National education of a harmoniously developed personality of younger generation: practical experience of the teacher and politician Sabir Shayakhmetovich Ziganshin

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In this article, the author reveals an urgent problem of modern society and state – the formation of a harmoniously developed personality of younger generation. The author focuses on national education, which at the regional level contributes to the formation of such a model of personality. She gives specific definitions of the concept of «national education» by projecting this category through the past and modern parallels. As an example, she reveals the concept of national education, developed and practically implemented by an outstanding teacher and politician of the Republic of Bashkortostan in the 70-ies of the XX century Sabir Shayakhmetovich Ziganshin. Puts the following ideas into the basis of the national education of a harmoniously developed student's personality: the formation of a personality based on the historical past and culture of his people, folk pedagogy, knowledge and ability to use his native language in the process of communication, labor education, and the construction of the educational process through the integration of regular and extracurricular activities. The model of national education became the main foundations in the formation of the national-regional education system of Bashkortostan, which is relevant to this day, and requires reassessment by modern scientists and pedagogical community. Studying the phenomenon of national education of a harmoniously developed personality and the introduction of S.Sh. Ziganshin's pedagogical ideas today would be an important step in achieving the strategic objectives set for school education and society.

Full Text

Введение

Сегодня в связи с различными глобальными процессами в современном обществе и постоянным нахождением человечества на пороге войны и мира происходят анализ и переоценка педагогической науки как «науки и искусства формирования образа личности ребенка» [Алаева 2020, с. 71].

Для нашего государства, исходя из сложившихся угроз извне и постоянных вражеских атак на суверенитет, культуру и духовно-нравственные основы россиян, отечественная педагогика приобретает онтологический контекст, направленный на решение актуальной проблемы на уровне правительства – это «воспитание гармонично развитой личности подрастающего поколения» (Указ… 2018).

Определение понятию «гармонично развитая личность» дано в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации» [Данилюк 2009, с. 3]. И стоит отметить, что издавна такая личность была основным стержнем гармоничного развития общества, залогом культурной и национальной безопасности нашего государства.

Политологи сегодня утверждают, что «формирование гармонично развитой личности, социальной гармонии, экономической и политической стабильности, высокого уровня культурной развитости прямо пропорционально зависит от слаженной национальной системы воспитания и обучения молодежи в каждом субъекте Российской Федерации» [Коротков, Сергеев 2015, с. 4].

 

Вопрос национального воспитания в контексте региона

Каждый регион Российской Федерации имеет богатый опыт в воспитании гармонично развитой личности подрастающего поколения. И в этом направлении нам бы хотелось подробно раскрыть модель национального воспитания одного из субъектов нашей страны – Республики Башкортостан, где и по сей день образование на всех уровнях строится с учетом региональной культуры и потребности поликультурного общества, которая была заложена еще в 70-е годы XX века благодаря выдающемуся педагогу и политическому деятелю Сабиру Шаяхметовичу Зиганшину.

Поэтому целевой установкой автора статьи является раскрытие концепции и практического опыта С.Ш. Зиганшина в реализации национального воспитания молодежи, которые на сегодняшний день как никогда востребованы и необходимы для достижения главной стратегической задачи, поставленной на государственном уровне, – «формирования гармонично развитой и социально ответственной личности подрастающего поколения на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, его исторических и национально-культурных традиций» (Указ… 2018).

 

Методология исследования

Применялся сравнительно-исторический анализ и синтез.

Исследовательский контекст рассматриваемой темы выстраивается на основе следующих подходов:

– системного, который направлен на всестороннее изучение педагогической и политической деятельности С.Ш. Зиганшина;

– аксиологического, позволяющего обосновать концепцию национального воспитания личности подрастающего поколения главного учителя республики как ценностно значимую практику для России «вчера и сегодня»;

– историко-философского, доказывающего значимую роль представленной модели национального воспитания личности в отечественной педагогике.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что авторское исследование является первой научной работой, в которой проанализирована концепция Сабира Шаяхметовича Зиганшина как создателя модели национального воспитания с целью формирования гармонично развитой личности подрастающего поколения.

 

Роль личности в истории страны

Утверждается, что личности, которые отвечают за образование и воспитание будущего поколения, – это люди, которые оказывают влияние на дальнейшее развитие молодежи и нашей страны» [Гущин 2013, с. 233]. Ученый Н.В. Маслов доказывает: «Высокообразованный и нравственный человек – это ‘‘фундамент благополучия государства’’» [Маслов 2009]. Азербайджанский политический деятель Рамиз Энвер оглы Мехтиев обосновывает следующий факт: «Предназначение такого лидера заключается в том, чтобы подчинить себе условия и обстоятельства времени, извлечь из них максимум пользы для страны. Такое устремление всегда и везде себя оправдывает, укрепляет уверенность в гражданах страны. Мастерски управляя условиями и обстоятельствами времени и пространства, государственный деятель со своей командой продолжает удивлять мир своими достижениями» [Нестеров 2015, с. 511]. Именно это в свое время смог сделать Сабир Шаяхметович Зиганшин, будучи рядовым учителем школы, а затем находясь на посту министра просвещения Республики Башкортостан.

Китайская мудрость гласит: «Грамотный учитель и руководитель является личностью, которая своим упорным трудом работает над собственным душевным и духовным совершенствованием, и однозначно – это желание быть лучшим и приносить пользу своему народу и стране закладывается прежде всего в семье и в дальнейшем приумножается благодаря накопленному опыту ответственного выполнения своих должностных обязанностей и умению гармонично выстраивать диалог с другими людьми» [Конфуций 2019, с. 12].

Изучая биографию Сабира Шаяхметовича Зиганшина, мы можем с уверенностью утверждать: становление его как духовно-нравственной образованной личности и постоянное стремление служить во благо Родины были заложены родной природой и родителями, которые воспитали уважение к традициям предков и любовь к людям, именно последнее сформировало в нем сильное желание быть учителем своего народа. Это довольно ярко прослеживается в его биографии. Поэтому будет справедливо привести небольшие факты из детства, учебы в школе и институте, а также периода учительствования Сабира Шаяхметовича, которые раскрывают нам основные факторы, оказавшие влияние на становление его личности педагога и политика.

Предки Сабира Шаяхметовича были образованными и уважаемыми людьми: «Среди них есть депутаты ‘‘Уложенной комиссии’’ Екатерины II, председатели артели, представители духовенства. Поэтому его родители также очень заботились о том, чтобы сын хорошо учился и в будущем стал инженером» [Фархшатов, Каримов 2021, с. 1]. С началом войны он, так как еще не достиг призывного возраста, начал возить на лошади брату руду на бегунную фабрику [Фархшатов, Каримов 2021, с. 14]. В августе 1942 года его призвали на фронт, где он был лучшим снайпером, участвовал в Курской битве; в октябре 1943 года был тяжело ранен, в 1944 году вернулся домой [Фархшатов, Каримов 2021, с. 34] и работал бухгалтером на золотом прииске «Ильинка» [Фархшатов, Каримов 2021, с. 51]. Любовь к чтению и желание быть образованным, учить детей становились еще сильнее: «С 1946–1951 гг. он учился заочно на историческом факультете учительского и педагогического институтов в г. Магнитогорске и учительствовал с 1946 года. С 1954 года он занимает государственно значимые посты – от заместителя председателя исполкома Учалинского райсовета до министра просвещения Башкирской АССР. Находясь в роли учителя и неся государственную службу, он оказал огромное воздействие на развитие не только системы школьного образования Башкортостана, но и на экономическую сферу [Фархшатов, Каримов 2021, с. 52–58].

 

Концепция национального воспитания С.Ш. Зиганшина

Прежде чем приступить к раскрытию концепции национального воспитания С.Ш. Зиганшина, необходимо обратиться к определению данной категории:

  1. Национальное воспитание – это сокровище народа, включающее в себя систему взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев, которые направлены на формирование мировоззренческого сознания и ценностной ориентации молодежи, усвоение ею социального опыта, достижений предыдущих поколений [Буриев 2018, с. 146].
  2. Национальное воспитание на современном этапе развития есть процесс передачи будущему поколению богатства духовной культуры народа, формирования его национальной ментальности, развитой духовности, нравственности, художественно-эстетического, правового, трудового, физического воспитания, экологической культуры [Буриев 2018, с. 147].
  3. Национальное воспитание – это планомерная деятельность, направленная на формирование у воспитанников чувства патриотизма и доброго отношения к Отчизне и к представителям других культур [Тодорова 2015].
  4. «Национальное воспитание» предполагает «связь с общественно-политической жизнью нации, с ее интересами, созиданием и воспитанием подрастающего поколения в национальном духе и межнациональной гармонии» [Навий, Журунтаева 2022].

Учитывая высказывания русского педагога К.Д. Ушинского о том, что «...все народы имеют свою особую, характерную для него систему воспитания», мы можем утверждать, что в Республике Башкортостан сложилась в 70-е годы именно такая модель национального воспитания, которая полностью удовлетворяет многонациональное общество России, так как в нашем регионе феномен российской поликультурности отражен больше всего. Это понимал и осознавал Сабир Шаяхметович, поэтому в основу его модели национального воспитания были заложены следующие идеи:

  1. Сила национального единства заключается в знании истории своего народа и страны и в развитой исторической памяти. Следовательно, С.Ш. Зиганшин делал акцент на глубоком изучении истории, так как она есть «основа формирования мировоззрения, развития культуры, создания творческой атмосферы в обществе, наконец, основа обеспечения ‘‘духовной безопасности’’ как локального общества, так и мирового сообщества в целом» [Лапинскас, Содномбалова, Сергеев 2016, с. 113].

И сегодня данная идея актуальна как никогда: негативные тенденции, происходящие в среде российской молодежи, обусловили на уровне Правительства РФ в сфере образования главное приоритетное направление – это «возрождение и развитие социальных наук как наук об обществе и межличностных отношениях внутри него и гуманитарных наук как наук о человеке, его внутреннем мире, духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности» (Указ 2023).

  1. Воспитание личности школьника на основе народной педагогики. Утверждается что фундаментом народной педагогики является народная философия, которая учит детей делать нравственный выбор, жить, следуя моральным принципам и принятым ценностям своего народа и общенациональным.

В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25.01.2023 № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики» также обозначен данный контекст: «Сохранение этнических культурных традиций, ценностей и поддержка основанного на них народного творчества, сохранение традиционной народной культуры» (Указ 2023).

  1. Качественное формирование гармонично развитой личности обучающегося происходит только благодаря изучению и знанию родного языка.

С.Ш. Зиганшин всегда любил произносить цитату А. фон Гумбольта: «Язык есть внешнее проявление духовности народа: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное. Ослабленность духовной силы нации связана прежде всего с незнанием родного языка, а владение языком своего народа всегда подталкивает человечество к ‘‘постоянной деятельности’’, к развитию» [Зыкин 2015, с. 140].

Выше представленная идея определена в том же Указе от 25.01.2023 № 35, в котором сказано: «О обязательном сохранении культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, этнокультурного и языкового многообразия» (Указ 2023).

  1. Трудовое воспитание как важный аспект в становлении гармонично развитой личности. Учитель «призван научить своих воспитанников понимать тенденции развития производства, разбираться в новейшей технике и технологии, в совершенстве владеть своей рабочей специальностью» [Боровых 2010, с. 250]. Поэтому при Сабире Шаяхметовиче были созданы ученические производственные бригады, которые были направлены на укрепление трудовых навыков школьников на сельскохозяйственном производстве и развитие традиционных отраслей хозяйства Республики Башкортостан [Фархшатов, Каримов 2021, с. 71]. Ученические производственные коллективы становились победителями в различных соревнованиях и обладателями весомых наград. Они являлись фактором формирования «необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека, и с другой стороны – основой формирования ценностного отношения к жизни, и становления нового духовного облика человека» [Москвина 2016, с. 84].

Сегодня в возрождении роли трудового воспитания подрастающего поколения активно проводят чемпионаты юниоров «Молодые профессионалы» среди обучающихся школ.

  1. Национальное воспитание на основе урочной и внеурочной деятельности. С.Ш. Зиганшин в своей концепции делает большой акцент на внеурочной деятельности, считая ее неотъемлемой частью и продолжением учебно-воспитательной деятельности, где происходит развитие творческого потенциала ученика, самосовершенствование его знаний, умений и навыков, формируется углубленный интерес к предмету, нравственное поведение и стремление быть полезным обществу. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года задана в данном направлении четкая установка: «Сохранение и развитие российских национальных систем, принципов и методов воспитания и обучения детей, подростков и молодежи, поддержка уникальной системы образования – дополнительные предпрофессиональные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, образовательные программы высшего образования» (Распоряжение 2015).

В результате внедрения концепции национального воспитания в систему школьного образования Республики Башкортостан происходят явные положительные изменения:

– успешная интеграция региональной и национальной культуры в систему школьного образования;

– изучение национальной истории и культуры народов России на всех ступенях образования;

– проведение еженедельно внеклассных учебно-воспитательных мероприятий и ежегодное открытие дополнительных образовательных учреждений, включающих в свое содержание национально-региональный компонент [Фархшатов, Каримов 2021, с. 72];

– прочное освоение обучающимися основ наук, усиление профориентационной работы [Фархшатов, Каримов 2021, с. 73];

– организация образовательного процесса с учетом возрастных и национальных особенностей детей;

– введение инновационных методов и форм обучения и воспитания;

– качественная работа со школьниками девиантного поведения и их социализация в общество через трудовое воспитание;

– реализация личностно и практико-ориентированного обучения обеспечивающего формирование в будущем поколении патриотизма и гражданской позиции (введен новый предмет в школе – «Начальная военная подготовка»);

– система образования республики поднялась с 46-го на 4-е место, став лидером в Уральском регионе [Фархшатов, Каримов 2021, с. 71];

– переход к всеобщему среднему образованию и успешное построение национально-региональной системы образования [Фархшатов, Каримов 2021, с. 71];

– увеличение количества учителей родных языков и постепенное открытие национальных школ.

 

Заключение

Таким образом, изучив основные концептуальные идеи Сабира Шаяхметовича Зиганшина, мы можем сделать вывод о том, что его личностные качества и педагогический опыт проектирования и управления системой образования Республики Башкортостан являются важным вкладом в становление и дальнейшее развитие модели национального воспитания гармонично развитой личности подрастающего поколения. Во все времена национальный идеал российской личности формировался на основе истории и культуры многонационального народа, родного языка, трудового воспитания и базовых ценностей, которые в совокупности создают духовную и нравственную среду воспитания, свойственную менталитету и духу россиянина.

×

About the authors

A. Kh. Akhmedyanova

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

Author for correspondence.
Email: alina.axmedyanov.84@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8083-2699

Candidate of Philosophical Sciences, senior lecturer of the Department of Pedagogics

Russian Federation, 3-a, October Revolution Street, Ufa, 450008, Russian Federation

References

  1. Alayeva 2020 – Alayeva Z.M. (2020) Pedagogy as a science and art of education. Herald of Science and Education, no. 21–2 (99), pp. 78–81. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44356178. EDN: https://www.elibrary.ru/rksski. (In Russ.)
  2. Borovykh 2010 – Borovykh V.P. (2010) Labor education as a social phenomenon in Russian pedagogy. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, no. 10, pp. 250–252. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovoe-vospitanie-kak-sotsialnoe-yavlenie-v-otechestvennoy-pedagogike/viewer; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15606710. EDN: https://www.elibrary.ru/ndnomt. (In Russ.)
  3. Buriev 2018 – Buriev I.I. (2018) Issues of national education of student youth. Molodoi uchenyi, no. 9 (195), pp. 146–147. Available at: https://moluch.ru/archive/195/48507/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32555916. EDN: https://www.elibrary.ru/yreqtn. (In Russ.)
  4. Gushchin 2013 – Gushchin A.A. (2013) The role of the individual in history. Models, systems, networks in economics, technology, nature and society, 2013, no. 3, pp. 233–237. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lichnosti-v-istorii/viewer. (In Russ.)
  5. Danilyuk 2009 – Danilyuk A.Ya. (2009) The concept of spiritual and moral development and education of personality of a citizen of Russia in the field of general education: project. Moscow: Prosveshchenie, 29 p. Available at: https://schsv760.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5dc90b2cd145a.pdf. (In Russ.)
  6. Zykin 2015 – Zykin A.V. (2015) Language and the "Spirit of nation" as the objective and the subjective in V. Humboldt's social philosophy. Eastern European Scientific Journal, 2015, vol. 3, no. 3, pp. 140–143. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25469472. EDN: https://www.elibrary.ru/vljbit. (In Russ.)
  7. Confucius 2019 – Confucius (2019). Judgments and conversations Analects. Moscow: Shans, 420 p. Available at: https://opentextnn.ru/old/data/files/konfut.pdf. (In Russ.)
  8. Korotkov, Sergeev 2015 – Korotkov A.M., Sergeev N.K. (2015) Regionalization as a trend in the development of modern Russian education. Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University, no. 5, pp. 4–9. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-kak-tendentsiya-razvitiya-sovremennogo-rossiyskogo-obrazovaniya/viewer. (In Russ.)
  9. Lapinskas, Sodnombalova, Sergeev 2016 – Lapinskas A.A., Sodnombalova T.G., Sergeev S.V. (2016) Once again about value of humanitarian disciplines (humanities and destinies of a civilization). Economic Vector, no. 2 (5), pp. 113–119. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/eschyo-raz-o-znachenii-gumanitarnyh-distsiplin-gumanitarnye-nauki-i-sudby-tsivilizatsii/viewer. (In Russ.)
  10. Maslov 2009 – Maslov N.V. (2009) The morality of peoples as a source of power and wealth of state. Available at: http://old.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=1113. (In Russ.)
  11. Moskvina 2016 – Moskvina A.S. (2016) Impact of labor education in the child’s personality development. Humanity space International almanac, 2016, vol. 5, no. 1, pp. 84–91. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-trudovogo-vospitaniya-v-razvitii-lichnosti-rebenka/viewer. (In Russ.)
  12. Naviy, Zhuruntayeva 2022 – Naviy L.N., Zhuruntayeva A.E. (2022) Theoretical foundations of national education of schoolchildren. Science and Reality, no. 1, pp. 93–96. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48066612. EDN: https://www.elibrary.ru/opqkbj. (In Russ.)
  13. Nesterov 2015 – Nesterov A.V. (2015) Shah Ismail Safavi: Image in History. Nauchnyi dialog = Scientific Dialogue, no. 12 (48), pp. 511–513. Available at: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/15707/1/2015_48_047.pdf?ysclid=lqar058gk1799948907. (In Russ.)
  14. Todorova 2015 – Todorova A.A. (2015) National education: social aspect. In: Student scientific forum–2015. Available at: https://scienceforum.ru/2015/article/2015014883. (In Russ.)
  15. Farkhshatov, Karimov 2021 – Farkhshatov M.N., Karimov K.K. (2021) Minister of Education of the Republic: S.Sh. Ziganshin. Ufa: IIYaL UFITs RAN, 348 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48963193. EDN: https://www.elibrary.ru/wbwamm. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Akhmedyanova A.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies