Value-semantic model for instilling a sense of patriotism in junior schoolchildren based on the genres of Russian folk songs


Cite item

Full Text

Abstract

In modern conditions, it is important to understand what values determine the sense of patriotism of a modern schoolchild. Based on the theory of gradual formation of mental actions by P. Galperin, a model was created for instilling a sense of patriotism in junior schoolchildren based on the value potential of the genres of Russian folk songs. The value-semantic model is represented by conceptual, structural and content components. Contradictions have been identified: between the value potential of Russian folk song and the need to fill it with personal meaning as a significant component of the feeling of patriotism; between the importance of personal understanding of the value potential of Russian folk song from the point of view of instilling patriotism in primary schoolchildren in extracurricular activities and the need to understand effective techniques and sequence of actions. The results of testing a value-semantic model of instilling a sense of patriotism in junior schoolchildren in extracurricular activities based on the genres of Russian folk songs are discussed.

Full Text

Введение

Актуальность патриотического воспитания в российских школах и вузах закреплена на законодательном уровне. Президентом РФ В.В. Путиным внесены поправки к закону «Об образовании» от 31.07.2020 № 304-ФЗ, в которых в образовательных учреждениях всех уровней на основе рабочей программы и календарного плана закреплена необходимость проведения воспитательной работы, направленной на формирование у обучающихся «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям» (Федеральный закон 2020).

Проблема воспитания чувства патриотизма является предметом широких и всесторонних исследований, среди которых: определение феномена и структуры [Алиханова 2020; Кипреев 2022], модели [Лашкова 2008] и методов [Подболотова, Агадилова 2019]. В рамках нашего исследования мы рассматриваем эффективность ценностно-смысловой модели воспитания чувства патриотизма младших школьников на основе осмысления образа Родины, народа в различных жанрах русской народной песни. По нашему мнению, чувство патриотизма – просоциальная категория, духовная ценность человека, проявление активной творческой заинтересованности в жизни и развитии Отечества: ее народа, культуры, природы; условие сохранения, развития, проявления целостности психоэмоционального, физического, социального здоровья человека, общества, государства, мира.

 

Ход исследования

Эффективность реализации функционального компонента ценностно-смысловой модели воспитания чувства патриотизма, по нашему мнению, возможна на основе культурно-исторического [Выготский 1983], системно-деятельностного [Леонтьев 1972; Рубинштейн 1976] и ценностно-смыслового подходов [Леонтьев 2003; Сластенин, Чижакова 2003]. Такая модель направлена на проявление личностных смыслов, внутренней мотивации всех субъектов образовательных отношений и их активной деятельности.

Особую значимость для воспитания чувства патриотизма приобретает младший школьный возраст – сензитивный период для развития эмоциональной сферы, а значит, для проявления чувств по отношению к Родине. Именно патриотические чувства создают фундамент и дают активный старт патриотическому сознанию, целостному мировоззрению и активной жизненной позиции в последующей жизни.

Воспитание чувства патриотизма мы рассматриваем через осознание, восстановление и сохранение связи с Родом: через жизнеутверждающие эмоции, образы и принципы, заложенные в различных жанрах русской народной песни. Именно внеклассная деятельность, предполагающая индивидуальные образовательные траектории обучающихся и вариативность в реализации форм, методов, приемов, позволяет наполнить образовательное пространство принципами диалогичности, субъектности, продуктивности и создать условия для наполнения чувства патриотизма личностными смыслами [Леонтьев 2003]. Поэтому в качестве методологического основания нашего исследования видим положения экзистенциализма [Франкл 1990]: принципы, которых придерживаемся; вопросы, на которые отвечаем; потребности, которые реализуем; конфликты, которые разрешаем. Значимые принципы экзистенциальной философии заложены в различных жанрах русской народной песни и способны создать условия для эффективной реализации процесса воспитания патриотического чувства: аутентичность или подлинность; свобода выбора и широта альтернативных возможностей; неопределенность; диалогичность; творчество.

Принцип аутентичности или подлинности, где патриотизм рассматривался нами как средство поиска и самоосознания, в том числе собственной уникальности, и актуализирует поиск ответа на вопрос «Кто я есть?». В ходе диагностических мероприятий, в методике неоконченных предложений младшие школьники формулировали значимые проявления патриота («настоящий патриот обладает качествами...»); на формирующем этапе эксперимента обучающиеся описывали образ главного героя в процессе изучения различных жанров русской народной песни. Так, по мнению младших школьников, жанр колыбельной создает идеальную модель человека ответственного, заботливого, внимательного к родным, близким, своему дому, природе, осознающий миропорядок. В игровых и плясовых – образ затейника, жизнелюбивый, находчивый, удалой. В частушках – по-доброму ироничного, готового исправить недоразумение. В трудовых песнях образ главного героя русского народа представлен в образе усердного, бережливого, аккуратного человека, действующего во благо Рода. В лирических – сердечный, любящий, щедрый, открытый, трепетно относящийся к своей душе и душе другого человека, к природе, ко всему живому. Обрядовые (в том числе хороводные, свадебные и т. д.) – обретение целостного единства с Родом. В солдатских песнях проявлена сила духа, готовность прийти на помощь, служить народу и Родине, доблесть, чувство долга. Былина, историческая песня воплощают в человеке мудрость и силу Рода. В ходе экспериментальной работы осознанные ценности стали личностными смыслами и качествами младших школьников, поведенческими ориентирами, легли в основу чувства патриотизма.

Следующий принцип – свобода выбора и широта альтернативных возможностей, которые определяются рефлексивным осознанием и ясным взглядом на себя со стороны по отношению к традиционным установкам ценностного поля патриотизма, осознанием того, что на самом деле двигает нами и предполагает ответ на вопрос «Что для меня успех? В чем смысл моей жизни?». Младшему школьнику предлагалось перечислить свои жизненные приоритеты, продолжив предложение: «любить свою Родину значит...». Среди ответов, нам встречались и такие: «узнавать много нового, своим трудом и умом укреплять силу и мощь страны; беречь свое здоровье; заниматься спортом, делать физические упражнения; беречь, заботиться о природе; с пониманием относиться к родителям; с уважением – к учителям; быть хорошим другом; поддерживать чистоту и порядок дома, в школе».

Принцип неопределенности заключается в готовности и способности действовать в состоянии тревоги в процессе реализации свободы выбора, свободы осознания и воплощения возможностей как готовности к прохождению индивидуальной траектории личностного развития в контексте причастности ценностному полю патриотизма, однако лишенного его догматических, консервативных убеждений, отвечает на вопрос «Какой мой путь во благо Родины?». И младший школьник осознает значимые шаги во благо Родины, за что готов взять ответственность. Ему необходимо закончить предложение о том, «что значит защищать свою Родину». Диалогичность – способ согласования своих позиций, личностных смыслов, ценностных ориентаций и других ресурсов на основе личной ответственности за свою позицию и действия в контексте идей патриотизма, отвечает на вопрос «Зачем я здесь?», «Мои ресурсы». В процессе диалога утверждения, сформулированные в предыдущих ответах, уточняются, дополняются, проходят «проверку на прочность». Принцип творчества – избегание стереотипного мышления и поведения в контексте патриотического осмысления действительности, отвечает на вопрос «Кем хочешь быть?», «Мои достижения». Предполагает осмысление конкретных достижений и ближайших планов самореализации.

Формирующий эксперимент был основан на проведении праздников земледельческого календаря и предполагал работу с различными жанрами русской народной песни на основе ценностно-смысловой модели.

Каждый жанр русской народной песни мы включали в воспитательную работу, задавая по три вопроса, соотнесенных с компонентами чувства патриотизма. В рамках когнитивно-интеллектуального компонента было задание выразить основную идею жанра конкретной песни в виде существительного или крылатой фразы. В рамках эмоционально-чувственного компонента – выбрать три прилагательных, характеризующих жанр. В мотивационно-деятельностном компоненте необходимо было подобрать три глагола: «К чему призывает или побуждает песня, относящаяся к этому жанру?»

Также мы реализовывали приемы, направленные на творческое освоение жанра русской народной песни, которые предполагали активную музыкально-творческую деятельность и позволяли приобрести младшим школьникам опыт соприкосновения с ценностями вокальной культуры русского народа; высказать, обменяться в диалоге личностными смыслами осознанных идей, образов, ценностей русских народных песен различных жанров через исполнение канонов, в двухголосном пении, в пластическом интонировании и их театрализации; в ходе бесед о ценностном потенциале на основе эстафеты личностных смыслов, обсуждения мини-сочинений, составленного видеоряда к любимым песням и т. д. Рефлексивность как инструмент феноменологической интроспекции предполагает самоотчет младшего школьника об ощущениях, ассоциациях, представлениях образа Родины, народа в различных жанрах русской народной песни.

Системно-деятельностный подход [Выготский 1983; Леонтьев 1972; Рубинштейн 1976], который мы рассматривали как основу воспитания чувства патриотизма, позволил достичь таких личностных результатов, как готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, к правосознанию; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, проявлению гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера и т. д. (Приказ 2010).

Цель учителя в рамках деятельностного подхода – развитие «деятельностных способностей» обучающихся на основе внедрения педагогических технологий, адекватных требованиям ФГОС; через диалогичность (приемы «литературно-музыкальные гостиные», «эстафета смыслов»), субъект-субъектность взаимоотношений обучающихся (прием «эстафета личностных смыслов»); принципы эвристического обучения, где новые знания не даются в готовом виде, а на основе ряда приемов инициируют действия обучающегося (коллективное творческое дело, ценностно-смысловой поиск, субботники, квест-игры).

Анализ методологических подходов позволил уточнить структурные компоненты чувства патриотизма: эмоционально-чувственный, когнитивно-интеллектуальный, мотивационно-деятельностный и уровни (ситуативный, ситуативно-ценностный, ценностный).

Эмоционально-чувственный компонент патриотизма связываем с переживанием целостного гармоничного единства с Родиной, ее социумом, природой. Для воспитания эмоционально-чувственного компонента чувства патриотизма мы включали обучающихся в ценностные ситуации (мини-сочинения, дневники рефлексии, эстафета личностных смыслов), в которых возможно переживание чувства любви и гордости за свою Родину, восхищение ее природой, историей, мужеством и храбростью патриотов. Когнитивно-интеллектуальный компонент включал в себя осмысление многомерности феномена патриотизма; осознание значимости и проявления жизненных принципов народа в личностных отношениях, характере, поступках. Среди значимых приемов воспитания компонента были лекции, беседы, встречи на патриотическую тематику, литературно-художественные гостиные, организация поисковой работы. Мотивационно-деятельностный компонент патриотизма был связан с выбором и принятием ответственности за Родину; осознанием важности самовоспитания, самоконтроля фильтров сознания, поведенческих паттернов. Для его воспитания в работе использовались педагогические ситуации, которые включали в себя отстаивание обучающимися своих суждений; методы дилемм, дискуссий; квест-игры [Хуторской 2001].

Ситуативный уровень связан со спонтанной реакцией и подчинением внешнему стимулу в проявлении компонентов чувства патриотизма. Ситуативно-ценностный уровень обусловлен потребностью в проявлении чувства патриотизма в смыслотворчестве и деятельности только в значимых либо специально организуемых педагогом ситуациях. На субъектно-ценностном уровне патриотически обусловленная деятельность младшего школьника внутренне мотивирована. Потребность в самореализации патриотически обусловленных ценностей через деятельность.

Базой исследования стало Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Иркутска СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов. В 2022–2024 учебном году в эксперименте приняли участие 110 обучающихся младшего школьного возраста, из них экспериментальную группу составили 55 человек.

Для изучения уровня воспитания патриотизма у обучающихся младших классов мы использовали различные адаптированные нами диагностические методики: эмоциональный компонент чувства патриотизма диагностировали при помощи методики «Незаконченные предложения» Е.В. Федотовой, И.В. Скворцовой; когнитивно-интеллектуальный компонент чувства патриотизма – на основе анкеты «С чего начинается Родина?» В.М. Хлыстовой; мотивационно-деятельностный компонент чувства патриотизма – анкеты «Я – патриот» В.С. Горбунова.

Ценностно-смысловой подход был реализован через ценности патриотизма, заложенные в потенциале жанра русской народной песни, проникнутой светлым оптимизмом, отвагой жить, верой в победу добра над злом, любовью к своим близким и стране. Альтруизм, самопожертвование, бескорыстие, чувство долга характеризуют качества личности с развитым чувством патриотизма и заложены в национальной мудрости вокального творчества русского народа.

Фундаментальным положением деятельностного подхода является идея о том, что психологические особенности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных действий: от интерспекции к интроспекции [Гальперин 1963]. В качестве процессуально-динамической составляющей структурного компонента ценностно-смысловой модели апробирован алгоритм воспитания чувства патриотизма младших школьников во внеклассной деятельности, в основу которого легла теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, где приемы воспитания чувства патриотизма (литературно-художественные гостиные, эстафета личностных смыслов, субботники) подчинены ее этапам (формирование мотивации, создание ориентировочной основы действия, формирование материализованного действия, этапы формирования умственных действий от внешней к внутренней речи, автоматизация действия) [Гальперин 1963].

Ценностно-смысловая модель воспитания патриотических чувств младших школьников представлена таблице.

 

 

Заключение

В ходе исследования было установлено: в динамике воспитания чувства патриотизма прослеживается зависимость от качества способов реализации процесса воспитания, заложенного в апробированном нами алгоритме, основанного на принципах активности, творческой деятельности, диалогичности, интерактивности, субъект-субъектности, где младшие школьники, достигшие высокого уровня воспитания чувства патриотизма, проявляли самостоятельность, заинтересованность и направленность, были нацелены на результат – внутренне мотивированны на самовыражение через создание творческого продукта, готовые высказывать в диалоге свое отношение, действовать в соответствии с личностным смыслом на принципах взаимопонимания, взаимоуважения.

По результатам экспериментальной работы, проведенной на базе общеобразовательного учреждения города Иркутска в четвертых классах, выявлено, что в экспериментальной группе (55 человек) количество обучающихся с высоким уровнем воспитания чувства патриотизма составило 39,1 %.

Для оценки статистически достоверных различий между результатами до и после проведения эксперимента использовался t-критерий Стьюдента. Полученные результаты подтверждают гипотезу о значимых изменениях, которые произошли в воспитании чувства патриотизма младших школьников после внедрения ценностно-смысловой модели.

Было выявлено, что по окончании эксперимента младшие школьники экспериментальной группы на высоком (ценностном) уровне воспитания чувства патриотизма активно проявляли интерес к истории малой родины и Отечества (направленность); проявляли заботу и уважительное отношение к семье, дому, школе, другим людям (содержательный); обучающиеся откликались, осознавали ценностный потенциал и были способны эмоционально выразительно передавать в своем исполнении образный строй русской народной песни, выражая личностный смысл (автономность). Исходя из полученных результатов, мы приходим к выводу, что алгоритм воспитания чувства патриотизма младших школьников на основе ценностно-смыслового потенциала жанров русской народной песни является эффективным и может быть реализован как во внеклассной деятельности, так и в рамках школьных предметов гуманитарного цикла (музыка, русский язык, литература и др.).

×

About the authors

N. V. Lipkan

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

Author for correspondence.
Email: nlipkan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5806-7529

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Music Education

Russian Federation, 8, Nizhnyaya Naberezhnaya, Irkutsk, 664011, Russian Federation

References

  1. Alikhanova 2019 – Alikhanova B.A. (2019) Diagnostics of the level of patriotic consciousness of high school students in the learning environment (on the example of MBOU KSOSH № 1 «Kubachinskaya secondary school»). The world of science, culture and education, no. 9 (36), pp. 46–56. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-urovnya-sformirovannosti-patrioticheskogo-soznaniya-u-starsheklassnikov-na-primere-mbou-ksosh-1-kubachinskaya-srednyaya/viewer. (In Russ.)
  2. Vygotskii 1983 – Vygotskii L.S. (1983). Collected works: in 6 vols. Vol. 3. Problems of mental evolution. Moscow: Pedagogika, 368 p. Available at: https://djvu.online/file/CAqEGnND2CRFt?ysclid=lwaex6jle732812578. (In Russ.)
  3. Galperin 1968 – Galperin P.Ya. (1968) Formation of knowledge and skills based on the theory of gradual assimilation of mental actions: collection of articles; Galperin P.Ya., Talyzina N.F. (Eds.). Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1968, 135 p. Available at: https://klex.ru/v23?ysclid=lwaf5qk8gm14154789. (In Russ.)
  4. Kipreev 2022 – Kipreev S.N. (2022) Structural and level characteristics feelings of patriotism among cadets of educational organizations internal affairs system of Russia. Scientific Thought, vol. 22, no. 4–1 (46), pp. 5-8. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50885458. EDN: https://www.elibrary.ru/pdmqhq. (In Russ.)
  5. Lashkova 2008 – Lashkova G.N. (2008) Features of the manifestation of feelings of patriotism among junior schoolchildren. Cherepovets State University Bulletin, no. 4 (16), pp. 76–83. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-chuvstva-patriotizma-u-mladshih-shkolnikov/viewer. (In Russ.)
  6. Leont'ev 1972 – Leontiev A.N. (1972) Problems of mental development. Moscow: Izdanie Moskovskogo universiteta, 576 p. Available at: http://psychmsu.ru/library_files/Problemy_razvit_psychiki_Leontev.pdf. (In Russ.)
  7. Leont'ev 2003 – Leontiev D.A. (2003) Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality. Moscow: Smysl, 487 p. Available at: http://library.lgaki.info:404/2017/Леонтьев%20Д.%20А.pdf. (In Russ.)
  8. Podbolotova, Agadilova 2019 – Podbolotova S.D., Agadilova G.V. (2019) Methods for developing a sense of patriotism in music lessons. E-SCIO, no. 9 (36), pp. 46–56. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razvitiya-chuvstva-patriotizma-na-urokah-muzyki/viewer. (In Russ.)
  9. Rubinshtein 1976 – Rubinshtein S.L. (1976) Problems of general psychology. Moscow: Pedagogika, 416 p. Available at: https://klex.ru/8d2?ysclid=lwagcohj7f904389326. (In Russ.)
  10. Slastenin, Chizhakova 2003 – Slastenin V.A., Chizhakova G.I. (2003) Introduction to pedagogical axiology. Moscow: Akademiya, 192 p. Available at: https://obuchalka.org/2015021782581/vvedenie-v-pedagogicheskuu-aksiologiu-slastenin-v-a-chijakova-g-i-2003.html?ysclid=lwaghjowy3223808125. (In Russ.)
  11. Frankl 1990 – Frankl V. (1990) Man in search of meaning. Moscow: Progress, 366 p. Available at: https://djvu.online/file/ECWD4pD9gv294?ysclid=lwagocgogm724372703. (In Russ.)
  12. Khutorskoi 2001 – Khutorskoi A.V. (2001) Modern didactics. Saint Petersburg: Piter, 544 p. Available at: https://vk.com/doc196018896_226429454?hash=mUKcaym2Exw8Z3hsAAwsk2NYglMdg2VHUWuKUQiYiN8&dl=FDjSJJ4HZmTvZcvEUZ4Jthp3JZjMFewHw8T3Z5qZlET. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Lipkan N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies