КОНТАКТНЫЕ СТРАТЕГИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ СТАТЬЯХ И КОММЕНТАРИЯХ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕДИАДИСКУРСА)


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена определению места и роли контактных стратегий в интерактивном парном комплексе «электронная  статья – электронный комментарий» в немецкоязычной дискурсивной практике политической направленности. В качестве материала настоящего исследования были выбраны первичные сообщения на политическую тему из ведущих газет ФРГ «ZEIT ONLINE», «Süddeutsche Zeitung» и журнала «SPIEGEL ONLINE», а также вторичные тексты в виде комментариев их читательской аудитории. В ходе проведенного языкового анализа доказывается, что стратегическая деятельность в выбранном виде дискурса представляет собой сложный многоаспектный процесс, обусловленный, с одной стороны, интенциями отправителя сообщения, а с другой, – условиями интерактивного взаимодействия в рамках интернет-пространства.

Актуальность предлагаемого исследования определяется рассмотрением языковой реализации одной или совокупности выделенных в рабочую классификацию контактных стратегий. Автор делает акцент на участии средств, принадлежащих различным уровням немецкого языка, а также невербальных составляющих в процессах наложения, интенциональной смены или подмены стратегий. Отмечено, что стратегическая программа отправителя электронного сообщения не всегда правильно распознается реципиентом и находит продолжение в электронном комментарии: часто вторичный продукт кардинально противоречит первичному тексту.

Научная новизна проводимого исследования видится автору в том, что в политическом дискурсе электронных немецких СМИ комментаторы, выбирая определенные стратегические модели, могут перевести полемику на основе прочитанного в электронной статье в совершенно новое русло, ориентируясь на собственный заданный стратегический курс. Контактные стратегии, организующие взаимодействие и взаимопонимание участников опосредованной, но близкой в электронном пространстве к непосредственной, коммуникации, оказываются важным ключом в постижении заложенной авторской стратегии, а зачастую стратегии немецкоязычного издания в целом.

Об авторах

М. А. Черезова

Самарский юридический институт ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

кандидат филологических наук, заместитель начальника кафедры философии и общегуманитарных дисциплин, майор внутренней службы

Список литературы

  1. Dijk 2005 – Dijk T.А. van. Ideology and discourse. A Multidisciplinary Introduction. Barcelona: Pompeu Fabra University, 2005. 118 p. URL: http://www.discourses.org/UnpublishedArticles/Ideology%20and%20discourse.pdf (accessed 09.09.2019).
  2. Вознесенская 2010 – Вознесенская Ю.В. Речевые стратегии конфликта в немецкой политической коммуникации: на материале парламентских дебатов в Бундестаге: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2010. 185 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19235300 (дата обращения: 09.09.2019).
  3. Горбачев 2001 – Горбачев Е.В. Семантические стратегии предвыборной коммуникации в ФРГ (на материале сообщений для прессы фракции ХДС/ХСС в Бундестаге 1998 г.): автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2001. 18 с. URL: http://cheloveknauka.com/semanticheskie-strategii-predvybornoy-kommunikatsii-v-frg.
  4. Иссерс 2008 – Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: монография. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 288 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24003084 (дата обращения: 09.09.2019).
  5. Каракулова 2016 – Каракулова С.Ш. Реализация митигативной стратегии смягчения оценки в интервью с немецкими политиками // Научный диалог. 2016. № 2 (50). С. 52–62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25509984 (дата обращения: 09.09.2019).
  6. Киселев 2012 – Киселев А.Ю. Адресные стратегии в научно-популярном дискурсе (на материале немецкого языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2012. 22 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30364477 (дата обращения: 09.09.2019).
  7. Крячкова 2015 – Крячкова А.П. Реализация стратегии дискредитации оппонента в политических дебатах немецкого Бундестага // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 10–1(52). С. 89–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24155621 (дата обращения: 09.09.2019).
  8. Лапшина 2009 – Лапшина А.Ю. Коммуникативная стратегия неявного управления в межжанровом пространстве нарративного интервью: на материале немецкого языка: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2009. 187 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16192373 (дата обращения: 09.09.2019).
  9. Синеокая 2019 – Синеокая Н.А. Маскулинные коммуникативные стратегии и тактики (на материале интервью женщин-политиков в Германии) // Верхневолжский филологический вестник. 2019. № 1. С. 115–122. doi: 10.24411/2499-9679-2019-10321.
  10. Туманова 2016 – Туманова Г.А. Коммуникативная стратегия убеждения и особенности ее реализации в политическом дискурсе (на материале русского и немецкого языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 22 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30431363 (дата обращения: 09.09.2019).
  11. Филинский 2002 – Филинский А.А. Критический анализ политического дискурса предвыборных кампаний 1999–2000 гг.: дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2002. 163 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19181823 (дата обращения: 09.09.2019).
  12. Хабермас 2001 – Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 381 с. URL: https://vk.com/doc182701393_343827483.
  13. Черезова 2017 – Черезова М.А. Интерактивный парный комплекс в электронных СМИ ФРГ // Научный диалог. 2017. N 8.
  14. С. 141–153. doi: 10.24224/2227-1295-2017-8-141-153.
  15. Шейгал 2000 – Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса: монография. Волгоград: Перемена, 2000. 368 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19666928.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Черезова М.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах