Quality of education: monitoring and evaluation of educational results
- Authors: Rubtsova T.P.1
-
Affiliations:
- Samara National Research University
- Issue: Vol 29, No 4 (2023)
- Pages: 66-70
- Section: Pedagogics
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/27115
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2023-29-4-66-70
- ID: 27115
Cite item
Full Text
Abstract
The quality of education is one of the most important and urgent problems in the modern educational world. With the advent of new technologies, global challenges and changes in the socio-cultural environment, education is becoming increasingly important as a factor of successful integration into society and achievement of personal and professional goals. The quality of education determines not only the level of knowledge and skills, but also forms competencies, develops critical thinking and promotes personal growth of students. In this context, the issues of the quality of education become the subject of universal interest and discussion, both among educational institutions and in society as a whole. How to ensure high quality training? How to evaluate and measure this quality? How to adapt educational standards to the changing needs of students and the labor market? This article discusses research on the quality of education, the search for optimal ways to modernize educational practices and achieve high standards of learning quality. The author examines various aspects of the quality of education, its impact on the personal and professional development of students, as well as ways to improve the quality of educational process in accordance with modern requirements and challenges, ways of students’ competencies in the modern educational system. The article also focuses on standardization and personalization of evaluation procedures, monitoring of educational results. Recommendations for improving the intra-university system of monitoring and evaluation of students’ educational results are offered.
Full Text
Введение
На всех этапах образования в высшей школы актуальной проблемой стало поддержание и повышение качества образования и уровня знаний обучающихся. Государство и сами высшие учебные организации предъявляют требования к качеству образования, которые формулируются разными сторонами (родители, обучающиеся, работодатели и общество), и их совокупность способствует поддержанию и улучшению образовательных стандартов. Инструментом реализации этих требований является преподаватель, именно на него возлагается ответственность за качество образовательных результатов обучающихся. Значимым становится осмысление проблем качества образования и качества обучения. Таким образом, наряду с классическими функциями по обучению, воспитанию и развитию обучающихся у преподавателей высшей школы появляются новые инновационные функции.
К новым инновационным функциям преподавателей относятся: проектирование программ учебных дисциплин в соответствии с образовательными стандартами; анализ образовательных результатов, достигаемых использованием методов обучения; осуществление объективного контроля и проведение процедур оценки качества обучения в ходе внутривузовского мониторинга образовательных результатов обучающимися высших учебных заведений.
Данные функции обуславливают необходимость знаний и умений преподавателей использовать вариативные методы оценки образовательных результатов студентов, методически целесообразно примененять технологии, принципы и приемы обучения студентов в вузах. Преподаватель вуза должен быть осведомлен как о внешнем (нормативно-правовом) состоянии оценки качества образования, так и о способах проведения оценки результатов собственной профессиональной деятельности. Данное положение подтверждается процессами, проходящими при реализации образовательных реформ, в основе которых заложены процедуры оценки качества образования на различных уровнях управления, соответственно нормативно-правовым основам оценочной деятельности.
Исследователи рассмативают процесс становления единой системы оценки качества (ЕСОКО), начиная с Закона «Об образовании» 1992 года, когда были озвучены проблемы поиска методов государственного управления качеством образования [Болотов 2017; Минияров, Лосев 2015]. В тот момент закон «Об образовании» поставил задачу осуществления индивидуального учета успешности обучающихся в освоении содержания образовательных программ, возложив на учебные заведения ответственность за качество обучения своих выпускников.
Дальнейшая веха трансформации представлений о качестве образования в РФ происходит в соответствии со стратегическими документами, в которых определялись основные направления развития оценки качества образования (Национальная доктрина образования 2000).
Значительным шагом в развитии представлений о качестве образования в Российской Федерации стала разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Федеральные государственные образовательные стандарты систематизировали предъявляемые к образовательным организациям требования в части реализации основных образовательных программ, способствуя формированию критериальной оценки, необходимой для оценки успешности обучающихся. Образовательные стандарты учитывали планируемые результаты и показатели в оценке качества системы образования (О Концепции… 2001).
Документ, который обеспечивает завершенное представление о качестве образования и подходы к его оценке, закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где определяются компетенции, непосредственно связанные с оценкой качества образования. Документ наделяет исключительными полномочиями образовательную организацию в обеспечении качества образования: организации проводят текущий контроль и промежуточную аттестацию обучающихся; создают и осуществляют внутреннюю систему оценки качества обучения студентов.
Степень разработанности проблемы
Между тем возникает необходимость теоретического обоснования сущности содержания оценочной деятельности преподавателей и администрации вузов и ее значения в обеспечении качества обучения. Обратимся к исследованиям, позволяющим оценить степень разработанности проблемы измерения качества образования и качества обучения.
Качество образования представляет собой комплексную характеристику образовательной деятельности обучающихся, которая учитывает множество аспектов и факторов, влияющих на процесс обучения и достижение образовательных результатов. Измеряются достижения обучающимися образовательных целей, включая уровень знаний, навыков и способностей, полученных в результате обучения. Важной частью обеспечения качества образования являются постоянное измерение, оценка результатов процесса обучения, что помогает образовательным учреждениям адаптироваться к изменяющимся потребностям общества. Качество образования является важным фактором в развитии личности и общества, поскольку образование осуществляет подготовку людей к профессиональной деятельности, способствует развитию критического мышления и активному участию в культурной и гражданской жизни.
Рассмотрим исследования, связанные с понятием «управление качеством». Деминг первым ввел понятие «управление качеством в образовании», обсуждая принципы управления качеством [Deming 2000]. Он отмечал важность руководства, которое поддерживает и стимулирует персонал к внедрению средств и созданию условий для качественного образования. Исследователь выделил несколько важных принципов, которые могут быть применены к образованию: рассмотрение образовательных систем в целом и анализ взаимосвязей между их разными элементами; зависимость качества образования от внутренних процессов и внешних факторов; значение обучения и профессионального развития преподавателей для улучшения качества образования; использование системы оценки и обратной связи для измерения качества образования и проведения необходимых корректив. Согласно идее Роберта Морзано, учет результатов оценки в образовательной практике позволяет улучшать качество обучения и повышать уровень знаний и навыков студентов [Marzano 2011].
Наряду с мнениями исследователей и в соответствии с действующим российским законодательством за основу государственного управления качеством образования берется оценка результатов деятельности образовательных организаций, что может быть обеспечено средствами мониторинга и внутренней оценкой качества [Христофорова, Краснова 2017].
Исследователи (К.А. Баранников, А.А. Беликов, С.Г. Косарецкий, В.П. Панасюк, Ф.Э. Шереги) отмечают, что в системе оценки результатов обучения обучающихся отсутствуют соответствующие механизмы и методики ее проведения [Косарецкий 2019; Панасюк 2018; Шереги, Арефьев 2019]. Соответственно, решение данной задачи возлагается на педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Социально-педагогические предпосылки и нормативно-правовые основания участия преподавателей в проектировании внутренней системы оценки качества образовательных результатов свидетельствуют о необходимости подготовки преподавателей вуза к данной деятельности. Отметим, что готовность преподавателя к оценочной деятельности является составляющей его педагогической компетенции в соответствии с требованиями профессионального стандарта [Магомедов, Гамзаева 2020]. Таким образом, организация внутривузовского мониторинга деятельности преподавателями является одним из инновационных направлений их деятельности в современных условиях [Рубцова 2022].
Результаты исследования
В исследованиях об овладении преподавателями оценочной деятельностью констатируется недостаточный уровень владения инновационными функциями, в частности проведением внутривузовского мониторинга качества образовательных результатов обучающихся, требуется повышение квалификации педагогов. Наше исследование проводилось в системе дополнительного образования Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева. Результаты констатирующего эксперимента показали, что затруднения при проведении мониторинга качества обучения испытывают 72 % преподавателей (выборка 112 человек); не готовы анализировать качество обучения (образовательные результаты) 88 % преподавателей, осознавая необходимость управления процессом достижения качества освоения учебной дисциплины (67 % преподавателей). В ходе формирующего эксперимента была разработана система формирования готовности преподавателей к проведению внутривузовского мониторинга качества образовательных результатов обучающихся.
Cодержательный элемент системы был представлен пятью модулями в соответствии с выбранной каждым преподавателем траекторией обучения в системе повышения квалификации. Процессуальный элемент системы представляется средствами формирования готовности преподавателей к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов. Результативный элемент системы интегрировал виды готовности, о сформированности которых можно судить по динамике их показателей.
Теоретически значимым является определение структуры готовности преподавателей к решению инновационных методических задач, которая интегрирует информационно-исследовательскую, операционально-деятельностную, аналитическую, рефлексивную и управленческую виды готовности преподавателя к оценке образовательных результатов.
В нашем исследовании предпринята попытка подготовки преподавателей в системе повышения квалификации к решению инновационных задач. Разработанная программа и отобранные средства ее реализации показали рост значений всех видов готовности преподавателей к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов дисциплине. Одновременно усилилась их потребность в решении инновационных задач по совершенствованию профессиональной подготовки студентов.
Заключение
В настоящее время требуется разрешение назревшего противоречия между необходимостью решать методические задачи преподавателями в инновационной образовательной среде и отсутствием их готовности к проведению внутривузовского мониторинга качества образовательных результатов студентов.
About the authors
T. P. Rubtsova
Samara National Research University
Author for correspondence.
Email: rubcova.tp@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1037-1502
assistant professor of the Department of Informatics and Computational Mathematics
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationReferences
- Deming 2000 – Deming W.E. (2000) The New Economics for Industry, Government, Education. Cambridge, MA: MIT Press, 247 p. Available at: https://oceanofpdf.com/authors/w-edwards-deming/pdf-epub-the-new-economics-for-industry-government-education-download/?id=001451448830.
- Marzano 2011 – Marzano R.J. (2011) Formative Assessment & Standards-Based Grading. Bloomington, IN: Marzano Resources, 248 p. Available at: https://books.google.ru/books?id=3hbnBgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false.
- Bolotov 2017 – Bolotov V.A. (2017) Enormous controversy in the expert market. Akkreditatsiya v obrazovanii, no. 7, pp. 26–28. Available at: https://fepo.i-exam.ru/sites/default/files/sites/default/Hot %20debate %20in %20the %20expert %20ring.pdf?ysclid=lp15dw742e190684516. (In Russ.)
- Kosaretsky 2019 – Kosaretsky S.G., Barannikov K.A., Belikov A.A. [et al.] (2019) Russian school: beginning of the XXI century; Kosaretsky S.G., Frumin I.D. (Eds.). Moscow: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 432 p. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1955-4. EDN: https://elibrary.ru/kozjzw. (In Russ.)
- Miniyarov, Losev 2015 – Miniyarov V.M., Losev A.L. (2015) Characteristic of components of professional pedagogical activity. International Journal of Applied and Fundamental Research, no. 10–2, pp. 353–356. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24107077. EDN: https://elibrary.ru/uhnxor. (In Russ.)
- Panasyuk 2018 – Panasyuk V.P. (2018) Assessing the quality of general education: status, problems, prospects. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: teoriya i praktika effektivnogo administrirovaniya, no. 3, pp. 16–18. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37741214. EDN: https://elibrary.ru/wslsbd. (In Russ.)
- Rubtsova 2022 – Rubtsova T.P. (2022) Preparation of a university teacher for solving innovative methodological problems in the system of advanced training. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, vol. 28, no. 3, pp. 77–81. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-3-77-81. (In Russ.)
- Khristoforova, Krasnova 2017 – Khristoforova L.V., Krasnova E.A. (2017) Some legal aspects of the educational quality control. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, no. 5, pp. 169–176. Available at: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/19931778_2017_-_5_unicode/22.pdf?ysclid=lp170295c0769677142. (In Russ.)
- Sheregi, Arefyev 2019 – Sheregi F.E., Arefyev A.L. (2019) Sociology of labor. Working conditions for teachers: monograph. 2nd edition, revised and enlarged. Moscow: Yurait, 2019, 298 p. Available at: https://urait.ru/bcode/454730. (In Russ.)
- Magomedov, Gamzaeva 2020 – Magomedov G.M., Gamzaeva M.V. (2020) Evaluation activity as a basis of for quality management of practical training of future specialists at a university. The world of science, culture and education, 2020, no. 2 (81), pp. 182–184. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnaya-deyatelnost-kak-osnova-upravleniya-kachestvom-prakticheskoy-podgotovki-buduschih-spetsialistov-v-vuze/viewer (accessed 07.09.2023). (In Russ.)