ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Подготовка специалистов информационной безопасности является одной из первоочередных государственных задач в связи с расширением областей применения информационных технологий, что обуславливается рядом факторов. Успешность профессиональной деятельности специалиста информационной безопасности является характеристикой его профессиональной деятельности в случае признания обществом и им самим полного обеспечения режима защиты информации от информационных угроз. Дается анализ уже проведенных исследований, посвященных подготовке специалистов информационной безопасности в вузе, и доказывается необходимость формирования интегративного свойства личности специалиста информационной безопасности (готовности к успешной профессиональной деятельности) как основы для реализации профессиональных функций (информационно-аналитической, проектной, технологической, интерактивной, рефлексивной). Адекватно функциям определяются компоненты готовности (ориентационный, целеполагающий, операционный, коммуникативный, оценочный), качества личности (ответственность, субъектность, профессиональная мобильность, коммуникабельность, творческая активность), составляющие основу данных компонентов, и критерии их сформированности (этическое сознание, профессиональное самосознание, профессиональная, социальная и акмеологическая направленность).  Описывается процесс формирования компонентов готовности к успешной профессиональной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода. На базе его принципов (индивидуализации, субъектности, самоактуализации, доверия и поддержки, творчества и успеха) определяются методы (наглядные и вербальные, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы стимулирования интереса) формирования личностных качеств специалиста информационной безопасности.

Об авторах

М. Г. Резниченко

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальных систем и права

Е. А. Помельникова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1381-6992

старший преподаватель, кафедра иностранных языков и русского как иностранного

Список литературы

  1. Астахова, Лушникова 2019 – Астахова Л.В., Лушникова С.С. Культура информационной безопасности предприятия: сравнительный анализ зарубежных и российских исследований // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2019. № 1 (31). С. 37–47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37334708.
  2. Бабанский 1989 – Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / [сост. М.Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов, Г.А. Победоносцев, А.М. Моисеев; авт. коммент. А.М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. 558 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/babanskiy_izbrannye-pedagogicheskie-trudy_1989.
  3. Бондаревская, Кульневич 1999 – Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д.: Учитель, 1999. 560 с. URL: https://www.studmed.ru/bondarevskaya-ev-kulnevich-sv-pedagogika-lichnost-v-gumanisticheskih-teoriyah-i-sistemah-vospitaniya_3e57cc5d00a.html.
  4. Грицык 2005 – Грицык В.А. Виртуальный лабораторный комплекс на базе программных эмуляторов в профессиональной подготовке специалистов в области информационной безопасности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2005. 159 с. URL: https://www.dissercat.com/content/virtualnyi-laboratornyi-kompleks-na-baze-programmnykh-emulyatorov-v-professionalnoi-podgotov/read.
  5. Деркач 2002 – Деркач А.А. Акмеология. М.: РАГС, 2002. 650 с. URL: https://klex.ru/bo6.
  6. Кашапов 2011 – Кашапов М.М. Акмеология: учебное пособие. Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2011. 112 с. URL: http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110510.pdf.
  7. Киреенко 2012 – Киреенко А.Е. Современные проблемы в области информационной безопасности: классические угрозы, методы и средства их предотвращения // Молодой ученый. 2012. № 3. С. 40–45.
  8. Киселева 2003 – Киселева Н.Л. Психолого-педагогические условия развития успешности учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Киселева Наталья Леонидовна. Курск, 2003. 187 с. URL: https://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-professionalnoi-uspeshnosti-uchitelya.
  9. Клинберг 1984 – Клинберг Л. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984. 256 с.
  10. Лернер 1981 – Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с. URL:
  11. https://www.studmed.ru/lerner-iya-didakticheskie-osnovy-metodov-obucheniya_4c9038bec46.html
  12. .
  13. Малкина – Малкина Е.В. Практика – критерий качества подготовки специалистов [Электронный ресурс]. URL: http://msuc.edu.ru/conf_05/part3/doc9.html.
  14. Меньшенина 2016 – Меньшенина С.Г. Формирование готовности к аналитической деятельности студентов – будущих специалистов по информационной и компьютерной безопасности: автореф. дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.08 / Меньшенина Светлана Григорьевна; [место защиты: Ульян. гос. ун-т]. Ульяновск, 2016. 261 с. URL: https://www.docme.ru/doc/1402952/formirovanie-gotovnosti-k-analiticheskoj-deyatel._nosti-stud.
  15. Петровский 1996 – Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: монография. Ростов н/Д., 1996. 485 с. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/lichnostq_v_psihologii_v.a._petrovskij.pdf.
  16. Помельникова 2017 – Помельникова Е.А. Особенности представлений профессиональной успешности у студентов специальности «информационная безопасность» // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 12–2. С. 198–206. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32245977.
  17. Помельникова 2018 – Помельникова Е.А. Основы профессионального успеха в сфере информационной безопасности: учебное пособие / под ред. М.Г. Резниченко. Самара: Изд-во «Инсома-пресс», 2018. 102 с.
  18. Родионова – Родионова Е.А. Субъектный подход к определению профессиональной успешности [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/files/63215/22_Rodionova.
  19. Рычкова 2010 – Рычкова А.А. Дистанционные образовательные технологии как средство формирования профессиональной самостоятельности будущих инженеров-программистов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Рычкова Анастасия Александровна; [место защиты: Оренбург. гос. ун-т]. Оренбург, 2010. 235 с. URL: https://www.dissercat.com/content/distantsionnye-obrazovatelnye-tekhnologii-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnoi-samosto.
  20. Савельев – Савельев М. Проблематика подготовки специалистов в сфере информационной безопасности. URL: https://bis-expert.ru/ articles/43975.
  21. Сластенова 2006 – Сластенова И.В. Методика реализации прикладной направленности курса «Высшая математика» при обучении специалистов в области информационной безопасности: на материале теории вероятностей и математической статистики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Астрахан. гос. ун-т. Астрахань, 2006. 222 с.
  22. Степанов 1991 – Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф., Колошина Т.Ю., Фролова Т.В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 5–14. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1991/915/915005.htm.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Резниченко М.Г., Помельникова Е.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах