Имена существительные религиозной семантики на -ник в русском языке XVIII века (на материале лексикографических произведений гражданской печати)
- Авторы: Феликсов С.В.1
-
Учреждения:
- Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
- Выпуск: Том 29, № 2 (2023)
- Страницы: 201-212
- Раздел: Языкознание
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/24647
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2023-29-2-201-212
- ID: 24647
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование находится в русле проблем истории формирования религиозного стиля русского языка. В статье осуществлен комплексный лингвистический анализ имен существительных религиозной семантики на -ник, зафиксированных в отечественных лексикографических произведениях гражданской печати XVIII в. Актуальность темы обусловлена отсутствием к настоящему времени специальных лингвистических исследований, связанных с изучением имен существительных религиозной семантики на -ник, а также функциональной значимостью данного класса слов для формирования религиозного стиля русского языка XVIII века. Были использованы методы стилистического, морфемно-словообразовательного, грамматического, тематического, историко-этимологического и дефиниционного анализа, а также метод семантического поля и статистический. В ходе исследования были проанализированы словообразовательные и семантические особенности религионимов-субстантивов на -ник, описаны их лексико-грамматические разряды и тематические группы, в рамках этих групп выявлены новообразования XVIII века. Установлено, что религионимы-субстантивы на -ник характеризуются системой сложных словообразовательных отношений, соотносясь с отыменными или отглагольными базовыми основами, и в большей своей части являются моносемантичными конкретными именами, обозначающими лиц мужского пола. При этом показано, что производные на -ник, имеющие в качестве базовой отглагольную основу, обозначают главным образом лиц по действию или выполняемым профессиональным функциям, а дериваты с базовой отыменной основой называют лиц по сану, должности или по признаку, а также обозначают предмет, имеющий определенное предназначение. Отмечено, что имена существительные религиозной семантики на -ник прочно заняли свое место в лексической системе религиозного стиля русского языка XVIII века, образуя в ней особый пласт конкретной конфессиональной лексики.
Полный текст
Введение
Изучению вопроса, связанного с историей словообразовательного типа имен существительных на -ник, являющегося одним из самых продуктивных в русском языке, начиная с древнерусского периода1, посвящены работы А.А. Дементьева [Дементьев 1942], В.В. Виноградова [Виноградов 1947], В.В. Веселитского [Веселитский 1972], Г.А. Николаева [Николаев 1976], Е.Д. Бесценной (Бесценная 1980), А.А. Раковой (Ракова 1984), З.И. Шаталовой (Шаталова 1984), Е.А. Земской [Земская 1992], О.В. Шашковой (Шашкова 1997), С.Л. Чарекова [Чареков 2002], Т.В. Жуковой (Жукова 2002), М.В. Хитиной (Хитина 2006), С. Гоу (Гоу 2010), О.А. Шапоревой (Шапорева 2012) и ряда других ученых. Однако, несмотря на теоретико-практическую значимость существующих трудов, необходимо констатировать, что имена существительные религиозной семантики на -ник, употребляющиеся в русском языке XVIII века, не стали в них предметом специального лингвистического анализа. Учитывая данное положение дел, а также тот факт, что рассматриваемые религионимы-субстантивы2 – значительный по своему составу и важный для религиозного стиля речи3 пласт конфессиональной лексики русского языка XVIII в., в предлагаемой статье делается попытка заполнить в определенной мере существующую в науке лакуну.
Источниками для исследования стали словарные труды гражданской печати, явившиеся первыми масштабными опытами лексикографического описания религиозной лексики русского языка не только в XVIII в., но и в целом в истории отечественной письменности: 1) «Церковный словарь» протоиерея П.А. Алексеева (1773–1794 гг.) (далее – ЦС)4, 2) «Краткой словарь славянской» игумена Евгения (Романова) (1784 г.) (Романовъ 1784) (далее – КСС), 2) «Словарь Академіи Россійской» (1789–1794 гг.) (САР 1789–1794) (далее – САР).
Материалом для исследования послужили более 160 лексических единиц – имен существительных религиозной семантики на -ник, зафиксированных в названных лексикографических источниках.
Методы исследования
Выбор лексикографических произведений для языкового анализа, а также дифференциация содержащегося в них лексического материала в соответствии с его принадлежностью к религиозному стилю речи и семантическому полю «религия»5 при проведении исследования осуществлялись на основе методов стилистического анализа и семантического поля6. При выявлении особенностей словообразовательной структуры рассматриваемых дериватов на -ник были применены методы морфемного и словообразовательного анализа7. Для описания религионимов-субстантивов в соответствии с лексико-грамматическими разрядами и тематическими группами использованы методы грамматического и тематического анализа. Особенности семантики изучаемых лексем, характерные для рассматриваемого периода, были выявлены посредством методов компонентного анализа словарных дефиниций и их сопоставления. При рассмотрении религионимов-субстантивов на -ник в аспекте времени их возникновения в русском языке был использован историко-этимологический анализ8. Помимо этого, в исследовании приведены количественные данные, касающиеся рассматриваемых дериватов, в связи с этим был использован также статистический метод.
Особенности словообразовательной структуры религионимов-субстантивов на -ник
В научной литературе существует «разнобой» (Шаталова 1984, с. 31) в квалификации имен существительных на -ник со словообразовательной точки зрения9. В связи со «сложной системой словообразовательных отношений» (Шаталова 1984, с. 30) внутри словообразовательных цепей, раскрывающих последовательность образований данных дериватов, одно производное слово может быть соотнесено с несколькими производящими основами (например: грех / грешить / грешный → грешник [Ширшов 1981, с. 52] и, соответственно, иметь несколько трактовок словообразовательной структуры слова (Гоу 2010, с. 69).
Ввиду нерешенности в науке обозначенной проблемы и наличия по ней разных (в т. ч. противоположных) точек зрения, представляется целесообразным придерживаться подхода, в соответствии с которым образования на -ник10 предлагается рассматривать главным образом в зависимости от их исходной основы (отыменной/отглагольной), поскольку именно от нее, по наблюдениям ученых, зависит «судьба» «семантического и словообразовательного развития» дериватов данного словообразовательного типа [Русский язык и советское общество… 1968, с. 183].
Помимо этого, с учетом «особо тесной связи» суффиксов -ик- и -ник11, которые, по мнению И.А. Ширшова, передают «одно и то же значение» и «обладают формальной общностью» [Ширшов 1981, с. 48], в исследовании данные языковые единицы будут обозначаться комбинированным графическим способом (-(н)ик)12 и рассматриваться как форманты, функционирующие в одном «морфемном комплексе» (т. е. являющиеся «фонологически тождественной аффиксальной последовательностью, повторяющейся в серии слов, которая в одних случаях распадается на две или более простые морфемы, в других случаях представляет собой формально протяженную, но семантически простую морфему» [Ширшов 1980, с. 48]).
С учетом сказанного выше при описании словообразовательных отношений имен существительных религиозной семантики на -ник в исследовании, помимо исходной основы данных дериватов, также будут указаны (с опорой на имеющиеся исторические словари русского языка) и их потенциально мотивирующие основы, поскольку «подлинную словообразовательную структуру мотивированных слов можно установить», не только опираясь «на всю совокупность образований зпт принадлежащих к определенному словообразовательному типу, но и совокупность образований связанных с ним типов, тождественных или сходных по структуре форманта» (Шаталова 1984, с. 34, 43)13.
Отыменные образования. Данную группу религионимов-субстантивов на -ник составляют дериваты, которые имеют исходную основу «непроцессуального значения», т. е. являются образованными от существительных неглагольного происхождения и отсубстантивных прилагательных (не менее 55 лексем) [Русский язык и советское общество… 1968, с. 183; Земская 1992, с. 95].
- Абсолютное большинство отыменных религионимов-субстантивов на -ник, зафиксированных в изучаемых словарях, представляют собой образования, в которых прослеживается смысловая и структурная связь как с субстантивными, так и адъективными основами (не менее 50 лексем). При этом отметим, что при «мотивации прилагательным в равной мере можно усматривать совмещение отрезка, отличающего основу прилагательного <…> с начальным отрезком суффиксального морфа» (Хитина 2006, с. 58; Бесценная 1980, с. 43).
В зависимости от особенностей исходной основы, а также способа словообразования среди рассматриваемых религионимов-субстантивов на -ник можно выделить следующие группы дериватов, для которых базовыми являются основы имен существительных, а потенциально мотивирующими – основы имен прилагательных, мотивированные теми же существительными.
1.1. Дериваты, образованные суффиксальным способом при помощи форманта -(н)ик- и имеющие в качестве базовой основы непроизводные конкретные (реже абстрактные) имена существительные мужского и женского рода: а) славянского происхождения (дверь / дверний (дверной) (СлРЯ XVIII) → дверникъ, колоколъ / колокольный (СлРЯ XVIII) → колокольникъ, отецъ / отечный (СлРЯ XI–XVII) → отечникъ, правда / праведный (СлРЯ XI–XVII) → праведникъ, свѣча / свѣчной (СлРЯ XI–XVII) → свѣчникъ, столпъ / столпный (СлРЯ XI–XVII) → столпникъ и др.) и б) иноязычного (греческого) (икона / иконный (СлРЯ XVIII) → иконникъ, канон / канонный (СлРЯ XVIII) → канонникъ, клиросъ / клиросный (СлРЯ XI–XVII) → клиросникъ, кутья / кутейный (СлРЯ XI–XVII) → кутейникъ, схима / схимный (СлРЯ XI–XVII) → схимникъ, церковь / церковный (Срезн.) → церковникъ и др.) (не менее 25 лексем).
1.2. Дериваты, образованные конфиксальным способом и имеющие в качестве базовой основы непроизводные конкретные (реже абстрактные) имена существительные мужского, женского и среднего рода славянского происхождения (при этом данные образования могут быть соотнесены также с приставочными и/или бесприставочными основами имен прилагательных, мотивированных теми же существительными): а) на-…-(н)ик /-еник (мѣсто / мѣстный (намѣстный) (СлРЯ XVIII) → намѣстникъ, рамо / нарамный (СлРЯ XI–XVII) → нарамникъ, грудь / грудной (нагрудный) (СлРЯ XVIII) → нагрудникъ, бедро / бедерный (СлРЯ XVIII), набедренный (СлРЯ XI–XVII) → набедренникъ); б) без-..(н)ик / -еник (закон / законный (беззаконный) (СлРЯ XVIII) → беззаконникъ, сребро / сребреный (бессребренный) (СлРЯ XI–XVII) → безсребренникъ); в) под-…-(н)ик (риза / ризный (подризный) (СлРЯ XI–XVII) → подризникъ, ряса / рясный (СлРЯ XI–XVII) → подрясникъ); г) с-(со-)…-(н)ик (храмъ / храмьный (Срезн.) → схрамникъ, постъ / постный (СлРЯ XI–XVII) → спостникъ, престолъ / престольный (сопрестольный) (СлРЯ XI–XVII) → сопрестольник14) (не менее 20 лексем).
1.3. Дериваты, образованные суффиксальным способом при помощи форманта -(н)ик- и имеющие в качестве базовой основы простые производные конкретные и абстрактные имена существительные славянского происхождения, а) употребляющиеся только во множественном числе (именины / именинный (СлРЯ XVIII) → имянинникъ), б) женского рода (пустыня / пустынный (СлРЯ XI–XVII) → пустынник), в) мужского рода (разум / разумный (СлРЯ XI–XVII) → разумникъ) (не менее 3 лексем).
1.4. Дериваты, образованные суффиксальным способом при помощи форманта -(н)ик- от имен прилагательных суффиксом -овн- и имеющие в качестве базовой основы непроизводные абстрактные имена существительные мужского и женского рода славянского происхождения (вина / виновный (СлРЯ XVIII) → виновникъ, дух / духовный (СлРЯ XVIII) → духовник, чинъ / чиновьный (Срезн.) → чиновникъ) (не менее 3 лексем).
- Другую группу отыменных производных, представленную немногочисленными примерами, составляют религионимы-субстантивы на -ник, соотносимые в словообразовательном отношении с одной (субстантивной или адъективной) производящей основой (не менее 4 лексем).
2.1. Дериваты, образованные от имен существительных мужского рода славянского и иноязычного происхождения суффиксальным способом при помощи форманта -ник- (діакон (СлРЯ XVIII) → діаконникъ, скит (СлРЯ XVIII) → скитникъ) (не менее 2 лексем).
2.2. Дериваты, образованные суффиксальным способом при помощи форманта -(н)ик- от сложных основ качественных и относительных имен прилагательных славянского и иноязычного происхождения (благогласный (СлРЯ XVIII) → благогласникъ, осмогласный (СлРЯ XVIII) → осмогласникъ) (не менее 2 лексем).
Отглагольные образования. Данную группу религионимов-субстантивов на -ник составляют дериваты, которые имеют исходную основу «процессуального значения» (не менее 100 лексем).
- Основную группу отглагольных производных составляют религионимы-субстантивы, образованные суффиксальным способом при помощи форманта -(н)ик, для которых базовыми являются простые основы глаголов I и V (в единичных случаях III) продуктивных классов славянского происхождения, а потенциально мотивирующими могут быть основы имен существительных и адъективные формы, мотивированные теми же глаголами (затворити / затворъ / затворный (СлРЯ XI–XVII) → затворникъ, испытати / испытъ / испытный (СлРЯ XI–XVII) → испытникъ, наставити / наставъ / наставный (СлРЯ XI–XVII) → наставникъ, отступити / отступъ / отступный (СлРЯ XVIII) → отступникъ, подвижити / подвигъ / подвижный (СлРЯ XI–XVII) → подвижникъ, толковати / толк / толковный (СлРЯ XI–XVII) → толковникъ) (не менее 40 лексем).
- Другую группу отглагольных дериватов составляют религионимы-субстантивы, для которых базовыми являются основы глаголов, а потенциально мотивирующими адъективные формы, мотивированные теми же глаголами (не менее 19 лексем).
2.1. Дериваты, образованные суффиксальным способом при помощи форманта -(н)ик- и имеющие в качестве базовой простые и сложные основы глаголов славянского происхождения I, II и V продуктивного классов, а также непродуктивных классов (благоговѣти / благоговѣйный (СлРЯ XI–XVII) → благоговѣйникъ, богоугодити / богоугодный (СлРЯ XI–XVII) → богоугодникъ, воздержать / воздержный (СлРЯ XVIII) → воздержникъ, обѣщати / обѣщанный (СлРЯ XI–XVII) → обѣщанникъ) (не менее 14 лексем).
2.2. Дериваты, имеющие в качестве базовой простую или сложную основу глаголов славянского происхождения V продуктивного класса или непродуктивных классов, в которых, по мнению некоторых ученых, могут быть выделены словообразовательные форманты -ен(н)ик- и -льник-15 (благословить / благословенный (СлРЯ XVIII) → благословенникъ, ставити / ставленный (СлРЯ XI–XVII) → ставленникъ, мучить / мученный (СлРЯ XVIII) → мученик, будить / будильный (СлРЯ XVIII) → будильникъ, молчать / молчальный (СлРЯ XVIII) → молчальникъ) (не менее 5 лексем).
- Отдельную группу составляют дериваты, образованные суффиксальным способом при помощи форманта -(н)ик- и соотносимые в словообразовательном отношении а) с одной сложной (адъективной) основой или б) с двумя сложными основами (субстантивной или адъективной), которые образованы путем сложения неравноправных в смысловом и функционально-синтаксическом отношении компонентов, где главный опорный компонент имеет базовую глагольную основу (плотоугодный (САР 1789–1794) → плотоугодникъ, благоподвижный (СлРЯ XVIII) → благоподвижникъ, богоотступный (СлРЯ XVIII) → богоотступникъ, богоненавистъ (СДРЯ XI–XIV) / богоненавистный (СлРЯ XVIII) → богоненавистникъ, ересоначальный (СлРЯ XI–XVII) → ересеначальникъ, богомол / богомольный (СлРЯ XVIII) – богомольник, богородица / богородичный (СлРЯ XVIII) → богородичникъ, грѣхотворъ (СРЯ XVIII) / грѣхотворный (СРЯ XI–XVII) → грѣхотворникъ, неботечный (СлРЯ XI–XVII) → неботечник) (не менее 22 лексем).
- Еще одну группу составляют дериваты, образованные путем сложения неравноправных в смысловом и функционально-синтаксическом отношении компонентов, в которых главным опорным компонентом является глагол или существительное, имеющее в качестве базовой основы глагол: а) атрибутивные композиты, построенные по словообразовательной модели «основа имени прилагательного / порядкового числительного + соединительная гласная о + самостоятельное слово (отглагольное существительное на -ник) и флексия (великомученикъ, преподобномученикъ, первопроповѣдникъ, священномученикъ, священноначальникъ); б) предикативные (богосвѣтильникъ) и объектные композиты, построенные по словообразовательной модели «основа имени существительного + соединительная гласная о + самостоятельное слово (отглагольное существительное на -ник) и флексия» (⊲вѣропроповѣдникъ16, олтаренавѣтникъ); в) объектные композиты, построенные по словообразовательной модели «основа имени существительного + соединительная гласная о + инфинитив + суффикс -ник- и флексия» (⊲грѣховодникъ) (не менее 20 лексем).
Лексико-грамматические и тематические группы религионимов-субстантивов на -ник
Широта связи суффикса -(н)ик- с различными производящими основами, показанная выше, обусловила «полисемантизм» (Шаталова 1984, с. 34) данного форманта, что, в свою очередь, породило наличие у рассматриваемых религионимов-субстантивов разных типов личных и неличных конкретных лексико-семантических значений, которые в определенной мере нашли отражение в содержании словарных статей анализируемых лексиконов: 1) значение лица; 2) значение предмета, имеющего определенное предназначение; 3) значение помещения, места, имеющего определенное предназначение; 4) значение временных отрезков.
- Образования со значением лица. Согласно историко-лингвистическим исследованиям, основная функция суффикса -(н)ик- в абсолютном большинстве случаев издревле состояла в образовании личных субстантивов [Чареков 2002, с. 4], при этом данный формант был одним из самых активных в русском языке при производстве имен лиц [Земская 1992, с. 97]. В связи с этим дериваты данного типа составляют абсолютное большинство слов среди имен существительных религиозной семантики на -ник, зарегистрированных в анализируемых словарях (не менее 130 лексем).
Они могут быть классифицированы в соответствии со следующими лексико-семантическими подтипами: 1) лицо (сверхъестественное существо), названное по действию или признаку; 2) лицо (человек), названное а) по сану, должности, выполняемым профессиональным функциям; б) по действию; в) по признаку; г) по принадлежности к сообществу людей, объединенных по определенному признаку; д) собственным именем.
1.1. Лицо (сверхъестественное существо), названное по действию или признаку. В анализируемых словарях дериваты данной группы представлены немногочисленными примерами имен существительных религиозной семантики на -ник (не менее 9 лексем). В тематическом плане они являются наименованиями сверхъестественных духовных существ: а) Бога (в т. ч. Лиц Святой Троицы) (богосветильникъ, виновникъ, заступникъ, родоначальникъ, пастыреначальникъ, подвигоположникъ, свѣтоначальникъ, таинствоначальникъ) (Свѣтоначальникъ <…> Виновникъ свѣта. Названіе придаемое Богу (САР 1789–1794); Таинствоначальникъ. Основатель таинъ церков. Хрістосъ (КСС)) и б) дьявола (Человѣконенавистникъ <…> Ненавидящій, нелюбящій людей, отвращающіся от людей, врагъ человѣковъ. Человѣконенавистникъ діаволъ (САР 1789–1794)).
1.2. Самую многочисленную группу имен существительных религиозной семантики на -ник со значением лица, зарегистрированную в анализируемых словарях, составляют лексические единицы, называющие лицо, соотносимое с понятием «человек» (не менее 120 лексем).
а) Лицо (человек), названное по сану, должности, выполняемым профессиональным функциям. Дериваты данного типа составляют абсолютное большинство слов имен существительных религиозной семантики на -ник, зафиксированных в анализируемых словарных источниках (не менее 55 лексем).
Основную часть дериватов данной группы составляют лексемы, являющиеся в тематическом отношении наименованиями лиц мужского пола по их церковному сану, церковной должности, званию, установленным в Православной Церкви, а также выполняемым церковным обязанностям (богопроповѣдникъ, будильникъ, воспріемникъ, ⊲вѣропроповѣдникъ, иконникъ, испытникъ, келейникъ, клиросникъ, псаломникъ, послушникъ, свѣчникъ, первопрестольникъ, священнопроповѣдникъ, священноначальникъ, скитоначальникъ, схимникъ, трапезникъ, церковникъ и др.) (Псаломникъ <…> Чтецъ церковный, котораго должность состоитъ по большой части въ чтеніи псалмовъ и другаго во время службы церковной (САР 1789–1794); Пастыреначальникъ, главный надъ пастырями (ЦС)).
Единичным примером представлена тематическая группа, дериват которой является наименованием лица по должности в еретических объединениях (Ересеначальникъ, отъ котораго ересь возъимѣла свое начало <…> (ЦС)).
б) Лицо (человек), названное по действию. Данная группа дериватов является второй по численности среди имен существительных религиозной семантики на -ник, зафиксированных в обследуемых лексикографических произведениях (не менее 35 лексем).
Эти дериваты являются лексемами оценочного типа и обозначают лицо мужского пола по действию в аспекте его духовно-нравственных взаимоотношений с Богом. Они образуют две противопоставленные в смысловом отношении тематические группы. С одной стороны, они называют лиц, характеризующихся действиями положительного характера, связанными с аскетическими трудами и христианскими подвигами (аскитникъ, воздержникъ, богоугодникъ, богоглагольникъ, исповѣдникъ, молитвенникъ, молебникъ, отшельникъ, подвижникъ, покаянникъ, правовѣрникъ, постникъ и др.) (Богоугодникъ <…> ведущій жизнь свою согласно съ закономъ Божіимъ (САР 1789–1794); Молитвенникъ <…> Кто молитъ, проситъ Бога о комъ или о чемъ (САР 1789–1794)). С другой стороны, именуют лиц, характеризующихся действиями отрицательного (греховного) характера, отдаляющими человека от Бога (безбожникъ, богоотступникъ, вѣроотметникъ, ⊲грѣховодникъ, олтаренавѣтникъ, отступникъ, плотоугодникъ и др.) (Грѣховодникъ <…> Человѣкъ, соблазнительными своими поступками другихъ ко грѣху приводящій (САР 1789–1794); Богоотступникъ <…> Богоборецъ, отвергшиійся Бога, закона и вѣры (САР 1789–1794)).
в) Лицо (человек), названное по признаку. Данная группа имен существительных религиозной семантики на -ник представлена рядом лексем (не менее 10). В тематическом отношении они именуют лиц мужского пола, являющихся носителями положительных (благоговѣйникъ, безсребреникъ, праведникъ, смиренникъ) и отрицательных (безвѣрникъ, беззаконникъ, грѣхотворникъ, мужеложникъ, порочникъ) в духовно-нравственном аспекте признаков (свойств, качеств, склонностей), присущих человеку (Благоговѣйникъ <…> добродѣтельный, благочестивый человѣкъ (ЦС); Праведникъ <…> Святый <…> (САР 1789–1794); Безвѣрникъ, невѣрующій въ Бога (КСС); Беззаконникъ <…> Грѣшный человѣкъ (САР 1789–1794); Грѣхотворникъ <…> Тот, который преклоненъ ко грѣху (САР 1789–1794)).
г) Лицо (человек), принадлежащее к сообществу людей, объединенных по определенному признаку. Данную группу (не менее 14 лексем) составляют лексемы на -ник, которые в тематическом плане называют а) лиц, причисленных Православной Церковью к лику святых (в т. ч. с учетом их иерархического положения в Церкви и совершенного ими подвига) (исповѣдникъ, преподобномученикъ, пророкомученикъ, священномученикъ, угодникъ и др.) (Священномученикъ <…> Кто будучи архіереемъ, или священникомъ пострадалъ за Христіанскую вѣру (САР 1789–1794); Преподобномученикъ, монах пострадавшій за вѣру (КСС)); б) лиц, принадлежащих к религиозным сообществам, отпавшим от христианства (воздержники17, единовольникъ, многобожники, молчальники, разкольникъ, раздорникъ) (Воздержники, еретики <…> кои такъ же какъ и Маркіониты брака законнаго гнушалися, вина отвращалися, запрещали употреблять въ снѣдь животныхъ и проч. <…> (ЦС); Разкольникъ <…> Держащійся, послѣдующій противному какому нибудь господствующей вѣры толку, ученію или обрядамъ (САР 1789–1794)).
д) Собственное имя лица (человека). Группа антропонимов на -ник представлена в обследуемых словарях несколькими примерами (не менее 7 лексем). Данные дериваты являются в тематическом плане прозвищами лиц, признанных в Православной Церкви святыми (безсребреникъ, лѣствичникъ, неботечникъ, псаломникъ, постникъ, разумникъ, столпникъ) (Столпникъ, въ месяцесловѣ есть нарочитый святый Симеонъ <…> который для спасенія своего вошелъ на столпъ <…> (ЦС); Псаломникъ <…> Называется такъ царь Давидъ сочинившій псалмы (САР 1789–1794)).
- Образования со значением предмета, имеющего определенное предназначение. Неличные имена существительных религиозной семантики на -ник со значением предмета, зарегистрированные в анализируемых словарях (не менее 30 лексем), в тематическом отношении являются наименованиями: а) церковно-богослужебных книг и жанров богослужебных текстов (благовѣстникъ, богородичникъ, законоправильникъ, отечникъ, осмогласникъ, канонникъ, лѣствичникъ, молитвенникъ, паремейникъ, служебникъ, соборникъ, церковникъ, чиновникъ, славникъ) (Служебникъ, книга церковная, по которой отправляется служба Божественная <…> (ЦС)); б) церковно-богослужебных одежд (наперсникъ, набедренникъ, нагрудникъ, нарамник, нанѣдрникъ, подрясникъ, подризникъ) (Набедренникъ <…> одго изъ облаченій церковныхъ, наподобіе плата четвероугольно устроенное, и есть знакъ отличнаго священническаго сана <…> (САР 1789–1794)); в) церковно-богослужебных священных сосудов (кадильникъ, насвѣщникъ, росольникъ, свѣтильникъ, ѳvміамникъ) (Росольникъ, сосудъ поставляемый съ елеемъ, или виномъ на всенощныхъ (ЦС)); г) церковных мебельных и других изделий (иконникъ, жертвенникъ, подсвѣщникъ, свѣщникъ, требникъ) (Жертвенникъ <…> освященный столъ, на которомъ приготовляются Богу журтва безкровная (САР 1789–1794); Иконникъ <…> полка, на которую ставятъ иконы (САР 1789–1794)).
- Образования со значением помещения, места, имеющего определенное предназначение. Другую группу неличных имен существительных религиозной семантики на -ник составляют дериваты, обозначающие в тематическом плане (не менее 4 лексем) а) наименования церковных помещений, предназначенных для богослужебных целей (жертовникъ) (Жертовникъ <…> Иногда берется за всю церковь <…> (ЦС)); б) места религиозного назначения (діаконникъ, кутеиникъ, молитвенникъ) (Діаконникъ <…> Мѣсто въ церкви близъ олтаря, гдѣ священныя одежды хранятся <…> (САР 1789–1794)).
- Образования со значением временных отрезков. Данная группа неличных имен существительных представлена единичным примером, называющим временной отрезок церковного календаря (сочельникъ) (Сочельникъ <…> День, навечеріе предъ рождествомъ Христовымъ, и передъ днемъ Богоявленія Господня <…> (САР 1789–1794)).
Особенности семантики религионимовсубстантивов на -ник
Имена существительные религиозной семантики на -ник к началу XVIII в., как свидетельствует анализ историко-лингвистических данных, в основной своей массе были моносемантичны (см.: СлРЯ XVIII 1984–2019). В связи с этим в анализируемых лексиконах зафиксировано незначительное количество многозначных дериватов с данными формантами (не менее 15 лексем), при этом в абсолютном большинстве случаев у них отмечается не более двух значений (см. например: блудникъ, жертовникъ, канонникъ, молитвенникъ, церковникъ (ЦС); благоподвижникъ, вѣропроповѣдникъ, исповѣдникъ, свѣтильникъ (САР 1789–1794) и др.), а в целом не более трех значений. Примером наиболее богатой и разработанной по смысловому содержанию словарной статьи, описывающей значения имени существительного религиозной семантики на -ник, может служить словарная статья «Молитвенникъ» (САР 1789–1794).
В ряде случаев составители словарей, регистрируя разные значения имен существительных на -ник, также различают их лексико-семантические варианты в зависимости от светской и религиозной сфер функционирования. Примечательно в связи с началом формирования в XVIII веке религиозного стиля русского языка, что лексико-семантические варианты, характерные для религиозной сферы употребления, в отдельных случаях сопровождаются составителями словарей особыми стилистическими пометами (въ церковномъ нарѣчiи, въ духовном смыслѣ и т. п.) и приводятся как после значений, свойственных для светского контекста употребления, так и перед ними, выделяя тем самым религиозные смыслы и свидетельствуя в определенной мере о том, что они являются для данного исторического периода формирования русского языка наиболее актуальными (Подвижникъ, который на позорищѣ для обученія подвизается <…> то есть боритель, боецъ или борецъ <…> Иногда берется в духовном смыслѣ о человѣкѣ добродѣтельномъ на страсти подвизающемся <…> (ЦС); Набедренникъ <…> 1) Одно из облаченій церковныхъ <…> 2) У казаковъ называется косой черпакъ (САР 1789–1794)).
В рамках словарных статей анализируемых словарей объединяются, как правило, следующие типы лексико-семантических значений религионимов-субстантивов на -ник.
1) Личные значения: а) лицо (человек), названное по действию (Благоподвижникъ <…> который совершаетъ какое-либо благое, богоугодное дѣло. 2) Кто других побуждаетъ къ подвигамъ добродѣтели (САР 1789–1794)); б) лицо (человек), названное по сану, должности, выполняемым профессиональным функциям (Проповѣдникъ <…> 3) Учитель, наставникъ, проповѣдатель, ученія божественнаго <…> 4) Особенно называется тот, который в церквѣ говоритъ, сказываетъ, простираетъ народу поученія; учитъ слову Божію; изъясняетъ истины Евангельскія (САР 1789–1794)).
2) Неличные значения: а) помещение, место, имеющее определенное предназначение, и предмет, имеющий определенное предназначение (Молитвенникъ <…> 2) Мѣсто устроенное для пріношенія Богу молитвъ <…> 3) Книга въ коей собраны разныя молитвы <…> (САР 1789–1794)); б) предмет, имеющий определенное предназначение (Свѣтильникъ, лампада, свѣча <…> Индѣ значитъ: подсвѣщникъ выносимый со свѣщею (ЦС)).
3) Личные и неличные значения: а) лицо (человек), названное по сану, должности, выполняемым профессиональным функциям, и предмет, имеющий определенное предназначение (Церковникъ, причетникъ церковный, т.е. дьячек или пономарь, инако церковнослужитель. Также называется по Россіскому переводу библейская книга, извѣстная подъ названіемъ Екклезіаста (ЦС)) и б) лицо (человек), названный по действию, и предмет, имеющий определенное предназначение (Молитвенникъ <…> тоже что Молебникъ <…> Молебникъ, который молится <…> Есть и книга такъ же именуемая Молитвенникъ, въ коей собраны разныя молитвы (ЦС)).
Отметим, что указанные типы лексико-семантических значений (главным образом личные и неличные), имеющиеся у имен существительным на -ник, в научных трудах квалифицируются не только как явление полисемии слова, но и как явление словообразовательной омонимии (Хитина 2006, с. 65–66). Основываясь на утверждении о том, что «общность мотивирующей базы предопределяет определенную семантическую общность подобных номинаций» (Хитина 2006, с. 66), приведенные выше примеры объединения в рамках одной словарной статьи разных типов лексико-семантических значений религионимов-субстантивов на -ник целесообразно, по нашему мнению, считать явлением лексической многозначности.
В ряде словарных статей изучаемых лексиконов отсутствуют развернутые толкования лексических значений дериватов на -ник, обозначающих религиозные понятия, что затрудняет однозначную квалификацию подтипов их лексико-семантических значений. В связи с этим важно отметить, что более точно определить значение толкуемого слова зачастую помогает приводимый составителями в рамках словарных статей языковой иллюстративный материал и документированные ссылки, указывающие на текст-источник употребления дефинируемой лексемы (Заступникъ <…> Защитникъ, покровитель <…> Заступникъ нашъ Богъ Иаковль. Псал. XLV. 8 (САР 1789–1794)).
В то же время важно констатировать, что сопоставление объема сведений, приведенных в исследуемых словарях при лексикографировании существительных религиозной семантики на -ник, с соответствующими данными, содержащимися в предшествующих лексикографических сочинениях («Лексиконъ славеноросскій» Памвы Берынды (1653 г.) (Берында 1849), «Леѯіконъ треѧзычный» Федора Поликарпова (1704 г.) (Поликарповъ 1704), свидетельствует о том, что первые (главным образом САР, ЦС) значительно превосходят последние как в количестве толкуемых единиц, так и в разработанности словарных статей в семантическом аспекте (см. таблицу).
Выводы
- Религионимы-субстантивы на -ник характеризуются системой сложных словообразовательных отношений в русском языке XVIII века. Эти образования могли соотноситься с отыменными или отглагольными базовыми основами и иметь при этом также в качестве потенциально мотивирующих еще одну или две основы. В связи с этим отметим, что такая словообразовательная характеристика в целом соответствует общей тенденции, свойственной для данного словообразовательного типа имен в разные периоды их существования в русском языке.
- Продуктивность форманта -(н)ик с выявленными типами основ неодинакова. Наиболее продуктивной словообразовательной моделью является модель, в соответствии с которой религионимы-субстантивы на -(н)ик образуются суффиксальным способом, при этом в качестве базовой выступает простая основа глагола славянского происхождения V продуктивного класса, а также непроизводная основа славянского происхождения конкретного имени существительного мужского рода. Важно также отметить, что не менее 25 % анализируемых религионимов-субстантивов являются сложными (двукорневыми) дериватами, при этом 2 лексемы из их числа являются единственными новообразованиями XVIII века среди всех выявленных в лексикографических источниках дериватов на -ник.
- Способность суффикса -(н)ик сочетаться с различными в структурном отношении производящими основами обусловила наличие у религионимов-субстантивов с данным формантом личных и неличных типов лексико-семантических значений. Производные на -(н)ик, имеющие в качестве базовой отглагольную основу, обозначают главным образом лиц по действию или выполняемым профессиональным функциям, а дериваты с базовой отыменной основой называют лиц по сану, должности или по признаку, а также обозначают предмет, имеющий определенное предназначение. При этом в целом более 75 % религионимов-субстантивов на -ник относятся к лексико-грамматическому разряду конкретных имен, обозначающих лицо мужского пола. Этот вывод с историко-лингвистической точки зрения вполне закономерен, т. к. субстантивы на -ник издревле специализировались на выражении личного значения, неличная же семантика для них была второстепенной. Отметим также, что религионимы-субстантивы на -ник, относящиеся к неконкретным именам, в рассматриваемых лексиконах не были выявлены.
- В семантическом отношении личные религионимы-субстантивы на -(н)ик могут быть объединены в две тематические макрогруппы, дериваты которых противопоставлены друг другу в аспекте взаимоотношений «Бог – человек – диавол»: с одной стороны, они именует Бога и членов небесной и земной Церкви, в т. ч. называя их положительные действия или признаки, а с другой стороны – дьявола и лиц, отпавших от Церкви, в т. ч. называя их отрицательные действия или признаки. Необходимо также отметить, что для религионимов-субстантивов на -ник в XVIII веке в целом не был характерен полисемантизм, однако имеющиеся случаи совмещения в рамках одной вокабулы разных типов лексико-семантических значений дают основания полагать о наметившейся в языке тенденции к семантическому осложнению данных дериватов.
- Имена существительные религиозной семантики на -ник прочно заняли свое место в лексической системе религиозного стиля русского языка XVIII в., образуя в ней особый пласт конкретной конфессиональной лексики, что подтверждается самим фактом их широкой кодификации в рассматриваемых словарных источниках.
Об авторах
С. В. Феликсов
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: svfeliksov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5928-3311
кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики историко-филологического факультета
Россия, 115184, Российская Федерация, г. Москва, Новокузнецкая, 23, стр. 5аСписок литературы
- Варбот 1969 – Варбот Ж.Ж. Древнерусское именное словообразование. Ретроспективная формальная характеристика. Москва: Наука, 1969. 230 с. URL: http://history-fiction.ru/books/all_39/book_3481/.
- Васильева, Ильина 2013 – Васильева С.П., Ильина А.Г. Семантическое поле «религия», по данным ассоциативного эксперимента // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. № 3 (25). С. 162–166. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20283586. EDN: https://elibrary.ru/rbwnbf.
- Веселитский 1972 – Веселитский В.В. Отвлеченная лексика в русском литературном языке XVIII – начала XIX в. Москва: Наука, 1972. 319 с. URL: https://www.academia.edu/50799408/В_В_Веселитский_Отвлеченная_лексика_в_русском_литературном_языке_XVIII_начале_XIX_в.
- Виноградов 1947 – Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). Москва; Ленинград: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1947. 783 с. URL: https://djvu.online/file/6icQyDYdBkA50.
- Гадомский 2008 – Гадомский А.К. Стилистический подход к изучению религиозного языка // Стил. 2008. № 7. С. 21–35. URL: https://www.rastko.rs/filologija/stil/2008/02Gadomski.pdf.
- Дементьев 1942 – Дементьев А.А. Суффикс -ик и его производные в современном русском языке // Ученые записки Куйбышевского государственного педагогического и учительского института. Куйбышев, 1942. Вып. 5. С. 41–56.
- Земская 1992 – Земская Е.А. Словообразование как деятельность. Москва: Наука, 1992. 220 с. URL: https://www.academia.edu/49583390/Е_А_Земская_Словообразование_как_деятельность.
- Корнакова 2015 – Корнакова Е.С. Системное изучение лексики методом семантического поля // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2015. № 4. С. 170–175. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnoe-izuchenie-leksiki-metodom-semanticheskogo-polya/viewer.
- Мейе 1951 – Мейе А. Общеславянский язык. Москва: Изд-во иностр. лит., 1951. 492 с. URL: https://archive.org/stream/Staroslavyanskiy_yazyk/Старославянский%20язык/Антуан%20Мейе.%20Общеславянский%20язык.%202001_djvu.txt.
- Николаев 1976 – Николаев Г.А. Явление обратной соотнесенности в именах на -ник в русском языке // Именное словообразование русского языка. Казань, 1976. С. 171–181.
- Потиха 1970 – Потиха З.А. Современное русское словообразование: Москва: Просвещение, 1970. 383 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_007333335/.
- Русская грамматика 2005 – Русская грамматика. Москва: Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН, 2005. Т. 1. 783 с.
- Русский язык и советское общество… 1968 – Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистическое исследование. Словообразование современного русского литературного языка. Москва: Наука, 1968. 299 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21060871. EDN: https://elibrary.ru/rswtiz.
- Феликсов 2009 b – Феликсов С.В. «Церковный словарь» протоиерея Петра Алексеева // Русская речь. 2009. № 3. С. 80–87. URL: https://russkayarech.ru/ru/archive/2009-3/80-87; https://elibrary.ru/item.asp?id=11968106. EDN: https://elibrary.ru/kbxizr.
- Чареков 2002 – Чареков С.Л. Семантическая эволюция суффикса -ник от древнерусского до современного русского языка. Санкт-Петербург: Наука, 2002. 34 с.
- Ширшов 1980 – Ширшов И.А. К проблеме морфемного комплекса // Актуальные проблемы русского словообразования. Ташкент, 1980. Ч. II. С. 97–105.
- Ширшов 1981 – Ширшов И.А. Множественность словообразовательной мотивации в современном русском языке. Ростов на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1981. 117 с.