Nouns of religion semantic on -nik in the Russian language of the XVIII century (exemplified by lexicographic works of civil press)
- Authors: Feliksov S.S.1
-
Affiliations:
- St. Tikhon’s Orthodox University
- Issue: Vol 29, No 2 (2023)
- Pages: 201-212
- Section: Linguistics
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/24647
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2023-29-2-201-212
- ID: 24647
Cite item
Full Text
Abstract
The article deals with the history of religious style formation in the Russian language. In the article carried out a comprehensive linguistic analysis of the names of nouns of religious semantics on -nik, recorded in the XVIII century Russian lexicographic works of civil press, which provide detailed representation of confessional vocabulary. The relevance of the study is due to the absence to date of special linguistic studies related to the study of the names of nouns of religious semantics on -nik, as well as functional significance of this class of words for the formation of religious style of the Russian language of the XVIII century. The work used methods of stylistic, morpheme-word-forming, grammatical, thematic, etymological and definition analysis, as well as the method of semantic field and statistical one. In the course of the study, the word-forming and semantic features of religious entities on the -nik were analyzed, their lexical and grammatical categories and thematic groups were described, within these groups neoplasms of the XVIII century were identified. It has been established that substance religionists are characterized by a system of complex word-forming relations, correlating with derogatory or verbal basic foundations, and for the most part are monosemantic specific names denoting male persons. It is shown that derivatives on the -nik having a verbal base as a basic base are mainly designated persons by action or professional functions performed, and derivatives with a basic base are called persons by rank, position or characteristic, and also indicate an object having a certain purpose. It is noted that the nouns of religious semantics in -nik firmly took their place in the lexical system of the religious style of the Russian language of the XVIII century, forming in it a special layer of a specific confessional vocabulary.
Full Text
Введение
Изучению вопроса, связанного с историей словообразовательного типа имен существительных на -ник, являющегося одним из самых продуктивных в русском языке, начиная с древнерусского периода1, посвящены работы А.А. Дементьева [Дементьев 1942], В.В. Виноградова [Виноградов 1947], В.В. Веселитского [Веселитский 1972], Г.А. Николаева [Николаев 1976], Е.Д. Бесценной (Бесценная 1980), А.А. Раковой (Ракова 1984), З.И. Шаталовой (Шаталова 1984), Е.А. Земской [Земская 1992], О.В. Шашковой (Шашкова 1997), С.Л. Чарекова [Чареков 2002], Т.В. Жуковой (Жукова 2002), М.В. Хитиной (Хитина 2006), С. Гоу (Гоу 2010), О.А. Шапоревой (Шапорева 2012) и ряда других ученых. Однако, несмотря на теоретико-практическую значимость существующих трудов, необходимо констатировать, что имена существительные религиозной семантики на -ник, употребляющиеся в русском языке XVIII века, не стали в них предметом специального лингвистического анализа. Учитывая данное положение дел, а также тот факт, что рассматриваемые религионимы-субстантивы2 – значительный по своему составу и важный для религиозного стиля речи3 пласт конфессиональной лексики русского языка XVIII в., в предлагаемой статье делается попытка заполнить в определенной мере существующую в науке лакуну.
Источниками для исследования стали словарные труды гражданской печати, явившиеся первыми масштабными опытами лексикографического описания религиозной лексики русского языка не только в XVIII в., но и в целом в истории отечественной письменности: 1) «Церковный словарь» протоиерея П.А. Алексеева (1773–1794 гг.) (далее – ЦС)4, 2) «Краткой словарь славянской» игумена Евгения (Романова) (1784 г.) (Романовъ 1784) (далее – КСС), 2) «Словарь Академіи Россійской» (1789–1794 гг.) (САР 1789–1794) (далее – САР).
Материалом для исследования послужили более 160 лексических единиц – имен существительных религиозной семантики на -ник, зафиксированных в названных лексикографических источниках.
Методы исследования
Выбор лексикографических произведений для языкового анализа, а также дифференциация содержащегося в них лексического материала в соответствии с его принадлежностью к религиозному стилю речи и семантическому полю «религия»5 при проведении исследования осуществлялись на основе методов стилистического анализа и семантического поля6. При выявлении особенностей словообразовательной структуры рассматриваемых дериватов на -ник были применены методы морфемного и словообразовательного анализа7. Для описания религионимов-субстантивов в соответствии с лексико-грамматическими разрядами и тематическими группами использованы методы грамматического и тематического анализа. Особенности семантики изучаемых лексем, характерные для рассматриваемого периода, были выявлены посредством методов компонентного анализа словарных дефиниций и их сопоставления. При рассмотрении религионимов-субстантивов на -ник в аспекте времени их возникновения в русском языке был использован историко-этимологический анализ8. Помимо этого, в исследовании приведены количественные данные, касающиеся рассматриваемых дериватов, в связи с этим был использован также статистический метод.
Особенности словообразовательной структуры религионимов-субстантивов на -ник
В научной литературе существует «разнобой» (Шаталова 1984, с. 31) в квалификации имен существительных на -ник со словообразовательной точки зрения9. В связи со «сложной системой словообразовательных отношений» (Шаталова 1984, с. 30) внутри словообразовательных цепей, раскрывающих последовательность образований данных дериватов, одно производное слово может быть соотнесено с несколькими производящими основами (например: грех / грешить / грешный → грешник [Ширшов 1981, с. 52] и, соответственно, иметь несколько трактовок словообразовательной структуры слова (Гоу 2010, с. 69).
Ввиду нерешенности в науке обозначенной проблемы и наличия по ней разных (в т. ч. противоположных) точек зрения, представляется целесообразным придерживаться подхода, в соответствии с которым образования на -ник10 предлагается рассматривать главным образом в зависимости от их исходной основы (отыменной/отглагольной), поскольку именно от нее, по наблюдениям ученых, зависит «судьба» «семантического и словообразовательного развития» дериватов данного словообразовательного типа [Русский язык и советское общество… 1968, с. 183].
Помимо этого, с учетом «особо тесной связи» суффиксов -ик- и -ник11, которые, по мнению И.А. Ширшова, передают «одно и то же значение» и «обладают формальной общностью» [Ширшов 1981, с. 48], в исследовании данные языковые единицы будут обозначаться комбинированным графическим способом (-(н)ик)12 и рассматриваться как форманты, функционирующие в одном «морфемном комплексе» (т. е. являющиеся «фонологически тождественной аффиксальной последовательностью, повторяющейся в серии слов, которая в одних случаях распадается на две или более простые морфемы, в других случаях представляет собой формально протяженную, но семантически простую морфему» [Ширшов 1980, с. 48]).
С учетом сказанного выше при описании словообразовательных отношений имен существительных религиозной семантики на -ник в исследовании, помимо исходной основы данных дериватов, также будут указаны (с опорой на имеющиеся исторические словари русского языка) и их потенциально мотивирующие основы, поскольку «подлинную словообразовательную структуру мотивированных слов можно установить», не только опираясь «на всю совокупность образований зпт принадлежащих к определенному словообразовательному типу, но и совокупность образований связанных с ним типов, тождественных или сходных по структуре форманта» (Шаталова 1984, с. 34, 43)13.
Отыменные образования. Данную группу религионимов-субстантивов на -ник составляют дериваты, которые имеют исходную основу «непроцессуального значения», т. е. являются образованными от существительных неглагольного происхождения и отсубстантивных прилагательных (не менее 55 лексем) [Русский язык и советское общество… 1968, с. 183; Земская 1992, с. 95].
- Абсолютное большинство отыменных религионимов-субстантивов на -ник, зафиксированных в изучаемых словарях, представляют собой образования, в которых прослеживается смысловая и структурная связь как с субстантивными, так и адъективными основами (не менее 50 лексем). При этом отметим, что при «мотивации прилагательным в равной мере можно усматривать совмещение отрезка, отличающего основу прилагательного <…> с начальным отрезком суффиксального морфа» (Хитина 2006, с. 58; Бесценная 1980, с. 43).
В зависимости от особенностей исходной основы, а также способа словообразования среди рассматриваемых религионимов-субстантивов на -ник можно выделить следующие группы дериватов, для которых базовыми являются основы имен существительных, а потенциально мотивирующими – основы имен прилагательных, мотивированные теми же существительными.
1.1. Дериваты, образованные суффиксальным способом при помощи форманта -(н)ик- и имеющие в качестве базовой основы непроизводные конкретные (реже абстрактные) имена существительные мужского и женского рода: а) славянского происхождения (дверь / дверний (дверной) (СлРЯ XVIII) → дверникъ, колоколъ / колокольный (СлРЯ XVIII) → колокольникъ, отецъ / отечный (СлРЯ XI–XVII) → отечникъ, правда / праведный (СлРЯ XI–XVII) → праведникъ, свѣча / свѣчной (СлРЯ XI–XVII) → свѣчникъ, столпъ / столпный (СлРЯ XI–XVII) → столпникъ и др.) и б) иноязычного (греческого) (икона / иконный (СлРЯ XVIII) → иконникъ, канон / канонный (СлРЯ XVIII) → канонникъ, клиросъ / клиросный (СлРЯ XI–XVII) → клиросникъ, кутья / кутейный (СлРЯ XI–XVII) → кутейникъ, схима / схимный (СлРЯ XI–XVII) → схимникъ, церковь / церковный (Срезн.) → церковникъ и др.) (не менее 25 лексем).
1.2. Дериваты, образованные конфиксальным способом и имеющие в качестве базовой основы непроизводные конкретные (реже абстрактные) имена существительные мужского, женского и среднего рода славянского происхождения (при этом данные образования могут быть соотнесены также с приставочными и/или бесприставочными основами имен прилагательных, мотивированных теми же существительными): а) на-…-(н)ик /-еник (мѣсто / мѣстный (намѣстный) (СлРЯ XVIII) → намѣстникъ, рамо / нарамный (СлРЯ XI–XVII) → нарамникъ, грудь / грудной (нагрудный) (СлРЯ XVIII) → нагрудникъ, бедро / бедерный (СлРЯ XVIII), набедренный (СлРЯ XI–XVII) → набедренникъ); б) без-..(н)ик / -еник (закон / законный (беззаконный) (СлРЯ XVIII) → беззаконникъ, сребро / сребреный (бессребренный) (СлРЯ XI–XVII) → безсребренникъ); в) под-…-(н)ик (риза / ризный (подризный) (СлРЯ XI–XVII) → подризникъ, ряса / рясный (СлРЯ XI–XVII) → подрясникъ); г) с-(со-)…-(н)ик (храмъ / храмьный (Срезн.) → схрамникъ, постъ / постный (СлРЯ XI–XVII) → спостникъ, престолъ / престольный (сопрестольный) (СлРЯ XI–XVII) → сопрестольник14) (не менее 20 лексем).
1.3. Дериваты, образованные суффиксальным способом при помощи форманта -(н)ик- и имеющие в качестве базовой основы простые производные конкретные и абстрактные имена существительные славянского происхождения, а) употребляющиеся только во множественном числе (именины / именинный (СлРЯ XVIII) → имянинникъ), б) женского рода (пустыня / пустынный (СлРЯ XI–XVII) → пустынник), в) мужского рода (разум / разумный (СлРЯ XI–XVII) → разумникъ) (не менее 3 лексем).
1.4. Дериваты, образованные суффиксальным способом при помощи форманта -(н)ик- от имен прилагательных суффиксом -овн- и имеющие в качестве базовой основы непроизводные абстрактные имена существительные мужского и женского рода славянского происхождения (вина / виновный (СлРЯ XVIII) → виновникъ, дух / духовный (СлРЯ XVIII) → духовник, чинъ / чиновьный (Срезн.) → чиновникъ) (не менее 3 лексем).
- Другую группу отыменных производных, представленную немногочисленными примерами, составляют религионимы-субстантивы на -ник, соотносимые в словообразовательном отношении с одной (субстантивной или адъективной) производящей основой (не менее 4 лексем).
2.1. Дериваты, образованные от имен существительных мужского рода славянского и иноязычного происхождения суффиксальным способом при помощи форманта -ник- (діакон (СлРЯ XVIII) → діаконникъ, скит (СлРЯ XVIII) → скитникъ) (не менее 2 лексем).
2.2. Дериваты, образованные суффиксальным способом при помощи форманта -(н)ик- от сложных основ качественных и относительных имен прилагательных славянского и иноязычного происхождения (благогласный (СлРЯ XVIII) → благогласникъ, осмогласный (СлРЯ XVIII) → осмогласникъ) (не менее 2 лексем).
Отглагольные образования. Данную группу религионимов-субстантивов на -ник составляют дериваты, которые имеют исходную основу «процессуального значения» (не менее 100 лексем).
- Основную группу отглагольных производных составляют религионимы-субстантивы, образованные суффиксальным способом при помощи форманта -(н)ик, для которых базовыми являются простые основы глаголов I и V (в единичных случаях III) продуктивных классов славянского происхождения, а потенциально мотивирующими могут быть основы имен существительных и адъективные формы, мотивированные теми же глаголами (затворити / затворъ / затворный (СлРЯ XI–XVII) → затворникъ, испытати / испытъ / испытный (СлРЯ XI–XVII) → испытникъ, наставити / наставъ / наставный (СлРЯ XI–XVII) → наставникъ, отступити / отступъ / отступный (СлРЯ XVIII) → отступникъ, подвижити / подвигъ / подвижный (СлРЯ XI–XVII) → подвижникъ, толковати / толк / толковный (СлРЯ XI–XVII) → толковникъ) (не менее 40 лексем).
- Другую группу отглагольных дериватов составляют религионимы-субстантивы, для которых базовыми являются основы глаголов, а потенциально мотивирующими адъективные формы, мотивированные теми же глаголами (не менее 19 лексем).
2.1. Дериваты, образованные суффиксальным способом при помощи форманта -(н)ик- и имеющие в качестве базовой простые и сложные основы глаголов славянского происхождения I, II и V продуктивного классов, а также непродуктивных классов (благоговѣти / благоговѣйный (СлРЯ XI–XVII) → благоговѣйникъ, богоугодити / богоугодный (СлРЯ XI–XVII) → богоугодникъ, воздержать / воздержный (СлРЯ XVIII) → воздержникъ, обѣщати / обѣщанный (СлРЯ XI–XVII) → обѣщанникъ) (не менее 14 лексем).
2.2. Дериваты, имеющие в качестве базовой простую или сложную основу глаголов славянского происхождения V продуктивного класса или непродуктивных классов, в которых, по мнению некоторых ученых, могут быть выделены словообразовательные форманты -ен(н)ик- и -льник-15 (благословить / благословенный (СлРЯ XVIII) → благословенникъ, ставити / ставленный (СлРЯ XI–XVII) → ставленникъ, мучить / мученный (СлРЯ XVIII) → мученик, будить / будильный (СлРЯ XVIII) → будильникъ, молчать / молчальный (СлРЯ XVIII) → молчальникъ) (не менее 5 лексем).
- Отдельную группу составляют дериваты, образованные суффиксальным способом при помощи форманта -(н)ик- и соотносимые в словообразовательном отношении а) с одной сложной (адъективной) основой или б) с двумя сложными основами (субстантивной или адъективной), которые образованы путем сложения неравноправных в смысловом и функционально-синтаксическом отношении компонентов, где главный опорный компонент имеет базовую глагольную основу (плотоугодный (САР 1789–1794) → плотоугодникъ, благоподвижный (СлРЯ XVIII) → благоподвижникъ, богоотступный (СлРЯ XVIII) → богоотступникъ, богоненавистъ (СДРЯ XI–XIV) / богоненавистный (СлРЯ XVIII) → богоненавистникъ, ересоначальный (СлРЯ XI–XVII) → ересеначальникъ, богомол / богомольный (СлРЯ XVIII) – богомольник, богородица / богородичный (СлРЯ XVIII) → богородичникъ, грѣхотворъ (СРЯ XVIII) / грѣхотворный (СРЯ XI–XVII) → грѣхотворникъ, неботечный (СлРЯ XI–XVII) → неботечник) (не менее 22 лексем).
- Еще одну группу составляют дериваты, образованные путем сложения неравноправных в смысловом и функционально-синтаксическом отношении компонентов, в которых главным опорным компонентом является глагол или существительное, имеющее в качестве базовой основы глагол: а) атрибутивные композиты, построенные по словообразовательной модели «основа имени прилагательного / порядкового числительного + соединительная гласная о + самостоятельное слово (отглагольное существительное на -ник) и флексия (великомученикъ, преподобномученикъ, первопроповѣдникъ, священномученикъ, священноначальникъ); б) предикативные (богосвѣтильникъ) и объектные композиты, построенные по словообразовательной модели «основа имени существительного + соединительная гласная о + самостоятельное слово (отглагольное существительное на -ник) и флексия» (⊲вѣропроповѣдникъ16, олтаренавѣтникъ); в) объектные композиты, построенные по словообразовательной модели «основа имени существительного + соединительная гласная о + инфинитив + суффикс -ник- и флексия» (⊲грѣховодникъ) (не менее 20 лексем).
Лексико-грамматические и тематические группы религионимов-субстантивов на -ник
Широта связи суффикса -(н)ик- с различными производящими основами, показанная выше, обусловила «полисемантизм» (Шаталова 1984, с. 34) данного форманта, что, в свою очередь, породило наличие у рассматриваемых религионимов-субстантивов разных типов личных и неличных конкретных лексико-семантических значений, которые в определенной мере нашли отражение в содержании словарных статей анализируемых лексиконов: 1) значение лица; 2) значение предмета, имеющего определенное предназначение; 3) значение помещения, места, имеющего определенное предназначение; 4) значение временных отрезков.
- Образования со значением лица. Согласно историко-лингвистическим исследованиям, основная функция суффикса -(н)ик- в абсолютном большинстве случаев издревле состояла в образовании личных субстантивов [Чареков 2002, с. 4], при этом данный формант был одним из самых активных в русском языке при производстве имен лиц [Земская 1992, с. 97]. В связи с этим дериваты данного типа составляют абсолютное большинство слов среди имен существительных религиозной семантики на -ник, зарегистрированных в анализируемых словарях (не менее 130 лексем).
Они могут быть классифицированы в соответствии со следующими лексико-семантическими подтипами: 1) лицо (сверхъестественное существо), названное по действию или признаку; 2) лицо (человек), названное а) по сану, должности, выполняемым профессиональным функциям; б) по действию; в) по признаку; г) по принадлежности к сообществу людей, объединенных по определенному признаку; д) собственным именем.
1.1. Лицо (сверхъестественное существо), названное по действию или признаку. В анализируемых словарях дериваты данной группы представлены немногочисленными примерами имен существительных религиозной семантики на -ник (не менее 9 лексем). В тематическом плане они являются наименованиями сверхъестественных духовных существ: а) Бога (в т. ч. Лиц Святой Троицы) (богосветильникъ, виновникъ, заступникъ, родоначальникъ, пастыреначальникъ, подвигоположникъ, свѣтоначальникъ, таинствоначальникъ) (Свѣтоначальникъ <…> Виновникъ свѣта. Названіе придаемое Богу (САР 1789–1794); Таинствоначальникъ. Основатель таинъ церков. Хрістосъ (КСС)) и б) дьявола (Человѣконенавистникъ <…> Ненавидящій, нелюбящій людей, отвращающіся от людей, врагъ человѣковъ. Человѣконенавистникъ діаволъ (САР 1789–1794)).
1.2. Самую многочисленную группу имен существительных религиозной семантики на -ник со значением лица, зарегистрированную в анализируемых словарях, составляют лексические единицы, называющие лицо, соотносимое с понятием «человек» (не менее 120 лексем).
а) Лицо (человек), названное по сану, должности, выполняемым профессиональным функциям. Дериваты данного типа составляют абсолютное большинство слов имен существительных религиозной семантики на -ник, зафиксированных в анализируемых словарных источниках (не менее 55 лексем).
Основную часть дериватов данной группы составляют лексемы, являющиеся в тематическом отношении наименованиями лиц мужского пола по их церковному сану, церковной должности, званию, установленным в Православной Церкви, а также выполняемым церковным обязанностям (богопроповѣдникъ, будильникъ, воспріемникъ, ⊲вѣропроповѣдникъ, иконникъ, испытникъ, келейникъ, клиросникъ, псаломникъ, послушникъ, свѣчникъ, первопрестольникъ, священнопроповѣдникъ, священноначальникъ, скитоначальникъ, схимникъ, трапезникъ, церковникъ и др.) (Псаломникъ <…> Чтецъ церковный, котораго должность состоитъ по большой части въ чтеніи псалмовъ и другаго во время службы церковной (САР 1789–1794); Пастыреначальникъ, главный надъ пастырями (ЦС)).
Единичным примером представлена тематическая группа, дериват которой является наименованием лица по должности в еретических объединениях (Ересеначальникъ, отъ котораго ересь возъимѣла свое начало <…> (ЦС)).
б) Лицо (человек), названное по действию. Данная группа дериватов является второй по численности среди имен существительных религиозной семантики на -ник, зафиксированных в обследуемых лексикографических произведениях (не менее 35 лексем).
Эти дериваты являются лексемами оценочного типа и обозначают лицо мужского пола по действию в аспекте его духовно-нравственных взаимоотношений с Богом. Они образуют две противопоставленные в смысловом отношении тематические группы. С одной стороны, они называют лиц, характеризующихся действиями положительного характера, связанными с аскетическими трудами и христианскими подвигами (аскитникъ, воздержникъ, богоугодникъ, богоглагольникъ, исповѣдникъ, молитвенникъ, молебникъ, отшельникъ, подвижникъ, покаянникъ, правовѣрникъ, постникъ и др.) (Богоугодникъ <…> ведущій жизнь свою согласно съ закономъ Божіимъ (САР 1789–1794); Молитвенникъ <…> Кто молитъ, проситъ Бога о комъ или о чемъ (САР 1789–1794)). С другой стороны, именуют лиц, характеризующихся действиями отрицательного (греховного) характера, отдаляющими человека от Бога (безбожникъ, богоотступникъ, вѣроотметникъ, ⊲грѣховодникъ, олтаренавѣтникъ, отступникъ, плотоугодникъ и др.) (Грѣховодникъ <…> Человѣкъ, соблазнительными своими поступками другихъ ко грѣху приводящій (САР 1789–1794); Богоотступникъ <…> Богоборецъ, отвергшиійся Бога, закона и вѣры (САР 1789–1794)).
в) Лицо (человек), названное по признаку. Данная группа имен существительных религиозной семантики на -ник представлена рядом лексем (не менее 10). В тематическом отношении они именуют лиц мужского пола, являющихся носителями положительных (благоговѣйникъ, безсребреникъ, праведникъ, смиренникъ) и отрицательных (безвѣрникъ, беззаконникъ, грѣхотворникъ, мужеложникъ, порочникъ) в духовно-нравственном аспекте признаков (свойств, качеств, склонностей), присущих человеку (Благоговѣйникъ <…> добродѣтельный, благочестивый человѣкъ (ЦС); Праведникъ <…> Святый <…> (САР 1789–1794); Безвѣрникъ, невѣрующій въ Бога (КСС); Беззаконникъ <…> Грѣшный человѣкъ (САР 1789–1794); Грѣхотворникъ <…> Тот, который преклоненъ ко грѣху (САР 1789–1794)).
г) Лицо (человек), принадлежащее к сообществу людей, объединенных по определенному признаку. Данную группу (не менее 14 лексем) составляют лексемы на -ник, которые в тематическом плане называют а) лиц, причисленных Православной Церковью к лику святых (в т. ч. с учетом их иерархического положения в Церкви и совершенного ими подвига) (исповѣдникъ, преподобномученикъ, пророкомученикъ, священномученикъ, угодникъ и др.) (Священномученикъ <…> Кто будучи архіереемъ, или священникомъ пострадалъ за Христіанскую вѣру (САР 1789–1794); Преподобномученикъ, монах пострадавшій за вѣру (КСС)); б) лиц, принадлежащих к религиозным сообществам, отпавшим от христианства (воздержники17, единовольникъ, многобожники, молчальники, разкольникъ, раздорникъ) (Воздержники, еретики <…> кои такъ же какъ и Маркіониты брака законнаго гнушалися, вина отвращалися, запрещали употреблять въ снѣдь животныхъ и проч. <…> (ЦС); Разкольникъ <…> Держащійся, послѣдующій противному какому нибудь господствующей вѣры толку, ученію или обрядамъ (САР 1789–1794)).
д) Собственное имя лица (человека). Группа антропонимов на -ник представлена в обследуемых словарях несколькими примерами (не менее 7 лексем). Данные дериваты являются в тематическом плане прозвищами лиц, признанных в Православной Церкви святыми (безсребреникъ, лѣствичникъ, неботечникъ, псаломникъ, постникъ, разумникъ, столпникъ) (Столпникъ, въ месяцесловѣ есть нарочитый святый Симеонъ <…> который для спасенія своего вошелъ на столпъ <…> (ЦС); Псаломникъ <…> Называется такъ царь Давидъ сочинившій псалмы (САР 1789–1794)).
- Образования со значением предмета, имеющего определенное предназначение. Неличные имена существительных религиозной семантики на -ник со значением предмета, зарегистрированные в анализируемых словарях (не менее 30 лексем), в тематическом отношении являются наименованиями: а) церковно-богослужебных книг и жанров богослужебных текстов (благовѣстникъ, богородичникъ, законоправильникъ, отечникъ, осмогласникъ, канонникъ, лѣствичникъ, молитвенникъ, паремейникъ, служебникъ, соборникъ, церковникъ, чиновникъ, славникъ) (Служебникъ, книга церковная, по которой отправляется служба Божественная <…> (ЦС)); б) церковно-богослужебных одежд (наперсникъ, набедренникъ, нагрудникъ, нарамник, нанѣдрникъ, подрясникъ, подризникъ) (Набедренникъ <…> одго изъ облаченій церковныхъ, наподобіе плата четвероугольно устроенное, и есть знакъ отличнаго священническаго сана <…> (САР 1789–1794)); в) церковно-богослужебных священных сосудов (кадильникъ, насвѣщникъ, росольникъ, свѣтильникъ, ѳvміамникъ) (Росольникъ, сосудъ поставляемый съ елеемъ, или виномъ на всенощныхъ (ЦС)); г) церковных мебельных и других изделий (иконникъ, жертвенникъ, подсвѣщникъ, свѣщникъ, требникъ) (Жертвенникъ <…> освященный столъ, на которомъ приготовляются Богу журтва безкровная (САР 1789–1794); Иконникъ <…> полка, на которую ставятъ иконы (САР 1789–1794)).
- Образования со значением помещения, места, имеющего определенное предназначение. Другую группу неличных имен существительных религиозной семантики на -ник составляют дериваты, обозначающие в тематическом плане (не менее 4 лексем) а) наименования церковных помещений, предназначенных для богослужебных целей (жертовникъ) (Жертовникъ <…> Иногда берется за всю церковь <…> (ЦС)); б) места религиозного назначения (діаконникъ, кутеиникъ, молитвенникъ) (Діаконникъ <…> Мѣсто въ церкви близъ олтаря, гдѣ священныя одежды хранятся <…> (САР 1789–1794)).
- Образования со значением временных отрезков. Данная группа неличных имен существительных представлена единичным примером, называющим временной отрезок церковного календаря (сочельникъ) (Сочельникъ <…> День, навечеріе предъ рождествомъ Христовымъ, и передъ днемъ Богоявленія Господня <…> (САР 1789–1794)).
Особенности семантики религионимовсубстантивов на -ник
Имена существительные религиозной семантики на -ник к началу XVIII в., как свидетельствует анализ историко-лингвистических данных, в основной своей массе были моносемантичны (см.: СлРЯ XVIII 1984–2019). В связи с этим в анализируемых лексиконах зафиксировано незначительное количество многозначных дериватов с данными формантами (не менее 15 лексем), при этом в абсолютном большинстве случаев у них отмечается не более двух значений (см. например: блудникъ, жертовникъ, канонникъ, молитвенникъ, церковникъ (ЦС); благоподвижникъ, вѣропроповѣдникъ, исповѣдникъ, свѣтильникъ (САР 1789–1794) и др.), а в целом не более трех значений. Примером наиболее богатой и разработанной по смысловому содержанию словарной статьи, описывающей значения имени существительного религиозной семантики на -ник, может служить словарная статья «Молитвенникъ» (САР 1789–1794).
В ряде случаев составители словарей, регистрируя разные значения имен существительных на -ник, также различают их лексико-семантические варианты в зависимости от светской и религиозной сфер функционирования. Примечательно в связи с началом формирования в XVIII веке религиозного стиля русского языка, что лексико-семантические варианты, характерные для религиозной сферы употребления, в отдельных случаях сопровождаются составителями словарей особыми стилистическими пометами (въ церковномъ нарѣчiи, въ духовном смыслѣ и т. п.) и приводятся как после значений, свойственных для светского контекста употребления, так и перед ними, выделяя тем самым религиозные смыслы и свидетельствуя в определенной мере о том, что они являются для данного исторического периода формирования русского языка наиболее актуальными (Подвижникъ, который на позорищѣ для обученія подвизается <…> то есть боритель, боецъ или борецъ <…> Иногда берется в духовном смыслѣ о человѣкѣ добродѣтельномъ на страсти подвизающемся <…> (ЦС); Набедренникъ <…> 1) Одно из облаченій церковныхъ <…> 2) У казаковъ называется косой черпакъ (САР 1789–1794)).
В рамках словарных статей анализируемых словарей объединяются, как правило, следующие типы лексико-семантических значений религионимов-субстантивов на -ник.
1) Личные значения: а) лицо (человек), названное по действию (Благоподвижникъ <…> который совершаетъ какое-либо благое, богоугодное дѣло. 2) Кто других побуждаетъ къ подвигамъ добродѣтели (САР 1789–1794)); б) лицо (человек), названное по сану, должности, выполняемым профессиональным функциям (Проповѣдникъ <…> 3) Учитель, наставникъ, проповѣдатель, ученія божественнаго <…> 4) Особенно называется тот, который в церквѣ говоритъ, сказываетъ, простираетъ народу поученія; учитъ слову Божію; изъясняетъ истины Евангельскія (САР 1789–1794)).
2) Неличные значения: а) помещение, место, имеющее определенное предназначение, и предмет, имеющий определенное предназначение (Молитвенникъ <…> 2) Мѣсто устроенное для пріношенія Богу молитвъ <…> 3) Книга въ коей собраны разныя молитвы <…> (САР 1789–1794)); б) предмет, имеющий определенное предназначение (Свѣтильникъ, лампада, свѣча <…> Индѣ значитъ: подсвѣщникъ выносимый со свѣщею (ЦС)).
3) Личные и неличные значения: а) лицо (человек), названное по сану, должности, выполняемым профессиональным функциям, и предмет, имеющий определенное предназначение (Церковникъ, причетникъ церковный, т.е. дьячек или пономарь, инако церковнослужитель. Также называется по Россіскому переводу библейская книга, извѣстная подъ названіемъ Екклезіаста (ЦС)) и б) лицо (человек), названный по действию, и предмет, имеющий определенное предназначение (Молитвенникъ <…> тоже что Молебникъ <…> Молебникъ, который молится <…> Есть и книга такъ же именуемая Молитвенникъ, въ коей собраны разныя молитвы (ЦС)).
Отметим, что указанные типы лексико-семантических значений (главным образом личные и неличные), имеющиеся у имен существительным на -ник, в научных трудах квалифицируются не только как явление полисемии слова, но и как явление словообразовательной омонимии (Хитина 2006, с. 65–66). Основываясь на утверждении о том, что «общность мотивирующей базы предопределяет определенную семантическую общность подобных номинаций» (Хитина 2006, с. 66), приведенные выше примеры объединения в рамках одной словарной статьи разных типов лексико-семантических значений религионимов-субстантивов на -ник целесообразно, по нашему мнению, считать явлением лексической многозначности.
В ряде словарных статей изучаемых лексиконов отсутствуют развернутые толкования лексических значений дериватов на -ник, обозначающих религиозные понятия, что затрудняет однозначную квалификацию подтипов их лексико-семантических значений. В связи с этим важно отметить, что более точно определить значение толкуемого слова зачастую помогает приводимый составителями в рамках словарных статей языковой иллюстративный материал и документированные ссылки, указывающие на текст-источник употребления дефинируемой лексемы (Заступникъ <…> Защитникъ, покровитель <…> Заступникъ нашъ Богъ Иаковль. Псал. XLV. 8 (САР 1789–1794)).
В то же время важно констатировать, что сопоставление объема сведений, приведенных в исследуемых словарях при лексикографировании существительных религиозной семантики на -ник, с соответствующими данными, содержащимися в предшествующих лексикографических сочинениях («Лексиконъ славеноросскій» Памвы Берынды (1653 г.) (Берында 1849), «Леѯіконъ треѧзычный» Федора Поликарпова (1704 г.) (Поликарповъ 1704), свидетельствует о том, что первые (главным образом САР, ЦС) значительно превосходят последние как в количестве толкуемых единиц, так и в разработанности словарных статей в семантическом аспекте (см. таблицу).
Выводы
- Религионимы-субстантивы на -ник характеризуются системой сложных словообразовательных отношений в русском языке XVIII века. Эти образования могли соотноситься с отыменными или отглагольными базовыми основами и иметь при этом также в качестве потенциально мотивирующих еще одну или две основы. В связи с этим отметим, что такая словообразовательная характеристика в целом соответствует общей тенденции, свойственной для данного словообразовательного типа имен в разные периоды их существования в русском языке.
- Продуктивность форманта -(н)ик с выявленными типами основ неодинакова. Наиболее продуктивной словообразовательной моделью является модель, в соответствии с которой религионимы-субстантивы на -(н)ик образуются суффиксальным способом, при этом в качестве базовой выступает простая основа глагола славянского происхождения V продуктивного класса, а также непроизводная основа славянского происхождения конкретного имени существительного мужского рода. Важно также отметить, что не менее 25 % анализируемых религионимов-субстантивов являются сложными (двукорневыми) дериватами, при этом 2 лексемы из их числа являются единственными новообразованиями XVIII века среди всех выявленных в лексикографических источниках дериватов на -ник.
- Способность суффикса -(н)ик сочетаться с различными в структурном отношении производящими основами обусловила наличие у религионимов-субстантивов с данным формантом личных и неличных типов лексико-семантических значений. Производные на -(н)ик, имеющие в качестве базовой отглагольную основу, обозначают главным образом лиц по действию или выполняемым профессиональным функциям, а дериваты с базовой отыменной основой называют лиц по сану, должности или по признаку, а также обозначают предмет, имеющий определенное предназначение. При этом в целом более 75 % религионимов-субстантивов на -ник относятся к лексико-грамматическому разряду конкретных имен, обозначающих лицо мужского пола. Этот вывод с историко-лингвистической точки зрения вполне закономерен, т. к. субстантивы на -ник издревле специализировались на выражении личного значения, неличная же семантика для них была второстепенной. Отметим также, что религионимы-субстантивы на -ник, относящиеся к неконкретным именам, в рассматриваемых лексиконах не были выявлены.
- В семантическом отношении личные религионимы-субстантивы на -(н)ик могут быть объединены в две тематические макрогруппы, дериваты которых противопоставлены друг другу в аспекте взаимоотношений «Бог – человек – диавол»: с одной стороны, они именует Бога и членов небесной и земной Церкви, в т. ч. называя их положительные действия или признаки, а с другой стороны – дьявола и лиц, отпавших от Церкви, в т. ч. называя их отрицательные действия или признаки. Необходимо также отметить, что для религионимов-субстантивов на -ник в XVIII веке в целом не был характерен полисемантизм, однако имеющиеся случаи совмещения в рамках одной вокабулы разных типов лексико-семантических значений дают основания полагать о наметившейся в языке тенденции к семантическому осложнению данных дериватов.
- Имена существительные религиозной семантики на -ник прочно заняли свое место в лексической системе религиозного стиля русского языка XVIII в., образуя в ней особый пласт конкретной конфессиональной лексики, что подтверждается самим фактом их широкой кодификации в рассматриваемых словарных источниках.
About the authors
S.V. S.V. Feliksov
St. Tikhon’s Orthodox University
Author for correspondence.
Email: svfeliksov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5928-3311
Candidate of Philological Sciences, associate professor of the Department of Pedagogics, Faculty of History and Philology
Russian Federation, bldg. 5a, 23, Novokuznetskaya Street, Moscow, 115184, Russian FederationReferences
- Varbot 1969 – Varbot Zh.Zh. (1969) Old Russian nominal word formation. Retrospective formal characterization. Moscow: Nauka, 230 p. Available at: http://history-fiction.ru/books/all_39/book_3481/. (In Russ.)
- Vasilieva, Ilyina 2013 – Vasilyeva S.P., Ilyina A.G. (2013) Semantic field «religion» according to the data of associative experiment. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev (Bulletin KSPU), no. 3 (25), pp. 162–166. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20283586. EDN: https://elibrary.ru/rbwnbf. (In Russ.)
- Veselitsky 1972 – Veselitsky V.V. (1972) Distracted vocabulary in the Russian literary language of the XVIII – early XIX centuries. Moscow: Nauka, 319 p. Available at: https://www.academia.edu/50799408/В_В_Веселитский_Отвлеченная_лексика_в_русском_литературном_языке_XVIII_начале_XIX_в. (In Russ.)
- Vinogradov 1947 – Vinogradov V.V. (1947) Russian language: (Grammatical doctrine of word). Moscow, Leningrad: Gos. ucheb.-ped. izd-vo, 783 p. Available at: https://djvu.online/file/6icQyDYdBkA50. (In Russ.)
- Gadomsky 2008 – Gadomsky A.K. (2008) Stylistic approach to the study of the religious language. Stil, no. 7, pp. 21–35. Available at: https://www.rastko.rs/filologija/stil/2008/02Gadomski.pdf. (In Russ.)
- Dement'ev 1942 – Dement'ev A.A. (1942) Suffix -ik and its derivatives in modern Russian. Scientific notes of the Kuibyshev State Pedagogical and Teacher Institute, no 5, pp. 41–56. (In Russ.)
- Zemskaja 1992 – Zemskaya E.A. (1992) Word formation as an activity. Moscow: Nauka, 220 p. Available at: https://www.academia.edu/49583390/Е_А_Земская_Словообразование_как_деятельность. (In Russ.)
- Kornakova 2015 – Kornakova E.S. (2015) Systematic study of lexicon on the basis of semantic field method. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, no. 4, pp. 170–175. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnoe-izuchenie-leksiki-metodom-semanticheskogo-polya/viewer. (In Russ.)
- Meillet 1951 – Meillet A. (1951) Common Slavic language. Moscow: Izd-vo inostr. lit., 492 p. Available at: https://archive.org/stream/Staroslavyanskiy_yazyk/Старославянский%20язык/Антуан%20Мейе.%20Общеславянский%20язык.%202001_djvu.txt. (In Russ.)
- Nikolaev 1976 – Nikolaev G.A. (1976) The phenomenon of inverse correlation in names to -nik in Russian. In: Nominal word formation of the Russian language. Kazan, pp. 171–181. (In Russ.)
- Potikha 1970 – Potikha Z.A. (1970) Modern Russian word formation. Moscow: Prosveshchenie, 383 p. Available at: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_007333335/. (In Russ.)
- Russian grammar 2005 – Russian grammar. Moscow: In-t rus. yaz. im. V.V. Vinogradova RAN, vol. 1, 783 p. (In Russ.)
- Russian language and Soviet society… 1968 – Russian language and Soviet society. Sociological and linguistic research. Word formation of modern Russian literary language. Moscow: Nauka, 299 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21060871. EDN: https://elibrary.ru/rswtiz. (In Russ.)
- Feliksov 2009 b – Feliksov S.V. (2009 b) «Church Dictionary» by Archpriest Peter Alekseev. Russian Speech, no. 3, pp. 80–87. Available at: https://russkayarech.ru/ru/archive/2009-3/80-87; https://elibrary.ru/item.asp?id=11968106. EDN: https://elibrary.ru/kbxizr. (In Russ.)
- Charekov 2002 – Charekov S.L. (2002) Semantic evolution of the suffix - -nic from the Old Russian to the modern Russian language. Saint Petersburg: Nauka, 34 p. (In Russ.)
- Shirshov 1980 – Shirshov I.A. (1980) To the problem of the morphemic complex. In: Topical issues of Russian word formation. Tashkent, part II, pp. 97–105. (In Russ.)
- Shirshov 1981 – Shirshov I.A. (1981) Multiplicity of word-forming motivation in modern Russian. Rostov-on-Don: Izd-vo Rost. un-ta, 117 p. (In Russ.)