Assessing the maturity of profession-oriented foreign language communicative competence of technical students


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the problem of assessing career-oriented foreign language communicative competence among students of technical specialties of universities, the complexity of which is due to its multicomponent structure and the need to take into account various criteria for an objective assessment of its formation. In the course of the study, criteria are identified that ensure a qualitative assessment of career-oriented foreign language communicative competence among students of technical specialties. Theoretical and empirical methods were used: analysis of scientific literature on the research problem, synthesis, concretization, comparison, generalization, observation, pedagogical experiment. The scientific novelty of the study consists in the formulation and substantiation of criteria for the formation of components (subcompetencies) that are part of a career-oriented foreign language communicative competence: linguistic, socio-cultural, strategic (compensatory), discursive and professional. The practical significance of the research results lies in the revealed possibilities of assessing foreign language communicative competence of technical students.

Full Text

Введение

В настоящее время целью высшего образования является подготовка квалифицированных специалистов, способных вести межкультурное общение на иностранном языке в рамках сферы их деятельности и не уступающих по уровню и качеству знаний мировым стандартам, поэтому одним из требований, предъявляемых к выпускникам технических вузов, является владение иностранным языком.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (Приказ Министерства образования… 2017) регламентирует перечень компетенций, обязательных к формированию. На занятиях по иностранному языку у обучающихся технических специальностей формируется универсальная компетенция 4 (УК-4), которая предполагает способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке. После завершения изучения дисциплин «Иностранный язык» и «Деловой иностранный язык» выпускник должен обладать навыками поиска и обработки информационных иноязычных источников общей и профессиональной направленности и навыками деловой беседы в рамках профессиональной деятельности, а также знать особенности делового общения и уметь использовать технологии делового общения в профессиональной деятельности (Приказ Министерства образования… 2017). Выпускнику технического вуза необходимо уметь использовать в своей работе передовой международный профессиональный опыт, быть способным решать социально-коммуникативные задачи, т. е. свободно владеть иностранным языком на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность. Во время обучения в вузе иностранный язык должен выступать как средством образования (приобретения знаний) и воспитания, так и средством коммуникации, формирующим профориентированную иноязычную коммуникативную компетенцию будущих специалистов. Для оценки знаний обучающихся необходимы объективные процедуры оценки их компетенций. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования ФГОС 3++ не содержат необходимого дидактического инструментария, позволяющего оценить результаты обучения. Предпринята попытка создания системы оценивания профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку.

 

Материалы и методы

Анализ научных статей, монографий и диссертаций позволяет сделать вывод, что оценке иноязычной коммуникативной компетенции и профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции посвящены исследования таких ученых, как: А.О. Багатеева, К.Э. Безукладников, Н.В. Белозерцева, Э. Вард, Г.Б. Голуб, С.К. Гураль, Е.Я. Климкович, И.И. Климова, Е.Я. Коган, Л.И. Колесник, Е.М. Кузнецова, Е.В. Лобкова, М.Б. Марутян, В.Ю. Миков, Л.Ю. Минакова, М.А. Мосина, Н.Н. Осипова, Е.В. Падей, Т.О. Подъянова, В.С. Рогова, Н.А. Сангаджиева, М.П. Трофименко, И.С. Фишман, Н.П. Хинзеева, М.А. Хлыбова и другие.

Теоретической базой исследования послужили научные работы Н.Б. Голубевой [Голубева 2015, c. 41–44], Е.Г. Таревой, Б.В. Тарева [Tareva, Tarev 2018, р. 758–767], М.В. Зарудной, Е.В. Коробовой, И.К. Кардович [Зарудная, Коробова, Кардович 2019, c. 236–240], Ю.Ю. Тимкиной [Тимкина 2019], И.С. Дементьевой [Дементьева 2020, c. 82–82], Н.А. Мартыновой, В.Н. Шашковой, К.А. Власова [Мартынова, Шашкова, Власов 2020, c. 117–135], И.А. Любочко [Любочко 2020, c. 263–266], М.Г. Агеевой, Ю.Ю. Лапекиной [Агеева, Лапекина 2021, c. 272–278], Ю.А. Тарабариной [Тарабарина 2021], Е.С. Бессмельцевой, Н.Г. Павловой [Бессмельцева, Павлова 2018, c. 38–45] и Д.Д. Раджаповой [Раджапова 2023, c. 115–118].

Было установлено, что проблема оценивания профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся технического вуза исследована недостаточно, а ее суть рассматривается по-разному:

– способность и готовность специалиста к эффективному осуществлению иноязычного общения и взаимодействия в ситуациях профессионального и бытового характера в межкультурном пространстве [Голубева 2015, c. 41–44; Кирилловых 2020, c. 213–218];

– «способность адекватно действовать в ситуациях профессионального общения, основанная на модификации базовых структурных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции путем наполнения их содержанием, соответствующим направлению подготовки обучаемого» [Агеева, Лапекина 2021, c. 272–278];

– «готовность к участию в профессионально значимой межкультурной коммуникации» [Tareva, Tarev 2018, c. 758–767];

– «комплекс знаний, умений и навыков, способов деятельности, необходимых для успешного оперирования профессионально значимой информацией на иностранном языке, осуществления межкультурного профессионального взаимодействия в политкультурном пространстве в условиях международной мобильности и интеграции, а также для самообразования и саморазвития» [Бутько 2020, c. 60–63];

– «интегративное качество, которое проявляется как способность и готовность личности к участию в профессиональном межкультурном общении» [Тимкина, Колесник, Осипова, Трофименко 2019, c. 101–105];

– «обобщенные способы действий, гарантирующие эффективное и продуктивное выполнение профессиональной / трудовой деятельности» [Костюкова, Морозова 2019, c. 216–235];

– «условие развития академической мобильности и востребованности молодого специалиста на рынке труда» [Лобкова, Климкович 2009, c. 86–91].

Сравнение этих точек зрения позволило представить профориентированную иноязычную коммуникативную компетенцию в виде готовности специалиста к речевой деятельности, обусловленной его профессиональными возможностями и потребностями, представляющими собой форму профессионально-ориентированного общения [Лабинская, Приходченко 2023, c. 102–107].

 

Результаты исследования

Оценивание знаний обучающихся – это «процесс выявления и сравнения результатов учебной деятельности с требованиями, задаваемыми учебными программами» [Андрух 2019, c. 51–57].

При оценке профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции учитываются: уровень ее сформированности (низкий, средний, высокий); мотивация к изучению иностранного языка; сформированность рефлексивных умений и способности обучающихся к самообразованию и самостоятельной работе. В структуре профориентированной иноязычной коммуникативной компетентности выделяем пять компонентов (субкомпетенций), которые и должны быть учтены при оценивании ее сформированности: лингвистический, социокультурный, стратегический или компенсаторный, дискурсивный, профессиональный (способность к успешной профессиональной деятельности)» [Приходченко, Лабинская 2022, c. 41–52].

По Европейской системе в зависимости от объема знаний и речевых навыков, которыми обладает обучающийся, выделяют шесть уровней: начальный (A1), элементарный (A2), средний / «пороговый» (B1), средне-продвинутый (B2), продвинутый (C1), в совершенстве (C2). Уровень А2 – минимально допустимый для выпускников вузов, в то время как желательным уровнем является уровень В2. Мы считаем, что достижение уровней продвинутого (С1) и в совершенстве (С2) следует оставить для самостоятельного послевузовского обучения. Таким образом, сформированность профориентированной коммуникативной компетенции представляется следующим образом: низкий = А2; средний = В1; высокий = В2. Результирующая оценка выводится по 100-балльной шкале оценивания и по шкале ECTS. Считаем необходимым разделить низкий уровень сформированности профориентированной иноязычной коммуникативной компетентности на подуровни: низкий достаточный = E (по шкале ECTS) и низкий недостаточ-
ный = FX и F (по шкале ECTS).

Учитывая данные Европейской системы уровней владения иностранным языком, шкалу ECTS и полнокомпнентную структуру профориентированной иноязычной коммуникативной компетентности, представляем критерии ее сформированности у обучающихся технических специальностей (таблица 1).

На основании данных Европейской системы уровней владения иностранным языком, шкалы ECTS и представленных критериев сформированности компонентов профориентированной коммуникативной компетенции предлагается система оценки уровня сформированности профориентированной иноязычной коммуникативной компетенции (таблица 2).

×

About the authors

E. I. Prikhodchenko

Donetsk National Technical University

Author for correspondence.
Email: ipl.kafedra@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7721-4355

Doctor of Pedagogical Sciences, professor, professor of the Department of Engineering Pedagogy and Linguistics

Russian Federation, 58, Artema Street, Donetsk, DPR, 283001, Russian Federation

A. V. Labinskaya

Donbass National Academy of Civil Engineering and Architecture

Email: a.v.labinskaya@donnasa.ru
ORCID iD: 0009-0007-7307-5600

senior lecturer of the Department of Foreign Languages and Pedagogy of Higher Education

Russian Federation, 2, Derzhavina Street, Makeevka, DPR, 286123, Russian Federation

References

  1. Tareva, Tarev 2018 – Tareva E.G., Tarev B.V. (2018) The assessment of students’ professional communicative competence: New challenges and possible solutions. XLinguae, vol. 11, no. 2, pp. 758–767. DOI: http://doi.org/10.18355/XL.2018.11.02.59. EDN: https://www.elibrary.ru/xpknrj.
  2. Ageeva, Lapekina 2021 – Ageeva M.G., Lapekina Y.Y. (2021) Pedagogical Technology to Form Juridical Students’ Professionally Oriented Foreign-Language Communicative Competence. Pedagogy. Theory & Practice, vol. 6, issue 2, pp. 272–278. DOI: https://doi.org/10.30853/ped210032. Available at: https://www.gramota.net/articles/ped210032.pdf. (In Russ.)
  3. Andrukh 2019 – Andrukh A.O. (2019) Principles of foreign language communicative competence control and assessment. Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 24, no. 179, pp. 51–57. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-51-57. (In Russ.)
  4. Bessmeltseva, Pavlova 2018 – Bessmeltseva E.S., Pavlova N.G. (2018) Comprehensive system of communicative competence assessment of management students (on the basis of the German language). Teaching Methodology in Higher Education, vol. 7, no. 24, pp. 38–45. DOI: https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.24.4. EDN: https://www.elibrary.ru/xuwtkh. (In Russ.)
  5. Butsko 2020 – Butsko M.A. (2020) Foreign-language communicative competence as a component of professional competence of future engineers-tehnologists. Vestsі BDPU. Seryya 1. Pedagogika. Psikhalogiya. Filalogiya, no. 1, pp. 60–63. Available at: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/47557/1/_120201060.pdf (accessed 15.04.2023). (In Russ.)
  6. Golubeva 2015 – Golubeva N.B. (2015) Estimation criteria of foreign language professional communicative competence development in foreign language teaching in non-language university. Modern Science: actual problems of theory & practice. Series of «Humanities», no. 05–06, pp. 41–44. Available at: http://www.nauteh-journal.ru/files/83fda9c6-2760-44b3-be7c-24ddbdaadc99. (In Russ.)
  7. Dementeva 2020 – Dementeva I.S. (2020) Criteria for formation of readiness for professional foreign language communication. Modern problems of science and education, no. 2, pp. 82–82. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29761. EDN: https://elibrary.ru/ybqcki. (In Russ.)
  8. Zarudnaya, Korobova, Kardovich 2019 – Zarudnaya M.V., Korobova E.V., Kardovich I.K. (2019) The problem of independent assessment of academic progress in a foreign language. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, no. 1, pp. 236–240. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-nezavisimoy-otsenki-znaniy-studentov-po-inostrannomu-yazyku/viewer. (In Russ.)
  9. Kirillovykh 2020 – Kirillovykh A.A. (2020) Polymodal exercise as a means for the formation of a professionally oriented communicative competence of students at an institution of non-linguistic higher education. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 26, no. 3, pp. 213–218. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-213-218. EDN: https://www.elibrary.ru/kgjtge. (In Russ.)
  10. Kostyukova, Morozova 2019 – Kostyukova T.A., Morozova A.L. (2019) Pedagogical bases of development of foreign language communicative competence of students of nonlinguistic training directions. Language and Culture, no. 46, pp. 216–235. DOI: http://doi.org/10.17223/19996195/46/13. (In Russ.)
  11. Labinskaya, Prikhodchenko 2023 – Labinskaya A.V., Prikhodchenko E.I. (2023) Contents and structure of professional-oriented foreign language communicative competence. In: Pantykina N.I. (Ed.) Scientific youth: world science priorities in the XXI century: proceedings of the VIII Open research and practical conference. Lugansk: Kniga, pp. 102–107. (In Russ.)
  12. Lobkova, Klimkovich 2009 – Lobkova E.V., Klimkovich E.Ya. (2009) An integrative approach to teaching a foreign language in a technical university. The Russian Automobile and Highway Industry Journal, no. 3 (13), pp. 86–91. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17892990. EDN: https://www.elibrary.ru/pbojff. (In Russ.)
  13. Lyubochko 2020 – Lyubochko I.A. (2020) Assessment of students’ foreign communicative competence. Era of Science, no. 22, pp. 263–266. DOI: http://doi.org/10.24411/2409-3203-2020-12259. (In Russ.)
  14. Martynova, Shashkova, Wlasow 2020 – Martynova N.A., Shashkova V.N., Wlasow K.A. (2020) The problem of assessment of foreign communicative competence formation in a non-specialized educational organization revisited. Perspectives of science and education, no. 6 (48), pp. 117–135. DOI: http://doi.org/10.32744/pse.2020.6.10. (In Russ.)
  15. Prikhodchenko, Labinskaya 2022 – Prikhodchenko E.I., Labinskaya A.V. (2022) Profession-oriented foreign language communicative competence as the main goal of foreign language teaching in a technical university. In: Alfimov D.V., Kolyada M.G., Timoshko G.V. et al. (Eds.) Humanitarian aspects of higher professional education: electronic collection of articles and abstracts of reports of the V International Correspondence Research and Practical Conference (February 24, 2022, Makeevka). Makeevka: GOU VPO «DONNASA» pp. 41–52. Available at: http://donnasa.ru/docs/nik/nauchnye_konferencii/sbornik_statey_i_tezisov_dokladov_2022.pdf (accessed 28.05.2023). (In Russ.)
  16. Radzhapova 2023 – Radzhapova D.D. (2023) Criteria and organizational and pedagogical conditions for the formation of professionally oriented communicative competence. Innovation: The Journal of Social Sciences and Researches, 2023, vol. 1, issue 4, pp. 115–118. DOI: http://doi.org/10.5281/zenodo.7520591. (In Russ.)
  17. Tarabarina 2021 – Tarabarina Yu.A. (2021) Foreign language communicative competence assessment of undergraduate students of non-linguistic specialties. Baltic Humanitarian Journal, vol. 10, no. 1 (34), pp. 274–280. DOI: http://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1001-0063 (accessed 23.04.2023). (In Russ.)
  18. Timkina 2019 – Timkina Yu.Yu. (2019) Assessment of foreign language communicative competence in a quasi-professional situation. World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 7, no. 1. Available at: https://mirnauki.com/PDF/32PDMN119.pdf (accessed 04.05 2023). (In Russ.)
  19. Timkina, Kolesnik, Osipova, Trofimenko 2019 – Timkina Yu.Yu., Kolesnik L.I., Osipova N.N., Trofimenko M.P. (2019) Foreign language as a means of vocational training of a competitive specialist in a modern higher educational institution. Problems of modern pedagogical education, no. 63–4, pp. 101–105. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannyy-yazyk-kak-sredstvo-professionalnoy-podgotovki-konkurentosposobnogo-spetsialista-v-usloviyah-sovremennogo-vuza-na-primere/viewer (accessed 15.04.2023). (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Prikhodchenko E.I., Labinskaya A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies