Оценивание сформированности профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся технических специальностей
- Авторы: Приходченко Е.И.1, Лабинская А.В.2
-
Учреждения:
- Донецкий национальный технический университет
- Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
- Выпуск: Том 30, № 2 (2024)
- Страницы: 69-75
- Раздел: Педагогика
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/27688
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-2-69-75
- ID: 27688
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме оценивания профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся технических специальностей вузов, сложность которой обусловлена ее многокомпонентной структурой и необходимостью учитывать различные критерии для объективного оценивания ее сформированности. В ходе исследования выделяются критерии, обеспечивающие качественное оценивание профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся технических специальностей. Применялись теоретические и эмпирические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, конкретизация, сопоставление, обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент. Научная новизна исследования состоит в том, что сформулированы и обоснованы критерии сформированности компонентов (субкомпетенций), входящих в состав профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции: лингвистического, социокультурного, стратегического (компенсаторного), дискурсивного и профессионального. Практическая значимость результатов исследования заключается в раскрытых возможностях оценивания иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся технического профиля.
Полный текст
Введение
В настоящее время целью высшего образования является подготовка квалифицированных специалистов, способных вести межкультурное общение на иностранном языке в рамках сферы их деятельности и не уступающих по уровню и качеству знаний мировым стандартам, поэтому одним из требований, предъявляемых к выпускникам технических вузов, является владение иностранным языком.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (Приказ Министерства образования… 2017) регламентирует перечень компетенций, обязательных к формированию. На занятиях по иностранному языку у обучающихся технических специальностей формируется универсальная компетенция 4 (УК-4), которая предполагает способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке. После завершения изучения дисциплин «Иностранный язык» и «Деловой иностранный язык» выпускник должен обладать навыками поиска и обработки информационных иноязычных источников общей и профессиональной направленности и навыками деловой беседы в рамках профессиональной деятельности, а также знать особенности делового общения и уметь использовать технологии делового общения в профессиональной деятельности (Приказ Министерства образования… 2017). Выпускнику технического вуза необходимо уметь использовать в своей работе передовой международный профессиональный опыт, быть способным решать социально-коммуникативные задачи, т. е. свободно владеть иностранным языком на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность. Во время обучения в вузе иностранный язык должен выступать как средством образования (приобретения знаний) и воспитания, так и средством коммуникации, формирующим профориентированную иноязычную коммуникативную компетенцию будущих специалистов. Для оценки знаний обучающихся необходимы объективные процедуры оценки их компетенций. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования ФГОС 3++ не содержат необходимого дидактического инструментария, позволяющего оценить результаты обучения. Предпринята попытка создания системы оценивания профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку.
Материалы и методы
Анализ научных статей, монографий и диссертаций позволяет сделать вывод, что оценке иноязычной коммуникативной компетенции и профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции посвящены исследования таких ученых, как: А.О. Багатеева, К.Э. Безукладников, Н.В. Белозерцева, Э. Вард, Г.Б. Голуб, С.К. Гураль, Е.Я. Климкович, И.И. Климова, Е.Я. Коган, Л.И. Колесник, Е.М. Кузнецова, Е.В. Лобкова, М.Б. Марутян, В.Ю. Миков, Л.Ю. Минакова, М.А. Мосина, Н.Н. Осипова, Е.В. Падей, Т.О. Подъянова, В.С. Рогова, Н.А. Сангаджиева, М.П. Трофименко, И.С. Фишман, Н.П. Хинзеева, М.А. Хлыбова и другие.
Теоретической базой исследования послужили научные работы Н.Б. Голубевой [Голубева 2015, c. 41–44], Е.Г. Таревой, Б.В. Тарева [Tareva, Tarev 2018, р. 758–767], М.В. Зарудной, Е.В. Коробовой, И.К. Кардович [Зарудная, Коробова, Кардович 2019, c. 236–240], Ю.Ю. Тимкиной [Тимкина 2019], И.С. Дементьевой [Дементьева 2020, c. 82–82], Н.А. Мартыновой, В.Н. Шашковой, К.А. Власова [Мартынова, Шашкова, Власов 2020, c. 117–135], И.А. Любочко [Любочко 2020, c. 263–266], М.Г. Агеевой, Ю.Ю. Лапекиной [Агеева, Лапекина 2021, c. 272–278], Ю.А. Тарабариной [Тарабарина 2021], Е.С. Бессмельцевой, Н.Г. Павловой [Бессмельцева, Павлова 2018, c. 38–45] и Д.Д. Раджаповой [Раджапова 2023, c. 115–118].
Было установлено, что проблема оценивания профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся технического вуза исследована недостаточно, а ее суть рассматривается по-разному:
– способность и готовность специалиста к эффективному осуществлению иноязычного общения и взаимодействия в ситуациях профессионального и бытового характера в межкультурном пространстве [Голубева 2015, c. 41–44; Кирилловых 2020, c. 213–218];
– «способность адекватно действовать в ситуациях профессионального общения, основанная на модификации базовых структурных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции путем наполнения их содержанием, соответствующим направлению подготовки обучаемого» [Агеева, Лапекина 2021, c. 272–278];
– «готовность к участию в профессионально значимой межкультурной коммуникации» [Tareva, Tarev 2018, c. 758–767];
– «комплекс знаний, умений и навыков, способов деятельности, необходимых для успешного оперирования профессионально значимой информацией на иностранном языке, осуществления межкультурного профессионального взаимодействия в политкультурном пространстве в условиях международной мобильности и интеграции, а также для самообразования и саморазвития» [Бутько 2020, c. 60–63];
– «интегративное качество, которое проявляется как способность и готовность личности к участию в профессиональном межкультурном общении» [Тимкина, Колесник, Осипова, Трофименко 2019, c. 101–105];
– «обобщенные способы действий, гарантирующие эффективное и продуктивное выполнение профессиональной / трудовой деятельности» [Костюкова, Морозова 2019, c. 216–235];
– «условие развития академической мобильности и востребованности молодого специалиста на рынке труда» [Лобкова, Климкович 2009, c. 86–91].
Сравнение этих точек зрения позволило представить профориентированную иноязычную коммуникативную компетенцию в виде готовности специалиста к речевой деятельности, обусловленной его профессиональными возможностями и потребностями, представляющими собой форму профессионально-ориентированного общения [Лабинская, Приходченко 2023, c. 102–107].
Результаты исследования
Оценивание знаний обучающихся – это «процесс выявления и сравнения результатов учебной деятельности с требованиями, задаваемыми учебными программами» [Андрух 2019, c. 51–57].
При оценке профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции учитываются: уровень ее сформированности (низкий, средний, высокий); мотивация к изучению иностранного языка; сформированность рефлексивных умений и способности обучающихся к самообразованию и самостоятельной работе. В структуре профориентированной иноязычной коммуникативной компетентности выделяем пять компонентов (субкомпетенций), которые и должны быть учтены при оценивании ее сформированности: лингвистический, социокультурный, стратегический или компенсаторный, дискурсивный, профессиональный (способность к успешной профессиональной деятельности)» [Приходченко, Лабинская 2022, c. 41–52].
По Европейской системе в зависимости от объема знаний и речевых навыков, которыми обладает обучающийся, выделяют шесть уровней: начальный (A1), элементарный (A2), средний / «пороговый» (B1), средне-продвинутый (B2), продвинутый (C1), в совершенстве (C2). Уровень А2 – минимально допустимый для выпускников вузов, в то время как желательным уровнем является уровень В2. Мы считаем, что достижение уровней продвинутого (С1) и в совершенстве (С2) следует оставить для самостоятельного послевузовского обучения. Таким образом, сформированность профориентированной коммуникативной компетенции представляется следующим образом: низкий = А2; средний = В1; высокий = В2. Результирующая оценка выводится по 100-балльной шкале оценивания и по шкале ECTS. Считаем необходимым разделить низкий уровень сформированности профориентированной иноязычной коммуникативной компетентности на подуровни: низкий достаточный = E (по шкале ECTS) и низкий недостаточ-
ный = FX и F (по шкале ECTS).
Учитывая данные Европейской системы уровней владения иностранным языком, шкалу ECTS и полнокомпнентную структуру профориентированной иноязычной коммуникативной компетентности, представляем критерии ее сформированности у обучающихся технических специальностей (таблица 1).
На основании данных Европейской системы уровней владения иностранным языком, шкалы ECTS и представленных критериев сформированности компонентов профориентированной коммуникативной компетенции предлагается система оценки уровня сформированности профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции (таблица 2).
Об авторах
Е. И. Приходченко
Донецкий национальный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ipl.kafedra@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7721-4355
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры инженерной педагогики и лингвистики
Россия, 283001, Российская Федерация, ДНР, г. Донецк, ул. Артема, 58А. В. Лабинская
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Email: a.v.labinskaya@donnasa.ru
ORCID iD: 0009-0007-7307-5600
старший преподаватель кафедры иностранных языков и педагогики высшей школы
Россия, 286123, Российская Федерация, ДНР, г. Макеевка, ул. Державина, 2Список литературы
- Tareva, Tarev 2018 – Tareva E.G., Tarev B.V. The assessment of students’ professional communicative competence: New challenges and possible solutions // XLinguae. 2018. Vol. 11, no. 2. Р. 758–767. DOI: http://doi.org/10.18355/XL.2018.11.02.59. EDN: https://www.elibrary.ru/xpknrj.
- Агеева, Лапекина 2021 – Агеева М.Г., Лапекина Ю.Ю. Педагогическая технология формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов-юристов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, вып. 2. № 2. С. 272–278. DOI: http://doi.org/10.30853/ped210032. URL: https://www.gramota.net/articles/ped210032.pdf.
- Андрух 2019 – Андрух А.О. Принципы контроля и оценивания иноязычной коммуникативной компетенции // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24, № 179. С. 51–57. DOI: http://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-51-57.
- Бессмельцева, Павлова 2018 – Бессмельцева Е.С., Павлова Н.Г. Комплексная система критериев оценивания сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов-менеджеров (на примере немецкого языка) // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7, № 24. С. 38–45. DOI: http://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.24.4. EDN: https://www.elibrary.ru/xuwtkh.
- Бутько 2020 – Бутько М.А. Иноязычная коммуникативная компетенция как компонент профессиональной компетентности будущих инженеров-технологов // Весці БДПУ. Серыя 1. Педагогiка. Псiхалогiя. Фiлалогiя. 2020. № 1. С. 60–63. URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/47557/1/_120201060.pdf (дата обращения: 15.04.2022).
- Голубева 2015 – Голубева Н.Б. Критерии оценки сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности на примере преподавания иностранного языка в неязыковом ВУЗ-е // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 05–06. С. 41–44. URL: http://www.nauteh-journal.ru/files/83fda9c6-2760-44b3-be7c-24ddbdaadc99.
- Дементьева 2020 – Дементьева И.С. Критерии сформированности готовности к профессиональному иноязычному общению // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 82. DOI: http://doi.org/10.17513/spno.29761. EDN: https://elibrary.ru/ybqcki.
- Зарудная, Коробова, Кардович 2019 – Зарудная М.В., Коробова Е.В, Кардович И.К. Проблема независимой оценки знаний студентов по иностранному языку // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 1. С. 236–240. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-nezavisimoy-otsenki-znaniy-studentov-po-inostrannomu-yazyku/viewer.
- Кирилловых 2020 – Кирилловых А.А. Полимодальное упражнение как средство формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся нелингвистического вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 213–218. DOI: http://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-213-218. EDN: https://www.elibrary.ru/kgjtge.
- Костюкова, Морозова 2019 – Костюкова Т.А., Морозова А.Л. Педагогические основы развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых направлений подготовки // Язык и культура. 2019. № 46. С. 216–235. DOI: http://doi.org/10.17223/19996195/46/13.
- Лабинская, Приходченко 2023 – Лабинская А.В., Приходченко Е.И. Состав и структура профориентированной иноязычной коммуникативной компетентности // Научная молодежь: приоритеты мировой науки в XXI веке: материалы VIII Открытой научно-практической конференции / под общ. ред. Н.И. Пантыкиной; ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ». Луганск: Книга, 2023. C. 102–107.
- Лобкова, Климкович 2009 – Лобкова Е.В., Климкович Е.Я. Интегрированный подход к преподаванию иностранного языка в техническом вузе // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2009. № 3 (13). С. 86–91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17892990. EDN: https://www.elibrary.ru/pbojff.
- Любочко 2020 – Любочко И.А. Контроль сформированности иноязычной коммуникативной компетентности студентов // Эпоха науки. 2020. № 22. С. 263–266. DOI: http://doi.org/10.24411/2409-3203-2020-12259.
- Мартынова, Шашкова, Власов 2020 – Мартынова Н.А., Шашкова В.Н., Власов К.А. К проблеме оценивания уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 117–135. DOI: http://doi.org/10.32744/pse.2020.6.10.
- Приходченко, Лабинская 2022 – Приходченко Е.И., Лабинская А.В. Профориентированная иноязычная коммуникативная компетенция как главная цель обучения иностранному языку в техническом вузе // Гуманитарные аспекты высшего профессионального образования: электронный сборник статей и тезисов докладов V Международной заочной научно-практической конференции (24 февраля 2022 г., Макеевка); редкол.: Д.В. Алфимов, М.Г. Коляда, Г.В. Тимошко [и др.]. Макеевка: ГОУ ВПО «ДОННАСА», 2022. С. 41–52. URL: http://donnasa.ru/docs/nik/nauchnye_konferencii/sbornik_statey_i_tezisov_dokladov_2022.pdf (дата обращения: 28.05.2023).
- Раджапова 2023 – Раджапова Д.Д. Критерии и организационно-педагогические условия формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции // Innovation: The Journal of Social Sciences and Researches. 2023. Vol. 1, issue 4. P. 115–118. DOI: http://doi.org/10.5281/zenodo.7520591.
- Тарабарина 2021 – Тарабарина Ю.А. Оценивание сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата неязыковых направлений подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 1 (34). C. 274–280. DOI: http://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1001-0063 (дата обращения: 23.04.2023).
- Тимкина 2019 – Тимкина Ю.Ю. Оценка иноязычной коммуникативной компетенции в квазипрофессиональной ситуации // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN119.pdf (дата обращения: 04.05.2023).
- Тимкина, Колесник, Осипова, Трофименко 2019 – Тимкина Ю.Ю., Колесник Л.И., Осипова Н.Н., Трофименко М.П. Иностранный язык как средство профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях современного вуза (на примере аудирования) // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63–4. С. 101–105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannyy-yazyk-kak-sredstvo-professionalnoy-podgotovki-konkurentosposobnogo-spetsialista-v-usloviyah-sovremennogo-vuza-na-primere/viewer (дата обращения: 15.04.2022).