АВТОНОМНАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья описывает проявления автономной позиции личности студента в образовательном процессе. Автономия, проявляющаяся в способности делать осознанный, субъектный и ответственный выбор, рассматривается как главная предпосылка будущей профессиональной успешности. Исследование особенностей проявления автономной позиции студента в учебном процессе проводилось в течение двух лет. Уровень автономии студента определялся через способность к целеполаганию, индивидуальную ответственность, субъектную активность в образовательном процессе. Исследование позволило выделить эксплицитные и имплицитные формы проявления автономии. Эксплицитно мера автономии определяется через постановку целей и приоритетов в учебном процессе, степень синхронизации действий, построение перспективных планов самореализации и развития. Имплицитной основой автономной позиции личности студента выступают рефлексия и осознание значимости происходящих событий.
Исследование описывает факторы, детерминирующие автономное, ответственное и независимое поведение студента в учебной деятельности. Статистическая обработка данных выявляет различия в признаках «успешной» и «неуспешной» групп студентов. Определяет взаимосвязь результативности в учебе и уровня автономии личности студента. Описывает специфику проявления автономии в поведении.
Автономная позиция личности студента проявляется в ответственном и независимом поведении, заинтересованности в текущих результатах учебной деятельности, способности самостоятельно принимать решения, осуществлять контроль, проявлять инициативу и критичность при изучении учебного материала; высокой адаптивной активности, ориентированности на интересы окружающих, стремлении планировать свои действия с учетом групповых задач. Низкий уровень автономии студента в учебной деятельности проявляется через стратегию подчиненного адаптивного поведения: стремление бесконфликтно существовать в профессиональном сообществе, отсутствие инициативы, избегание самостоятельных действий; стремлении проявлять осторожность и прагматизм при принятии решений; склонность избегать проблемных задач, получать поддержку и поощрение за приложенные усилия, а не достигнутый результат.
Автономная позиция личности студента влияет на качество результатов в учебной деятельности за счет умения согласовывать учебные цели с индивидуальными интересами и потребностями.

Об авторах

Ж. В. Горькая

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития

Список литературы

  1. Bimmel and Rampillon 2000 – Bimmel P. and
  2. Rampillon U. Lernerautonomie und Lernstrategien. Mьnchen: Langenscheidt.
  3. Deci 2008 – Deci E.L. Self-determination theory:
  4. A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. 2008. Т. 49. Р. 182–185. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/a32f/3435bb06e362704551cc62c7df3ef2f16ab1.pdf.
  5. Ryan 1993 – Ryan R.M. Agency and organization: intrinsic motivation, autonomy, and the self in psychological development // Nebraska symposium on motivation. Vol. 40: Developmental perspectives on motivation. Lincoln, Nb, 1993. Р. 1–5.
  6. Little 2004 – Little D. Learner autonomy, teacher autonomy and the European Language Portfolio. URL: https://www.utc.fr/~untele/2004ppt/handouts/little.pdf.
  7. Горькая, Горький 2017 – Горькая Ж.В., Горький А.С. Инновационные технологии как условие формирования профессионально-личностных качеств студентов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 1. С. 54–65. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2017-1/6-gorkaya.pdf.
  8. Карпинский 2012 – Карпинский К.В. Автономия смысложизненного выбора и психологическое благополучие личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 2. С. 5–21. URL: https://elib.grsu.by/doc/4605.
  9. Луков 2014 – Луков М.Ю. Становление автономии личности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 9. С. 94–96. URL: http://online-science.ru/userfiles/file/jdekuo9tmzoaydeu9nqby9pujxewaoyt.pdf.
  10. Майкова 2012 – Майкова Э.Ю. Автономия личности и социальные практики адаптации // Власть. 2012. № 5. С. 118–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17718360.
  11. Марченко 2012 – Марченко А.Н. Осуществление личностной автономии как реализация зрелой личностью внутреннего морального закона // Общественные науки. 2012. № 6–1. С. 258–261. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19098851.
  12. Мельникова 2014 – Мельникова В.Б. Автономия личности: обзор зарубежных подходов к проблематике // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 37. С. 9. URL: http://psystudy.ru/num/2014v7n37/1043-melnikova37.
  13. Нешумаев 2016 – Нешумаев М.В. Личностные компоненты содержания понятия «Автономность как стратегия саморегуляции учебной деятельности» // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 7. С. 73–79. URL: http://pedsciencemag.ddk.com.ru/bulletin/?pageIDD=4&MAGAZINE_IDD=104&command=getArticle&ArticleIdd=2047.
  14. Павлова 2010 – Павлова А.В. Потенциал личности: креативность и личностная автономия // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 24–26. URL: http://vestnik.bsu.ru/content/series/37_2010.pdf.
  15. Петров 2009 – Петров А.В. Автономия личности как право на принятие решений // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2009. № 1. С. 173–179. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2008/02/2008_02_43.pdf.
  16. Привалова 2013 – Привалова Ю.В. Автономия личности в контексте образования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 238–240. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/11/pedagogika/privalova.pdf.
  17. Пыжикова 1999 – Пыжикова Ж.В. Становление автономии личности старшеклассника в условиях социально-психологического тренинга: дис. … канд. психол. наук. М., 1999. 181 с. URL: http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-avtonomii-lichnosti-starsheklassnika-v-usloviyakh-sotsialno-psikhologicheskogo-t.
  18. Сырцова 2007 – Сырцова Е.Л. Развитие автономности личности в образовании: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2007. № 3. С. 90–93.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Горькая Ж.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах