Качество образования: контроль и оценка образовательных результатов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Качество образования является одной из важнейших и актуальных проблем в современном образовательном мире. С появлением новых технологий, глобальных вызовов и изменений в социокультурной среде образование приобретает все большее значение как фактор успешной интеграции в общество и достижения личных и профессиональных целей. Качество образования определяет не только уровень знаний и навыков, но и формирует компетенции, развивает критическое мышление и способствует личностному росту студентов. В данном контексте вопросы качества образования становятся предметом всеобщего интереса и обсуждения как среди образовательных учреждений, так и в обществе в целом. Как обеспечить высокое качество обучения? Как оценивать и измерять это качество? Как адаптировать образовательные стандарты к изменяющимся потребностям студентов и рынка труда? В данной статье рассматриваются исследования, посвященные качеству образования, поиску оптимальных путей модернизации образовательных практик и достижения высоких стандартов качества обучения. Автор рассматривает различные аспекты качества образования, его влияние на личное и профессиональное развитие студентов, а также способы повышения качества образовательного процесса в соответствии с современными требованиями и вызовами, способами оценки компетенций студентов в современной образовательной системе. В статье акцентируется внимание на стандартизации и персонализации оценочных процедур, мониторинге образовательных результатов. Предлагаются рекомендации по совершенствованию внутривузовской системы контроля и оценки образовательных результатов обучающихся.

Полный текст

Введение

На всех этапах образования в высшей школы актуальной проблемой стало поддержание и повышение качества образования и уровня знаний обучающихся. Государство и сами высшие учебные организации предъявляют требования к качеству образования, которые формулируются разными сторонами (родители, обучающиеся, работодатели и общество), и их совокупность способствует поддержанию и улучшению образовательных стандартов. Инструментом реализации этих требований является преподаватель, именно на него возлагается ответственность за качество образовательных результатов обучающихся. Значимым становится осмысление проблем качества образования и качества обучения. Таким образом, наряду с классическими функциями по обучению, воспитанию и развитию обучающихся у преподавателей высшей школы появляются новые инновационные функции.

К новым инновационным функциям преподавателей относятся: проектирование программ учебных дисциплин в соответствии с образовательными стандартами; анализ образовательных результатов, достигаемых использованием методов обучения; осуществление объективного контроля и проведение процедур оценки качества обучения в ходе внутривузовского мониторинга образовательных результатов обучающимися высших учебных заведений.

Данные функции обуславливают необходимость знаний и умений преподавателей использовать вариативные методы оценки образовательных результатов студентов, методически целесообразно примененять технологии, принципы и приемы обучения студентов в вузах. Преподаватель вуза должен быть осведомлен как о внешнем (нормативно-правовом) состоянии оценки качества образования, так и о способах проведения оценки результатов собственной профессиональной деятельности. Данное положение подтверждается процессами, проходящими при реализации образовательных реформ, в основе которых заложены процедуры оценки качества образования на различных уровнях управления, соответственно нормативно-правовым основам оценочной деятельности.

Исследователи рассмативают процесс становления единой системы оценки качества (ЕСОКО), начиная с Закона «Об образовании» 1992 года, когда были озвучены проблемы поиска методов государственного управления качеством образования [Болотов 2017; Минияров, Лосев 2015]. В тот момент закон «Об образовании» поставил задачу осуществления индивидуального учета успешности обучающихся в освоении содержания образовательных программ, возложив на учебные заведения ответственность за качество обучения своих выпускников.

Дальнейшая веха трансформации представлений о качестве образования в РФ происходит в соответствии со стратегическими документами, в которых определялись основные направления развития оценки качества образования (Национальная доктрина образования 2000).

Значительным шагом в развитии представлений о качестве образования в Российской Федерации стала разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Федеральные государственные образовательные стандарты систематизировали предъявляемые к образовательным организациям требования в части реализации основных образовательных программ, способствуя формированию критериальной оценки, необходимой для оценки успешности обучающихся. Образовательные стандарты учитывали планируемые результаты и показатели в оценке качества системы образования (О Концепции… 2001).

Документ, который обеспечивает завершенное представление о качестве образования и подходы к его оценке, закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где определяются компетенции, непосредственно связанные с оценкой качества образования. Документ наделяет исключительными полномочиями образовательную организацию в обеспечении качества образования: организации проводят текущий контроль и промежуточную аттестацию обучающихся; создают и осуществляют внутреннюю систему оценки качества обучения студентов.

 

Степень разработанности проблемы

Между тем возникает необходимость теоретического обоснования сущности содержания оценочной деятельности преподавателей и администрации вузов и ее значения в обеспечении качества обучения. Обратимся к исследованиям, позволяющим оценить степень разработанности проблемы измерения качества образования и качества обучения.

Качество образования представляет собой комплексную характеристику образовательной деятельности обучающихся, которая учитывает множество аспектов и факторов, влияющих на процесс обучения и достижение образовательных результатов. Измеряются достижения обучающимися образовательных целей, включая уровень знаний, навыков и способностей, полученных в результате обучения. Важной частью обеспечения качества образования являются постоянное измерение, оценка результатов процесса обучения, что помогает образовательным учреждениям адаптироваться к изменяющимся потребностям общества. Качество образования является важным фактором в развитии личности и общества, поскольку образование осуществляет подготовку людей к профессиональной деятельности, способствует развитию критического мышления и активному участию в культурной и гражданской жизни.

Рассмотрим исследования, связанные с понятием «управление качеством». Деминг первым ввел понятие «управление качеством в образовании», обсуждая принципы управления качеством [Deming 2000]. Он отмечал важность руководства, которое поддерживает и стимулирует персонал к внедрению средств и созданию условий для качественного образования. Исследователь выделил несколько важных принципов, которые могут быть применены к образованию: рассмотрение образовательных систем в целом и анализ взаимосвязей между их разными элементами; зависимость качества образования от внутренних процессов и внешних факторов; значение обучения и профессионального развития преподавателей для улучшения качества образования; использование системы оценки и обратной связи для измерения качества образования и проведения необходимых корректив. Согласно идее Роберта Морзано, учет результатов оценки в образовательной практике позволяет улучшать качество обучения и повышать уровень знаний и навыков студентов [Marzano 2011].

Наряду с мнениями исследователей и в соответствии с действующим российским законодательством за основу государственного управления качеством образования берется оценка результатов деятельности образовательных организаций, что может быть обеспечено средствами мониторинга и внутренней оценкой качества [Христофорова, Краснова 2017].

Исследователи (К.А. Баранников, А.А. Беликов, С.Г. Косарецкий, В.П. Панасюк, Ф.Э. Шереги) отмечают, что в системе оценки результатов обучения обучающихся отсутствуют соответствующие механизмы и методики ее проведения [Косарецкий 2019; Панасюк 2018; Шереги, Арефьев 2019]. Соответственно, решение данной задачи возлагается на педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Социально-педагогические предпосылки и нормативно-правовые основания участия преподавателей в проектировании внутренней системы оценки качества образовательных результатов свидетельствуют о необходимости подготовки преподавателей вуза к данной деятельности. Отметим, что готовность преподавателя к оценочной деятельности является составляющей его педагогической компетенции в соответствии с требованиями профессионального стандарта [Магомедов, Гамзаева 2020]. Таким образом, организация внутривузовского мониторинга деятельности преподавателями является одним из инновационных направлений их деятельности в современных условиях [Рубцова 2022].

 

Результаты исследования

В исследованиях об овладении преподавателями оценочной деятельностью констатируется недостаточный уровень владения инновационными функциями, в частности проведением внутривузовского мониторинга качества образовательных результатов обучающихся, требуется повышение квалификации педагогов. Наше исследование проводилось в системе дополнительного образования Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева. Результаты констатирующего эксперимента показали, что затруднения при проведении мониторинга качества обучения испытывают 72 % преподавателей (выборка 112 человек); не готовы анализировать качество обучения (образовательные результаты) 88 % преподавателей, осознавая необходимость управления процессом достижения качества освоения учебной дисциплины (67 % преподавателей). В ходе формирующего эксперимента была разработана система формирования готовности преподавателей к проведению внутривузовского мониторинга качества образовательных результатов обучающихся.

Cодержательный элемент системы был представлен пятью модулями в соответствии с выбранной каждым преподавателем траекторией обучения в системе повышения квалификации. Процессуальный элемент системы представляется средствами формирования готовности преподавателей к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов. Результативный элемент системы интегрировал виды готовности, о сформированности которых можно судить по динамике их показателей.

Теоретически значимым является определение структуры готовности преподавателей к решению инновационных методических задач, которая интегрирует информационно-исследовательскую, операционально-деятельностную, аналитическую, рефлексивную и управленческую виды готовности преподавателя к оценке образовательных результатов.

В нашем исследовании предпринята попытка подготовки преподавателей в системе повышения квалификации к решению инновационных задач. Разработанная программа и отобранные средства ее реализации показали рост значений всех видов готовности преподавателей к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов дисциплине. Одновременно усилилась их потребность в решении инновационных задач по совершенствованию профессиональной подготовки студентов.

 Заключение

В настоящее время требуется разрешение назревшего противоречия между необходимостью решать методические задачи преподавателями в инновационной образовательной среде и отсутствием их готовности к проведению внутривузовского мониторинга качества образовательных результатов студентов.

×

Об авторах

Т. П. Рубцова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: rubcova.tp@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1037-1502

старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной математики

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Deming 2000 – Deming W.E. The New Economics for Industry, Government, Education. Cambridge, MA: MIT Press, 2000. 247 p. URL: https://oceanofpdf.com/authors/w-edwards-deming/pdf-epub-the-new-economics-for-industry-government-education-download/?id=001451448830.
  2. Marzano 2011 – Marzano R.J. Formative Assessment & Standards-Based Grading. Bloomington, IN: Marzano Resources, 2011. 248 p. URL: https://books.google.ru/books?id=3hbnBgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false.
  3. Болотов 2017 – Болотов В.А. Жаркие дебаты на экспертном рынке // Аккредитация в образовании. 2017. № 7 (99). С. 26–28. URL: https://fepo.i-exam.ru/sites/default/files/sites/default/Hot %20debate %20in %20the %20expert %20ring.pdf?ysclid=lp15dw742e190684516.
  4. Косарецкий 2019 – Косарецкий С.Г., Баранников К.А., Беликов А.А. [и др.] Российская школа: начало XXI века / под ред. С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 432 с. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1955-4. EDN: https://elibrary.ru/kozjzw.
  5. Минияров, Лосев 2015 – Минияров В.М., Лосев А.Л. Характеристика компонентов профессиональной педагогической деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10–2. С. 353–356. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24107077. EDN: https://elibrary.ru/uhnxor.
  6. Панасюк 2018 – Панасюк В.П. Оценка качества общего образования: состояние, проблемы, перспективы // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2018. № 3. С. 16–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37741214. EDN: https://elibrary.ru/wslsbd.
  7. Рубцова 2022 – Рубцова Т.П. Подготовка преподавателя вуза к решению инновационных методических задач в системе повышения квалификации // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022. Т. 28, № 3. С. 77–81. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-3-77-81.
  8. Христофорова, Краснова 2017 – Христофорова Л.В., Краснова Е.А. Правовые аспекты контроля качества образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 5. С. 169–176. URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/19931778_2017_-_5_unicode/22.pdf?ysclid=lp170295c0769677142.
  9. Шереги, Арефьев 2019 – Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Соцология труда. Условия труда педагогов: монография. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 298 с. URL: https://urait.ru/bcode/454730.
  10. Магомедов, Гамзаева 2020 – Магомедов Г.М., Гамзаева М.В. Оценочная деятельность как основа управления качеством практической подготовки будущих специалистов в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 182–184. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnaya-deyatelnost-kak-osnova-upravleniya-kachestvom-prakticheskoy-podgotovki-buduschih-spetsialistov-v-vuze/viewer (дата обращения: 07.09.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рубцова Т.П., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах