestvo-teoreticheskoe-osmyslenie-problemy/viewer.
  3. Алехина 2011 – Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92. URL: http://psyjournals.ru/files/39878/psyedu_2011_n1_Alekhina_Alekseeva_Agafonova.pdf.
  4. Алехина, Вачков 2014 – Алехина С.В., Вачков И.В. Методологические подходы к психолого-педаго-гическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 97–104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/15960473.
  5. Андрианова 2016 – Андрианова Е.И. Инклюзивное образование: характеристика, сущность, проблемы // Вестник НовГУ. 2016. № 2 (93). C. 14–16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/17173634.
  6. Арефьева, Крыжановская 2017 – Арефьева Г.В., Крыжановская Е.Ю. Инклюзивное образование как неотъемлемая часть гуманизации современного общества // Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования: материалы Первой Всероссийской конференции с международным участием 19–21 октября 2016 года. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017. С. 252–258. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28837603.
  7. Атымтаева 2017 – Атымтаева А.О. Повышение качества обучения на основе внедрения инновационных технологий // Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования: материалы Первой Всероссийской конф. с международным участием 19–21 октября 2016 года. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017. С. 228–230. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28837598.
  8. Брызгалова, Зак 2011 – Брызгалова С.О., Зак Г.Г. Инклюзивное образование: международный опыт, современные тенденции // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы междунар. научно-практич. конф. 20–22.06.2011 / под ред. О.Н. Ертанова, М.М. Гордон. М., 2011. С. 41–43. URL: http://psyjournals.ru/files/44014/Inclusive_edu_Bryzgalova.pdf.
  9. Выготский 1995 – Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 384 с. URL: https://xn--90anb0a.xn--p1ai/images/Bibl/SSV5.pdf.
  10. Жданова 2017 – Жданова Л.Г. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям вузовского обучения // Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования: материалы Первой Всероссийской конф. с международным участием 19–21 октября 2016 года. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017. С. 112–116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28837581.
  11. Кондратьева, Мастяева 2009 – Кондратьева С.И., Мастяева И.Н. Модель оценки качества инклюзивного образования в ВУЗе // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. 0,5 п.л.
  12. Кузьмина, Чекалева, Четверикова 2014 – Кузьмина О.С., Чекалева Н.В., Четверикова Т.Ю. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования: монография / под общ. ред. Н.В. Чекалевой. Омск: ООО «Полиграфист», 2014. 242 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25541245.
  13. Мартынова 2012 – Мартынова Е.А. Информационно-образовательная среда для студентов-инвалидов в Челябинском государственном университете // Социально-экономическое развитие России в нестабильном мире: национальные, региональные и корпоративные особенности. Челябинск, 2012. С. 253–257. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24633316.
  14. Мартынова 2014 – Мартынова Е.А. Организационно-педагогические условия адаптации учебного процесса, отвечающего условиям инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях профессионального образования // Проблемы и перспективы образования в России. 2014. № 29. С. 86–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21845611.
  15. Мартынова, Романович 2014 – Мартынова Е.А., Романович Н.А. Структура и содержание компетенций педагогических работников инклюзивного профес-сионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 2 (19). URL: https://ipk74.ru/upload/documents/jornal19.pdf.
  16. Родина 2017 – Родина Л.И. Политика Самарского университета в развитии инклюзивного образования // Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования: материалы Первой Всероссийской конф. с международным участием 19–21 октября 2016 года. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017. С. 4–14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28837565.
  17. Романенкова, Романович 2016 – Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Задачи и направления деятельности специалистов комплексного сопровождения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5.
  18. C. 192. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27181815.
  19. Романович, Мартынова, Романенкова 2014 – Романович Н.А., Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Челябинский государственный университет – федеральная инновационная площадка по инклюзивному обучению // Инклюзивное профессиональное образование: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2014. С. 204–209.
  20. Соколов 2011 – Соколов В.В. Современные компьютерные технологии в инклюзивном обучении студентов с глубокими нарушениями зрения // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии, 2011. С. 200–202. URL: psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44235_full.shtml.
  21. Фуряева 2015 – Фуряева Т.В. Педагогика интеграции за рубежом: монография. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015. 208 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23364575.
  22. Фуряева 2002 – Фуряева Т.В. Сравнительная педагогика особенных детей: теоретико-методологический аспект. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. 188 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26668980.
  23. Фуряева 2017 – Фуряева Т.В. Социальная инклюзия: теория и практика: монография. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2017. 280 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29026735.
  24. Чигрина 2011 – Чигрина А.Я. Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции: автореф. дис. … канд. соц. наук. Н. Новгород, 2011. URL: https://www.dissercat.com/content/inklyuzivnoe-obrazovanie-detei-invalidov-s-tyazhelymi-fizicheskimi-narusheniyami-kak-faktor-/read.
  25. Ярская-Смирнова, Лошакова 2013 – Ярская-Смирнова Е.Р.
  26. Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 100–106. URL: ecsocman.hse.ru/data/750/155/1217/011-YaRSKAYa-SMIRNOVA_E.R.pdf.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Родина Л.И., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах