Национальное воспитание гармонично развитой личности подрастающего поколения: практический опыт педагога и политического деятеля Сабира Шаяхметовича Зиганшина

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье автор раскрывает актуальную проблему современного общества и государства – формирование гармонично развитой личности подрастающего поколения. Делается акцент на национальное воспитание, которое на региональном уровне способствует становлению такой модели личности. Дает определение понятию «национальное воспитание» путем проектирования данной категории через прошлое и современные параллели. В качестве примера раскрывается концепция национального воспитания, разработанная и практически реализованная выдающимся педагогом и политиком Республики Башкортостан Сабиром Шаяхметовичем Зиганшиным. В основу национального воспитания гармонично развитой личности школьника положены следующие идеи: формирование личности на основе исторического прошлого и культуры своего народа, народной педагогики, применения родного языка в процессе коммуникации, трудового воспитания; построение процесса образования путем интеграции урочной и внеурочной деятельности. Модель национального воспитания является основным фундаментом национально-региональной системы образования Башкортостана, которая требует переоценки современными учеными и педагогическим сообществом. Изучение феномена национального воспитания гармонично развитой личности и внедрение педагогических идей С.Ш. Зиганшина сегодня является важным шагом в достижении поставленных стратегических задач перед школьным образованием и обществом.

Полный текст

Введение

Сегодня в связи с различными глобальными процессами в современном обществе и постоянным нахождением человечества на пороге войны и мира происходят анализ и переоценка педагогической науки как «науки и искусства формирования образа личности ребенка» [Алаева 2020, с. 71].

Для нашего государства, исходя из сложившихся угроз извне и постоянных вражеских атак на суверенитет, культуру и духовно-нравственные основы россиян, отечественная педагогика приобретает онтологический контекст, направленный на решение актуальной проблемы на уровне правительства – это «воспитание гармонично развитой личности подрастающего поколения» (Указ… 2018).

Определение понятию «гармонично развитая личность» дано в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации» [Данилюк 2009, с. 3]. И стоит отметить, что издавна такая личность была основным стержнем гармоничного развития общества, залогом культурной и национальной безопасности нашего государства.

Политологи сегодня утверждают, что «формирование гармонично развитой личности, социальной гармонии, экономической и политической стабильности, высокого уровня культурной развитости прямо пропорционально зависит от слаженной национальной системы воспитания и обучения молодежи в каждом субъекте Российской Федерации» [Коротков, Сергеев 2015, с. 4].

 

Вопрос национального воспитания в контексте региона

Каждый регион Российской Федерации имеет богатый опыт в воспитании гармонично развитой личности подрастающего поколения. И в этом направлении нам бы хотелось подробно раскрыть модель национального воспитания одного из субъектов нашей страны – Республики Башкортостан, где и по сей день образование на всех уровнях строится с учетом региональной культуры и потребности поликультурного общества, которая была заложена еще в 70-е годы XX века благодаря выдающемуся педагогу и политическому деятелю Сабиру Шаяхметовичу Зиганшину.

Поэтому целевой установкой автора статьи является раскрытие концепции и практического опыта С.Ш. Зиганшина в реализации национального воспитания молодежи, которые на сегодняшний день как никогда востребованы и необходимы для достижения главной стратегической задачи, поставленной на государственном уровне, – «формирования гармонично развитой и социально ответственной личности подрастающего поколения на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, его исторических и национально-культурных традиций» (Указ… 2018).

 

Методология исследования

Применялся сравнительно-исторический анализ и синтез.

Исследовательский контекст рассматриваемой темы выстраивается на основе следующих подходов:

– системного, который направлен на всестороннее изучение педагогической и политической деятельности С.Ш. Зиганшина;

– аксиологического, позволяющего обосновать концепцию национального воспитания личности подрастающего поколения главного учителя республики как ценностно значимую практику для России «вчера и сегодня»;

– историко-философского, доказывающего значимую роль представленной модели национального воспитания личности в отечественной педагогике.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что авторское исследование является первой научной работой, в которой проанализирована концепция Сабира Шаяхметовича Зиганшина как создателя модели национального воспитания с целью формирования гармонично развитой личности подрастающего поколения.

 

Роль личности в истории страны

Утверждается, что личности, которые отвечают за образование и воспитание будущего поколения, – это люди, которые оказывают влияние на дальнейшее развитие молодежи и нашей страны» [Гущин 2013, с. 233]. Ученый Н.В. Маслов доказывает: «Высокообразованный и нравственный человек – это ‘‘фундамент благополучия государства’’» [Маслов 2009]. Азербайджанский политический деятель Рамиз Энвер оглы Мехтиев обосновывает следующий факт: «Предназначение такого лидера заключается в том, чтобы подчинить себе условия и обстоятельства времени, извлечь из них максимум пользы для страны. Такое устремление всегда и везде себя оправдывает, укрепляет уверенность в гражданах страны. Мастерски управляя условиями и обстоятельствами времени и пространства, государственный деятель со своей командой продолжает удивлять мир своими достижениями» [Нестеров 2015, с. 511]. Именно это в свое время смог сделать Сабир Шаяхметович Зиганшин, будучи рядовым учителем школы, а затем находясь на посту министра просвещения Республики Башкортостан.

Китайская мудрость гласит: «Грамотный учитель и руководитель является личностью, которая своим упорным трудом работает над собственным душевным и духовным совершенствованием, и однозначно – это желание быть лучшим и приносить пользу своему народу и стране закладывается прежде всего в семье и в дальнейшем приумножается благодаря накопленному опыту ответственного выполнения своих должностных обязанностей и умению гармонично выстраивать диалог с другими людьми» [Конфуций 2019, с. 12].

Изучая биографию Сабира Шаяхметовича Зиганшина, мы можем с уверенностью утверждать: становление его как духовно-нравственной образованной личности и постоянное стремление служить во благо Родины были заложены родной природой и родителями, которые воспитали уважение к традициям предков и любовь к людям, именно последнее сформировало в нем сильное желание быть учителем своего народа. Это довольно ярко прослеживается в его биографии. Поэтому будет справедливо привести небольшие факты из детства, учебы в школе и институте, а также периода учительствования Сабира Шаяхметовича, которые раскрывают нам основные факторы, оказавшие влияние на становление его личности педагога и политика.

Предки Сабира Шаяхметовича были образованными и уважаемыми людьми: «Среди них есть депутаты ‘‘Уложенной комиссии’’ Екатерины II, председатели артели, представители духовенства. Поэтому его родители также очень заботились о том, чтобы сын хорошо учился и в будущем стал инженером» [Фархшатов, Каримов 2021, с. 1]. С началом войны он, так как еще не достиг призывного возраста, начал возить на лошади брату руду на бегунную фабрику [Фархшатов, Каримов 2021, с. 14]. В августе 1942 года его призвали на фронт, где он был лучшим снайпером, участвовал в Курской битве; в октябре 1943 года был тяжело ранен, в 1944 году вернулся домой [Фархшатов, Каримов 2021, с. 34] и работал бухгалтером на золотом прииске «Ильинка» [Фархшатов, Каримов 2021, с. 51]. Любовь к чтению и желание быть образованным, учить детей становились еще сильнее: «С 1946–1951 гг. он учился заочно на историческом факультете учительского и педагогического институтов в г. Магнитогорске и учительствовал с 1946 года. С 1954 года он занимает государственно значимые посты – от заместителя председателя исполкома Учалинского райсовета до министра просвещения Башкирской АССР. Находясь в роли учителя и неся государственную службу, он оказал огромное воздействие на развитие не только системы школьного образования Башкортостана, но и на экономическую сферу [Фархшатов, Каримов 2021, с. 52–58].

 

Концепция национального воспитания С.Ш. Зиганшина

Прежде чем приступить к раскрытию концепции национального воспитания С.Ш. Зиганшина, необходимо обратиться к определению данной категории:

  1. Национальное воспитание – это сокровище народа, включающее в себя систему взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев, которые направлены на формирование мировоззренческого сознания и ценностной ориентации молодежи, усвоение ею социального опыта, достижений предыдущих поколений [Буриев 2018, с. 146].
  2. Национальное воспитание на современном этапе развития есть процесс передачи будущему поколению богатства духовной культуры народа, формирования его национальной ментальности, развитой духовности, нравственности, художественно-эстетического, правового, трудового, физического воспитания, экологической культуры [Буриев 2018, с. 147].
  3. Национальное воспитание – это планомерная деятельность, направленная на формирование у воспитанников чувства патриотизма и доброго отношения к Отчизне и к представителям других культур [Тодорова 2015].
  4. «Национальное воспитание» предполагает «связь с общественно-политической жизнью нации, с ее интересами, созиданием и воспитанием подрастающего поколения в национальном духе и межнациональной гармонии» [Навий, Журунтаева 2022].

Учитывая высказывания русского педагога К.Д. Ушинского о том, что «...все народы имеют свою особую, характерную для него систему воспитания», мы можем утверждать, что в Республике Башкортостан сложилась в 70-е годы именно такая модель национального воспитания, которая полностью удовлетворяет многонациональное общество России, так как в нашем регионе феномен российской поликультурности отражен больше всего. Это понимал и осознавал Сабир Шаяхметович, поэтому в основу его модели национального воспитания были заложены следующие идеи:

  1. Сила национального единства заключается в знании истории своего народа и страны и в развитой исторической памяти. Следовательно, С.Ш. Зиганшин делал акцент на глубоком изучении истории, так как она есть «основа формирования мировоззрения, развития культуры, создания творческой атмосферы в обществе, наконец, основа обеспечения ‘‘духовной безопасности’’ как локального общества, так и мирового сообщества в целом» [Лапинскас, Содномбалова, Сергеев 2016, с. 113].

И сегодня данная идея актуальна как никогда: негативные тенденции, происходящие в среде российской молодежи, обусловили на уровне Правительства РФ в сфере образования главное приоритетное направление – это «возрождение и развитие социальных наук как наук об обществе и межличностных отношениях внутри него и гуманитарных наук как наук о человеке, его внутреннем мире, духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности» (Указ 2023).

  1. Воспитание личности школьника на основе народной педагогики. Утверждается что фундаментом народной педагогики является народная философия, которая учит детей делать нравственный выбор, жить, следуя моральным принципам и принятым ценностям своего народа и общенациональным.

В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25.01.2023 № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики» также обозначен данный контекст: «Сохранение этнических культурных традиций, ценностей и поддержка основанного на них народного творчества, сохранение традиционной народной культуры» (Указ 2023).

  1. Качественное формирование гармонично развитой личности обучающегося происходит только благодаря изучению и знанию родного языка.

С.Ш. Зиганшин всегда любил произносить цитату А. фон Гумбольта: «Язык есть внешнее проявление духовности народа: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное. Ослабленность духовной силы нации связана прежде всего с незнанием родного языка, а владение языком своего народа всегда подталкивает человечество к ‘‘постоянной деятельности’’, к развитию» [Зыкин 2015, с. 140].

Выше представленная идея определена в том же Указе от 25.01.2023 № 35, в котором сказано: «О обязательном сохранении культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, этнокультурного и языкового многообразия» (Указ 2023).

  1. Трудовое воспитание как важный аспект в становлении гармонично развитой личности. Учитель «призван научить своих воспитанников понимать тенденции развития производства, разбираться в новейшей технике и технологии, в совершенстве владеть своей рабочей специальностью» [Боровых 2010, с. 250]. Поэтому при Сабире Шаяхметовиче были созданы ученические производственные бригады, которые были направлены на укрепление трудовых навыков школьников на сельскохозяйственном производстве и развитие традиционных отраслей хозяйства Республики Башкортостан [Фархшатов, Каримов 2021, с. 71]. Ученические производственные коллективы становились победителями в различных соревнованиях и обладателями весомых наград. Они являлись фактором формирования «необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека, и с другой стороны – основой формирования ценностного отношения к жизни, и становления нового духовного облика человека» [Москвина 2016, с. 84].

Сегодня в возрождении роли трудового воспитания подрастающего поколения активно проводят чемпионаты юниоров «Молодые профессионалы» среди обучающихся школ.

  1. Национальное воспитание на основе урочной и внеурочной деятельности. С.Ш. Зиганшин в своей концепции делает большой акцент на внеурочной деятельности, считая ее неотъемлемой частью и продолжением учебно-воспитательной деятельности, где происходит развитие творческого потенциала ученика, самосовершенствование его знаний, умений и навыков, формируется углубленный интерес к предмету, нравственное поведение и стремление быть полезным обществу. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года задана в данном направлении четкая установка: «Сохранение и развитие российских национальных систем, принципов и методов воспитания и обучения детей, подростков и молодежи, поддержка уникальной системы образования – дополнительные предпрофессиональные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, образовательные программы высшего образования» (Распоряжение 2015).

В результате внедрения концепции национального воспитания в систему школьного образования Республики Башкортостан происходят явные положительные изменения:

– успешная интеграция региональной и национальной культуры в систему школьного образования;

– изучение национальной истории и культуры народов России на всех ступенях образования;

– проведение еженедельно внеклассных учебно-воспитательных мероприятий и ежегодное открытие дополнительных образовательных учреждений, включающих в свое содержание национально-региональный компонент [Фархшатов, Каримов 2021, с. 72];

– прочное освоение обучающимися основ наук, усиление профориентационной работы [Фархшатов, Каримов 2021, с. 73];

– организация образовательного процесса с учетом возрастных и национальных особенностей детей;

– введение инновационных методов и форм обучения и воспитания;

– качественная работа со школьниками девиантного поведения и их социализация в общество через трудовое воспитание;

– реализация личностно и практико-ориентированного обучения обеспечивающего формирование в будущем поколении патриотизма и гражданской позиции (введен новый предмет в школе – «Начальная военная подготовка»);

– система образования республики поднялась с 46-го на 4-е место, став лидером в Уральском регионе [Фархшатов, Каримов 2021, с. 71];

– переход к всеобщему среднему образованию и успешное построение национально-региональной системы образования [Фархшатов, Каримов 2021, с. 71];

– увеличение количества учителей родных языков и постепенное открытие национальных школ.

 

Заключение

Таким образом, изучив основные концептуальные идеи Сабира Шаяхметовича Зиганшина, мы можем сделать вывод о том, что его личностные качества и педагогический опыт проектирования и управления системой образования Республики Башкортостан являются важным вкладом в становление и дальнейшее развитие модели национального воспитания гармонично развитой личности подрастающего поколения. Во все времена национальный идеал российской личности формировался на основе истории и культуры многонационального народа, родного языка, трудового воспитания и базовых ценностей, которые в совокупности создают духовную и нравственную среду воспитания, свойственную менталитету и духу россиянина.

×

Об авторах

А. Х. Ахмедьянова

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы

Автор, ответственный за переписку.
Email: alina.axmedyanov.84@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8083-2699

кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры педагогики

Россия, 450008, Российская Федерация, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3 а

Список литературы

  1. Алаева 2020 – Алаева З.М. Педагогика как наука и искусство воспитания // Вестник науки и образования. 2020. № 21–2 (99). С. 78–81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44356178. EDN: https://www.elibrary.ru/rksski.
  2. Боровых 2010 – Боровых В.П. Трудовое воспитание как социальное явление в отечественной педагогике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 10. С. 250–252. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovoe-vospitanie-kak-sotsialnoe-yavlenie-v-otechestvennoy-pedagogike/viewer; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15606710. EDN: https://www.elibrary.ru/ndnomt.
  3. Буриев 2018 – Буриев И.И. Вопросы национального воспитания студенческой молодежи // Молодой ученый. 2018. № 9 (195). С. 146–147. URL: https://moluch.ru/archive/195/48507/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32555916. EDN: https://www.elibrary.ru/yreqtn.
  4. Гущин 2013 – Гущин А.А. Роль личности в истории // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2013. № 3. С. 233–237. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnosti-v-istorii/viewer.
  5. Данилюк 2009 – Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Москва: Просвещение, 2009. 29 c. URL: https://schsv760.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5dc90b2cd145a.pdf.
  6. Зыкин 2015 – Зыкин А.В. Язык и «дух народа» как объективное и субъективное в социальной философии В. Гумбольдта // Восточно-европейский научный журнал. 2015. Т. 3, № 3. С. 140–143. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25469472. EDN: https://www.elibrary.ru/vljbit.
  7. Конфуций 2019 – Конфуций. Суждения и беседы Лунь юй. Москва: Шанс, 2019. 420 с. URL: https://opentextnn.ru/old/data/files/konfut.pdf.
  8. Коротков, Сергеев 2015 – Коротков А.М., Сергеев Н.К. Регионализация как тенденция развития современного российского образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 5. С. 4–9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-kak-tendentsiya-razvitiya-sovremennogo-rossiyskogo-obrazovaniya/viewer.
  9. Лапинскас, Содномбалова, Сергеев 2016 – Лапинскас А.А., Содномбалова Т.Г., Сергеев С.В. Еще раз о значении гуманитарных дисциплин (гуманитарные науки и судьбы цивилизаций) // Экономический вектор. 2016. № 2 (5). С. 113–119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eschyo-raz-o-znachenii-gumanitarnyh-distsiplin-gumanitarnye-nauki-i-sudby-tsivilizatsii/viewer.
  10. Маслов 2009 – Маслов Н.В. Нравственность народов – источник могущества и богатства государства. 2009. URL: http://old.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=1113.
  11. Москвина 2016 – Москвина А.С. Влияние трудового воспитания в развитии личности ребенка // Гуманитарное пространство. 2016. Т. 5, № 1. С. 84–91. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-trudovogo-vospitaniya-v-razvitii-lichnosti-rebenka/viewer.
  12. Навий, Журунтаева 2022 – Навий Л.Н., Журунтаева А.Е. Теоретические основ национального воспитания школьников // Наука и реальность/Science & Reality. 2022. № 1 (9). С. 93–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48066612. EDN: https://www.elibrary.ru/opqkbj.
  13. Нестеров 2015 – Нестеров А.В. Шах Исмаил Сефеви: образ в истории // Научный диалог. 2015. № 12 (48). С. 511–513. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/15707/1/2015_48_047.pdf?ysclid=lqar058gk1799948907.
  14. Тодорова 2015 – Тодорова А.А. Национальное воспитание: социальный аспект. // Студенческий научный форум–2015. URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015014883.
  15. Фархшатов, Каримов 2021 – Фархшатов М.Н., Каримов К.К. Министр просвещения республики: C.Ш. Зиганшин. Уфа: ИИЯЛ УФИЦ РАН, 2021. 348 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48963193. EDN: https://www.elibrary.ru/wbwamm.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ахмедьянова А.Х., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах