ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕОЛИЗОВАННОГО РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА (НА ПРИМЕРЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ И СОВЕТСКИХ ГАЗЕТ)


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются тексты рекламных объявлений дореволюционного и советского периодов и выявляются приемы креолизации рекламных сообщений в диахроническом аспекте. Проводится анализ газетных объявлений коммерческой рекламы, в центре которой заявлен широкий спектр услуг. Определяются направления реализации прагматической установки представления различного вида продукции в рекламе соответствующих периодов. В работе описаны способы креолизации текстов в газетной рекламе дореволюционного и советского периодов: рассматриваются газетная реклама, которая представлена на страницах советских печатных изданий 20–30-х годов XX века, и материал дореволюционных газет 80–90-х годов XIX века. В качестве источников материала были использованы тексты рекламных объявлений, публиковавшихся в дореволюционной «Самарской газете» и советской газете «Известия».
Проанализированы способы соотношения вербальных и невербальных компонентов в текстах рекламных объявлений дореволюционного и советского периодов. Выявлены способы создания экспрессии каждым из элементов креолизованного текста. Было установлено влияние процесса креолизации текста на достижение эффекта достоверности рекламного объявления.
Отмечены особенности как вербальных, так и невербальных элементов рассматриваемых рекламных текстов заявленных временных отрезков.
В результате проведенного исследования было выявлено, что в газетных рекламных текстах дореволюционного периода употребляется модель креолизации, для которой характерно полное повторение текста изображением. В газетных объявлениях 20–30-х годов XX века нами отмечено использование двух моделей креолизации: полное повторение текста изображением и восполнение в изображении недостающей в речевом компоненте информации. Зафиксировано употребление стихотворных рекламных текстов в советских газетах рассматриваемого периода, выполняющих воздействующую функцию. Выявлена специфика невербальных частей креолизованных рекламных текстов: их схематичность в дореволюционный период и детальная проработка в советский.

Об авторах

В. М. Зарипова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра издательского дела и книгораспространения

Список литературы

  1. Анисимова 1996 – Анисимова Е.Е. О целостности и связности креолизованного текста (к постановке проблемы) // Филологические науки. 1996. № 5. С. 74–84.
  2. Бабина 2015 – Бабина Л.В. Особенности рекламного плаката, публиковавшегося в 50-е годы XX века в журнале «Огонек», как полимодального текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 1. С. 29–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22662408.
  3. Ильясова, Амири 2015 – Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. М.: Флинта: Наука, 2015.
  4. Ильясова, Амири 2018 – Ильясова С.В., Амири Л.П.
  5. Язык СМИ и рекламы: игра как норма и как аномалия: монография. М.: Флинта: Наука, 2018.
  6. Касьяненко 2004 – Касьяненко А.А. Советская реклама как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2004. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002799772.
  7. Колокольцева 2013 – Колокольцева Т.Н. Рекламный дискурс и рекламный текст. М.: Флинта, 2013.
  8. Набоков 2013 – Набоков В.В. Пошляки и пошлость // Лекции по русской литературе / пер. с англ. С. Антонова, Е. Голышевой, Г. Дашевского и др. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. С. 425–431.
  9. Рябиничева 2017 – Рябиничева Д.В. Жанр плакатного лозунга и рекламы в творчестве Владимира Маяковского 1920-х годов: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2017. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006658801.
  10. Скнарев 2015 – Скнарев Д.С. Языковые средства создания образа в рекламном дискурсе: семантический, прагматический, маркетинговый аспекты: автореф.
  11. дис. ... д-ра филол. наук. Челябинск, 2015. URL: http://cheloveknauka.com/yazykovye-sredstva-sozdaniya-obraza-v-reklamnom-diskurse-semanticheskiy-pragmaticheskiy-marketingovyy-aspekty.
  12. Фиськова 2014 – Фиськова М.В. Роль креолизации в понимании текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 7. Ч. 2. С. 198–200. URL: http://www.gramota.net/materials/2/2014/7-2/56.html.
  13. Халимова 2011 – Халимова Р.Р. Языковые средства реализации прагматической установки в текстах прямой и скрытой рекламы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2011.
  14. Чигаев 2010 – Чигаев Д.П. Способы креолизации современного рекламного текста: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2010. URL: http://cheloveknauka.com/sposoby-kreolizatsii-sovremennogo-reklamnogo-teksta.
  15. Шаззо 2008 – Шаззо А.А. Лингвистические приемы воздействия на адресата продовольственной рекламы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Майкоп, 2008. URL: http://cheloveknauka.com/lingvisticheskie-priemy-vozdeystviya-na-adresata-prodovolstvennoy-reklamy.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Зарипова В.М., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах