Социально-медицинское волонтерство в непрофильном вузе
- Авторы: Вандышева Л.В.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 29, № 1 (2023)
- Страницы: 95-103
- Раздел: Педагогика
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/17392
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2023-29-1-95-103
- ID: 17392
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях пандемии увеличилась численность волонтерского корпуса и благополучателей. Субъектами волонтерского движения становятся образовательные организации разных профилей подготовки. Отмечается возрастающее значение медицинского волонтерства. Медицинское волонтерство, будучи ретроинновацией, в условиях пандемии теряет максимальную профессиональную (медицинскую) направленность, поскольку расширяется функционал и состав волонтеров. Вводится понятие «социально-медицинское волонтерство» как вид волонтерства в сфере здравоохранения, направленный на повышение качества оказания медицинских услуг и предполагающий участие в нем волонтеров широкого профиля профессиональной подготовки. Исследование проводилось в три этапа: применялись теоретический метод анализа научной литературы, эмпирические методы (анкетирование, интервью). Выборку составили 87 волонтеров непрофильного вуза. По результатам исследования выявлено, что среди волонтеров преобладают обучающиеся младших курсов; конкретизирован функционал волонтеров в call-центре; выявлена мотивация участия обучающихся в волонтерстве; проблемы, с которыми они столкнулись; уровень готовности к продолжению участия в волонтерстве. В целом результаты исследования свидетельствуют о недостаточной готовности волонтеров непрофильного вуза к социально-медицинскому волонтерству, что стало основанием разработки рекомендаций для организаторов данного движения в непрофильном вузе. Доказано, что социально-медицинское волонтерство в непрофильном вузе является перспективным направлением воспитательной работы и ресурсом для адаптации обучающихся младших курсов к образовательным условиям. Требуется научное осмысление вопроса гендерной мотивации обучающихся непрофильных направлений подготовки к социально-медицинскому волонтерству, а также специфики содержания этого волонтерства с учетом развития информационно-коммуникационных технологий и цифрового волонтерства.
Полный текст
Введение
Пандемия в России стала основной причиной резкого увеличения численности волонтеров в различного рода акциях, что свидетельствует о социальной солидарности людей, сформированности институтов гражданского общества. Так, согласно статистическим данным, с апреля по июль 2020 года было зафиксировано порядка 2,7 млн волонтеров в различных направлениях волонтерства, что почти на 10 % больше, чем аналогичные показатели этого сезона годом ранее [Итоги…]. Перед «второй волной» коронавируса данный показатель составлял уже 3,48 млн человек [Адресную помощь…].
Весной 2020 года началась общероссийская акция взаимопомощи #МыВместе, организованная платформой DOBRO.RU, Общероссийским народным фронтом, Всероссийским общественным движением «Волонтеры-медики», Ассоциацией волонтерских центров при поддержке Общественной палаты Российской Федерации. С начала акции к ней присоединились свыше 9 тысяч партнерских организаций. По социологическим данным, более 118 тысяч добровольцев (волонтеров) участвовали в этой акции [Петрова, Черканова 2022, с. 70]. В «первую волну» короновируса помощь была оказана порядка 2,84 млн нуждающихся [Российские практики…]. Кроме этого, в 160 медицинских учреждениях 7 тысяч волонтеров-медиков оказывали помощь врачам, выполняли обязанности среднего медицинского персонала, подвозили врачей на личном транспорте, доставляли продуктовые наборы, средства индивидуальной защиты [Петрова, Черканова 2022, с. 70].
В научной литературе упоминается не только данная акция, но и разработанная Программа мобильности волонтеров Российской Федерации на 2019–2024 годы, Всероссийский конкурс волонтерских инициатив «Доброволец России». Данные мероприятия свидетельствуют о целенаправленной поддержке волонтерского движения со стороны государства. В результате мониторинга реализации мер поддержки волонтеров, активно участвующих в борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции и в преодолении негативных социальных последствий ее распространения, выявлены виды нематериального поощрения волонтеров на современном этапе: награждение грамотами, благодарностями и дипломами; публикации в СМИ информации об успехах волонтеров и волонтерских организаций; приобретение за счет средств регионального бюджета индивидуальных средств защиты от вирусной инфекции (маски, костюмы, перчатки) и обеспечение ими волонтерских штабов во всех муниципальных районах и городских округах субъекта РФ [Петрова, Черканова 2022, с. 70; Федорова 2021, с. 153].
Нельзя не согласиться с мнением отечественных аналитиков, обосновывающих рост численности волонтеров в IV квартале 2020 года такими причинами, как: резкое увеличение случаев заражения инфекцией коронавируса во время «второй волны» пандемии в России; оценка позитивного эффекта от результатов волонтерской работы, произведенной в период «первой волны» коронавируса в России; налаженная информационная работа по популяризации в обществе волонтерской активности как социально одобряемого поведения [Шонус 2021, с. 322].
Исследователи подчеркивают, что востребованность волонтерского труда в период пандемии определила не только личное отношение молодежи к волонтерству, но и к альтруизму как ценности [Филипова, Зубова 2020, с. 127]. Однако результаты исследования И.Ю. Рассохиной, С.А. Пфетцер, А.А. Пфетцер свидетельствуют о недостаточно эффективной работе волонтерских служб, что отразилось на общей оценке волонтерства и качестве предоставляемой помощи нуждающимся [Рассохина, Пфетцер С.А., Пфетцер А.А. 2020, с. 35]. Исследователи Е.Н. Рогова и Л.С. Яницкий отмечают в период пандемии низкий уровень информированности молодежи о волонтерстве и ее неготовность к этой деятельности [Рогова, Яницкий 2020, с.45]. Результаты опроса «Левада-Центра» свидетельствуют о нарочитом стремлении молодежи максимально игнорировать версию о всеобщей взаимопомощи [Певная, Кульминская, Широкова, Шуклина 2021, с. 496].
Эмпирические данные позволяют выделить противоречие, заключающееся в признании высокого статуса волонтерства в период пандемии, с одной стороны, и недостаточной информационной, инструментальной поддержкой волонтерства, с другой стороны. Среди проблем, с которыми столкнулись волонтеры, выделены вопросы обеспечения условий их безопасности, набора новых волонтеров [Ермолаева, Гречаная, Башева 2021, с. 139].
В условиях пандемии особую значимость приобретает медицинское волонтерство, поскольку оно позволяет активизировать разнообразные человеческие ресурсы для решения задачи оказания помощи не только нуждающимся, но и медицинскому персоналу. Отмечается важность для волонтеров этого вида волонтерства гражданской и нравственной ориентированности, психологической подготовки и специального образования. Исследователи подчеркивают сходство медицинского волонтерства и социальной работы по основанию – мотивация (альтруизм, коллективный характер труда, общий интерес и т. п.) [Федулова 2021, с. 79]. Теоретический анализ научной литературы свидетельствует о многоаспектном изучении проблемы организации медицинского волонтерства среди школьников [Кетова 2017], обучающихся медицинских вузов [Трофимова 2015] и недостаточной представленностью работ авторов, чей научный фокус сосредоточен на проблемах медицинского волонтерства в непрофильных вузах; конкретизации ресурсов, привлекающих обучающихся немедицинского профиля профессиональной подготовки к данному виду волонтерства. Вместе с тем ведущие модели современных университетов сводятся к социальной миссии, социальной ответственности вузов [Шмелева, Кисляков 2021, c. 5].
Теоретический анализ научных публикаций, вышедших в период пандемии, позволяют расширить границы медицинского волонтерства, обозначив его как социально-медицинское волонтерство. Границы современной волонтерской помощи стали значительно шире, целевая аудитория благополучателей стала разнообразной, а состав волонтерского корпуса не ограничивается медиками или людьми, имеющими принадлежность к медицинскому учреждению. Так, состав волонтеров пополнили администраторы, IT-специалисты, психологи, сотрудники call-центров [Федулова, Зубова 2021, с. 79; Шонус 2021, с. 320]. Для непрофильных вузов социально-медицинское волонтерство может выступить в качестве ресурса воспитательной работы с обучающимися, благодаря которому формируются ценностные основания гуманистической личности, а также мотивы, побуждающие к дальнейшей социальной активности.
Заявленное стало основанием для проведения настоящего исследования, чтобы охарактеризовать социально-медицинское волонтерство в непрофильном вузе, уточнив его сущность в условиях пандемии, проанализировав опыт социально-медицинского волонтерства обучающихся непрофильных направлений подготовки и будущих специалистов социальной работы, разработав рекомендации координаторам социально-медицинского волонтерства в вузе.
Методология исследования
Волонтерство представляется ретро-инновацией, пристальное внимание к которой в отечественной практике работы с молодежью наблюдалось в 90-х годах ХХ века, когда проблемы, связанные с социализацией молодежи, ее адаптацией к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, стали заявляться как критические.
Теоретический анализ научной литературы свидетельствует о наличии исторически накопленного отечественного опыта институционального обеспечения волонтерства, представленного в деятельности организаций научно-профессионального, конфессионального и филантропического типов. Их деятельность определялась стратегией борьбы с эпидемиями, ресурсными возможностями организаций и сводилась к распространению специальной научно-популярной литературы; поддержке деятельности медицинских учреждений (лазаретов, больниц); проведению дезинфекции бытовой обстановки; подготовке пакетов научно-медицинских рекомендаций для местной администрации; предоставлению материально-финансовой помощи; организации детских приютов, странноприимных обществ, домов призрения престарелых, пунктов временного размещения переселенцев, ночлежных домов; популяризации среди населения корректной санитарно-гигиенической культуры [Шонус 2021, с. 317].
Особое место среди организаций, на базе которых реализуется медицинское волонтерство, занимают вузы медицинского профиля. Будущих врачей ориентируют на участие в волонтерстве во многом потому, что функционал врача довольно разнообразен и может сводиться к выполнению функций социального работника, что предполагает обладание определенным психолого-педагогическим опытом. Медицинское волонтерство представляется видом волонтерства в сфере здравоохранения, направленным на повышение качества профилактических, лечебных, реабилитационных медицинских услуг населению. Итак, отличительная черта медицинского волонтерства сводится к максимальной профессиональной (медицинской) направленности [Семенова 2019, с. 25].
В связи с этим основной категорией волонтеров в медицинском волонтерстве выступают лица с медицинским образованием. Вместе с тем отечественные исследователи отмечают недостаточную представленность медицинских работников в этом движении [Мадасова, Захарова 2016, с. 126]. Кроме заявленной категории к числу волонтеров относят лиц без специального медицинского образования, чья волонтерская деятельность разнообразна по своему функционалу. Особо следует выделить организаторов (кураторов, координаторов) волонтеров, то есть лиц, осуществляющих управление, координацию деятельности волонтеров в медицинском учреждении, контроль качества и своевременности действий волонтеров. Деятельность заявленных субъектов должна быть легитимна с учетом отечественного законодательства. В настоящее время актуальным представляется вопрос о формировании, как у волонтеров, так и у их организаторов специальных компетенций путем обучения, сертификации.
Медицинское волонтерство характеризуется отечественными и зарубежными учеными как многоаспектный феномен: этап профессионального становления личности студента [Тян, Камалиев 2021, с. 6]; воспитательная деятельность [Калимуллина, Федулова 2018, с. 163; Литвинова, Бушмина 2021, с. 56]; социальная технология самоопределения, самоорганизации и самоутверждения молодежи [Кузнецова, Соловьева 2018, с. 134; Мамедова 2020, с. 217]. Отмечается приоритет альтруистической модели волонтерства в медицинском волонтерстве.
В определении медицинского волонтерства в период пандемии исследователи склонны трактовать его как социально-медицинское, подчеркивая широкий профиль функционала и состава волонтеров [Федулова 2021, с. 80; Шонус 2021, с. 320]. Мы склонны рассматривать социально-медицинское волонтерство как вид волонтерства в сфере здравоохранения, направленный на повышение качества оказания медицинских услуг и предполагающий участие в нем волонтеров широкого профиля профессиональной подготовки.
Методы исследования
В исследовании использованы теоретический метод – изучение социологической, педагогической, психологической научной литературы. Метод анкетирования является основным эмпирическим методом. Оригинальная авторская анкета включает 10 вопросов, позволивших выявить количество отработанных волонтерами смен; функционал волонтеров; мотивы участия в социально-медицинском волонтерстве и выбора смен работы; проблемы, с которыми столкнулись волонтеры; ожидания волонтеров и степень их реализации; готовность продолжать участие в социально-медицинском волонтерстве. Ответы на открытые вопросы анкеты стали основанием для разработки рекомендаций организаторам волонтеров. При представлении результатов исследования сохранена орфография, пунктуация ответов опрошенных. Анкетирование было анонимным, результаты представлены в обобщенном виде. Кроме этого, в качестве эмпирического метода применялось интервью с волонтерами, отработавшими 10 смен и более.
Этапы исследования
Научный интерес к социально-медицинскому волонтерству в непрофильном вузе обусловлен современной ситуацией. Так, в 2022 году сформировался социальный заказ: Министерство здравоохранения Самарской области обратилось к студенчеству города с просьбой оказать посильную помощь медицинскому персоналу учреждений здравоохранения. В число волонтеров вошли обучающиеся Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева (Самарский университет).
На первом этапе проводился теоретический анализ проблемы на основе изучения социологической, педагогической, психологической научной литературы; конкретизировались проблема, цель, методы исследования, разрабатывались анкета и гид-интервью для волонтеров.
На втором этапе проводилось анкетирование. Выборку составили 87 волонтеров, принявших участие в акции помощи медицинскому персоналу учреждений здравоохранения. В число опрошенных вошли 40 обучающихся бакалавриата Института информатики и кибернетики, Института экономики и управления, Институт двигателей и энергетических установок, Институт авиационной и ракетно-космической техники – обучающиеся непрофильных направлений профессиональной подготовки. Социально-гуманитарный институт, направление подготовки «Социальная работа» представляли 47 человек. Для будущих специалистов социальной работы волонтерство является основой будущей профессии, однако, медицинское волонтерство в полной мере не является профильным. Кроме этого, проведены интервью с волонтерами, отработавшими от 10 до 20 смен.
На третьем этапе полученные результаты были проанализированы, обобщены с последующей разработкой рекомендаций для кураторов волонтерского движения в вузе.
Результаты исследования
Среди волонтеров непрофильных направлений подготовки преобладали второкурсники (53,8 %), среди будущих специалистов социальной работы третьекурсники (34 %). Первокурсники были представлены почти в одинаковом соотношении: 28,2 и 29,8 %. Четверокурсники в числе волонтеров были представлены лишь среди будущих специалистов социальной работы (8,5 %). Итак, волонтерство обучающихся непрофильных направлений подготовки представлено на младших курсах, в то время как будущие специалисты социальной работы поддерживают волонтерство весь период профессиональной подготовки. Юноши в большинстве были представлены среди волонтеров непрофильных направлений (62,5 %), девушки среди будущих специалистов социальной работы (91,5 %). Волонтерам предлагалось в определенный период выйти на смены. До двух смен отработало большинство волонтеров всех направлений (23,1 и 17,4 % соответственно). У волонтеров непрофильных направлений была отмечена работа свыше 10 смен (20,5 %), в то время как студенты социально-гуманитарного профиля в большинстве отработали максимум 3 смены (15,2 %). Полученные результаты объясняются тем, что обучающиеся непрофильных направлений приступили к волонтерской акции раньше по времени. Однако среди будущих специалистов социальной работы выявлен волонтер, который отработал 20 смен.
Результаты интервью с волонтерами, отработавшими от 10 до 20 смен, свидетельствуют о том, что наличие у будущих специалистов социальной работы профильной мотивации, гражданской позиции у волонтеров непрофильных направлений подготовки, а также эффективной организационной работы кураторов и обеспечение волонтеров разными видами поддержки (статусная, инструментальная, диффузная) становятся факторами, влияющими на увеличение числа отработанных волонтерами смен.
Функционал волонтеров сводился к работе в call-центре и представлен следующим образом: к работе за компьютерами привлекали в основном волонтеров непрофильных направлений подготовки (66,7 %), в то время как будущие специалисты социальной работы работали с документами (86,7 %), «на телефоне» (15,6 %). По сути, для будущих специалистов социальной работы волонтерский функционал коррелирует с задачами, решаемыми в будущей профессиональной деятельности.
Среди мотивов волонтеров непрофильных направлений подготовки преобладают гражданские («желание помочь» (64,1 %), «повлиять на улучшение ситуации в условиях пандемии» (51,3 %)) и практические мотивы («приобрести опыт» (51,3 %) и «освоить новую практику» (43,6 %)). Среди опрошенных непрофильных направлений подготовки 10,3 % выступали волонтерами на постоянной основе, что свидетельствует об устойчивой мотивации волонтеров к данному виду деятельности.
Среди мотивов будущих специалистов социальной работы на первое место вышли профессиональные мотивы, связанные с восприятием волонтерства как основы будущей профессии (30,4 %); гражданский мотив занял второе место («проявление гражданской позиции» – 21,7 %); корпоративный мотив, связанный с поддержкой вуза, кафедры, занимает следующее место в рейтинге (67,4 %). Коммуникативный мотив выделили 37 % опрошенных.
Обращаем внимание на то, что прагматичный (корыстный) мотив зафиксирован в ответах волонтеров непрофильных направлений подготовки (35,9 %): «получить благодарность, бонусы» – 25,6 %, «зачет, балл при оценке прохождения практики или по учебной дисциплине» – 10,3 %. У будущих специалистов социальной работы аналогичные ответы отметили 17,4 % волонтеров: «получение баллов при оценке прохождения практики или по учебной дисциплине» – 10,9 % волонтеров; «получить благодарность, бонусы» – 6,5 % волонтеров. Отмечаем низкий процент ответов с указанием этой мотивации, что указывает на преобладание альтруистичной модели социально-медицинского волонтерства. Данный аспект указывает на педагогическую значимость социально-медицинского волонтерства в организации воспитательной работы в непрофильном вузе.
Волонтерам предлагалось выбрать смены (утренние, дневные, вечерние) в разных медицинских учреждениях. Волонтеры и непрофильных, и профильного направлений подготовки единодушны в признании причин «наличие свободного времени» (53,8 и 44,4 %, соответственно) и «свободная вакансия в таблице смен» (33,3 % – данные по ответам опрошенных со всех направлений подготовки) в качестве ведущих. Для волонтеров непрофильных направлений подготовки важно было «до начала смен решить свои дела» (30,8 %) и значимо «проживание рядом с медицинским учреждением» (30,8 %). Для будущих специалистов социальной работы доминирует «желание быть в одну смену с друзьями, однокурсниками» (44,4 %). Итак, приоритетность субъективных причин над организационными указывает на важность учета личностной мотивации волонтеров при организации социально-медицинского волонтерства.
За время акции волонтеры столкнулись с разными проблемами. В первую очередь волонтеры обоих направлений отметили проблему транспортной доставки (32 и 50 %, соответственно). При этом кураторы обеспечивали транспортную доставку волонтеров в удаленные районы города, содействовали компенсации транспортных расходов. Предполагаем, что, отмечая транспортную доставку в качестве проблемы, речь шла о недостаточно хорошо организованной работе муниципального транспорта. Проблема некомпетентности волонтеров занимает второе место в рейтинге ответов у волонтеров непрофильных направлений подготовки (16 %), в то время как лишь 12,5 % будущих специалистов социальной работы отметили эту проблему.
Полученные результаты указывают на важность подготовки медицинского персонала к работе с волонтерами. Поскольку в медицинские учреждения направлялись волонтеры непрофильных направлений подготовки, предполагается проведение с волонтерами предварительного инструктажа. Ответы, полученные на вопрос: «Насколько ваши ожидания от участия в волонтерстве оправдались?», сводились к следующим: «ожидания оправдались полностью» отметили 89,7 % обучающихся непрофильных направлений и 87 % будущих специалистов социальной работы. Ответ «полностью не оправдались» отметили 2,6 % волонтеров, обучающихся непрофильных направлений подготовки. Затруднились ответить на данный вопрос 7,7 и 13 % опрошенных соответственно. Данные ответы позволяют сделать прогноз о дальнейшем их участии социально-медицинского волонтерстве.
Волонтерам было предложено продолжить предложение: «Если бы вам предложили продолжить быть волонтером в медицинских учреждениях, то вы...». Варианты ответов следующие: «соглашусь» отметили 41 и 23,9 % волонтеров; «соглашусь на определенных условиях» – 19,2 и 30,4 % волонтеров; «соглашусь на другие виды работ» – 6,4 и 2,2 %; «затрудняюсь ответить» – 30,8 и 17,4 % волонтеров. Готовность быть волонтерами в дальнейшем выразили 2,6 и 17,4 % опрошенных. Решение об отказе приняли 8,7 % будущих специалистов социальной работы. Результаты в целом свидетельствуют о недостаточно сформированной готовности волонтеров выступать в роли социально-медицинских волонтеров, что можно объяснить спецификой этой деятельности, недостаточно организованными условиями для эффективной работы.
Анализ предложенных в опросе открытых вопросов позволил детализировать информацию для разработки рекомендаций кураторам социально-медицинского волонтерства в непрофильном вузе. Отмечаем, что чаще на данные вопросы в ходе анкетирования отвечали будущие специалисты социальной работы. Во-первых, необходимо соотносить функционал волонтеров с их личностными возможностями, мотивацией, профессиональной направленностью. Данная рекомендация составлена на основе следующих вариантов ответов волонтеров: «Можно составлять заранее список с необходимой помощью, чтобы каждый мог выбрать, чем ему эффективнее заниматься» (волонтер, обучающийся по непрофильным направлениям подготовки); «Уточнять, точно ли нужна помощь, так как сталкивались с отсутствием работы для волонтера» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Работа, не требующая медицинских знаний» (ответ будущего специалиста социальной работы)»; «Я считаю, что работа волонтера будет эффективной в одном случае: если человек идет туда с настроем помочь, поэтому надо искать людей, которые готовы оказать помощь без ожидания получить что-то взамен» (будущего специалиста социальной работы); «Поддержание связей между мед. учреждением и координатором (действительно ли нужно на это смену такое количество волонтеров)» (ответ будущего специалиста социальной работы).
Во-вторых, соотносить месторасположение медицинских учреждений с адресом проживания волонтеров и по возможности обеспечивать транспортную доставку волонтеров до медицинских учреждений. Основанием для данной рекомендации послужили следующие ответы волонтеров: «Обеспечить волонтеров транспортом, питанием» (волонтер, обучающийся по непрофильным направлениям подготовки); «Слишком далеко ездить, хотелось бы ближе» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Базы практики должны соответствовать месту проживания» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Выбор места волонтерства ближе к месту проживания» (ответ будущего специалиста социальной работы).
В-третьих, при назначении времени смен работы волонтеров следует учитывать учебную занятость волонтеров. Считаем возможным совмещение социально-медицинского волонтерства с периодом прохождения разных видов практики будущими специалистами социальной работы. Представим ответы опрошенных, подтверждающие актуальность этой рекомендации: «Немного сократить продолжительность смены» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Работать с 15:00–19:00~» (волонтер, обучающийся по непрофильным направлениям подготовки); «Помогать я мог только во время каникул, так как сейчас в связи с учебой у меня высокая занятость. В поликлинике мне сообщили, что помощь нужна с ~9 до 11–12, как я и помогал на каникулах. Сейчас же в это время у меня пары...» (волонтер, обучающийся по непрофильным направлениям подготовки).
В-четвертых, обратить внимание на обеспечение безопасности волонтеров (с медицинской точки зрения) и создать условия на рабочих местах волонтеров в медицинских учреждениях. Идея этой рекомендации следующим образом отражена в ответах волонтеров: «Обеспечить безопасность волонтерам в плане здоровья» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Возможно выделить отдельное помещение» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Предоставление средств индивидуальной защиты, отдельный кабинет, куда не будут заходить посетители медицинского учреждения» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Волонтеров, которые остаются на две и более смены, обеспечивать питанием, водой» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Можно чуть улучшить условия волонтерства (например, не сидеть на сломанных стульях и не работать на компьютерах, которые грузят страницу по 3 минуты)» (волонтер, обучающийся по непрофильным направлениям подготовки).
В-пятых, организовать проведение предварительного инструктажа для волонтеров и последующее сопровождение волонтеров медиком-организатором (куратором). Представим красноречивый ответ будущего специалиста социальной работы: «Однокурсники говорили, что их долго распределяли, если есть такая возможность, то побольше бы специалистов в работу с прибывшими волонтерами. И небольшой экскурс, что нужно делать, что отвечать на телефонные звонки, чтобы быть более компетентным в результате коммуникации по телефону с заболевшими; ибо иногда я не знаю, что ответить, когда меня спрашивают люди, что им делать при таком-то диагнозе или в какую смену работает тот или иной врач» (ответ).
Социально-медицинское волонтерство в непрофильном вузе осуществляется в рамках внеучебной работы, одно из значений которой сводится к созданию в вузе условий для воспитания молодежи. В связи с этим, социально-медицинское волонтерство в непрофильном вузе следует представить как перспективное направление воспитательной работы и дополнительный ресурс адаптации обучающихся младших курсов к обучению в университете. Для развития социально-медицинского волонтерства в непрофильном вузе следует продолжать: поддерживать неформальную атмосферу в волонтерских студенческих объединениях; проводить мероприятия на сплочение, командную работу и организацию досуга волонтеров; сохранить традицию нематериального поощрения волонтеров в вузе.
Заключение
Теоретический анализ научной литературы позволяет констатировать недостаточное количество специальных исследований социально-медицинского волонтерства в непрофильных вузах. Исследователи не учитывают воспитательный потенциал социально-медицинского волонтерства в непрофильных вузах и его роль в адаптации обучающихся младших курсов к обучению. В фокус научного интереса не входит конкретизация ресурсов, привлекающих обучающихся разных профилей профессиональной подготовки к социально-медицинскому волонтерству.
Представленные результаты исследования свидетельствуют о том, что в большей степени в социально-медицинское волонтерство вовлечены обучающиеся младших курсов. Это является, во-первых, показателем работы волонтерских студенческих объединений, которые, привлекая обучающихся разных направлений подготовки, популяризируют волонтерское движение в вузе. Во-вторых, вовлечение обучающихся в волонтерство является одним из направлений внеучебной работы и ресурсом адаптации обучающихся младших курсов к обучению в университете.
Социально-медицинское волонтерство в непрофильном вузе предполагает сопровождение волонтеров медицинскими работниками, обеспечивающими инструктаж, помощь и разные виды их поддержки. Учитывая, что социально-медицинское волонтерство осуществлялось в свободное время обучающихся, а среди мотивов волонтеров непрофильных направлений подготовки преобладали гражданский мотив и желание приобрести новый опыт, важна конкретизация содержательной составляющей социально-медицинского волонтерства и статусная поддержка волонтеров.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о недостаточной готовности волонтеров непрофильного вуза к социально-медицинскому волонтерству. В связи с этим разработанные нами рекомендации могут способствовать выстраиванию социального партнерства между образовательной организацией и медицинскими учреждениями; продвижению социально-медицинского волонтерства в вузе не только в период пандемии; разнообразию организации досуга студенчества; расширению содержания разных видов практики будущих специалистов социальной работы.
Предметом дальнейших исследовательских поисков может стать вопрос о гендерной мотивации обучающихся непрофильных направлений подготовки к социально-медицинскому волонтерству.
Об авторах
Л. В. Вандышева
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: vandisheva.lv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-9894-491X
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и технологии социальной работы
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.Список литературы
- Адресную помощь… – Адресную помощь в период пандемии получили почти 3,5 млн россиян. URL: https://tass.ru/obschestvo/9250173 (дата обращения: 25.11.2020).
- Ермолаева, Гречаная, Башева 2021 – Ермолаева Ю.В., Гречаная А.А., Башева О.А. Волонтерские практики в мире и в России в первую волну COVID-2019 // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 4. С. 127–144. DOI: http://doi.org/10.24412/2071-6141-2021-4-127-144. EDN: https://www.elibrary.ru/ffxjmp.
- Итоги… – Итоги выборочного обследования рабочей силы // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 15.11.2021).
- Калимуллина, Федулова 2018 – Калимуллина О.А., Федулова И.В. Формирование нравственных качеств современных студентов медицинского добровольчества в условиях свободного времени // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств 2018. № 2. С. 151–155. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35121499. EDN: https://www.elibrary.ru/xqwdbb.
- Кетова, Слетова, Морозова 2017 – Кетова Н.А., Слетова А.М., Морозова Е.П. К вопросу о привлечении обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений к профессионально-ориентированному волонтерскому движению (на примере КГМУ) // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 4 (7). С. 95–101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30621923. EDN: https://www.elibrary.ru/zucpar.
- Кузнецова, Соловьева 2018 – Кузнецова А.А., Соловьева Н.А. Динамика психологических характеристик личности студента в процессе профессионально ориентированной волонтерской деятельности // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 7. С. 128–146. URL: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-128-146. EDN: https://www.elibrary.ru/xzdjgh.
- Литвинова, Бушмина 2021 – Литвинова Е.С., Бушмина О.Н. К вопросу о студенческом волонтерстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 55–56. DOI: http://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1002-0012. EDN: https://www.elibrary.ru/sqxopd.
- Мадасова, Захарова 2016 – Мадасова О.К., Захарова Т.С. Правовые проблемы организации добровольческой деятельности в сфере здравоохранения Российской Федерации // Евразийский Союз Ученых. 2016. № 2–1 (23). С. 126–129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27439266. EDN: https://www.elibrary.ru/xcluhv.
- Мамедова 2020 – Мамедова А.О., Быкова П.В., Сысоев А.А., Гергокова Д.В. Волонтерская деятельность в период пандемии COVID-19 // Образование и наука в России и за рубежом 2020. № 5 (69). С. 103–108. URL: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/2130/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42895549. EDN: https://www.elibrary.ru/dmtyiu.
- Певная, Кульминская, Широкова, Шуклина 2021 – Певная М.В., Кульминская А.В., Широкова Е.А., Шуклина Е.А. Волонтерское участие молодежи в период пандемии: портрет героя сложного времени // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3 (163). С. 492–510. DOI: http://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1930. EDN: https://www.elibrary.ru/ovvejq.
- Петрова, Черкасова 2022 – Петрова Т.Э., Черкасова Т.В. Социальное самочувствие российских студентов в период ковид-пандемии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, № 1. С. 66–72. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-1-66-72. EDN: https://www.elibrary.ru/asmmve.
- Рассохина, Пфетцер С.А., Пфетцер А.А. 2020 – Рассохина И.Ю., Пфетцер С.А., Пфетцер А.А. Поддержка сверхнормативной активности молодежи в ситуации пандемии COVID-19 как актуальное направление молодежной политики // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С. 29–40. URL: http://www.prof-obr42.ru/Archives/4(40)2020.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=44583902. EDN: https://www.elibrary.ru/cvtlbd.
- Рогова, Яницкий 2020 – Рогова Е.Н., Яницкий Л.С. Готовность к волонтерству в дискурсе студенческой молодежи в условиях пандемии COVID-19 // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С. 40–47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44583903. EDN: https://www.elibrary.ru/zsvwvs.
- Российские практики… – Российские практики волонтерства в условиях пандемии: аналитический бюллетень. URL: https://www.hse.ru/data/2020/06/03/1603919375/HSE_Covid_01_2020_4_4.pdf (дата обращения: 25.11.2020)
- Семенова 2019 – Семенова О.А. Особенности волонтерской деятельности в медицинском университете // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 9–2 (87). С. 24–27. DOI: http://doi.org/10.23670/IRJ.2019.87.9.030. EDN: https://www.elibrary.ru/ofvgqc.
- Трофимова 2015 – Трофимова Г.А., Лавровский С.Н., Гвоздецкая Е.А., Мамонова С.Б., Савельева А.В. Организация профессионального волонтерства в контексте решения задач личностного и профессионального развития студентов медицинского колледжа // Пульс. 2015. Т. 17, № 4. С. 384–387. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25339870. EDN: https://www.elibrary.ru/vinidv.
- Тян, Камалиев 2021 – Тян М.А., Камалиев М.А. Организация и менеджмент волонтерского движения в сфере медицинского образования // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2021. № 2. С. 343–345. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46206766. EDN: https://www.elibrary.ru/lodlyx.
- Федорова 2021 – Федорова М.Н. Волонтерство как нерыночная форма развития человеческого потенциала // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 3. С. 146–157. DOI: http://doi.org/10.52180/2073-6487_2021_3_146_157. EDN: https://www.elibrary.ru/jpihcd.
- Федулова 2021 – Федулова И.В. Трансформация молодежного волонтерства в эпоху пандемии // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 9–3 (111). С. 78–81. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.9.111.087. EDN: https://www.elibrary.ru/dejjji.
- Филипова, Зубова 2020 – Филипова А.Г., Зубова О.Г. Особенности молодежного волонтерства в современной России: на пути к участию в принятии социально значимых решений // Социодинамика. 2020. № 12. С. 123–134. DOI: http://doi.org/10.25136/2409-7144.2020.12.34664. EDN: https://www.elibrary.ru/ukttkw.
- Шмелева, Кисляков 2021 – Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Третья миссия университетов в институализации просоциальной активности молодежи // Ноосферные исследования. 2021. № 2. С. 4–12. DOI: http://doi.org/10.46724/NOOS.2021.2.04-12. EDN: https://www.elibrary.ru/dspntj.
- Шонус 2021 – Шонус И.Х. Эволюция моделей медико-социального волонтерства в XIX – начале XXI века (на примере борьбы с эпидемиями в Российской Империи и пандемией COVID-19 в Российской Федерации) // Преподаватель XXI век. 2021. № 4–2. С. 316–325. DOI: http://doi.org/10.31862/2073-9613-2021-4-316-325. EDN: https://www.elibrary.ru/zuidzg.