Ценностно-смысловой подход к профессиональному развитию современного педагога

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях современных вызовов важно понять, какие ценности формируют педагогическую картину мира будущего учителя, определяют ценностные ориентации и его мировоззренческие установки. На основе контент-анализа психолого-педагогической литературы была создана теоретическая модель профессионального развития педагога, описаны ключевые уровни данного процесса, выделены компоненты. Анализ данных, полученных в результате опроса студентов педагогических специальностей, и дальнейшая систематизация полученных ответов позволили выявить приоритетные ценности будущих учителей и дать ключевые характеристики основных четырех аксиотипов современных педагогов. Также была предпринята попытка составить портрет современного педагога с учетом доминирующего аксиотипа. 

Полный текст

Введение

В настоящее время в России происходит стратегическое переосмысление ценностных ориентаций, что приводит к возрождению и актуализации традиционных ценностей, заложенных в историко-культурном контексте образовательных и педагогических традиций нашей страны. Курс на глобальное образовательное пространство сменился на формирование суверенной национальной системы образования, первостепенными ценностями которой, по убеждению министра просвещения С. Кравцова, являются «глубокие знания, творческое мышление и широкий кругозор, уважение к родителям и старшему поколению, любовь к Родине» (Кравцов 2023). Миссия же донести и привить эти ценности новому поколению возложена на педагогов, которые сами должны их исповедовать и следовать им, стать «посредниками смысла» (А. Менегетти) традиционных ценностей для своих учеников. Неоспоримо, что педагогическое мироосознание и мировосприятие учителя должны быть пронизаны высокими идеалами и стремлениями, направленными на непрерывное развитие собственной личности и профессионализма, а в дальнейшем и личности своих учеников. В процессе профессионального развития учитель осваивает и принимает ценности как свои, включая их в диспозиционную структуру своей личности [Ядов 1979]. Именно поэтому так важно, чтобы будущие учителя освоили, усвоили и приняли педагогические ценности. Понимание и освоение педагогических ценностей, включая аксиологические принципы, является важной частью профессиональной подготовки будущих учителей [Suprapto 2021].

Профессиональное развитие педагога начинается со смыслополагания, момента осознанного выбора профессии и осмысленного вхождения в нее. Наступить этот момент может уже во время допрофессиональной подготовки, например в педагогическом классе. Этап профессионального становления будущего учителя является основополагающим витком в формировании мировоззренческих установок личности педагога, в выборе духовно-нравственной позиции. В этой связи авторы Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования РФ на период до 2030 года подчеркивают особую остроту и актуальность вопроса реализации ценностно-смыслового подхода к подготовке учителей будущих поколений Российской Федерации, что помогло бы с решением задачи обеспечения единых подходов к «воспитанию и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и патриотических ценностей педагогического образования» (Концепция 2022). Ключевой идеей современного педагогического образования становится утверждение, что «ценностные ориентиры должны определять смысл и содержание образования» [Ледовская 2022].

В своих определениях понятия «профессиональное развитие» педагога ученые используют различные подходы. Так, личностно-профессиональное становление, согласно В.А. Сластенину, представляет собой процесс, в рамках которого осуществляется формирование личности, ориентированное на высокие профессиональные достижения (Сластенин 2002). Этот процесс охватывает развитие профессионализма, включает в себя профессиональную деятельность, взаимодействия в профессиональной среде и активное саморазвитие. Основная цель данного процесса заключается в достижении высокого профессионального уровня и мастерства.

Е.В. Бондаревская в рамках аксиологического подхода выделяет в качестве конечного результата формирование современных ценностных ориентаций, именно тогда профессиональное развитие, по ее мнению, «...станет основой культуры, все больше ориентируясь на утверждение в человеке сущностного личностного начала, на формирование его ценностных ориентаций» [Бондаревская 2014].

Исследователь Н.В. Панова, характеризуя понятие «профессиональное развитие», определяет его как «внутренний ориентир, направляющий деятельность педагога, в создании единства с ценностно-смысловыми компонентами структуры личности» [Панова 2011].

Т.В. Кудрявцев рассматривает профессиональное развитие прежде всего как непрерывный процесс совершенствования психологической системы и развития профессионально значимых качеств [Кудрявцев 1996].

С.Г. Вершловский и Э.Ф. Зеер в своих исследованиях пришли к выводу, что профессиональное развитие – это деятельность, ключевой целью которой является достижение определенных профессиональных результатов или успехов. Исследователи выделили механизмы профессионального развития: саморегуляцию, саморазвитие, самоорганизацию [Вершловский 2004; Зеер 2012].

В целом в психолого-педагогической литературе «профессиональное развитие» рассматривается как длительный процесс, направленный на решение профессиональных задач; освоение, расширение и укрепление профессиональных знаний, умений и навыков; развитие личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности [Климов 2002].

На рисунке 1 представлена теоретическая модель профессионального развития педагога. Процесс профессионального развития носит интегративный и нелинейный характер, так как является результатом взаимодействия природных (внутренних) и социальных (внешних) факторов, в этой связи остов модели представлен двумя взаимопересекающимися спиралями. К внутренним факторам, определяющим профессиональное развитие педагога, можно отнести внутреннюю позицию, которая формируется на основе смыслополагания и ценностных ориентаций, отражающих его внутреннюю систему ценностей, убеждений и моральных принципов, которые в будущем определят его отношение к профессиональной деятельности, характер взаимодействия с субъектами педагогической действительности. Это внутренний компас, направляющий педагога в принятии решений, выборе подходов к обучению и формированию взаимоотношений с учащимися, сюда можно отнести мотивацию, саморефлексию и саморегуляцию, гибкость и открытость новым знаниям, ценностные ориентации, убеждения, нравственные принципы. К внешним факторам, определяющим профессиональное развитие педагога, можно отнести образовательную политику, социокультурную среду, профессиональное сообщество.

По степени готовности к профессиональной деятельности исследователи выделяют следующие уровни профессионального развития будущих учителей: адаптивно-базовый, функционально-технологический, системно-профессиональный.

Адаптивно-базовый уровень профессионального развития будущих учителей представляет собой начальную стадию осознания социальной значимости педагогической профессии, на которой формируются основные компетенции и базовые навыки, необходимые для профессиональной деятельности, протекает процесс становления и укрепления интереса к выбранной профессии, появляется потребность в собственном профессиональном совершенствовании. На этом уровне будущие учителя овладевают основными педагогическими и методическими приемами, развивают способности адаптации к различным условиям эдукации и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Целью адаптивно-базового уровня является создание устойчивой основы для последующего профессионального роста и личностного развития.

Функционально-технологический уровень профессионального развития будущих учителей представляет собой более продвинутую стадию, на которой формируются специализированные знания и навыки, необходимые для эффективного осуществления педагогической деятельности, для постановки и решения педагогических задач. На этом уровне будущие учителя углубляют свои знания в области методики преподавания, обучения и оценки результатов, а также осваивают современные технологии, которые способствуют улучшению процесса обучения и взаимодействия с учащимися и педагогическим сообществом (см. рис 1).

Целью функционально-технологического уровня является достижение более высокой профессиональной компетентности и эффективности в педагогической практике.

Системно-профессиональный уровень профессионального развития будущих учителей представляет собой самый высокий и сложный этап, на котором происходят синтез и интеграция всех аспектов профессиональной деятельности. На этом уровне педагогическая деятельность рассматривается в контексте широких образовательных систем, учитывая взаимосвязи и взаимодействия различных факторов, таких как учебные программы, организационная структура школы, социальное окружение и т. д. Будущие учителя на данном этапе развивают навыки системного анализа, планирования и принятия решений, способствующие оптимальной организации и реализации учебного процесса. Цель системно-профессионального уровня состоит в достижении высокой компетентности в преподавательской деятельности и способности эффективно взаимодействовать с различными участниками образовательного процесса.

Опираясь на концепцию архитектурного представления процесса профессиональной подготовки, можно заключить, что аксиологизированный практико-ориентированный контекст, наполненное учебно-профессиональными задачами содержание и организованное конструктивно-межличностное взаимодействие между субъектами профессиональной подготовки становятся необходимыми условиями профессионального развития будущих учителей.

Непосредственно в самой структуре процесса профессионального развития педагога можно выделить следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, праксикологический, перцептивный, организационно-коммуникативный. Выделенные компоненты носят комплементарный характер, они взаимозависимы и взаимообусловлены. Однако ведущая роль отводится ценностно-смысловому компоненту.

Когнитивный компонент (развитие умственных процессов) включает в себя приобретение и расширение актуальных интегрированных профессиональных знаний (предметные и психологические) и практическую деятельность, основанную на них. Этот компонент направлен на осознанный поиск смысла профессиональной деятельности, связи между учебным материалом и педагогическими ценностями, а также на развитие критического мышления в отношении принципов и идеалов педагогической практики, стремление к творчеству, проявление гибкости мышления. Когнитивный компонент проявляется в осмыслении этических аспектов образования, в формировании ценностных ориентаций и самопознании в контексте педагогической профессии.

Праксикологический компонент (развитие практических навыков) проявляется в отработке навыков, которыми должен овладеть педагог для успешного выполнения своих функций и обеспечения эффективности педагогической деятельности, он направлен на развитие практического мастерства и умения адаптироваться к разнообразным педагогическим ситуациям, применять учебные стратегии, способствующие достижению образовательных целей. Данный компонент фокусируется на профессиональной компетентности, умении адекватно реагировать на изменяющиеся условия и потребности учащихся, а также на развитии рефлексивных и самоаналитических навыков для постоянного совершенствования педагогической практики.

Перцептивный компонент (развитие навыка самоуправления) характеризуется развитием способности к самоуправлению и наличием устойчивых ценностных ориентаций. Этот компонент позволяет педагогу осознанно регулировать свои действия, эмоции и мысли, а также адаптироваться к различным ситуациям в педагогической деятельности. Самоуправление включает в себя умение принимать обоснованные решения, эффективно использовать свои ресурсы и развивать профессиональное мастерство. Устойчивые ценностные ориентации определяют нравственно-этическую позицию педагога, его отношение к ученикам, к педагогической деятельности, педагогическому этосу и способам решения профессиональных задач. Взаимодействие этих двух аспектов способствует формированию целостной профессиональной личности педагога, способной эффективно осуществлять педагогическую деятельность и принимать ответственные решения в контексте образовательной среды.

Организационно-коммуникативный (развитие коммуникативного навыка) компонент профессионального развития педагога связан с его способностью эффективно организовывать учебный процесс и управлять классом, а также обеспечивать открытое и продуктивное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. Этот компонент включает навыки планирования уроков, выбора методов обучения, коммуникации, работы в коллективе и использования информационно-коммуникационных технологий. Качественное владение организационно-коммуникативным компонентом способствует эффективной педагогической деятельности и созданию благоприятной образовательной среды.

Ценностно-смысловой компонент профессионального развития педагога нацелен на формирование внутренней системы ценностей, убеждений и смысловых ориентаций, мировосприятия и мироощущения, которые формируются в процессе приобретения практического опыта, взаимодействия с окружающим миром и осознания собственного «Я». Это умозаключение согласуется с теорией Виктора Франкла, изложенной в его труде «Человек в поисках смысла» [Frankl 2017]. Ценностно-смысловой компонент по праву может занимать доминирующее место в структуре процесса профессионального развития педагога. Будущий учитель, обнаружив и осознав смысл творческой деятельности, стремится к личностному росту, у него возникает потребность в непрерывном профессиональном и личностном развитии. Франкл предполагал, что человек может найти смысл даже в самом процессе поиска смысла и в ответственности перед своими действиями. Как отмечает в своем исследовании Ю.Б. Дроботенко: «Личностно-ценностные ориентации являются аксиологическим проявлением “Я” личности педагога. В нем отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики его личности, он позволяет выбирать соответствующие этим личностно-ценностным ориентациям стратегии поведения в различных ситуациях профессиональной деятельности» [Дроботенко 2015, с. 116].

В теоретической модели процесса профессионального развития педагога взаимосвязанные элементы дополняют друг друга, комплементарно функционируют для достижения общей цели – подготовки компетентного учителя со сформировавшейся педагогической картиной мира.

В процессе профессионального развития и формирования педагогической картины мира педагога определяется аксиотип будущего учителя. Взяв за основу модель аксиотипической плоскости, представленной в работе С.В. Вальцева, попытались смоделировать аксиотипы современного педагога [Вальцев 2012]. На рисунке 2 представлена система координат, горизонтальная ось которой отражает степень приоритетности для личности педагога коллективистских либо индивидуалистических ценностей, а вертикальная ось – духовных либо материальных ценностей. Также на рисунке отмечены четыре базовых аксиотипа современного педагога, разработанных на основе классификации ценностей В.А. Ядова [Ядов 1970]. Данная модель позволяет визуализировать различные комбинации аксиотипов и понять их взаимосвязь и влияние на педагогическую деятельность (для эпистемического аксиотипа приоритетными являются ценности-средства, для этического аксиотипа – ценности-нормы, для гуманистического аксиотипа – ценности-идеалы, для смыслотворческого аксиотипа – ценности-цели). Наполнение содержания модели было выполнено с основой на результаты проведенного опроса.

Для определения аксиологического наполнения педагогической картины мира современного педагога в процессе его профессионального развития был проведен опрос среди студентов педагогических специальностей Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева и Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма с последующим аксиологическим моделированием. Будущим учителям предлагалось ответить на следующие вопросы: Почему вы выбрали профессию учителя? (поиск смысла и призвания в профессиональной деятельности (ценности-смыслы); желание содействовать развитию учеников и общества (ценности-цели); интерес к педагогической деятельности и образованию (ценности-средства). Связан ли ваш выбор с интересом к гуманитарным наукам? Если да, то уточните (развитие гуманистических и этических ценностей в профессиональной деятельности (ценности-нормы), улучшение понимания мира и взаимодействия с учениками (ценности-смыслы), развитие личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности (ценности-средства). Какое значение имеет профессия учителя для общества? (социальная ответственность и вклад в будущее общества (ценности-цели); формирование этических норм и ценностей учеников (ценности-нормы), поддержка культурного и образовательного разнообразия (ценности-смыслы). Какие личностные качества вы сможете развить, выбрав профессию учителя? (целеустремленность и профессионализм (ценности-цели), интегритет и ответственность перед учениками и обществом (ценности-нормы), творческий подход и внимание к потребностям каждого ученика (ценности-смыслы), умение использовать современные методы и подходы в образовательной практике (ценности-средства).

Была проведена статистическая обработка ответов респондентов, что включало анализ частоты упоминания каждой категории ценностей в ответах и выделение основных тематических групп. Затем были проанализированы общие тенденции в ответах студентов, связанные с их ценностными приоритетами, и проведено дальнейшее определение аксиотипов. Результаты опроса помогли выявить, какие ценности наиболее значимы для будущих учителей и как приоритетные ценности определяют их педагогическую культуру и картину мира.

Также проведенный опрос позволил выделить основные характеристики каждого из аксиотипов. Следует отметить, что не существует «чистых аксиотипов», в реальной жизни присутствует лишь их комбинации.

Приоритетными ценностями в профессиональной деятельности гуманистического аксиотипа современного педагога являются ценности-идеалы, которые сочетают в себе элементы духовности и индивидуализма что отражает стремление педагога к гармоничному развитию личности учеников, созданию благоприятной образовательной среды и приверженности принципам гуманизма. В рамках данного аксиотипа можно выделить следующие ценности-идеалы: свободу, уважение индивидуальности, справедливость, инклюзивность, гуманность, саморазвитие, доверие. Педагог с гуманистическим аксиотипом ценит человеческое достоинство, стремится к пониманию, эмпатии и поддержке каждого ученика. Он уделяет внимание развитию эмоционального интеллекта и позитивных взаимоотношений с участниками образовательного процесса, стремится к обеспечению равных возможностей для каждого ученика, справедливому оцениванию и учету индивидуальных потребностей и способностей, создавая условия для самовыражения, самоопределения и развития индивидуальных способностей, поддерживая учеников в их уникальности.

Педагоги с доминирующим этическим аксиотипом руководствуются в своей профессиональной деятельности главным образом ценностями-нормами. Главными ценностями, которые они считают приоритетными, являются: нравственность, честность, справедливость и уважение к правам и достоинству каждого ученика, социальная ответственность, стремление воспитывать гражданские ценности у своих учеников, способствуя их активной социальной позиции. Педагог с этим аксиотипом соблюдает строгие профессиональные нормы и этические принципы. Он является воплощением нравственности и социальной ответственности в педагогической практике. Его поведение и действия отражают высокие моральные принципы и глубокое понимание своей роли в формировании будущего поколения. Придерживаясь строгих норм профессионального поведения, никогда не идет на компромиссы, когда стоит вопрос о качестве образования и воспитания своих учеников. Он уважает личное пространство каждого и создает доверительные отношения, что способствует эффективному обучению и взаимодействию. Ответственность и правосознание – неотъемлемые атрибуты его характера. Он осознает важность своей миссии и готов нести ответственность за свои решения и действия перед обществом. Его слова и поступки всегда соответствуют его ценностям, и он является примером честности и порядочности для своих учеников и окружающих. В целом педагог с этическим аксиотипом создает образ образовательного лидера, который сочетает в себе высокие нравственные ценности, профессионализм и ответственность перед обществом и будущим поколением.

Педагог с доминирующим смыслотворческим аксиотипом является индивидуальностью, настоящим энтузиастом образования. Его внутреннее вдохновение и стремление к творческой самореализации делают его сильным духом, готовым преодолевать любые трудности ради достижения своих целей. Творчество для него – не только профессиональная ценность, но и образ жизни. В поиске новых идей и подходов он находит источник вдохновения в самой сущности своей работы. Педагог вдохновляется разнообразием методов обучения и воспитания, стремится к экспериментам и инновациям, чтобы сделать образовательный процесс более интересным и познавательным. Самореализация – еще одна первостепенная ценность такого педагога. Он не только стремится к личностному росту и развитию, но и активно пропагандирует эту ценность среди коллег. Он понимает, что постоянное обучение и развитие – ключевой фактор профессионального успеха. Его ценности находятся в центре его профессиональной деятельности, и он гордится тем, что его педагогическая картина мира наполнена смыслом, вдохновением и творчеством.

Педагог с доминирующим эпистемическим аксиотипом является воплощением образованности, эрудиции, педагогического чутья в профессиональной деятельности. Страсть к знаниям и стремление к непрерывному образованию делают его неутомимым исследователем, он неустанно расширяет свой кругозор, чтобы быть в курсе последних тенденций и достижений в педагогике и науке. Рефлексия и самоанализ – неотъемлемая часть его педагогической деятельности. Он постоянно анализирует свою работу, находя способы улучшения и развития для обеспечения качества обучения учеников. Такой педагог не только стремится к личному профессиональному росту, но и способствует росту своих коллег, делясь своими знаниями и опытом.

Исследовательская активность является важным аспектом его карьеры. Он активно участвует в научных исследованиях, стремится к разработке новых методик и подходов, чтобы обогатить свой опыт и внести вклад в развитие педагогической науки. В целом педагог с эпистемическим аксиотипом – это исследователь, эрудит и постоянно развивающийся профессионал, который с легкостью адаптируется к новым знаниям и тенденциям, обеспечивая качественное образование, он вдохновляет своих учеников и коллег на неутомимое познание мира, его осмысление и саморазвитие.

Таким образом можно сделать вывод о том, что в процессе и в результате профессионального развития педагога формируется, дополняется и расширяется его педагогическая картина мира, которая становится основой:

– бережного отношения к каждому обучающемуся;

– ценностного выбора средств и подходов к обучению, воспитанию и социализации подрастающего поколения;

– проактивной профессиональной позиции при организации взаимодействия с обучающимися и родителями;

– саморазвития и самосовершенствования в профессии.

В ходе данного исследования, основанного на ценностно-смысловом подходе к профессиональному развитию современного педагога, были выявлены ключевые аспекты и ценности, которые формируют педагогическую картину мира и определяют мировоззренческие установки учителя. В современной российской образовательной действительности рефлексия над ценностями стала одним из главных направлений в стратегическом переосмыслении образования. Особую актуальность приобретает возвращение к традиционным ценностям с включением их в историко-культурный контекст образовательных и педагогических традиций страны. Этот процесс инициировал сдвиг от глобального образовательного пространства к формированию суверенной национальной системы образования, признавая приоритетность глубоких знаний, творческого мышления, уважения к родителям и старшему поколению, а также любви к Родине.

Важно подчеркнуть, что в условиях современных вызовов и изменений ценностно-смысловой подход становится фундаментальным для подготовки учителей будущего. Этот подход обеспечивает формирование у учителей высоких идеалов, ценностей и стремлений, которые, в свою очередь, передадутся и вдохновят новое поколение учеников.

Не менее важным является процесс формирования педагогической картины мира, который начинается с самого начала пути в профессиональное образование. Осознанный выбор профессии и активное вхождение в нее открывают педагогу путь к саморазвитию и становлению в профессиональной среде. Этот процесс начинается еще на этапе допрофессиональной подготовки, принимая форму рефлексии, самоанализа и определения духовно-нравственной позиции.

Таким образом, ценностно-смысловой подход к профессиональному развитию современного педагога позволяет установить глубокие и продуктивные связи между ценностями образования и смыслами педагогической практики. Этот подход способствует созданию плодотворной образовательной среды, в которой формируются личности, способные к саморазвитию, профессиональному росту и воспитанию нового поколения граждан России.

×

Об авторах

Т. К. Сагитдинова

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Автор, ответственный за переписку.
Email: a_tanzilya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0289-5728

магистр филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков и языкознания

Россия, 420138, Российская Федерация, г. Казань, тер. деревни Универсиады, 35

Список литературы

  1. Frankl 2017 – Frankl V.E. Man’s Search for Meaning: Young Adult Edition: Young Adult Edition. New York: Beacon Press, 2017. 192 p. URL: https://books.google.ru/books?id=4vOmDAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false.
  2. Suprapto 2021 – Suprapto N. Physics education students’ understanding of the concept of epistemology, ontology, and axiology // Journal of Physics: Conference Series, 2021. Vol. 1747. P. 012015. URL: https://philpapers.org/rec/SUPPES.
  3. Бондаревская 2014 – Бондаревская Е.В. (2014) Философско-концептуальные основы системной модернизации педагогического образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 9 (94). С. 19–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22833012. EDN: https://elibrary.ru/tfralr.
  4. Вальцев 2012 – Вальцев С.В. Об аксиотипе и его типах // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 10 (10). С. 9–15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-aksiotipe-i-ego-tipah/viewer; https://elibrary.ru/item.asp?id=23818974. EDN: https://elibrary.ru/sbcunl.
  5. Вершловский 2004 – Вершловский С.Г. (2004) Образование взрослых в России: вопросы теории // Новые знания. 2004. № 3. С. 1–7. URL: https://www.znanie.org/docs/Vershl.html.
  6. Дроботенко 2015 – Дроботенко Ю.Б. (2015) Изменение понятия педагогической профессии в современном обществе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 4 (22). С. 112–118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-ponyatiya-pedagogicheskoy-professii-v-sovremennom-obschestve/viewer.
  7. Зеер 2012 – Зеер Э.Ф. (2012) Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 122–127. URL: https://pedobrazovanie.ru/archive/1/5/kontseptsiya-professional-nogo-razvitiya-cheloveka-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya?ysclid=lqf5rrx5gx322206752; https://elibrary.ru/item.asp?id=18184251. EDN: https://elibrary.ru/phybur.
  8. Климов 2002 – Климов Е.А. (2002) Путь в профессионализм // Акмеология. 2002. № 3 (4). С. 48–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/put-v-professionalizm/viewer; https://elibrary.ru/item.asp?id=19115425. EDN: https://elibrary.ru/qchwon.
  9. Кудрявцев 1996 – Кудрявцев Т.В. (2022) Психология профессионального обучения и воспитания. Москва: МЭИ, 1996. 105 c.
  10. Ледовская 2022 – Ледовская Т.В. (2022) Представления о ценностях и смыслах профессии «учитель» на разных уровнях педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, №. 1. С. 7. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-7.
  11. Панова 2011 – Панова Н.В. (2011) Роль личностного развития педагога в профессиональном благополучии // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2. С. 118–121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnostnogo-razvitiya-pedagoga-v-professionalnom-blagopoluchii/viewer.
  12. Федорова С.И., Яковлева Е.А., Федорова Е.Н. 2020 – Федорова С.И., Яковлева Е.А., Федорова Е.Н. (2020) Формирование ценностно-смысловой позиции студентов педагогического вуза // Профессиональная подготовка субъектов образовательного процесса в современном вузе. Ульяновск, 2020. С. 80–91. EDN: https://elibrary.ru/item.asp?id=42925426. EDN: https://elibrary.ru/hocxfq.
  13. Ядов 1979 – Ядов В.А. (1979) Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. Ленинград, 1979. С. 106–120.
  14. Ядов 1970 – Ядов В.А. и др. (1970) Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением // Информационный бюллетень. 1970. № 40. С. 10.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сагитдинова Т.К., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах