Value-sense approach to the professional development of a modern teacher

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In the conditions of modern challenges, it is important to understand what values form the pedagogical worldview of the future teacher, determine the value orientations and ideological attitudes of the teacher. Based on the content analysis of psychological and pedagogical literature, there was created a theoretical model of professional development of a teacher, the key levels of this process are described, and its components are highlighted. The analysis of the data obtained as a result of pedagogical specialties students’ survey, and further systematization of the received responses, made it possible to identify the priority values of future teachers and give key characteristics of the main four axiotypes of modern teachers. An attempt was also made to form a portrait of a modern teacher taking into account the dominant axiotype.

Full Text

Введение

В настоящее время в России происходит стратегическое переосмысление ценностных ориентаций, что приводит к возрождению и актуализации традиционных ценностей, заложенных в историко-культурном контексте образовательных и педагогических традиций нашей страны. Курс на глобальное образовательное пространство сменился на формирование суверенной национальной системы образования, первостепенными ценностями которой, по убеждению министра просвещения С. Кравцова, являются «глубокие знания, творческое мышление и широкий кругозор, уважение к родителям и старшему поколению, любовь к Родине» (Кравцов 2023). Миссия же донести и привить эти ценности новому поколению возложена на педагогов, которые сами должны их исповедовать и следовать им, стать «посредниками смысла» (А. Менегетти) традиционных ценностей для своих учеников. Неоспоримо, что педагогическое мироосознание и мировосприятие учителя должны быть пронизаны высокими идеалами и стремлениями, направленными на непрерывное развитие собственной личности и профессионализма, а в дальнейшем и личности своих учеников. В процессе профессионального развития учитель осваивает и принимает ценности как свои, включая их в диспозиционную структуру своей личности [Ядов 1979]. Именно поэтому так важно, чтобы будущие учителя освоили, усвоили и приняли педагогические ценности. Понимание и освоение педагогических ценностей, включая аксиологические принципы, является важной частью профессиональной подготовки будущих учителей [Suprapto 2021].

Профессиональное развитие педагога начинается со смыслополагания, момента осознанного выбора профессии и осмысленного вхождения в нее. Наступить этот момент может уже во время допрофессиональной подготовки, например в педагогическом классе. Этап профессионального становления будущего учителя является основополагающим витком в формировании мировоззренческих установок личности педагога, в выборе духовно-нравственной позиции. В этой связи авторы Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования РФ на период до 2030 года подчеркивают особую остроту и актуальность вопроса реализации ценностно-смыслового подхода к подготовке учителей будущих поколений Российской Федерации, что помогло бы с решением задачи обеспечения единых подходов к «воспитанию и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и патриотических ценностей педагогического образования» (Концепция 2022). Ключевой идеей современного педагогического образования становится утверждение, что «ценностные ориентиры должны определять смысл и содержание образования» [Ледовская 2022].

В своих определениях понятия «профессиональное развитие» педагога ученые используют различные подходы. Так, личностно-профессиональное становление, согласно В.А. Сластенину, представляет собой процесс, в рамках которого осуществляется формирование личности, ориентированное на высокие профессиональные достижения (Сластенин 2002). Этот процесс охватывает развитие профессионализма, включает в себя профессиональную деятельность, взаимодействия в профессиональной среде и активное саморазвитие. Основная цель данного процесса заключается в достижении высокого профессионального уровня и мастерства.

Е.В. Бондаревская в рамках аксиологического подхода выделяет в качестве конечного результата формирование современных ценностных ориентаций, именно тогда профессиональное развитие, по ее мнению, «...станет основой культуры, все больше ориентируясь на утверждение в человеке сущностного личностного начала, на формирование его ценностных ориентаций» [Бондаревская 2014].

Исследователь Н.В. Панова, характеризуя понятие «профессиональное развитие», определяет его как «внутренний ориентир, направляющий деятельность педагога, в создании единства с ценностно-смысловыми компонентами структуры личности» [Панова 2011].

Т.В. Кудрявцев рассматривает профессиональное развитие прежде всего как непрерывный процесс совершенствования психологической системы и развития профессионально значимых качеств [Кудрявцев 1996].

С.Г. Вершловский и Э.Ф. Зеер в своих исследованиях пришли к выводу, что профессиональное развитие – это деятельность, ключевой целью которой является достижение определенных профессиональных результатов или успехов. Исследователи выделили механизмы профессионального развития: саморегуляцию, саморазвитие, самоорганизацию [Вершловский 2004; Зеер 2012].

В целом в психолого-педагогической литературе «профессиональное развитие» рассматривается как длительный процесс, направленный на решение профессиональных задач; освоение, расширение и укрепление профессиональных знаний, умений и навыков; развитие личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности [Климов 2002].

На рисунке 1 представлена теоретическая модель профессионального развития педагога. Процесс профессионального развития носит интегративный и нелинейный характер, так как является результатом взаимодействия природных (внутренних) и социальных (внешних) факторов, в этой связи остов модели представлен двумя взаимопересекающимися спиралями. К внутренним факторам, определяющим профессиональное развитие педагога, можно отнести внутреннюю позицию, которая формируется на основе смыслополагания и ценностных ориентаций, отражающих его внутреннюю систему ценностей, убеждений и моральных принципов, которые в будущем определят его отношение к профессиональной деятельности, характер взаимодействия с субъектами педагогической действительности. Это внутренний компас, направляющий педагога в принятии решений, выборе подходов к обучению и формированию взаимоотношений с учащимися, сюда можно отнести мотивацию, саморефлексию и саморегуляцию, гибкость и открытость новым знаниям, ценностные ориентации, убеждения, нравственные принципы. К внешним факторам, определяющим профессиональное развитие педагога, можно отнести образовательную политику, социокультурную среду, профессиональное сообщество.

По степени готовности к профессиональной деятельности исследователи выделяют следующие уровни профессионального развития будущих учителей: адаптивно-базовый, функционально-технологический, системно-профессиональный.

Адаптивно-базовый уровень профессионального развития будущих учителей представляет собой начальную стадию осознания социальной значимости педагогической профессии, на которой формируются основные компетенции и базовые навыки, необходимые для профессиональной деятельности, протекает процесс становления и укрепления интереса к выбранной профессии, появляется потребность в собственном профессиональном совершенствовании. На этом уровне будущие учителя овладевают основными педагогическими и методическими приемами, развивают способности адаптации к различным условиям эдукации и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Целью адаптивно-базового уровня является создание устойчивой основы для последующего профессионального роста и личностного развития.

Функционально-технологический уровень профессионального развития будущих учителей представляет собой более продвинутую стадию, на которой формируются специализированные знания и навыки, необходимые для эффективного осуществления педагогической деятельности, для постановки и решения педагогических задач. На этом уровне будущие учителя углубляют свои знания в области методики преподавания, обучения и оценки результатов, а также осваивают современные технологии, которые способствуют улучшению процесса обучения и взаимодействия с учащимися и педагогическим сообществом (см. рис 1).

Целью функционально-технологического уровня является достижение более высокой профессиональной компетентности и эффективности в педагогической практике.

Системно-профессиональный уровень профессионального развития будущих учителей представляет собой самый высокий и сложный этап, на котором происходят синтез и интеграция всех аспектов профессиональной деятельности. На этом уровне педагогическая деятельность рассматривается в контексте широких образовательных систем, учитывая взаимосвязи и взаимодействия различных факторов, таких как учебные программы, организационная структура школы, социальное окружение и т. д. Будущие учителя на данном этапе развивают навыки системного анализа, планирования и принятия решений, способствующие оптимальной организации и реализации учебного процесса. Цель системно-профессионального уровня состоит в достижении высокой компетентности в преподавательской деятельности и способности эффективно взаимодействовать с различными участниками образовательного процесса.

Опираясь на концепцию архитектурного представления процесса профессиональной подготовки, можно заключить, что аксиологизированный практико-ориентированный контекст, наполненное учебно-профессиональными задачами содержание и организованное конструктивно-межличностное взаимодействие между субъектами профессиональной подготовки становятся необходимыми условиями профессионального развития будущих учителей.

Непосредственно в самой структуре процесса профессионального развития педагога можно выделить следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, праксикологический, перцептивный, организационно-коммуникативный. Выделенные компоненты носят комплементарный характер, они взаимозависимы и взаимообусловлены. Однако ведущая роль отводится ценностно-смысловому компоненту.

Когнитивный компонент (развитие умственных процессов) включает в себя приобретение и расширение актуальных интегрированных профессиональных знаний (предметные и психологические) и практическую деятельность, основанную на них. Этот компонент направлен на осознанный поиск смысла профессиональной деятельности, связи между учебным материалом и педагогическими ценностями, а также на развитие критического мышления в отношении принципов и идеалов педагогической практики, стремление к творчеству, проявление гибкости мышления. Когнитивный компонент проявляется в осмыслении этических аспектов образования, в формировании ценностных ориентаций и самопознании в контексте педагогической профессии.

Праксикологический компонент (развитие практических навыков) проявляется в отработке навыков, которыми должен овладеть педагог для успешного выполнения своих функций и обеспечения эффективности педагогической деятельности, он направлен на развитие практического мастерства и умения адаптироваться к разнообразным педагогическим ситуациям, применять учебные стратегии, способствующие достижению образовательных целей. Данный компонент фокусируется на профессиональной компетентности, умении адекватно реагировать на изменяющиеся условия и потребности учащихся, а также на развитии рефлексивных и самоаналитических навыков для постоянного совершенствования педагогической практики.

Перцептивный компонент (развитие навыка самоуправления) характеризуется развитием способности к самоуправлению и наличием устойчивых ценностных ориентаций. Этот компонент позволяет педагогу осознанно регулировать свои действия, эмоции и мысли, а также адаптироваться к различным ситуациям в педагогической деятельности. Самоуправление включает в себя умение принимать обоснованные решения, эффективно использовать свои ресурсы и развивать профессиональное мастерство. Устойчивые ценностные ориентации определяют нравственно-этическую позицию педагога, его отношение к ученикам, к педагогической деятельности, педагогическому этосу и способам решения профессиональных задач. Взаимодействие этих двух аспектов способствует формированию целостной профессиональной личности педагога, способной эффективно осуществлять педагогическую деятельность и принимать ответственные решения в контексте образовательной среды.

Организационно-коммуникативный (развитие коммуникативного навыка) компонент профессионального развития педагога связан с его способностью эффективно организовывать учебный процесс и управлять классом, а также обеспечивать открытое и продуктивное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. Этот компонент включает навыки планирования уроков, выбора методов обучения, коммуникации, работы в коллективе и использования информационно-коммуникационных технологий. Качественное владение организационно-коммуникативным компонентом способствует эффективной педагогической деятельности и созданию благоприятной образовательной среды.

Ценностно-смысловой компонент профессионального развития педагога нацелен на формирование внутренней системы ценностей, убеждений и смысловых ориентаций, мировосприятия и мироощущения, которые формируются в процессе приобретения практического опыта, взаимодействия с окружающим миром и осознания собственного «Я». Это умозаключение согласуется с теорией Виктора Франкла, изложенной в его труде «Человек в поисках смысла» [Frankl 2017]. Ценностно-смысловой компонент по праву может занимать доминирующее место в структуре процесса профессионального развития педагога. Будущий учитель, обнаружив и осознав смысл творческой деятельности, стремится к личностному росту, у него возникает потребность в непрерывном профессиональном и личностном развитии. Франкл предполагал, что человек может найти смысл даже в самом процессе поиска смысла и в ответственности перед своими действиями. Как отмечает в своем исследовании Ю.Б. Дроботенко: «Личностно-ценностные ориентации являются аксиологическим проявлением “Я” личности педагога. В нем отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики его личности, он позволяет выбирать соответствующие этим личностно-ценностным ориентациям стратегии поведения в различных ситуациях профессиональной деятельности» [Дроботенко 2015, с. 116].

В теоретической модели процесса профессионального развития педагога взаимосвязанные элементы дополняют друг друга, комплементарно функционируют для достижения общей цели – подготовки компетентного учителя со сформировавшейся педагогической картиной мира.

В процессе профессионального развития и формирования педагогической картины мира педагога определяется аксиотип будущего учителя. Взяв за основу модель аксиотипической плоскости, представленной в работе С.В. Вальцева, попытались смоделировать аксиотипы современного педагога [Вальцев 2012]. На рисунке 2 представлена система координат, горизонтальная ось которой отражает степень приоритетности для личности педагога коллективистских либо индивидуалистических ценностей, а вертикальная ось – духовных либо материальных ценностей. Также на рисунке отмечены четыре базовых аксиотипа современного педагога, разработанных на основе классификации ценностей В.А. Ядова [Ядов 1970]. Данная модель позволяет визуализировать различные комбинации аксиотипов и понять их взаимосвязь и влияние на педагогическую деятельность (для эпистемического аксиотипа приоритетными являются ценности-средства, для этического аксиотипа – ценности-нормы, для гуманистического аксиотипа – ценности-идеалы, для смыслотворческого аксиотипа – ценности-цели). Наполнение содержания модели было выполнено с основой на результаты проведенного опроса.

Для определения аксиологического наполнения педагогической картины мира современного педагога в процессе его профессионального развития был проведен опрос среди студентов педагогических специальностей Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева и Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма с последующим аксиологическим моделированием. Будущим учителям предлагалось ответить на следующие вопросы: Почему вы выбрали профессию учителя? (поиск смысла и призвания в профессиональной деятельности (ценности-смыслы); желание содействовать развитию учеников и общества (ценности-цели); интерес к педагогической деятельности и образованию (ценности-средства). Связан ли ваш выбор с интересом к гуманитарным наукам? Если да, то уточните (развитие гуманистических и этических ценностей в профессиональной деятельности (ценности-нормы), улучшение понимания мира и взаимодействия с учениками (ценности-смыслы), развитие личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности (ценности-средства). Какое значение имеет профессия учителя для общества? (социальная ответственность и вклад в будущее общества (ценности-цели); формирование этических норм и ценностей учеников (ценности-нормы), поддержка культурного и образовательного разнообразия (ценности-смыслы). Какие личностные качества вы сможете развить, выбрав профессию учителя? (целеустремленность и профессионализм (ценности-цели), интегритет и ответственность перед учениками и обществом (ценности-нормы), творческий подход и внимание к потребностям каждого ученика (ценности-смыслы), умение использовать современные методы и подходы в образовательной практике (ценности-средства).

Была проведена статистическая обработка ответов респондентов, что включало анализ частоты упоминания каждой категории ценностей в ответах и выделение основных тематических групп. Затем были проанализированы общие тенденции в ответах студентов, связанные с их ценностными приоритетами, и проведено дальнейшее определение аксиотипов. Результаты опроса помогли выявить, какие ценности наиболее значимы для будущих учителей и как приоритетные ценности определяют их педагогическую культуру и картину мира.

Также проведенный опрос позволил выделить основные характеристики каждого из аксиотипов. Следует отметить, что не существует «чистых аксиотипов», в реальной жизни присутствует лишь их комбинации.

Приоритетными ценностями в профессиональной деятельности гуманистического аксиотипа современного педагога являются ценности-идеалы, которые сочетают в себе элементы духовности и индивидуализма что отражает стремление педагога к гармоничному развитию личности учеников, созданию благоприятной образовательной среды и приверженности принципам гуманизма. В рамках данного аксиотипа можно выделить следующие ценности-идеалы: свободу, уважение индивидуальности, справедливость, инклюзивность, гуманность, саморазвитие, доверие. Педагог с гуманистическим аксиотипом ценит человеческое достоинство, стремится к пониманию, эмпатии и поддержке каждого ученика. Он уделяет внимание развитию эмоционального интеллекта и позитивных взаимоотношений с участниками образовательного процесса, стремится к обеспечению равных возможностей для каждого ученика, справедливому оцениванию и учету индивидуальных потребностей и способностей, создавая условия для самовыражения, самоопределения и развития индивидуальных способностей, поддерживая учеников в их уникальности.

Педагоги с доминирующим этическим аксиотипом руководствуются в своей профессиональной деятельности главным образом ценностями-нормами. Главными ценностями, которые они считают приоритетными, являются: нравственность, честность, справедливость и уважение к правам и достоинству каждого ученика, социальная ответственность, стремление воспитывать гражданские ценности у своих учеников, способствуя их активной социальной позиции. Педагог с этим аксиотипом соблюдает строгие профессиональные нормы и этические принципы. Он является воплощением нравственности и социальной ответственности в педагогической практике. Его поведение и действия отражают высокие моральные принципы и глубокое понимание своей роли в формировании будущего поколения. Придерживаясь строгих норм профессионального поведения, никогда не идет на компромиссы, когда стоит вопрос о качестве образования и воспитания своих учеников. Он уважает личное пространство каждого и создает доверительные отношения, что способствует эффективному обучению и взаимодействию. Ответственность и правосознание – неотъемлемые атрибуты его характера. Он осознает важность своей миссии и готов нести ответственность за свои решения и действия перед обществом. Его слова и поступки всегда соответствуют его ценностям, и он является примером честности и порядочности для своих учеников и окружающих. В целом педагог с этическим аксиотипом создает образ образовательного лидера, который сочетает в себе высокие нравственные ценности, профессионализм и ответственность перед обществом и будущим поколением.

Педагог с доминирующим смыслотворческим аксиотипом является индивидуальностью, настоящим энтузиастом образования. Его внутреннее вдохновение и стремление к творческой самореализации делают его сильным духом, готовым преодолевать любые трудности ради достижения своих целей. Творчество для него – не только профессиональная ценность, но и образ жизни. В поиске новых идей и подходов он находит источник вдохновения в самой сущности своей работы. Педагог вдохновляется разнообразием методов обучения и воспитания, стремится к экспериментам и инновациям, чтобы сделать образовательный процесс более интересным и познавательным. Самореализация – еще одна первостепенная ценность такого педагога. Он не только стремится к личностному росту и развитию, но и активно пропагандирует эту ценность среди коллег. Он понимает, что постоянное обучение и развитие – ключевой фактор профессионального успеха. Его ценности находятся в центре его профессиональной деятельности, и он гордится тем, что его педагогическая картина мира наполнена смыслом, вдохновением и творчеством.

Педагог с доминирующим эпистемическим аксиотипом является воплощением образованности, эрудиции, педагогического чутья в профессиональной деятельности. Страсть к знаниям и стремление к непрерывному образованию делают его неутомимым исследователем, он неустанно расширяет свой кругозор, чтобы быть в курсе последних тенденций и достижений в педагогике и науке. Рефлексия и самоанализ – неотъемлемая часть его педагогической деятельности. Он постоянно анализирует свою работу, находя способы улучшения и развития для обеспечения качества обучения учеников. Такой педагог не только стремится к личному профессиональному росту, но и способствует росту своих коллег, делясь своими знаниями и опытом.

Исследовательская активность является важным аспектом его карьеры. Он активно участвует в научных исследованиях, стремится к разработке новых методик и подходов, чтобы обогатить свой опыт и внести вклад в развитие педагогической науки. В целом педагог с эпистемическим аксиотипом – это исследователь, эрудит и постоянно развивающийся профессионал, который с легкостью адаптируется к новым знаниям и тенденциям, обеспечивая качественное образование, он вдохновляет своих учеников и коллег на неутомимое познание мира, его осмысление и саморазвитие.

Таким образом можно сделать вывод о том, что в процессе и в результате профессионального развития педагога формируется, дополняется и расширяется его педагогическая картина мира, которая становится основой:

– бережного отношения к каждому обучающемуся;

– ценностного выбора средств и подходов к обучению, воспитанию и социализации подрастающего поколения;

– проактивной профессиональной позиции при организации взаимодействия с обучающимися и родителями;

– саморазвития и самосовершенствования в профессии.

В ходе данного исследования, основанного на ценностно-смысловом подходе к профессиональному развитию современного педагога, были выявлены ключевые аспекты и ценности, которые формируют педагогическую картину мира и определяют мировоззренческие установки учителя. В современной российской образовательной действительности рефлексия над ценностями стала одним из главных направлений в стратегическом переосмыслении образования. Особую актуальность приобретает возвращение к традиционным ценностям с включением их в историко-культурный контекст образовательных и педагогических традиций страны. Этот процесс инициировал сдвиг от глобального образовательного пространства к формированию суверенной национальной системы образования, признавая приоритетность глубоких знаний, творческого мышления, уважения к родителям и старшему поколению, а также любви к Родине.

Важно подчеркнуть, что в условиях современных вызовов и изменений ценностно-смысловой подход становится фундаментальным для подготовки учителей будущего. Этот подход обеспечивает формирование у учителей высоких идеалов, ценностей и стремлений, которые, в свою очередь, передадутся и вдохновят новое поколение учеников.

Не менее важным является процесс формирования педагогической картины мира, который начинается с самого начала пути в профессиональное образование. Осознанный выбор профессии и активное вхождение в нее открывают педагогу путь к саморазвитию и становлению в профессиональной среде. Этот процесс начинается еще на этапе допрофессиональной подготовки, принимая форму рефлексии, самоанализа и определения духовно-нравственной позиции.

Таким образом, ценностно-смысловой подход к профессиональному развитию современного педагога позволяет установить глубокие и продуктивные связи между ценностями образования и смыслами педагогической практики. Этот подход способствует созданию плодотворной образовательной среды, в которой формируются личности, способные к саморазвитию, профессиональному росту и воспитанию нового поколения граждан России.

×

About the authors

T. K. Sagitdinova

Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Author for correspondence.
Email: a_tanzilya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0289-5728

master of Philology, senior lecturer, Department of Foreign Languages and Linguistics

Russian Federation, 35, Universiade village, Kazan, 420138, Russian Federation

References

  1. Frankl 2017 – Frankl V.E. (2017) Man’s Search for Meaning: Young Adult Edition: Young Adult Edition. New York: Beacon Press, 192 p. Available at: https://books.google.ru/books?id=4vOmDAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false.
  2. Suprapto 2021 – Suprapto N. (2021) Physics education students’ understanding of the concept of epistemology, ontology, and axiology. Journal of Physics: Conference Series, vol. 1747, p. 012015. Available at: https://philpapers.org/rec/SUPPES.
  3. Bondarevskaya 2014 – Bondarevskaya E.V. (2014) Philosophic and conceptual foundations of the system modernization of pedagogic education. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, no. 9 (94), pp. 19–26. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22833012. EDN: https://elibrary.ru/tfralr. (In Russ.)
  4. Valtsev 2012 – Valtsev S.V. (2012) About the axiotype and its types. Problems of modern science and education, no. 10 (10), pp. 9–15. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-aksiotipe-i-ego-tipah/viewer; https://elibrary.ru/item.asp?id=23818974. EDN: https://elibrary.ru/sbcunl. (In Russ.)
  5. Vershlovskiy 2004 – Vershlovskiy S.G. (2004) Adult education in Russia: theoretical issues. Novye znaniya, no. 3, pp. 1–7. Available at: https://www.znanie.org/docs/Vershl.html. (In Russ.)
  6. Drobotenko 2015 – Drobotenko Yu.B. (2015) The changing notion of teaching profession in modern society. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, no. 4 (22), pp. 112–118. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-ponyatiya-pedagogicheskoy-professii-v-sovremennom-obschestve/viewer. (In Russ.)
  7. Zeer 2012 – Zeer E.F. (2012) Concept of professional development of a person in the system of continuous education. Pedagogical Education in Russia, no. 5, pp. 122–127. Available at: https://pedobrazovanie.ru/archive/1/5/kontseptsiya-professional-nogo-razvitiya-cheloveka-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya?ysclid=lqf5rrx5gx322206752; https://elibrary.ru/item.asp?id=18184251. EDN: https://elibrary.ru/phybur. (In Russ.)
  8. Klimov 2002 – Klimov E.A. (2002) The path to professionalism. Akmeologiya, no. 3, pp. 48–54. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/put-v-professionalizm/viewer; https://elibrary.ru/item.asp?id=19115425. EDN: https://elibrary.ru/qchwon. (In Russ.)
  9. Kudryavtsev 1996 – Kudryavtsev T.V. (1996) Psychology of vocational training and education. Moscow: MEI, 105 p. (In Russ.)
  10. Ledovskaya 2022 – Ledovskaya T.V. (2022) Ideas about the values and meanings of the profession “teacher” at different levels of pedagogical education. Vestnik of Minin University, vol. 10, no. 1, p. 7. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-7. (In Russ.)
  11. Panova 2011 – Panova N.V. (2011) Influence of the teacher’s personality development on his professional welfare. The world of science, culture and education, no. 2, pp. 118–121. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnostnogo-razvitiya-pedagoga-v-professionalnom-blagopoluchii/viewer. (In Russ.)
  12. Fedorova S.I, Yakovleva, Fedorova E.N. 2020 – Fedorova S.I., Yakovleva E.A., Fedorova E.N. (2020) 1.7. Formation of the value-semantic position of students of a pedagogical university. In: Professional training of subjects of the educational process in a modern university. Ulyanovsk, pp. 80–91. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42925426. EDN: https://elibrary.ru/hocxfq. (In Russ.)
  13. Yadov 1979 – Yadov V.A. (1979) Dispositional concept of personality. In: Social psychology. Leningrad, pp. 106–120. (In Russ.)
  14. Yadov 1970 – Yadov V.A. et al. (1970) Interdisciplinary approach to studying the relationship between value orientations and observed behavior. Informatsionnyi byulleten', no. 40, p. 10. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Sagitdinova T.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies