НАЧАЛО ВОЙНЫ: НАВИГАЦИЯ 1941 ГОДА НА РЕКАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ СССР


Цитировать

Полный текст

Аннотация

С началом Великой Отечественной войны одной из важнейших транспортных коммуникаций стала водная. Цель статьи состоит в выяснении значения водной инфраструктуры в навигацию 1941 г. В работе ставится задача определить, как осуществлялось выполнение заданий по транспортировке на фронт людей и грузов, а также перевозке раненых, населения, промышленности вглубь страны. Исследование основывается на принципах историзма и объективности, а также системном подходе. В работе применялись общенаучные, специальные исторические и количественные методы. Статья основывается как на опубликованных источниках, так и на архивных.

Установлено, что положение речного флота изменилось с началом войны и он приобрел исключительное значение. Поменялись грузопотоки и грузооборот на реках СССР, в том числе Волге. Возросли перевозки стратегических грузов, в частности нефти. Но количество судов у речных пароходств и организаций по всей стране (особенно волжских) резко уменьшилось вследствие мобилизации для воинских перевозок. Это, в свою очередь, влияло на объемы гражданских перевозок, которые требовалось увеличивать. Помимо этого, речной транспорт испытывал недостаток в кадрах. Из разных источников происходило пополнение рабочей силой, в том числе через систему подготовки. Однако эта проблема сохранялась до конца войны.

Об авторах

О. А. Гоманенко

Волгоградский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социальных технологий

Список литературы

  1. Амусин 1997 – Амусин Б.М. Использование речного транспорта на фронтовых речных и озерных бассейнах в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Калининград: Типография Калининградского ВВМУ, 1997. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000625242.
  2. Битва за нефть… 1985 – Битва за нефть: Речники «Волготанкера» в битве за нефть, за Волгу и обороне Сталинграда (неопубликованная рукопись ветеранов пароходства «Волготанкер»). Куйбышев, 1985. 229 с.
  3. Гоманенко 2011 – Гоманенко О. Нижневолжское речное пароходство в Великой Отечественной войне. 1940–1945 гг. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 256 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25756411.
  4. История Астраханского края 2000 – История Астраханского края. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000. 1122 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22776294.
  5. Матишов, Афанасенко, Кринко, Курбат 2012 – Матишов Г.Г., Афанасенко В.И., Кринко Е.Ф., Курбат Т.Г. Война. Юг. Перелом (лето 1942 – осень 1943 гг.). Ростов-н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. 284 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23779410.
  6. Пермяков 2002 – Пермяков В. Опаленные Волгой. Самара: Данглис, 2002. 449 с.
  7. Шаховская, Болдырев, Пахомов 2015 – Шаховская Л.С., Болдырев Н.Ю., Пахомов М.Е. Промышленность и транспорт Сталинграда и области в годы Великой Отечественной войны // Сталинградская битва – «решающий аргумент» Второй мировой войны (Волгоград, 30 января 2015 года): материалы научно-практич. конф., Волгоград: Изд-во ВОУНБ им. М. Горького, 2015. С. 46–62. URL: http://www1.vounb.volgograd.ru/elibrary/book/kr_st.pdf.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гоманенко О.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах