ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Мотивация учебной деятельности является одним из ключевых аспектов обучения. Проведенные психологические, педагогические исследования доказали значимую роль мотивационных переменных в эффективности учебной деятельности. Актуальность проблемы мотивации учебной деятельности обусловлена, с одной стороны, возрастающим интересом государства к реализации потенциала личности для ее дальнейших достижений, которые являются основой развития современного информационного и высокотехнологичного общества, а с другой стороны, снижением внутренней учебной мотивации в процессе обучения. Внутренняя мотивация учебной деятельности гарантирует успешность и значительные достижения обучающегося в учебном процессе, что, в свою очередь, напрямую связано с дальнейшим прогрессом не только его лично, но и в совокупности людей – всего общества в целом. Внутренняя мотивация учебной деятельности определяется системой мотивов, находящих отражение в интересе к содержанию учебной деятельности, в создании продуктивного результата, в получаемом удовольствии от процесса познания, от решения  интеллектуальных задач. Внутренняя учебная мотивация обуславливает академические достижения, позитивную динамику успеваемости, а также является условием психологического благополучия. Методы исследования: анализ и синтез научных идей и результатов исследований в сфере мотивации; обобщение и систематизация фактов и положений о мотивации учебной деятельности; изучение мотивации учебной деятельности обучающихся.
В статье представлено определение мотивации учебной деятельности, дан сравнительный анализ понятий «мотивация» и «мотив». Рассмотрены мотивы, относящиеся к внешней (мотив социального одобрения, боязнь наказания, мотив общения, внеучебная школьная мотивация) и внутренней (познавательный интерес, мотивация достижения, осознание социальной необходимости, мотив самореализации) мотивации учебной деятельности. Проанализированы результаты анкетирования обучающихся 5–11 классов, выделены ведущие мотивы учебной деятельности на каждом из возрастных этапов.

Об авторах

И. В. Никулина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования

А. Э. Снежкова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1381-6992

магистр III курса кафедры теории и методики профессионального образования

Список литературы

  1. Бакшаева, Вербицкий 2006 – Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. М.: Логос, 2006. 184 с. URL:
  2. https://www.ereading.club/bookreader.php/1042469/Verbickiy__Psihologiya_motivacii_studentov.html.Божович 2001 – Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2001&bookhl.
  3. Гордеева 2013 – Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. 444 с. URL: https://www.dissercat.com/content/motivatsiya-uchebnoi-deyatelnosti-shkolnikov-i-studentov-struktura-mekhanizmy-usloviya-razvi.
  4. Гордеева 2005 – Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности // Психология в вузе. 2005. № 4. C. 3–27. URL: https://mybiblioteka.su/9-99627.html.
  5. Ильин 1995 – Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. Т.16. № 2. С. 27–41. URL: https://poisk-ru.ru/s833t11.htm.l
  6. Леонтьев 2005 – Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с. URL: https://studfiles.net/preview/3004604.
  7. Маркова 1981 – Маркова А.К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
  8. Маркова, Матис, Орлов 1990 – Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0389.
  9. Маслоу 1999 – Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/maslow_motivation_and_personality.pdf.
  10. Никулина 2008 – Никулина И.В. Мотивация профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 66. С. 303–311. URL: https://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/4443.
  11. Никулина, Санько 2017 – Никулина И.В., Санько А.М. Мотивация научно-исследовательской деятельности преподавателей университета // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. № 5. С 27–32. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia_hum/2017/2017_5_27_32.pdf.
  12. Реан 1999 – О ценностно-мотивационной сфере студентов-универсантов / Реан А.А. [и др.] // Ананьевские чтения-99: тезисы научно-практич. конф. СПб., 1999. С. 222–223. URL:
  13. http://elib.gnpbu.ru/text/ananyevskie_chteniya_1999/go,0;fs,0 .Хекхаузен 2003 – Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с. URL: http://znakka4estva.ru/uploads/category_items/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.%20%D0%A5%D0%B5%D0%BA%D1%85%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BD.%D0%A5.%20(2003,%20860%D1%81.)%20(%D0%A1%D0%B5%D1%80.%20%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8).PDF.pdf.
  14. Шепелева 2008 – Шепелева Е.А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников: дис. … канд. психол. наук. М.: МГУ, 2008. 166 с. URL: https://www.dissercat.com/content/osobennosti-uchebnoi-i-sotsialnoi-samoeffektivnosti-shkolnikov.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Никулина И.В., Снежкова А.Э., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах