ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ПОВОЛЖЬЕ И НА УРАЛЕ В 1956–1991 ГГ.
- Авторы: Конов А.А.1
-
Учреждения:
- Уральский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: Том 24, № 4 (2018)
- Страницы: 26-34
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6399
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-4-26-34
- ID: 6399
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель статьи – исследование процесса коренной технической реконструкции железнодорожного транспорта на базе электрификации. С принятием Советом Министров СССР в 1956 г. постановления «О генеральном плане электрификации железных дорог» железнодорожный транспорт Урала вступил в новый этап своего развития – начался процесс качественного преобразования всей железнодорожной сети Урала и Поволжья. Анализ архивных источников позволил установить, что железные дороги Урала и Поволжья были электрифицированы как составные части крупнейших широтных магистралей СССР – Транссибирской магистрали, Южно-Сибирской магистрали, направлений Москва – Свердловск и Москва – Казань, что позволило резко повысить пропускные и провозные способности железнодорожной сети Урала и полностью преобразовать материально-техническую базу железнодорожного транспорта этих регионов.
Автор смог установить основные задачи электрификации железнодорожного транспорта на Урале и в Поволжье. Если в Поволжье и на Южном Урале электрификация была связана с усилением транспортных связей центральных районов страны с Башкирией и Казахстаном, модернизацией Транссибирской магистрали, то на Среднем Урале электрификация увеличивала пропускные и провозные способности широтных магистралей, соединявших европейские районы СССР с Западной Сибирью. Установлено, что тепловозная тяга на грузонапряженных железных дорогах Урала и Поволжья технически и экономически себя не оправдала: в 1980-е гг. практически все железнодорожные линии с тепловозной тягой в регионах были электрифицированы. Электрификация стала главным и решающим направлением модернизации железнодорожного транспорта Урала и Поволжья в 1956–1991 гг., создала прочный транспортный каркас нового государства в XXI веке.
Об авторах
А. А. Конов
Уральский государственный университет путей сообщения
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310
кандидат исторических наук, доцент, кафедра философии и истории
Список литературы
- Имена и судьбы… 2008 – Имена и судьбы. Начальники Куйбышевской железной дороги. Самара: Издательство «Книга», 2008. 240 с.
- История железнодорожного транспорта Советского Союза 2004 – История железнодорожного транспорта Советского Союза. Т. 3: 1945–1991 гг. М.: Московский государственный университет путей сообщения, 2004. 631 с.
- Конов 2015 – Конов А. А. Совершенствование средств связи – важное направление модернизации железнодорожного транспорта на Урале в 1975–1980-е гг. (исторический аспект) // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2015. № 4 (28). С. 113–129. doi: 10.20291/2079-0392-2015-4-113-129.
- Коснырев 2002 – Коснырев И.В. Электрификаторы Зауралья. История Шарташской дистанции электроснабжения 1972–2002 гг. Екатеринбург: УрГУПС, 2002.
- 67 с.
- Лукьянин 1998 – Лукьянин В.П. Больше века на службе России. Екатеринбург: СВ-96, 1998. 350 с.
- Мишенин 2016 – Мишенин С. Е. Железнодорожный транспорт Западной Сибири в контексте мониторингов железных дорог сети СССР 1960–1980-х гг. (по материалам газеты «Гудок») // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 410. С. 118–122. doi: 10.17223/15617793/410/19.
- Навстречу новому веку… 1974 – Навстречу новому веку. 1874–1974. К столетию Куйбышевской Ордена Ленина железной дороги. Куйбышев: Куйбышевское книж. изд-во, 1974. 320 с.
- Надежное звено Транссиба… 2005 – Надежное звено Транссиба. История Ишимской дистанции электроснабжения 1985–2005 гг. Ишим, 2005. 84 с.
- 100 лет в пути… 2005 – 100 лет в пути. К 100-летию профсоюзной организации Куйбышевской железной дороги. Самара: Парус-принт, 2005. 304 с.
- Уральская государственная академия путей сообщения 1996 – Уральская государственная академия путей сообщения. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1996. 256 с.