Концептуальные основы интеграционных процессов в образовании
- Авторы: Проценко Е.Г.1
-
Учреждения:
- Севастопольский государственный университет
- Выпуск: Том 30, № 1 (2024)
- Страницы: 71-76
- Раздел: Педагогика
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/27355
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-1-71-76
- ID: 27355
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность темы связана с назревшей в современных общественно-политических реалиях необходимостью применения интегративного технологического инструментария при решении образовательных задач. Согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года, «необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий». Перед преподавателями высшей школы поставлены серьезные цели по разработке эффективных практик интеграции новых регионов Российской Федерации в культурно-образовательное пространство России. Интеграция – есть процесс и результат становления целостности, выполняющей приоритетную роль по отношению к своим частям. Возникновение интеграции тесно связано с необходимостью удовлетворения фундаментальной потребности человека в наследовании опыта предшествующих поколений, а в дальнейшем и его передачи, что и являет собой механизм педагогической деятельности: интеграцию опыта поколений и интеграцию педагогической и производственной деятельности. В статье автор рассматривает дефиницию основного термина исследования; опирается на классификацию источников исследования интеграционных процессов в педагогике, предложенной профессором Н.К. Чапаевым; анализирует современные интегративно-педагогические концепции. В настоящее, стремительно развивающееся время необходимы специалисты, открытые к взаимодействию, готовые интегрировать в свою специфичную деятельность профессионалов, казалось бы, совсем из других областей: интеграция становится основой развития образовательной сферы.
Полный текст
Введение
Мировой исторический и практический опыт отчетливо демонстрирует необходимость сотрудничества и единения, налаживания взаимоотношений и установления тесных связей на местном, национальном и международном уровнях. Внешнеполитическое взаимодействие государств между собой является сложной и зачастую противоречивой категорией, состоящей из многочисленных и разнообразных по своей классификации процессов, имеющих практический, направленный на достижение конкретных целей и результатов смысл (Сологуб 2019). При этом важно понимать, что процессы разработки, принятия и реализации политических решений лежат также в экономической, социально-культурной и других плоскостях. В рамках представленного исследования понятие «интеграция» будет рассмотрено в контексте образовательного процесса, неотделимого от остальных системных процессов, наполняющих взаимодействие как таковое.
За последние 50 лет понятие «интеграция» стало неотделимой частью политической и экономической жизни большинства стран мира [Побединский 2008]. Однако для сегодняшней России вопросы интеграции стоят особенно остро. Специалистам в области высшего образования предстоит исследование эффективных социально-культурных практик интеграции новых регионов Российской Федерации в культурно-образовательное пространство России в условиях социальной неопределенности. Необходимо разработать и реализовать социально-культурные проекты, направленные на интеграцию и популяризацию традиционной культуры, исторического, природного наследия Российской Федерации, а также формирование межнационального согласия посредством погружения в историко-культурное наследие России. Среди целей также обозначено формирование системы культурологических знаний, поведенческих установок, позитивного социального и эмоционально-ценностного опыта молодежи Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. Исследование проблемы понимания сути интеграции в целом и педагогической в частности – важный аспект для решения поставленных задач, предполагающий взаимодействие образовательной, коррекционной, реабилитационной и других областей.
Основная часть
Следует отметить, что процесс интеграции раскрывается во множестве аспектов (веб-интеграция, интеграция данных, системная интеграция, экологическая интеграция). Кроме научно-педагогических исследований наиболее подробные источники, внимание которым было уделено в рамках разработки темы, посвящены: политической интеграции (В.Г. Барановский, А. Искандаров, А.А. Лавут, М.М. Лебедева, И.М. Побединский, Ю.В. Шишков, K.W. Deutsch, A. Etzioni, D.J. Puchala); социальной интеграции (Е.А. Омельченко, Е.В. Коротаева); экономической интеграции (В.М. Алчинов, Е.П. Бажанов, А.А. Байков, В.Г. Барановский, Ю.А. Борко, В.И. Сологуб, О.Ф. Шабров).
Рассмотрим дефиницию основного термина исследования. Согласно большому словарю иностранных слов, термин «интеграция» (от лат. Integratio – «соединение», «восстановление», «восполнение») –
процесс объединения частей в целое. Толковый словарь Д.Н. Ушакова определяет «интеграцию» как объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития. В словаре лингвистических терминов Т.В. Жеребило «интеграция» –
это процесс, при котором языковые коллективы начинают пользоваться одним языком, происходит объединение языков и диалектов. Биологический энциклопедический словарь рассматривает «интеграцию» в том числе как целенаправленный поведенческий акт, строящийся на основе физиологических и психических факторов. В большом толковом социологическом словаре «интеграция» рассматривается как степень, в которой индивидуум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений и т. д. «Интеграция» в образовании, согласно педагогическому словарю, это объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, подходов, направлений, содержания образовательных программ, разных предметов или их элементов внутри образовательных областей. Другими словами, интеграция – это создание новой, более крупной единицы или общности из нескольких частей. Такое новое целое приобретает признаки единого организма, функционирующего самостоятельно. Анализ содержания понятия «интеграция» демонстрирует, что чаще всего его трактовка связана с внешними проявлениями – направленностью на достижение общего требуемого результата, схожестью оргструктур, использованием интегрированных форм организации учебного процесса и т. д. [Коротков, Сергеев 2019]. Кроме того, интеграция может сопровождаться созданием новых интегративных качеств у элементов, взаимодействующих друг с другом и создающих целое, которые были не свойственны им до начала процесса сотрудничества. Существование многозначных, многоракурсных определений интеграции носит не взаимоисключающий, а взаимодополняющий характер [Чухина 2015].
Рассмотрим классификацию источников исследования интеграционных процессов в педагогике, предложенную профессором Н.К. Чапаевым [Чапаев 2019]. Ученый разделяет источники на философско-науковедческие и собственно педагогические исследования. Центральное место в первой подгруппе, раскрывающей логико-методологические и общетеоретические проблемы интеграции, занимают работы, посвященные сущностно-категориальным характеристикам интеграции (Н.Т. Абрамова, А.Н. Аверьянов, В.Н. Акулинин, Г.М. Добров, Г.Е. Зборовский, Г. Павельциг, В.А. Энгельгардт и др.).
Содержание образовательной интеграции определяется глобализацией научных, производственных и экономических задач, в том числе лежащих на стыке наук [Стрельников 2016]. Вопросы взаимодействия технических и общественных, общественных и естественных и других наук поднимаются в работах Б.М. Кедрова, Г.Д. Гачева, И.П. Иванова, Ю.А. Шрейдера, Б.Г. Юдина. Профессор Т.В. Черниговская приводит цитату А. Энштейна: «Интуиция – священный дар, рациональный ум – его верный слуга. Мы создали общество, которое уважает слугу и забывает дар». Интуиция в этом понимании не нечто эзотерическое, а совокупная реакция, основанная на опыте, знаниях, полученных из книг, и другой информации, совсем не связанной с областью, которая является предметом фокусировки в конкретном случае. В данном контексте уместен пример взаимосвязи математики и музыки. Проводился ряд экспериментов: люди обследовались в функционально-магнитно-резонансном томографе, и мозг математика демонстрировал схожую активность от созерцания великих произведений искусства и четко выведенной теоремы. Прослушивание музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах способствуют концентрации внимания на деталях, что, в свою очередь, является подготовкой к сложной когнитивной работе.
Педагог Г.И. Батурина определила «исходные для анализа интегративных процессов в педагогике положения» (Батурина 1983):
– развитие педагогической науки подчинено тем же закономерностям, которые присущи процессу познания любых социальных явлений;
– развитие педагогики, как и любой другой социальной науки, детерминируется социальным заказом;
– интегративные процессы в педагогике, как и в других социальных науках, связаны с расширением ее гуманистических и мировоззренческих функций в управлении социальным прогрессом.
Сущностно-категориальные характеристики педагогической интеграции были исследованы Г.И. Батуриной, А.П. Беляевой, И.Д. Зверевым, В.С. Ледневой, В.Н. Максимовой, Г.Ф. Федорцом и др. В работе И.Д. Зверева и В.Н. Максимовой «интеграция» характеризуется как процесс и результат создания неразрывно связанного. Анализируя в том числе междисциплинарность в педагогической науке, Г.И. Батурина видит необходимость интеграции внутри педагогической науки и также с другими науками о человеке, обществе, мышлении, а кроме того, с естественными и техническими.
Профессор В.C. Леднев выделил несколько позиций, касающихся интеграции компонентов образования (Леднев 1989).
1) Интеграция и дифференциация взаимообусловливают друг друга, однако в сфере образования в настоящее время дифференциация достигла своего верхнего предела, в связи с чем на первый план выступает интеграция. (Представленная работа опубликована в 1989 году, безусловно, процесс интеграции продолжает быть актуальным в настоящих реалиях, как никогда ранее).
2) Интеграция выполняет функцию своеобразного «уплотнителя» времени.
3) Интеграция не может осуществляться искусственно, она «должна “созреть”; должна быть понята и доказана предметная и образовательная общность соответствующих компонентов».
4) В развитии интеграционных процессов в педагогике возможны «скачки», что характерно для современного периода, когда, например, «назрела необходимость создания полноценного антропологического курса с выделением в его составе такой важнейшей для общего образования дисциплины, как психология». В данном контексте уместно привести пример новой, реализующейся в Севастопольском государственном университете дисциплины «Основы российской государственности», являющейся частью масштабного проекта «ДНК России». Курс представлен с 1 сентября 2023 года студентам вузов всех специальностей. Цель курса – помочь молодежи сформировать свое мировоззрение и привить ей ценности, соответствующие национальным интересам России.
5) Реальна опасность «лжеинтеграции», примером которой может послужить так называемое «комплексирование».
Безусловно, в рамках исследования необходимо рассмотреть «педагогическую интеграцию» и с позиции протекания исторических процессов. В историко-этнографическом исследовании на материалах системы образования Е.А. Омельченко представлены подходы к определению показателей адаптации и интеграции иноэтничных мигрантов в принимающее общество. Среди основных составляющих интеграционного процесса автором перечислены: языковая, культурная, социальная и психологическая адаптация. Основным неблагоприятным фактором, снижающим эффективность работы образовательных организаций в сфере адаптации и интеграции, автор определил низкий уровень межкультурной компетентности педагогических и управленческих кадров (Омельченко 2022, с. 16).
В работе «Подходы к исследованию адаптационных стратегий эмигрантов из России за рубежом» Е.А. Омельченко рассматривает интеграцию как процесс, состояние и результат обоюдных изменений в среде мигрантов и принимающего их общества, который обеспечивает полноценность включения иммигрантов в принимающее общество, и определенное изменение под воздействием этих процессов социокультурной структуры самого общества [Омельченко 2019, с. 22]. Автор отмечает, что наиболее успешно интеграционный процесс можно реализовать именно в образовательных учреждениях.
По мнению психолога Я.П. Гальперина, интеграция, будучи важнейшим фактором сохранения единства духовной культуры, способна дать образ Целого (Гальперин 2002).
Приведем опыт подготовки магистрантов 44.04.01 Педагогическое образование (Профиль: Музейная педагогика и мировая художественная культура) в Севастопольском государственном университете. Безусловно, стремительное развитие виртуальных технологий требует от будущих специалистов сферы культуры и образования если не владения инновационными техниками, то способности спроектировать и объяснить специалисту в области виртуальной реальности видение своего проекта, предложить возможные варианты воплощения и составить техническое задание. Для такого плодотворного сотрудничества обучающимся предлагаются «Цифровые кафедры: уникальная возможность получить дополнительную специальность в сфере ИТ». К примеру, создание виртуального музея, применение виртуальных ресурсов в музейном пространстве уже давно не являются инновационным аспектом. Такие, на первый взгляд, далекие сферы плотно интегрированы в образовательный процесс. Внедрение цифровых технологий во все сферы и отрасли жизнедеятельности человека открывает новые перспективы реализации интеграционных тенденций в развитии российского образования (Данилюк 2019). Интеграция образовательных процессов на государственном и международном уровне вызывает обращение к открытой информационно-образовательной среде, что предполагает адаптацию будущих специалистов к работе в глобальном информационном пространстве [Руднева 2021].
Магистранты, являющиеся в большинстве своём действующими учителями в школе, активно используют ресурсы виртуальных музеев в образовательном процессе. Исследования в рамках выпускных квалификационных работ могут включать разработку интегрированных курсов на стыке обязательных предметов и мировой художественной культуры с применением виртуальных музеев (литература – мировая художественная культура, математика – мировая художественная культура и т. д.). Или контент и возможности интернет-музеев вплетаются в учебные программы обязательных школьных предметов. В соответствии с ФГОС разработана учебная программа по предмету «История» для обучающихся 5 классов, тематическое содержание которой синхронизировано с контентом и возможностями виртуальных музеев. Целью программы является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Программы такого плана позволят сформировать систему знаний об основных этапах развития человеческого общества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе для обучающихся в новых регионах и школьников, переехавших из новых регионов и обучающихся на территории других регионов России. В рамках программы обучающиеся в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях смогут посетить виртуальные музеи города-героя Севастополя и других музеев России на уроках истории. Благодаря возможности эффективно доставлять обучающихся в любую точку мира, включая места всемирного культурного наследия и музеи, иммерсивная реальность идеально подходит для понимания контекста произведения [Hutson, Fulcher 2023]. Доступность культурного наследия может быть реализована в форме виртуальной реконструкции, моделирования или виртуальных музеев. Такие формы жизнеспособны, особенно когда физический доступ к артефактам ограничен [Bekele, Champion 2019].
Адаптированные к школьной программе материалы виртуальных музеев будут способствовать интеграции обучающихся из новых регионов Российской Федерации в культурно-образовательное пространство России. Замкнутость отдельных наук на себе влечет за собой сужение пространства вариантов, зацикленность и неспособность видения целостной картины мира, полного его восприятия. Презентация лучших отечественных образовательных практик с последующим расширением экспорта российского образования – задачи, поставленные национальным проектом «Образование» (Указ… 2023), важнейшего фактора повышения статуса и авторитета России в мировом пространстве.
Заключение
Все сферы общества на сегодняшний день подчинены интеграционным процессам. Исследователями в области педагогики ведется активная работа по созданию интегративных курсов, программ, технологий обучения и воспитания. В современных российских реалиях интеграционные процессы в образовании важно аккумулировать для обучающихся из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. Развитие культурной и образовательной сферы станет одним из приоритетов возрождения мирной жизни, а специалистам этих областей предстоит совместная работа, направленная на духовно-нравственное и патриотическое воспитание, интеграцию обучающихся из новых регионов Российской Федерации в культурно-образовательное пространство России; создание условий для эмоционального принятия ценностей российской культуры, формирования чувства гордости за свою принадлежность к российскому обществу. Неотъемлемой частью образовательного процесса в сложившейся ситуации станут психологическое сопровождение и формирование навыков коллективного взаимодействия. Необходимо учитывать огромный пласт научно-исследовательских работ, посвященных интеграционным процессам в образовании, и организовывать тесное сотрудничество и интеграцию между специалистами разных областей знаний, поколений и накопленного опыта.
Об авторах
Е. Г. Проценко
Севастопольский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kardamne@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5834-475X
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика воспитания и организации работы с молодежью»
Россия, , 299053, Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Университетская, 33Список литературы
- Hutson, Fulcher 2023 – Hutson J., Fulche B. (2023). A Virtual Reality Educational Game for the Ethics of Cultural Heritage Repatriation // Games and Culture. 2023. Vol. 18, issue 6, P. 759–782. URL: https://doi.org/10.1177/15554120221131724.
- Bekele, Champion 2019 – Bekele M.K., Champion E. (2019) A Comparison of Immersive Realities and Interaction Methods: Cultural Learning in Virtual Heritage // Frontiers in Robotics and AI. Vol. 6. Р. 91. DOI: http://doi.org/10.3389/frobt.2019.00091. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/frobt.2019.00091/full.
- Коротков, Сергеев 2019 – Коротков А.М., Сергеев Н.К. Интеграционные тенденции в современном российском образовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 8 (141). С. 4–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsionnye-tendentsii-v-sovremennom-rossiyskom-obrazovanii/viewer.
- Омельченко 2019 – Омельченко Е.А. Подходы к исследованию адаптационных стратегий эмигрантов из России за рубежом // Этнодиалоги. 2019. № 2 (58). С. 20–39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-issledovaniyu-adaptatsionnyh-strategiy-emigrantov-iz-rossii-za-rubezhom/viewer.
- Побединский 2008 – Побединский И.М. Концептуальные основы интеграционных процессов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 86. С. 32–38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-integratsionnyh-protsessov/viewer; https://elibrary.ru/item.asp?id=11692427. EDN: https://elibrary.ru/jvwmxh.
- Руднева 2021 – Руднева Т.И. Педагогическая деятельность в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2021. № 3 (56). С. 168–175. DOI: https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2021.3.168. EDN: https://elibrary.ru/rgmnah.
- Стрельников 2016 – Стрельников П.А. Сущность и содержание интеграционных образовательных процессов // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 3 (13). С. 169–175. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2016&issue=3&article_id=6009; https://elibrary.ru/item.asp?id=27328527. EDN: https://elibrary.ru/xaaudx.
- Чапаев 2019 – Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 372 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/28745/1/978-5-8050-0674-7.pdf.
- Чухина 2015 – Чухина Е.В. Интеграция образования: сущность, современные интегративно-педагогические концепции // Педагогическая наука и практика. 2015. № 1 (7). С. 58–63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-obrazovaniya-suschnost-sovremennye-integrativnopedagogicheskie-kontseptsii/viewer.