РОССИЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК КАНАЛ АККУЛЬТУРАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ КАЗАХОВ-КОЧЕВНИКОВ XVIII – НАЧАЛА XX ВЕКОВ
- Авторы: Ковальская С.И.1, Любичанковский С.В.2
-
Учреждения:
- Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 24, № 2 (2018)
- Страницы: 7-15
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6237
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-2-7-15
- ID: 6237
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье, во-первых, анализируется, каким образом система образования становится одним из основных каналов модернизационных и аккультурационных преобразований, как образование влияет на процесс эмансипации человека, формирование интеллигенции, пробуждение национального самосознания и появление в общественно-политической мысли различных, в том числе радикальных, политических учений, некоторые из которых непосредственно привели к смене политической власти государства. И во-вторых, исследуется данная проблема с активным привлечением трудов казахстанских, российских и зарубежных англоязычных авторов по вопросу внедрения системы образования среди нерусских народов Российской империи и затем СССР.
Основным методом исследования является историографический анализ трудов ведущих специалистов в изучаемой области. Метод компаративистики применялся при анализе подходов, существующих в историографии по изучаемой теме. Кроме того, активно использовались методы ретроспективного и перспективного анализа.
Среди источников изучения – различные по типологии документы: как государственные законодательные акты различного уровня, так и отдельные труды представителей казахской интеллигенции. Кроме того, к анализу были привлечены труды западных ученых, разрабатывающих данную проблематику в сравнительно-сопоставительном аспекте.
Основной вывод сводится к утверждению, что образование, открывая перспективы развития, максимально способствует эмансипации человека, становится основным средством его освобождения и борьбы за политические цели, активно стимулируя процессы формирования национального самосознания и нациестроительства.
Основным методом исследования является историографический анализ трудов ведущих специалистов в изучаемой области. Метод компаративистики применялся при анализе подходов, существующих в историографии по изучаемой теме. Кроме того, активно использовались методы ретроспективного и перспективного анализа.
Среди источников изучения – различные по типологии документы: как государственные законодательные акты различного уровня, так и отдельные труды представителей казахской интеллигенции. Кроме того, к анализу были привлечены труды западных ученых, разрабатывающих данную проблематику в сравнительно-сопоставительном аспекте.
Основной вывод сводится к утверждению, что образование, открывая перспективы развития, максимально способствует эмансипации человека, становится основным средством его освобождения и борьбы за политические цели, активно стимулируя процессы формирования национального самосознания и нациестроительства.
Об авторах
С. И. Ковальская
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
доктор исторических наук, профессор кафедры истории Казахстана
С. В. Любичанковский
Оренбургский государственный педагогический университет
Email: morenov@ssau.ru
доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории России
Список литературы
- Adams A. Introduction to: Imperial Russia after 1861. Problems in European Civilization. Boston, 1965.
- Allworth E. Changing Intellectual and Literary Community // Central Asia: A Century of Russian Rule/E. Allworth (ed.). N. Y.; L.: Columbia Univ. Press, 1967. P. 349–396 https://doi.org/10.1215/9780822396246-013.
- Brouer D. Training the Nihilists. Education and Radicalism in Tsarist Russia. L.; N.Y., 1975. DOI: https://doi.org/10.1086/ahr/82.1.150-a.
- Confino M. On Intellectuals and Intellectual Traditions in Eighteenth and Nineteenth Century Russia // Daedalus, 1972.Vol. 101. № 2.
- Dukes P.L. October and World. Perspectives on the Russian Revolution. L.; Basingstoke, 1979.
- Grant Nigel Soviet Education. Harmondsworth, 1964.
- Hans N. Russian Tradition in Education. L., 1963.
- Johnson William H.E. Russia’s Educational Heritage. N.Y., 1969.
- Kandel I. Comparative Education. N.Y., 1973.
- Kreindler I. T. Educational Policies towards the Eastern Nationalities in Tsarist Russia: a Study of Il’minskii’s System. N.Y., 1969.
- Lipset H. Education of Moslems in Tsarist and Soviet Russia // Comparative Education Review. 1968. October.
- Malia M. The Intellectuals: Adversary or Clerisy? // Daedalus. 1972. V. 101. № 2.
- Malia M. Adulthood Refracted: Russia and Leo Tolstoy // Daedalus. 1976. Vol. 105. №.2. Р. 173.
- Olcott M.B. The Kazakhs. 2nd ed. Stanford: Hoover Institution Press, 1995. 388 p.
- Olcott M.B. The politics of language reform in Kazakhstan // Sociolinguistic perspectives on Soviet national languages: Their past, present and future / еd. by J.T. Kreindler. Berlin; N.Y.: Mouton de Gruyter, 1985. P. 183–204.
- Seton-Watson H. The Russian Empire. 1807–1917. Oxford, 1967.
- Wortman R. «Integrity» (Tselost) of the state in Imperial Russian Representation // Ab Imperio. 2011. № 2. P. 20–45.
- Абай. Книга Слов. Алматы: Ел, 1993. 269 c.
- Адельбаева Н.А. Исторический опыт становления и развития школьного образования в Казахстане в XIX – начале XX веков: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Уральск, 2010.
- Айтмухамбетов А.А. Народное образование и формирование казахской интеллигенции Северо-Западного Казахстана во второй половине XIX – начале XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2000.
- Буктугурова Р.С. Вклад российской интеллигенции в развитие образования среди казахского населения Степного края в начале XX века // Вестник Тюменского гос. ун-та. 2006. № 4. С. 29–37.
- Гуревич Л.Я. Интеллигенция Казахстана и политика тоталитарного государства в сфере науки и высшего образования (1946–1985 гг.): автореф. дис. … д-ра ист. наук. Алматы, 1993. 45 c.
- Джунджузов С.В., Любичанковский С.В. Миссионерская деятельность Никодима Ленкеевича в Калмыцком ханстве (1725–1734 годы) // Новый исторический вестник. 2017. № 3. С. 172–191.
- Джунджузов С.В., Любичанковский С.В. Калмыки на Южном Урале в XVIII – начале XX века: проблемы ассимиляции, аккультурации и сохранения этнической идентичности // Bylye Gody. 2017. Vol. 46. Is. 4. P. 1194–1206.
- Дмитриев В.В., Любичанковский С.В. Южные окраины Российской империи и проблема колониализма (на материалах внутренней политики России по отношению к крымским татарам в конце XVIII – начале XX века) // Bylye Gody. 2017. Vol. 45. Is. 3. P. 1010–1024. DOI: https://doi.org/10.13187/bg.2017.3.1010.
- Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы: Санат, 1996. 656 c.
- Любичанковский С.В. Политика аккультурации в условиях разрушения империи: казус волостного земства // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 50. С. 31–37. DOI: https://doi.org/10.17223/19988613/50/4.
- Очерки по истории Башкирской АССР / под ред. А.П. Смирнова. Уфа, 1956. 300 c.
- Хостлер Ч. Тюркизм и советы. Тюрки мира и их политические цели / пер. с англ. Г.М. Мендикуловой / сост. Б.М. Сужиков. Алматы: Санат, 2006. Т. IX. 288 с.