ФОТОГРАФИИ Л.Н.ТОЛСТОГО КАК ИСТОЧНИК ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается образ Льва Толстого, отраженный в фотографическом наследии великого писателя, представленном фотофондами Государственного музея Л.Н. Толстого. Фотографии рассматриваются в контексте наследия и припоминания исторической памяти. Показывается запечатление и отложение образа Толстого самыми разными людьми, создающими контекст исторической памяти. При этом особое внимание уделяется фотообразу писателя, созданному его женой С.А. Толстой. Выясняется, что изображения молодого Толстого появляются в одно время с возникновением фотографии в России. Устанавливается, что в связи с расширением социального круга увеличивается количество фотографов Толстого, желающих запечатлеть самые разные моменты его жизни и творческого переживания. В 1900-е годы расширяется количество фотографий, связанных с приездом в Ясную Поляну гостей и близких людей, создававших целые фотоколлекции, в которых отображались самые разные темы. Это и творческая кухня Толстого, и изображения его в полный рост, и посиделки с друзьями, и Кавказ. Выявляется, что фотографическая память неоднородна: Толстого снимали и профессиональные фотографы, и любители, и репортеры, и изображения каждой группы имеют свои особенности, но все они были включены в культурно-антропологический аспект жизни России. Сквозь призму встреч и духовных исканий показывается прогрессивное значение фотографии для общественной жизни России. Коллекции музея анализируются как этапы складывания визуального образа в коллективной памяти. Фотографии изучаются в контексте прижизненной иконографии великого писателя. Показывается их положительный аспект, связанный с визуализацией повседневной жизни России.

Об авторах

А. Е. Пурыгин

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

аспирант кафедры российской истории

Список литературы

  1. Бажак 2003 – Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. М., 2003.
  2. Барт 2011 – Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 2011.
  3. Беньямин 2015 – Беньямин В. Краткая история фотографии. М., 2015.
  4. Булгаков 1918 – Булгаков В.Ф. Лев Толстой в последний год его жизни: дневник секретаря Л.Н. Толстого В.Ф. Булгакова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Задруга, 1918.
  5. Государственный музей Л.Н. Толстого – Государственный музей Л.Н. Толстого. Коллекции-online. Фотофонд. URL: http://collections.tolstoymuseum.ru:9000/items?sa-fund=10; http://tolstoymuseum.ru/museums/funds/photos.php
  6. (дата обращения: 22.01.2018)
  7. Дашкова 2013 – Дашкова Т. Телесность – Идеология – Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность. М., 2013.
  8. Круткин 2009 – Круткин В. Снимки домашних альбомов и фотографический дискурс // Визуальная антропология: настройка оптики. М., 2009.
  9. Морозов 1961 – Морозов С. Русская художественная фотография. Очерки из истории фотографии 1839–1917. Второе издание. М., 1961.
  10. Нарский 2008 – Нарский И.В. Фотокарточка на память: Семейные истории, фотографические послания и советское детство (Автобио-историо-графический роман). Челябинск, 2008.
  11. Попов 2010 – Попов А.П. Из истории российской фотографии. М., 2010.
  12. Репин 1949 – Репин И.Е. Толстой Л.Н. Переписка: в 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1949.
  13. Стигнеев 2013 – Стигнеев В. От пиктореализма –
  14. к фоторепортажу, очерки по истории отечественной фотографии 1900–1950. М., 2013.
  15. Федосова 2014 – Федосова Е.П. Лев Толстой и искусство фотографии // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11), октябрь. С. 77–85. URL: http://www.tsput.ru/fb/hum/3(11)2014/index.html#77.
  16. Чибисов 1987 – Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. М., 1987.
  17. Шипова 2012 – Шипова Т.Н. Московские фотографы 1839–1930. История московской фотографии. М., 2012.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Пурыгин А.Е., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах