О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРАВОВОГО НАРРАТИВА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

законодательно-документальной (Конституция, уголовное право, гражданское право), режимноограничительной (правила внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, армии) и иными речевыми практиками. Авторы обосновывают зависимость данного вида нарратива от риторических практик судоговорения, присущих конкретной исторической эпохе, а также прослеживают сходство рассказчиков с участниками судебного процесса. Особое внимание уделяется повествовательному нарративу «каторжной» и «лагерной» прозы. В ходе исследования устанавливается влияние на него репортерских и журналистских жанров. Художественно-правовой нарратив «каторжной» и «лагерной» прозы вбирает в себя нормативные референции, связанные с разного рода запретами, и, остраняет их при помощи различных композиционных и риторических приемов и техник. Авторы отмечают, что дискурс права обретает такие черты, как конфликтность и зрелищность, благодаря взаимодействию с драматургическим и театральным дискурсами. Они подчеркивают влияние на художественно-правовой нарратив развернутых форм психологического анализа в XIX в. и лаконичных форм анекдота, песни, интеллигентской байки в ХХ в.

Об авторах

Е. С. Шевченко

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov.sv@ssau.ru
Россия

А. В. Макарычев

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: morenov.sv@ssau.ru
Россия

Список литературы

  1. Searle J. Intentionality: An Essay in the Philosophy of
  2. Mind. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.
  3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. Т. 5: Работы 1940–1960 гг. М., 1996. С. 159–206.
  4. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: избр. труды. М., 1980. 362 с.
  5. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. Т. 2. М., 1998. С. 60–282.
  6. Лихачев Д.С. В поисках выражения реального // Достоевский: Материалы исследования. Т. 1. Л., 1974.
  7. С. 5–13.
  8. Тюпа В.И. Этос нарративной интриги // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2015. № 2. С. 9–19. URL: https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/ifkv/archive/IFKV/
  9. 2015_2.pdf#page=9
  10. Рикер П. Время и рассказ. Т. 1: Интрига и исторический рассказ. М.; СПб., 1998. 313 с.
  11. Сафронова Е.Ю. Дискурс права в творчестве Ф.М. Достоевского 1846–1862 гг. Барнаул, 2013. 182 с.
  12. Фуко М. Интеллектуалы и власть: избр. политические статьи, выступления и интервью / пер. с франц. С.Ч. Офертаса; под общ. ред. В.П. Визгина и Б.М. Скуратова. М.: Праксис. 2002. 384 с.
  13. Шевченко Е.С. Русская драма и театральный примитив. Самаpа, 2016. 198 с.
  14. Шмид У. Конституция как прием (риторические и жанровые особенности основных законов СССР и России). URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/100/sh10.html (дата обращения: 03.02.2018).
  15. Яусс Г.Р. К проблеме диалогического понимания // Вопросы философии. 1994. № 12. С. 97–106. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1228.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шевченко Е.С., Макарычев А.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах