Socio-medical volunteering in a non-profile university
- Authors: Vandysheva L.V.1
-
Affiliations:
- Samara National Research University
- Issue: Vol 29, No 1 (2023)
- Pages: 95-103
- Section: Pedagogics
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/17392
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2023-29-1-95-103
- ID: 17392
Cite item
Full Text
Abstract
There is an increase in the number of volunteer corps and beneficiaries. The subjects of the volunteer movement are educational organizations of various training profiles. In a pandemic, the importance of medical volunteering is growing. Medical volunteering, being a retro innovation, loses its maximum professional (medical) focus during the pandemic, as the functionality and composition of volunteers expands. The concept of «socio-medical volunteering» is introduced as a type of volunteering in the healthcare sector, aimed at improving the quality of medical services and involving the participation of volunteers with a wide range of professional training. The study was conducted in three stages: theoretical method of scientific literature analysis, empirical methods (questionnaires, interviews) were used. The sample consisted of 87 volunteers from a non-core university. According to the results of the study, it was revealed that junior students predominate among the volunteers; the functionality of volunteers in the call center was specified; the motivation for the participation of students in volunteering was revealed; the problems they faced; level of readiness to continue participation in volunteering. In general, the results of the study indicate the insufficient readiness of volunteers of a non-core university for social and medical volunteering, which became the basis for the development of recommendations for the organizers of this movement in a non-core university. It has been proved that socio-medical volunteering in a non-core university is a promising area of educational work and a resource for adapting junior students to educational conditions. Scientific understanding of the issue of gender motivation of students in non-core areas of preparation for social and medical volunteering is required, as well as the specifics of the content of this volunteering, taking into account the development of information and communication technologies and digital volunteering.
Full Text
Введение
Пандемия в России стала основной причиной резкого увеличения численности волонтеров в различного рода акциях, что свидетельствует о социальной солидарности людей, сформированности институтов гражданского общества. Так, согласно статистическим данным, с апреля по июль 2020 года было зафиксировано порядка 2,7 млн волонтеров в различных направлениях волонтерства, что почти на 10 % больше, чем аналогичные показатели этого сезона годом ранее [Итоги…]. Перед «второй волной» коронавируса данный показатель составлял уже 3,48 млн человек [Адресную помощь…].
Весной 2020 года началась общероссийская акция взаимопомощи #МыВместе, организованная платформой DOBRO.RU, Общероссийским народным фронтом, Всероссийским общественным движением «Волонтеры-медики», Ассоциацией волонтерских центров при поддержке Общественной палаты Российской Федерации. С начала акции к ней присоединились свыше 9 тысяч партнерских организаций. По социологическим данным, более 118 тысяч добровольцев (волонтеров) участвовали в этой акции [Петрова, Черканова 2022, с. 70]. В «первую волну» короновируса помощь была оказана порядка 2,84 млн нуждающихся [Российские практики…]. Кроме этого, в 160 медицинских учреждениях 7 тысяч волонтеров-медиков оказывали помощь врачам, выполняли обязанности среднего медицинского персонала, подвозили врачей на личном транспорте, доставляли продуктовые наборы, средства индивидуальной защиты [Петрова, Черканова 2022, с. 70].
В научной литературе упоминается не только данная акция, но и разработанная Программа мобильности волонтеров Российской Федерации на 2019–2024 годы, Всероссийский конкурс волонтерских инициатив «Доброволец России». Данные мероприятия свидетельствуют о целенаправленной поддержке волонтерского движения со стороны государства. В результате мониторинга реализации мер поддержки волонтеров, активно участвующих в борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции и в преодолении негативных социальных последствий ее распространения, выявлены виды нематериального поощрения волонтеров на современном этапе: награждение грамотами, благодарностями и дипломами; публикации в СМИ информации об успехах волонтеров и волонтерских организаций; приобретение за счет средств регионального бюджета индивидуальных средств защиты от вирусной инфекции (маски, костюмы, перчатки) и обеспечение ими волонтерских штабов во всех муниципальных районах и городских округах субъекта РФ [Петрова, Черканова 2022, с. 70; Федорова 2021, с. 153].
Нельзя не согласиться с мнением отечественных аналитиков, обосновывающих рост численности волонтеров в IV квартале 2020 года такими причинами, как: резкое увеличение случаев заражения инфекцией коронавируса во время «второй волны» пандемии в России; оценка позитивного эффекта от результатов волонтерской работы, произведенной в период «первой волны» коронавируса в России; налаженная информационная работа по популяризации в обществе волонтерской активности как социально одобряемого поведения [Шонус 2021, с. 322].
Исследователи подчеркивают, что востребованность волонтерского труда в период пандемии определила не только личное отношение молодежи к волонтерству, но и к альтруизму как ценности [Филипова, Зубова 2020, с. 127]. Однако результаты исследования И.Ю. Рассохиной, С.А. Пфетцер, А.А. Пфетцер свидетельствуют о недостаточно эффективной работе волонтерских служб, что отразилось на общей оценке волонтерства и качестве предоставляемой помощи нуждающимся [Рассохина, Пфетцер С.А., Пфетцер А.А. 2020, с. 35]. Исследователи Е.Н. Рогова и Л.С. Яницкий отмечают в период пандемии низкий уровень информированности молодежи о волонтерстве и ее неготовность к этой деятельности [Рогова, Яницкий 2020, с.45]. Результаты опроса «Левада-Центра» свидетельствуют о нарочитом стремлении молодежи максимально игнорировать версию о всеобщей взаимопомощи [Певная, Кульминская, Широкова, Шуклина 2021, с. 496].
Эмпирические данные позволяют выделить противоречие, заключающееся в признании высокого статуса волонтерства в период пандемии, с одной стороны, и недостаточной информационной, инструментальной поддержкой волонтерства, с другой стороны. Среди проблем, с которыми столкнулись волонтеры, выделены вопросы обеспечения условий их безопасности, набора новых волонтеров [Ермолаева, Гречаная, Башева 2021, с. 139].
В условиях пандемии особую значимость приобретает медицинское волонтерство, поскольку оно позволяет активизировать разнообразные человеческие ресурсы для решения задачи оказания помощи не только нуждающимся, но и медицинскому персоналу. Отмечается важность для волонтеров этого вида волонтерства гражданской и нравственной ориентированности, психологической подготовки и специального образования. Исследователи подчеркивают сходство медицинского волонтерства и социальной работы по основанию – мотивация (альтруизм, коллективный характер труда, общий интерес и т. п.) [Федулова 2021, с. 79]. Теоретический анализ научной литературы свидетельствует о многоаспектном изучении проблемы организации медицинского волонтерства среди школьников [Кетова 2017], обучающихся медицинских вузов [Трофимова 2015] и недостаточной представленностью работ авторов, чей научный фокус сосредоточен на проблемах медицинского волонтерства в непрофильных вузах; конкретизации ресурсов, привлекающих обучающихся немедицинского профиля профессиональной подготовки к данному виду волонтерства. Вместе с тем ведущие модели современных университетов сводятся к социальной миссии, социальной ответственности вузов [Шмелева, Кисляков 2021, c. 5].
Теоретический анализ научных публикаций, вышедших в период пандемии, позволяют расширить границы медицинского волонтерства, обозначив его как социально-медицинское волонтерство. Границы современной волонтерской помощи стали значительно шире, целевая аудитория благополучателей стала разнообразной, а состав волонтерского корпуса не ограничивается медиками или людьми, имеющими принадлежность к медицинскому учреждению. Так, состав волонтеров пополнили администраторы, IT-специалисты, психологи, сотрудники call-центров [Федулова, Зубова 2021, с. 79; Шонус 2021, с. 320]. Для непрофильных вузов социально-медицинское волонтерство может выступить в качестве ресурса воспитательной работы с обучающимися, благодаря которому формируются ценностные основания гуманистической личности, а также мотивы, побуждающие к дальнейшей социальной активности.
Заявленное стало основанием для проведения настоящего исследования, чтобы охарактеризовать социально-медицинское волонтерство в непрофильном вузе, уточнив его сущность в условиях пандемии, проанализировав опыт социально-медицинского волонтерства обучающихся непрофильных направлений подготовки и будущих специалистов социальной работы, разработав рекомендации координаторам социально-медицинского волонтерства в вузе.
Методология исследования
Волонтерство представляется ретро-инновацией, пристальное внимание к которой в отечественной практике работы с молодежью наблюдалось в 90-х годах ХХ века, когда проблемы, связанные с социализацией молодежи, ее адаптацией к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, стали заявляться как критические.
Теоретический анализ научной литературы свидетельствует о наличии исторически накопленного отечественного опыта институционального обеспечения волонтерства, представленного в деятельности организаций научно-профессионального, конфессионального и филантропического типов. Их деятельность определялась стратегией борьбы с эпидемиями, ресурсными возможностями организаций и сводилась к распространению специальной научно-популярной литературы; поддержке деятельности медицинских учреждений (лазаретов, больниц); проведению дезинфекции бытовой обстановки; подготовке пакетов научно-медицинских рекомендаций для местной администрации; предоставлению материально-финансовой помощи; организации детских приютов, странноприимных обществ, домов призрения престарелых, пунктов временного размещения переселенцев, ночлежных домов; популяризации среди населения корректной санитарно-гигиенической культуры [Шонус 2021, с. 317].
Особое место среди организаций, на базе которых реализуется медицинское волонтерство, занимают вузы медицинского профиля. Будущих врачей ориентируют на участие в волонтерстве во многом потому, что функционал врача довольно разнообразен и может сводиться к выполнению функций социального работника, что предполагает обладание определенным психолого-педагогическим опытом. Медицинское волонтерство представляется видом волонтерства в сфере здравоохранения, направленным на повышение качества профилактических, лечебных, реабилитационных медицинских услуг населению. Итак, отличительная черта медицинского волонтерства сводится к максимальной профессиональной (медицинской) направленности [Семенова 2019, с. 25].
В связи с этим основной категорией волонтеров в медицинском волонтерстве выступают лица с медицинским образованием. Вместе с тем отечественные исследователи отмечают недостаточную представленность медицинских работников в этом движении [Мадасова, Захарова 2016, с. 126]. Кроме заявленной категории к числу волонтеров относят лиц без специального медицинского образования, чья волонтерская деятельность разнообразна по своему функционалу. Особо следует выделить организаторов (кураторов, координаторов) волонтеров, то есть лиц, осуществляющих управление, координацию деятельности волонтеров в медицинском учреждении, контроль качества и своевременности действий волонтеров. Деятельность заявленных субъектов должна быть легитимна с учетом отечественного законодательства. В настоящее время актуальным представляется вопрос о формировании, как у волонтеров, так и у их организаторов специальных компетенций путем обучения, сертификации.
Медицинское волонтерство характеризуется отечественными и зарубежными учеными как многоаспектный феномен: этап профессионального становления личности студента [Тян, Камалиев 2021, с. 6]; воспитательная деятельность [Калимуллина, Федулова 2018, с. 163; Литвинова, Бушмина 2021, с. 56]; социальная технология самоопределения, самоорганизации и самоутверждения молодежи [Кузнецова, Соловьева 2018, с. 134; Мамедова 2020, с. 217]. Отмечается приоритет альтруистической модели волонтерства в медицинском волонтерстве.
В определении медицинского волонтерства в период пандемии исследователи склонны трактовать его как социально-медицинское, подчеркивая широкий профиль функционала и состава волонтеров [Федулова 2021, с. 80; Шонус 2021, с. 320]. Мы склонны рассматривать социально-медицинское волонтерство как вид волонтерства в сфере здравоохранения, направленный на повышение качества оказания медицинских услуг и предполагающий участие в нем волонтеров широкого профиля профессиональной подготовки.
Методы исследования
В исследовании использованы теоретический метод – изучение социологической, педагогической, психологической научной литературы. Метод анкетирования является основным эмпирическим методом. Оригинальная авторская анкета включает 10 вопросов, позволивших выявить количество отработанных волонтерами смен; функционал волонтеров; мотивы участия в социально-медицинском волонтерстве и выбора смен работы; проблемы, с которыми столкнулись волонтеры; ожидания волонтеров и степень их реализации; готовность продолжать участие в социально-медицинском волонтерстве. Ответы на открытые вопросы анкеты стали основанием для разработки рекомендаций организаторам волонтеров. При представлении результатов исследования сохранена орфография, пунктуация ответов опрошенных. Анкетирование было анонимным, результаты представлены в обобщенном виде. Кроме этого, в качестве эмпирического метода применялось интервью с волонтерами, отработавшими 10 смен и более.
Этапы исследования
Научный интерес к социально-медицинскому волонтерству в непрофильном вузе обусловлен современной ситуацией. Так, в 2022 году сформировался социальный заказ: Министерство здравоохранения Самарской области обратилось к студенчеству города с просьбой оказать посильную помощь медицинскому персоналу учреждений здравоохранения. В число волонтеров вошли обучающиеся Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева (Самарский университет).
На первом этапе проводился теоретический анализ проблемы на основе изучения социологической, педагогической, психологической научной литературы; конкретизировались проблема, цель, методы исследования, разрабатывались анкета и гид-интервью для волонтеров.
На втором этапе проводилось анкетирование. Выборку составили 87 волонтеров, принявших участие в акции помощи медицинскому персоналу учреждений здравоохранения. В число опрошенных вошли 40 обучающихся бакалавриата Института информатики и кибернетики, Института экономики и управления, Институт двигателей и энергетических установок, Институт авиационной и ракетно-космической техники – обучающиеся непрофильных направлений профессиональной подготовки. Социально-гуманитарный институт, направление подготовки «Социальная работа» представляли 47 человек. Для будущих специалистов социальной работы волонтерство является основой будущей профессии, однако, медицинское волонтерство в полной мере не является профильным. Кроме этого, проведены интервью с волонтерами, отработавшими от 10 до 20 смен.
На третьем этапе полученные результаты были проанализированы, обобщены с последующей разработкой рекомендаций для кураторов волонтерского движения в вузе.
Результаты исследования
Среди волонтеров непрофильных направлений подготовки преобладали второкурсники (53,8 %), среди будущих специалистов социальной работы третьекурсники (34 %). Первокурсники были представлены почти в одинаковом соотношении: 28,2 и 29,8 %. Четверокурсники в числе волонтеров были представлены лишь среди будущих специалистов социальной работы (8,5 %). Итак, волонтерство обучающихся непрофильных направлений подготовки представлено на младших курсах, в то время как будущие специалисты социальной работы поддерживают волонтерство весь период профессиональной подготовки. Юноши в большинстве были представлены среди волонтеров непрофильных направлений (62,5 %), девушки среди будущих специалистов социальной работы (91,5 %). Волонтерам предлагалось в определенный период выйти на смены. До двух смен отработало большинство волонтеров всех направлений (23,1 и 17,4 % соответственно). У волонтеров непрофильных направлений была отмечена работа свыше 10 смен (20,5 %), в то время как студенты социально-гуманитарного профиля в большинстве отработали максимум 3 смены (15,2 %). Полученные результаты объясняются тем, что обучающиеся непрофильных направлений приступили к волонтерской акции раньше по времени. Однако среди будущих специалистов социальной работы выявлен волонтер, который отработал 20 смен.
Результаты интервью с волонтерами, отработавшими от 10 до 20 смен, свидетельствуют о том, что наличие у будущих специалистов социальной работы профильной мотивации, гражданской позиции у волонтеров непрофильных направлений подготовки, а также эффективной организационной работы кураторов и обеспечение волонтеров разными видами поддержки (статусная, инструментальная, диффузная) становятся факторами, влияющими на увеличение числа отработанных волонтерами смен.
Функционал волонтеров сводился к работе в call-центре и представлен следующим образом: к работе за компьютерами привлекали в основном волонтеров непрофильных направлений подготовки (66,7 %), в то время как будущие специалисты социальной работы работали с документами (86,7 %), «на телефоне» (15,6 %). По сути, для будущих специалистов социальной работы волонтерский функционал коррелирует с задачами, решаемыми в будущей профессиональной деятельности.
Среди мотивов волонтеров непрофильных направлений подготовки преобладают гражданские («желание помочь» (64,1 %), «повлиять на улучшение ситуации в условиях пандемии» (51,3 %)) и практические мотивы («приобрести опыт» (51,3 %) и «освоить новую практику» (43,6 %)). Среди опрошенных непрофильных направлений подготовки 10,3 % выступали волонтерами на постоянной основе, что свидетельствует об устойчивой мотивации волонтеров к данному виду деятельности.
Среди мотивов будущих специалистов социальной работы на первое место вышли профессиональные мотивы, связанные с восприятием волонтерства как основы будущей профессии (30,4 %); гражданский мотив занял второе место («проявление гражданской позиции» – 21,7 %); корпоративный мотив, связанный с поддержкой вуза, кафедры, занимает следующее место в рейтинге (67,4 %). Коммуникативный мотив выделили 37 % опрошенных.
Обращаем внимание на то, что прагматичный (корыстный) мотив зафиксирован в ответах волонтеров непрофильных направлений подготовки (35,9 %): «получить благодарность, бонусы» – 25,6 %, «зачет, балл при оценке прохождения практики или по учебной дисциплине» – 10,3 %. У будущих специалистов социальной работы аналогичные ответы отметили 17,4 % волонтеров: «получение баллов при оценке прохождения практики или по учебной дисциплине» – 10,9 % волонтеров; «получить благодарность, бонусы» – 6,5 % волонтеров. Отмечаем низкий процент ответов с указанием этой мотивации, что указывает на преобладание альтруистичной модели социально-медицинского волонтерства. Данный аспект указывает на педагогическую значимость социально-медицинского волонтерства в организации воспитательной работы в непрофильном вузе.
Волонтерам предлагалось выбрать смены (утренние, дневные, вечерние) в разных медицинских учреждениях. Волонтеры и непрофильных, и профильного направлений подготовки единодушны в признании причин «наличие свободного времени» (53,8 и 44,4 %, соответственно) и «свободная вакансия в таблице смен» (33,3 % – данные по ответам опрошенных со всех направлений подготовки) в качестве ведущих. Для волонтеров непрофильных направлений подготовки важно было «до начала смен решить свои дела» (30,8 %) и значимо «проживание рядом с медицинским учреждением» (30,8 %). Для будущих специалистов социальной работы доминирует «желание быть в одну смену с друзьями, однокурсниками» (44,4 %). Итак, приоритетность субъективных причин над организационными указывает на важность учета личностной мотивации волонтеров при организации социально-медицинского волонтерства.
За время акции волонтеры столкнулись с разными проблемами. В первую очередь волонтеры обоих направлений отметили проблему транспортной доставки (32 и 50 %, соответственно). При этом кураторы обеспечивали транспортную доставку волонтеров в удаленные районы города, содействовали компенсации транспортных расходов. Предполагаем, что, отмечая транспортную доставку в качестве проблемы, речь шла о недостаточно хорошо организованной работе муниципального транспорта. Проблема некомпетентности волонтеров занимает второе место в рейтинге ответов у волонтеров непрофильных направлений подготовки (16 %), в то время как лишь 12,5 % будущих специалистов социальной работы отметили эту проблему.
Полученные результаты указывают на важность подготовки медицинского персонала к работе с волонтерами. Поскольку в медицинские учреждения направлялись волонтеры непрофильных направлений подготовки, предполагается проведение с волонтерами предварительного инструктажа. Ответы, полученные на вопрос: «Насколько ваши ожидания от участия в волонтерстве оправдались?», сводились к следующим: «ожидания оправдались полностью» отметили 89,7 % обучающихся непрофильных направлений и 87 % будущих специалистов социальной работы. Ответ «полностью не оправдались» отметили 2,6 % волонтеров, обучающихся непрофильных направлений подготовки. Затруднились ответить на данный вопрос 7,7 и 13 % опрошенных соответственно. Данные ответы позволяют сделать прогноз о дальнейшем их участии социально-медицинского волонтерстве.
Волонтерам было предложено продолжить предложение: «Если бы вам предложили продолжить быть волонтером в медицинских учреждениях, то вы...». Варианты ответов следующие: «соглашусь» отметили 41 и 23,9 % волонтеров; «соглашусь на определенных условиях» – 19,2 и 30,4 % волонтеров; «соглашусь на другие виды работ» – 6,4 и 2,2 %; «затрудняюсь ответить» – 30,8 и 17,4 % волонтеров. Готовность быть волонтерами в дальнейшем выразили 2,6 и 17,4 % опрошенных. Решение об отказе приняли 8,7 % будущих специалистов социальной работы. Результаты в целом свидетельствуют о недостаточно сформированной готовности волонтеров выступать в роли социально-медицинских волонтеров, что можно объяснить спецификой этой деятельности, недостаточно организованными условиями для эффективной работы.
Анализ предложенных в опросе открытых вопросов позволил детализировать информацию для разработки рекомендаций кураторам социально-медицинского волонтерства в непрофильном вузе. Отмечаем, что чаще на данные вопросы в ходе анкетирования отвечали будущие специалисты социальной работы. Во-первых, необходимо соотносить функционал волонтеров с их личностными возможностями, мотивацией, профессиональной направленностью. Данная рекомендация составлена на основе следующих вариантов ответов волонтеров: «Можно составлять заранее список с необходимой помощью, чтобы каждый мог выбрать, чем ему эффективнее заниматься» (волонтер, обучающийся по непрофильным направлениям подготовки); «Уточнять, точно ли нужна помощь, так как сталкивались с отсутствием работы для волонтера» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Работа, не требующая медицинских знаний» (ответ будущего специалиста социальной работы)»; «Я считаю, что работа волонтера будет эффективной в одном случае: если человек идет туда с настроем помочь, поэтому надо искать людей, которые готовы оказать помощь без ожидания получить что-то взамен» (будущего специалиста социальной работы); «Поддержание связей между мед. учреждением и координатором (действительно ли нужно на это смену такое количество волонтеров)» (ответ будущего специалиста социальной работы).
Во-вторых, соотносить месторасположение медицинских учреждений с адресом проживания волонтеров и по возможности обеспечивать транспортную доставку волонтеров до медицинских учреждений. Основанием для данной рекомендации послужили следующие ответы волонтеров: «Обеспечить волонтеров транспортом, питанием» (волонтер, обучающийся по непрофильным направлениям подготовки); «Слишком далеко ездить, хотелось бы ближе» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Базы практики должны соответствовать месту проживания» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Выбор места волонтерства ближе к месту проживания» (ответ будущего специалиста социальной работы).
В-третьих, при назначении времени смен работы волонтеров следует учитывать учебную занятость волонтеров. Считаем возможным совмещение социально-медицинского волонтерства с периодом прохождения разных видов практики будущими специалистами социальной работы. Представим ответы опрошенных, подтверждающие актуальность этой рекомендации: «Немного сократить продолжительность смены» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Работать с 15:00–19:00~» (волонтер, обучающийся по непрофильным направлениям подготовки); «Помогать я мог только во время каникул, так как сейчас в связи с учебой у меня высокая занятость. В поликлинике мне сообщили, что помощь нужна с ~9 до 11–12, как я и помогал на каникулах. Сейчас же в это время у меня пары...» (волонтер, обучающийся по непрофильным направлениям подготовки).
В-четвертых, обратить внимание на обеспечение безопасности волонтеров (с медицинской точки зрения) и создать условия на рабочих местах волонтеров в медицинских учреждениях. Идея этой рекомендации следующим образом отражена в ответах волонтеров: «Обеспечить безопасность волонтерам в плане здоровья» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Возможно выделить отдельное помещение» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Предоставление средств индивидуальной защиты, отдельный кабинет, куда не будут заходить посетители медицинского учреждения» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Волонтеров, которые остаются на две и более смены, обеспечивать питанием, водой» (ответ будущего специалиста социальной работы); «Можно чуть улучшить условия волонтерства (например, не сидеть на сломанных стульях и не работать на компьютерах, которые грузят страницу по 3 минуты)» (волонтер, обучающийся по непрофильным направлениям подготовки).
В-пятых, организовать проведение предварительного инструктажа для волонтеров и последующее сопровождение волонтеров медиком-организатором (куратором). Представим красноречивый ответ будущего специалиста социальной работы: «Однокурсники говорили, что их долго распределяли, если есть такая возможность, то побольше бы специалистов в работу с прибывшими волонтерами. И небольшой экскурс, что нужно делать, что отвечать на телефонные звонки, чтобы быть более компетентным в результате коммуникации по телефону с заболевшими; ибо иногда я не знаю, что ответить, когда меня спрашивают люди, что им делать при таком-то диагнозе или в какую смену работает тот или иной врач» (ответ).
Социально-медицинское волонтерство в непрофильном вузе осуществляется в рамках внеучебной работы, одно из значений которой сводится к созданию в вузе условий для воспитания молодежи. В связи с этим, социально-медицинское волонтерство в непрофильном вузе следует представить как перспективное направление воспитательной работы и дополнительный ресурс адаптации обучающихся младших курсов к обучению в университете. Для развития социально-медицинского волонтерства в непрофильном вузе следует продолжать: поддерживать неформальную атмосферу в волонтерских студенческих объединениях; проводить мероприятия на сплочение, командную работу и организацию досуга волонтеров; сохранить традицию нематериального поощрения волонтеров в вузе.
Заключение
Теоретический анализ научной литературы позволяет констатировать недостаточное количество специальных исследований социально-медицинского волонтерства в непрофильных вузах. Исследователи не учитывают воспитательный потенциал социально-медицинского волонтерства в непрофильных вузах и его роль в адаптации обучающихся младших курсов к обучению. В фокус научного интереса не входит конкретизация ресурсов, привлекающих обучающихся разных профилей профессиональной подготовки к социально-медицинскому волонтерству.
Представленные результаты исследования свидетельствуют о том, что в большей степени в социально-медицинское волонтерство вовлечены обучающиеся младших курсов. Это является, во-первых, показателем работы волонтерских студенческих объединений, которые, привлекая обучающихся разных направлений подготовки, популяризируют волонтерское движение в вузе. Во-вторых, вовлечение обучающихся в волонтерство является одним из направлений внеучебной работы и ресурсом адаптации обучающихся младших курсов к обучению в университете.
Социально-медицинское волонтерство в непрофильном вузе предполагает сопровождение волонтеров медицинскими работниками, обеспечивающими инструктаж, помощь и разные виды их поддержки. Учитывая, что социально-медицинское волонтерство осуществлялось в свободное время обучающихся, а среди мотивов волонтеров непрофильных направлений подготовки преобладали гражданский мотив и желание приобрести новый опыт, важна конкретизация содержательной составляющей социально-медицинского волонтерства и статусная поддержка волонтеров.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о недостаточной готовности волонтеров непрофильного вуза к социально-медицинскому волонтерству. В связи с этим разработанные нами рекомендации могут способствовать выстраиванию социального партнерства между образовательной организацией и медицинскими учреждениями; продвижению социально-медицинского волонтерства в вузе не только в период пандемии; разнообразию организации досуга студенчества; расширению содержания разных видов практики будущих специалистов социальной работы.
Предметом дальнейших исследовательских поисков может стать вопрос о гендерной мотивации обучающихся непрофильных направлений подготовки к социально-медицинскому волонтерству.
About the authors
L. V. Vandysheva
Samara National Research University
Author for correspondence.
Email: vandisheva.lv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-9894-491X
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Theory and Technology of Social Work
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.References
- Targeted aid… – Almost 3.5 million Russians received targeted aid during the pandemic. Available at: https://tass.ru/obschestvo/9250173 (accessed 25.11.2020). (In Russ.)
- Ermolaeva, Grechanaya, Basheva 2021 – Ermolaeva Yu.V., Grechanaya A.A., Basheva O.A. (2021) Volonteer practices in the world and in Russia in the first wave of COVID-2019. Bulletin of Tula State University. Film Humanities, no. 4, pp. 127–144. DOI: http://doi.org/10.24412/2071-6141-2021-4-127-144. EDN: https://www.elibrary.ru/ffxjmp. (In Russ.)
- Results… – Results of the labor force sample survey. Retrieved from the official website of the Federal State Statistics Service. Available at: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (accessed 15.11.2020). (In Russ.)
- Kalimullina, Fedulova 2018 – Kalimullina O.A., Fedulova I.V. (2018) Formation of modern students’ moral quality by means of medical voluntary in conditions of freetime. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv, no. 2, pp. 151–155. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35121499. EDN: https://www.elibrary.ru/xqwdbb. (In Russ.)
- Ketova, Sletova, Morozova 2017 – Ketova N.A., Sletova A.M., Morozova E.P. (2017) On the issue of attracting students of the upper grades of general education institutions to a professionally-oriented volunteer movement (on the example of KSMU). The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal, no. 4 (7), pp. 95–101. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30621923. EDN: https://www.elibrary.ru/zucpar. (In Russ.)
- Kuznetsova, Solovyeva 2018 – Kuznetsova A.A., Solovyeva N.A. (2018) Dynamics of psychological characteristics of a student-volunteer in the process of professionally-oriented volunteering activity. Education and Science Journal, vol. 20, no. 7, pp. 128–146. DOI: http://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-128-146. EDN: https://www.elibrary.ru/xzdjgh. (In Russ.)
- Madasova, Zakharova 2016 – Madasova O.K., Zakharova T.S. (2016) Legal problems of the organization of voluntary activities in the healthcare sphere of the Russian Federation. Eurasian Union Of Scientists, no. 2–1 (23), pp. 126–129. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27439266. EDN: https://www.elibrary.ru/xcluhv. (In Russ.)
- Mamedova 2020 – Mamedova A.O., Bykova P.V., Sysoev A.A., Gergokova D.V. (2020) Volunteer activity during the COVID-19 pandemic. Education and science in Russia and abroad, no. 5 (69), pp. 103–108. Available at: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/2130/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42895549. EDN: https://www.elibrary.ru/dmtyiu. (In Russ.)
- Litvinova, Bushmina 2021 – Litvinova E.S., Bushmina O.N. (2021) To the question about student volunteering. Baltic Humanitarian Journal, vol. 10, no. 2 (35), pp. 55–56. DOI: http://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1002-0012. EDN: https://www.elibrary.ru/sqxopd. (In Russ.)
- Pevnaya, Kulminskaya, Shirokova, Shulkina 2021 – Pevnaya M.V., Kulminskaya A.V., Shirokova E.A., Shuklina E.A. (2021) Volontueering youth during the pandemic: a portrait of a hero of a difficult time. Monitoring of public opinion: economic and social changes, no. 3 (163), pp. 492–510. DOI: http://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1930. EDN: https://www.elibrary.ru/ovvejq. (In Russ.)
- Petrova, Cherkasova 2022 – Petrova T.E., Cherkasova T.V. (2022) The students’ social well-being during a pandemic. Izvestia of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology, vol. 22, no. 1, pp. 66–72. DOI: http://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-1-66-72. EDN: https://www.elibrary.ru/asmmve. (In Russ.)
- Rassokhina, Pfettser S.A., Pfettser A.A. 2020 – Rassokhina I.Yu., Pfettser S.A., Pfettser A.A. (2020) Support of excess activity of young people in the situation of the COVID-19 pandemic as an actual direction of youth policy. Professional Education in Russia and Abroad, no. 4 (40), pp. 29–40. Available at: http://www.prof-obr42.ru/Archives/4(40)2020.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=44583902. EDN: https://www.elibrary.ru/cvtlbd. (In Russ.)
- Rogova, Yanitskiy 2020 – Rogova E.N., Yanitskiy L.S. (2020) Readiness for volunteering in student youth discourse in the COVID-19 pandemic. Professional Education in Russia and Abroad, no. 4 (40), pp. 40–47. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44583903. EDN: https://www.elibrary.ru/zsvwvs. (In Russ.)
- Russian practices… – Russian volunteer practices in a pandemic: analytical bulletin. Available at: https://www.hse.ru/data/2020/06/03/1603919375/HSE_Covid_01_2020_4_4.pdf (accessed 25.11.2020). (In Russ.)
- Semenova 2019 – Semenova O.A. (2019) Features of volunteer activity at medical university. International Research Journal, no. 9-2 (87), pp. 24–27. DOI: http://doi.org/10.23670/IRJ.2019.87.9.030. EDN: https://www.elibrary.ru/ofvgqc. (In Russ.)
- Trofimova 2015 – Trofimova G.A., Lavrovsky S.N., Gvozdetskaya E.A., Mamonova S.B., Savelieva A.V. (2015) The organization of professional volunteering in the context of solving personal and professional development of students of medical college. Pulse, vol. 17, no. 4, pp. 384–387. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25339870. EDN: https://www.elibrary.ru/vinidv. (In Russ.)
- Tyan, Kamaliev 2021 – Tyan M.A., Kamaliev M.A. (2021) Organization and management of the volunteer movement in the field of higher medical education. Vestnik KAZNMU, no. 2, pp. 343–345. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=46206766. EDN: https://www.elibrary.ru/lodlyx. (In Russ.)
- Fedorova 2021 – Fedorova M.N. (2021) Volunteering as a non-market form of the development of human potentiality. The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, no. 3, pp. 146–157. DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2021_3_146_157. EDN: https://www.elibrary.ru/jpihcd. (In Russ.)
- Fedulova 2021 – Fedulova I.V. (2021) Transformations in youth volunteering during a pandemic. International Research Journal, no. 9–3 (111), pp. 78–81. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.9.111.087. EDN: https://www.elibrary.ru/dejjji. (In Russ.)
- Filipova, Zubova 2020 – Filipova A.G., Zubova O.G. (2020) Peculiarities of youth volunteering in modern Russia: on the path to making socially important decisions. Sociodynamics, no. 12, pp. 123–134. DOI: http://doi.org/10.25136/2409-7144.2020.12.34664. EDN: https://www.elibrary.ru/ukttkw. (In Russ.)
- Shmeleva, Kislyakov 2021 – Shmeleva E.A., Kislyakov P.A. (2021) The third mission of universities in the institualization of prosocial activity of youth. Noospheric Studies, no. 2, pp. 4–12. DOI: http://doi.org/10.46724/NOOS.2021.2.04-12. EDN: https://www.elibrary.ru/dspntj. (In Russ.)
- Shonus 2021 – Shonus I.Kh. (2021) Evolution of medical and social volunteering models in 19th – early 21st century
- (on the example of the fight against pandemic in the Russian empire and the COVID-19 pandemic in the Russian Federation). Prepodavatel XXI vek, no. 4–2, pp. 316–325. DOI: http://doi.org/10.31862/2073-9613-2021-4-316-325. EDN: https://www.elibrary.ru/zuidzg. (In Russ.)