Ценностно-смысловая модель воспитания чувства патриотизма младших школьников на основе жанров русской народной песни


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных условиях важно понимать, какие ценности определяют чувство патриотизма современного школьника. Опираясь на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, создана модель воспитания чувства патриотизма младших школьников на основе ценностного потенциала жанров русских народных песен. Ценностно-смысловая модель представлена концептуальным, структурным и содержательным компонентами. Выявлены противоречия: между ценностным потенциалом русской народной песни и необходимостью наполнения его личностным смыслом как значимой составляющей чувства патриотизма; между важностью личностного осмысления ценностного потенциала русской народной песни с точки зрения воспитания патриотизма у младших школьников во внеклассной деятельности и необходимостью осознания эффективных приемов и последовательности действий. Обсуждаются результаты апробации ценностно-смысловой модели воспитания чувства патриотизма младших школьников во внеклассной деятельности на основе жанров русской народной песни.

Полный текст

Введение

Актуальность патриотического воспитания в российских школах и вузах закреплена на законодательном уровне. Президентом РФ В.В. Путиным внесены поправки к закону «Об образовании» от 31.07.2020 № 304-ФЗ, в которых в образовательных учреждениях всех уровней на основе рабочей программы и календарного плана закреплена необходимость проведения воспитательной работы, направленной на формирование у обучающихся «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям» (Федеральный закон 2020).

Проблема воспитания чувства патриотизма является предметом широких и всесторонних исследований, среди которых: определение феномена и структуры [Алиханова 2020; Кипреев 2022], модели [Лашкова 2008] и методов [Подболотова, Агадилова 2019]. В рамках нашего исследования мы рассматриваем эффективность ценностно-смысловой модели воспитания чувства патриотизма младших школьников на основе осмысления образа Родины, народа в различных жанрах русской народной песни. По нашему мнению, чувство патриотизма – просоциальная категория, духовная ценность человека, проявление активной творческой заинтересованности в жизни и развитии Отечества: ее народа, культуры, природы; условие сохранения, развития, проявления целостности психоэмоционального, физического, социального здоровья человека, общества, государства, мира.

 

Ход исследования

Эффективность реализации функционального компонента ценностно-смысловой модели воспитания чувства патриотизма, по нашему мнению, возможна на основе культурно-исторического [Выготский 1983], системно-деятельностного [Леонтьев 1972; Рубинштейн 1976] и ценностно-смыслового подходов [Леонтьев 2003; Сластенин, Чижакова 2003]. Такая модель направлена на проявление личностных смыслов, внутренней мотивации всех субъектов образовательных отношений и их активной деятельности.

Особую значимость для воспитания чувства патриотизма приобретает младший школьный возраст – сензитивный период для развития эмоциональной сферы, а значит, для проявления чувств по отношению к Родине. Именно патриотические чувства создают фундамент и дают активный старт патриотическому сознанию, целостному мировоззрению и активной жизненной позиции в последующей жизни.

Воспитание чувства патриотизма мы рассматриваем через осознание, восстановление и сохранение связи с Родом: через жизнеутверждающие эмоции, образы и принципы, заложенные в различных жанрах русской народной песни. Именно внеклассная деятельность, предполагающая индивидуальные образовательные траектории обучающихся и вариативность в реализации форм, методов, приемов, позволяет наполнить образовательное пространство принципами диалогичности, субъектности, продуктивности и создать условия для наполнения чувства патриотизма личностными смыслами [Леонтьев 2003]. Поэтому в качестве методологического основания нашего исследования видим положения экзистенциализма [Франкл 1990]: принципы, которых придерживаемся; вопросы, на которые отвечаем; потребности, которые реализуем; конфликты, которые разрешаем. Значимые принципы экзистенциальной философии заложены в различных жанрах русской народной песни и способны создать условия для эффективной реализации процесса воспитания патриотического чувства: аутентичность или подлинность; свобода выбора и широта альтернативных возможностей; неопределенность; диалогичность; творчество.

Принцип аутентичности или подлинности, где патриотизм рассматривался нами как средство поиска и самоосознания, в том числе собственной уникальности, и актуализирует поиск ответа на вопрос «Кто я есть?». В ходе диагностических мероприятий, в методике неоконченных предложений младшие школьники формулировали значимые проявления патриота («настоящий патриот обладает качествами...»); на формирующем этапе эксперимента обучающиеся описывали образ главного героя в процессе изучения различных жанров русской народной песни. Так, по мнению младших школьников, жанр колыбельной создает идеальную модель человека ответственного, заботливого, внимательного к родным, близким, своему дому, природе, осознающий миропорядок. В игровых и плясовых – образ затейника, жизнелюбивый, находчивый, удалой. В частушках – по-доброму ироничного, готового исправить недоразумение. В трудовых песнях образ главного героя русского народа представлен в образе усердного, бережливого, аккуратного человека, действующего во благо Рода. В лирических – сердечный, любящий, щедрый, открытый, трепетно относящийся к своей душе и душе другого человека, к природе, ко всему живому. Обрядовые (в том числе хороводные, свадебные и т. д.) – обретение целостного единства с Родом. В солдатских песнях проявлена сила духа, готовность прийти на помощь, служить народу и Родине, доблесть, чувство долга. Былина, историческая песня воплощают в человеке мудрость и силу Рода. В ходе экспериментальной работы осознанные ценности стали личностными смыслами и качествами младших школьников, поведенческими ориентирами, легли в основу чувства патриотизма.

Следующий принцип – свобода выбора и широта альтернативных возможностей, которые определяются рефлексивным осознанием и ясным взглядом на себя со стороны по отношению к традиционным установкам ценностного поля патриотизма, осознанием того, что на самом деле двигает нами и предполагает ответ на вопрос «Что для меня успех? В чем смысл моей жизни?». Младшему школьнику предлагалось перечислить свои жизненные приоритеты, продолжив предложение: «любить свою Родину значит...». Среди ответов, нам встречались и такие: «узнавать много нового, своим трудом и умом укреплять силу и мощь страны; беречь свое здоровье; заниматься спортом, делать физические упражнения; беречь, заботиться о природе; с пониманием относиться к родителям; с уважением – к учителям; быть хорошим другом; поддерживать чистоту и порядок дома, в школе».

Принцип неопределенности заключается в готовности и способности действовать в состоянии тревоги в процессе реализации свободы выбора, свободы осознания и воплощения возможностей как готовности к прохождению индивидуальной траектории личностного развития в контексте причастности ценностному полю патриотизма, однако лишенного его догматических, консервативных убеждений, отвечает на вопрос «Какой мой путь во благо Родины?». И младший школьник осознает значимые шаги во благо Родины, за что готов взять ответственность. Ему необходимо закончить предложение о том, «что значит защищать свою Родину». Диалогичность – способ согласования своих позиций, личностных смыслов, ценностных ориентаций и других ресурсов на основе личной ответственности за свою позицию и действия в контексте идей патриотизма, отвечает на вопрос «Зачем я здесь?», «Мои ресурсы». В процессе диалога утверждения, сформулированные в предыдущих ответах, уточняются, дополняются, проходят «проверку на прочность». Принцип творчества – избегание стереотипного мышления и поведения в контексте патриотического осмысления действительности, отвечает на вопрос «Кем хочешь быть?», «Мои достижения». Предполагает осмысление конкретных достижений и ближайших планов самореализации.

Формирующий эксперимент был основан на проведении праздников земледельческого календаря и предполагал работу с различными жанрами русской народной песни на основе ценностно-смысловой модели.

Каждый жанр русской народной песни мы включали в воспитательную работу, задавая по три вопроса, соотнесенных с компонентами чувства патриотизма. В рамках когнитивно-интеллектуального компонента было задание выразить основную идею жанра конкретной песни в виде существительного или крылатой фразы. В рамках эмоционально-чувственного компонента – выбрать три прилагательных, характеризующих жанр. В мотивационно-деятельностном компоненте необходимо было подобрать три глагола: «К чему призывает или побуждает песня, относящаяся к этому жанру?»

Также мы реализовывали приемы, направленные на творческое освоение жанра русской народной песни, которые предполагали активную музыкально-творческую деятельность и позволяли приобрести младшим школьникам опыт соприкосновения с ценностями вокальной культуры русского народа; высказать, обменяться в диалоге личностными смыслами осознанных идей, образов, ценностей русских народных песен различных жанров через исполнение канонов, в двухголосном пении, в пластическом интонировании и их театрализации; в ходе бесед о ценностном потенциале на основе эстафеты личностных смыслов, обсуждения мини-сочинений, составленного видеоряда к любимым песням и т. д. Рефлексивность как инструмент феноменологической интроспекции предполагает самоотчет младшего школьника об ощущениях, ассоциациях, представлениях образа Родины, народа в различных жанрах русской народной песни.

Системно-деятельностный подход [Выготский 1983; Леонтьев 1972; Рубинштейн 1976], который мы рассматривали как основу воспитания чувства патриотизма, позволил достичь таких личностных результатов, как готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, к правосознанию; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, проявлению гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера и т. д. (Приказ 2010).

Цель учителя в рамках деятельностного подхода – развитие «деятельностных способностей» обучающихся на основе внедрения педагогических технологий, адекватных требованиям ФГОС; через диалогичность (приемы «литературно-музыкальные гостиные», «эстафета смыслов»), субъект-субъектность взаимоотношений обучающихся (прием «эстафета личностных смыслов»); принципы эвристического обучения, где новые знания не даются в готовом виде, а на основе ряда приемов инициируют действия обучающегося (коллективное творческое дело, ценностно-смысловой поиск, субботники, квест-игры).

Анализ методологических подходов позволил уточнить структурные компоненты чувства патриотизма: эмоционально-чувственный, когнитивно-интеллектуальный, мотивационно-деятельностный и уровни (ситуативный, ситуативно-ценностный, ценностный).

Эмоционально-чувственный компонент патриотизма связываем с переживанием целостного гармоничного единства с Родиной, ее социумом, природой. Для воспитания эмоционально-чувственного компонента чувства патриотизма мы включали обучающихся в ценностные ситуации (мини-сочинения, дневники рефлексии, эстафета личностных смыслов), в которых возможно переживание чувства любви и гордости за свою Родину, восхищение ее природой, историей, мужеством и храбростью патриотов. Когнитивно-интеллектуальный компонент включал в себя осмысление многомерности феномена патриотизма; осознание значимости и проявления жизненных принципов народа в личностных отношениях, характере, поступках. Среди значимых приемов воспитания компонента были лекции, беседы, встречи на патриотическую тематику, литературно-художественные гостиные, организация поисковой работы. Мотивационно-деятельностный компонент патриотизма был связан с выбором и принятием ответственности за Родину; осознанием важности самовоспитания, самоконтроля фильтров сознания, поведенческих паттернов. Для его воспитания в работе использовались педагогические ситуации, которые включали в себя отстаивание обучающимися своих суждений; методы дилемм, дискуссий; квест-игры [Хуторской 2001].

Ситуативный уровень связан со спонтанной реакцией и подчинением внешнему стимулу в проявлении компонентов чувства патриотизма. Ситуативно-ценностный уровень обусловлен потребностью в проявлении чувства патриотизма в смыслотворчестве и деятельности только в значимых либо специально организуемых педагогом ситуациях. На субъектно-ценностном уровне патриотически обусловленная деятельность младшего школьника внутренне мотивирована. Потребность в самореализации патриотически обусловленных ценностей через деятельность.

Базой исследования стало Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Иркутска СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов. В 2022–2024 учебном году в эксперименте приняли участие 110 обучающихся младшего школьного возраста, из них экспериментальную группу составили 55 человек.

Для изучения уровня воспитания патриотизма у обучающихся младших классов мы использовали различные адаптированные нами диагностические методики: эмоциональный компонент чувства патриотизма диагностировали при помощи методики «Незаконченные предложения» Е.В. Федотовой, И.В. Скворцовой; когнитивно-интеллектуальный компонент чувства патриотизма – на основе анкеты «С чего начинается Родина?» В.М. Хлыстовой; мотивационно-деятельностный компонент чувства патриотизма – анкеты «Я – патриот» В.С. Горбунова.

Ценностно-смысловой подход был реализован через ценности патриотизма, заложенные в потенциале жанра русской народной песни, проникнутой светлым оптимизмом, отвагой жить, верой в победу добра над злом, любовью к своим близким и стране. Альтруизм, самопожертвование, бескорыстие, чувство долга характеризуют качества личности с развитым чувством патриотизма и заложены в национальной мудрости вокального творчества русского народа.

Фундаментальным положением деятельностного подхода является идея о том, что психологические особенности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных действий: от интерспекции к интроспекции [Гальперин 1963]. В качестве процессуально-динамической составляющей структурного компонента ценностно-смысловой модели апробирован алгоритм воспитания чувства патриотизма младших школьников во внеклассной деятельности, в основу которого легла теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, где приемы воспитания чувства патриотизма (литературно-художественные гостиные, эстафета личностных смыслов, субботники) подчинены ее этапам (формирование мотивации, создание ориентировочной основы действия, формирование материализованного действия, этапы формирования умственных действий от внешней к внутренней речи, автоматизация действия) [Гальперин 1963].

Ценностно-смысловая модель воспитания патриотических чувств младших школьников представлена таблице.

 

 

Заключение

В ходе исследования было установлено: в динамике воспитания чувства патриотизма прослеживается зависимость от качества способов реализации процесса воспитания, заложенного в апробированном нами алгоритме, основанного на принципах активности, творческой деятельности, диалогичности, интерактивности, субъект-субъектности, где младшие школьники, достигшие высокого уровня воспитания чувства патриотизма, проявляли самостоятельность, заинтересованность и направленность, были нацелены на результат – внутренне мотивированны на самовыражение через создание творческого продукта, готовые высказывать в диалоге свое отношение, действовать в соответствии с личностным смыслом на принципах взаимопонимания, взаимоуважения.

По результатам экспериментальной работы, проведенной на базе общеобразовательного учреждения города Иркутска в четвертых классах, выявлено, что в экспериментальной группе (55 человек) количество обучающихся с высоким уровнем воспитания чувства патриотизма составило 39,1 %.

Для оценки статистически достоверных различий между результатами до и после проведения эксперимента использовался t-критерий Стьюдента. Полученные результаты подтверждают гипотезу о значимых изменениях, которые произошли в воспитании чувства патриотизма младших школьников после внедрения ценностно-смысловой модели.

Было выявлено, что по окончании эксперимента младшие школьники экспериментальной группы на высоком (ценностном) уровне воспитания чувства патриотизма активно проявляли интерес к истории малой родины и Отечества (направленность); проявляли заботу и уважительное отношение к семье, дому, школе, другим людям (содержательный); обучающиеся откликались, осознавали ценностный потенциал и были способны эмоционально выразительно передавать в своем исполнении образный строй русской народной песни, выражая личностный смысл (автономность). Исходя из полученных результатов, мы приходим к выводу, что алгоритм воспитания чувства патриотизма младших школьников на основе ценностно-смыслового потенциала жанров русской народной песни является эффективным и может быть реализован как во внеклассной деятельности, так и в рамках школьных предметов гуманитарного цикла (музыка, русский язык, литература и др.).

×

Об авторах

Н. В. Липкань

Иркутский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nlipkan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5806-7529

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры музыкального образования

Россия, 664011, Российская Федерация, г. Иркутск, Нижняя Набережная, 8

Список литературы

  1. Алиханова 2019 – Алиханова Б.А. Диагностика уровня сформированности патриотического сознания у старшеклассников (на примере МБОУ «КСОШ № 1» – Кубачинская средняя общеобразовательная школа) // Мир науки, культуры и образования. 2019. № 9 (36). С. 46–56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-urovnya-sformirovannosti-patrioticheskogo-soznaniya-u-starsheklassnikov-na-primere-mbou-ksosh-1-kubachinskaya-srednyaya/viewer.
  2. Выготский 1983 – Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. Москва: Педагогика, 1983. 368 с. URL: https://djvu.online/file/CAqEGnND2CRFt?ysclid=lwaex6jle732812578.
  3. Гальперин 1963 – Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: сборник статей / под ред. П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Москва: Издательство Московского университета, 1968. 135 с. URL: https://klex.ru/v23?ysclid=lwaf5qk8gm14154789.
  4. Кипреев 2022 – Кипреев С.Н. Структурно уровневые характеристики чувства патриотизма у курсантов учебных организаций органов внутренних дел России // Научная мысль. 2022. Т. 22, № 4–1 (46). С. 5–8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50885458. EDN: https://www.elibrary.ru/pdmqhq.
  5. Лашкова 2008 – Лашкова Г.Н. Особенности проявления чувства патриотизма младших школьников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2008. № 4 (16). С. 76–83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-chuvstva-patriotizma-u-mladshih-shkolnikov/viewer.
  6. Леонтьев 1972 – Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва: Издание Московского университета, 1972. 576 с. URL: http://psychmsu.ru/library_files/Problemy_razvit_psychiki_Leontev.pdf.
  7. Леонтьев 2003 – Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 2003. 487 с. URL: http://library.lgaki.info:404/2017/Леонтьев%20Д.%20А.pdf.
  8. Подболотова, Агадилова 2019 – Подболотова С.Д., Агадилова Г.В. Методы развития чувства патриотизма на уроках музыки // E-SCIO. 2019. № 9 (36). С. 46-56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razvitiya-chuvstva-patriotizma-na-urokah-muzyki/viewer.
  9. Рубинштейн 1976 – Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика, 1976. 416 с. URL: https://klex.ru/8d2?ysclid=lwagcohj7f904389326.
  10. Сластенин, Чижакова 2003 – Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. Москва: Академия, 2003. 192 с. URL: https://obuchalka.org/2015021782581/vvedenie-v-pedagogicheskuu-aksiologiu-slastenin-v-a-chijakova-g-i-2003.html?ysclid=lwaghjowy3223808125.
  11. Франкл 1990 – Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990. 366 с. URL: https://djvu.online/file/ECWD4pD9gv294?ysclid=lwagocgogm724372703.
  12. Хуторской 2001 – Хуторской А.В. Современная дидактика. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 544 с. URL: https://vk.com/doc196018896_226429454?hash=mUKcaym2Exw8Z3hsAAwsk2NYglMdg2VHUWuKUQiYiN8&dl=FDjSJJ4HZmTvZcvEUZ4Jthp3JZjMFewHw8T3Z5qZlET.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Липкань Н.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах