РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ В МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ ФРГ
- Авторы: Данилова Н.К.1, Нестерюк Ю.В.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 24, № 2 (2018)
- Страницы: 130-135
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6264
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-130-135
- ID: 6264
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются способы вербализации когнитивных стратегий и тактик, используемых участниками персонального интервью, представляющего собой одну из наиболее репрезентативных
форм современных интернет-медиа. Способы преодоления конфликта и достижения консенсуса получают освещение в свете дискурсивно-когнитивного феномена интерсубъективности.
Статья содержит описание комплексной методики, разработанной для исследования одной из гибридных форм современной коммуникации, персонального интервью, в котором сочетаются продуманный когнитивный план, характеризующий поведение интервьюера, и спонтанное реагирование интервьюемого, условием которого становится тема общения. Общей целью участников является достижение согласия, возможного только в случае отказа интервьюера от доминирования и
доверия к нему со стороны партнера.
В ходе исследования проверялась гипотеза о существовании в современных гибридных практиках алгоритмов вербального поведения, с помощью которых осуществляется регулирование процесса общения и обеспечивается возможность достижения согласия партнеров. Комплексная методика, включившая исследовательские приемы конверсационного анализа и дискурс-анализа, позволила выявить фазы интервью, характеризующиеся стандартными формулами, реализуемыми с помощью тактик запроса информации, и выделить трансакции, в которых создается поле взаимодействия участников. Ключевые для успеха интервью фазы коммуникативного процесса предполагают, как показывает исследование, равное распределение инициативы партнеров, достигаемое в случае отказа интервьюера от доминирования.
Выбор общих вопросов, местоименные подхваты, развитие темы, выбранной интервьюируемым, реализуют стратегии побуждения к ответной реакции, что позволяет вывести партнера на развернутое
монологическое высказывание о себе. В транскрипте интервью эта фаза коммуникативного процесса находит отражение в появлении последовательности высказываний с высокой информационной
плотностью. При этом существенно меняется скорость коммуникативного обмена, реплики участников чередуются при каждом коммуникативном ходе.
Вербальные алгоритмы, организующие коммуникативное взаимодействие в персональном интервью, располагаются, как показывает исследование, в определенных фазах процесса общения и могут быть представлены в качестве последовательности трансакций. Возможности конверсационного анализа, позволяющие продемонстрировать структуру трансакций, получают содержательное наполнение благодаря описанию коммуникативных стратегий и тактик, их реализующих.
Результаты исследования рассматриваются в статье в перспективе «грамматики языковой игры», заявленной универсальной прагматикой и призванной сформировать представление о том, как протекает
коммуникативное взаимодействие в различных дискурсивных практиках.
Об авторах
Н. К. Данилова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov.sv@ssau.ru
Россия
Ю. В. Нестерюк
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: morenov.sv@ssau.ru
Россия
Список литературы
- Bayer K. Sprechen und Situation. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1977. 190 S.
- Burger H. Sprache der Massenmedien. Berlin: N.Y.: Walter de Gruyter, 1984. 334 S.
- Gloning T. Bedeutung, Gebrauch und sprachliche Handlung: Ansätze und Probleme einer handlungstheoretischen Semantik aus linguistischer Sicht. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1996. 407 S.
- Habermas J. Vorstudien und Ergänzungen zur Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt-am-Main: Suhrkamp, 1995. 605 S.
- Van Dijk, T.A. Discourse and Context. A Sociocognitive Approach. N.Y.: Cambridge University Press, 2008. 267 p.
- Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1978. С. 7–22.
- Золотова Г.А. Роль ремы в организации и типологии текста [Электронный ресурс]. URL: http://philologos.narod.ru/ling/zolotova.htm.
- Лукина М.М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2012. 192 с.
- Нестерюк Ю.В. Стратегические программы коммуникантов в персональном немецкоязычном интервью: монография. Самара: Изд-во ООО «Инсомапресс», 2017. 218 с.
- Новая философская энциклопедия // Электронная библиотека Института философии РАН. URL: https://
- iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/
- document/HASH44342313953cffcc43a844.
- Огурцов А.П. Интерсубъективность как проблема философии науки // Философия науки и техники 2009.
- Институт философии РАН. С. 234–244. URL: https://
- cyberleninka.ru/article/v/intersubektivnost-kak-problemafilosofii-nauki.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 379 с.