УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Процесс реструктуризации образовательных организаций высшего образования, уменьшение учебной нагрузки и, как следствие, сокращение педагогических работников, неблагоприятная организационная культура вуза приводят к повышению уровня деструктивной конфликтности
в образовательной среде. Многие конфликты, возникающие в высшей школе, не обходятся без выяснения отношений «на повышенных тонах», отрицательных эмоций, изощренных манипуляций. Поддаваясь эмоциям, участники конфликта еще сильнее его разжигают, вовлекают в него других людей, тем самым расширяя поле конфликта. Однако без конфликтов невозможно себе представить развитие образовательной организации, они энергезируют и мотивируют, способствуют лучшему пониманию проблемы, проясняют отношения, и все это становится возможным только в том случае, если конфликтами управляют и они конструктивно разрешаются.
Актуальность проблемы управления конфликтами в образовательной организации обусловлена необходимостью предупреждения возникновения деструктивных конфликтов, придания неизбежным конфликтным ситуациям конструктивности.
Методы исследования: анализ и синтез научной информации, результатов исследований в области управления конфликтами; обобщение и систематизация фактов и положений; наблюдение за поведением преподавателей вуза в ситуации конфликта.
В статье представлены функции, внешние и внутренние механизмы управления конфликтами в образовательной организации. Опытно-экспериментальная работа заключалась в проектировании системы управления конфликтами в среде профессорско-преподавательского состава вуза, ориентированной на выполнение общих функций управления (планирование, организация, мотивация, координация, контроль), состоящей из взаимосвязанных элементов: организационно-управленческого; технологического; документационного обеспечения.

Об авторах

И. В. Никулина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования

Список литературы

  1. Гришина 2008 – Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 544 с.
  2. Захарчук 2006 – Захарчук Л.А. Управление конфликтами в системе образования: дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. 244 с. URL: http://www.dslib.net/sociologia-upravlenia/upravlenie-konfliktami-v-sisteme-obrazovanija.html.
  3. Игнатова 2015 – Игнатова Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение преподавателей и студентов в конфликте: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2015. 258 с. URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-prepodavateley-i-studentov-v-konflikte.
  4. Калмыкова, Соловова 2013 – Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В. Эффективное управление конфликтами в социально-трудовых отношениях // Вестник СамГУ. 2013. № 1 (102). С. 171–176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19120076.
  5. Калмыкова, Соловова 2014 – Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В. Организационно-методические аспекты управления конфликтами в системе социально-трудовых отношений в организации // Вестник СамГУ. 2014. № 8 (119). С. 206–212. URL: http://journals.ssau.ru/index.php/eco/article/view/5570.
  6. Куприянов 2011 – Куприянов Р.В. Межличностные конфликты в диаде преподаватель – студент: монография. Казань: КНИТУ, 2011. 196 с. URL: http://window.edu.ru/resource/330/77330/files/Kuprijanov_Konflict.pdf.
  7. Лешер, Яббарова 2010 – Лешер О.В., Яббарова Л.В. Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза как педагогическое условие эффективного управления педагогическими конфликтами // Вестник ЧГПУ. 2010. №7 С. 170–177.
  8. Никулина 2017 – Никулина И.В. Преподаватель университета как субъект управления педагогическими конфликтами // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. Т. 23. № 4.
  9. С. 40–43. URL: http://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/5477. doi: 10.18287/2542-0445-2017-23-4-40-43.
  10. Никулина 2016 – Никулина И.В. Феноменология педагогических конфликтов // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 1. С. 82–86. URL: http://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/4186.
  11. Никулина, Соловова 2018 – Никулина И.В., Соловова Н.В. Конфликты в вузовской среде: анализ причин возникновения // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 11. С. 62–66. doi: 10.20339/AM.11-18.062.
  12. Никулина, Соловова 2018 – Никулина И.В., Соловова Н.В. Формирование конфликтологической компетентности преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2018. № 2. С. 95–102. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1278.
  13. Соловова, Никулина, Новоселова, Санько 2017 – Соловова Н.В., Никулина И.В., Новоселова О.В., Санько А.М. Инновационные технологии управления персоналом образовательной организации высшего образования в условиях институциональных изменений: монография. Самара: Издательство СНЦ РАН, 2017. 322 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32396982.
  14. Шейнов 2014 – Шейнов В.П. Управление конфликтами. СПб.: Питер, 2014. 770 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Никулина И.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах