Факторы эффективности жизнедеятельности студенческой молодежи
- Авторы: Виноградова Г.А.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 29, № 1 (2023)
- Страницы: 83-88
- Раздел: Педагогика
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/17390
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2023-29-1-83-88
- ID: 17390
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Развитие современного общества, события, в нем происходящие, определяют характер изменений правил устройства жизни. Возникает социальный запрос на поиск внутренних ресурсов, позволяющих повысить эффективность жизнедеятельности, в том числе самой активной ее части – студенческой молодежи. Общество нуждается в активных, успешных молодых людях, и образовательный процесс в вузе может стимулировать их развитие. В качестве факторов эффективности жизнедеятельности молодежи рассматриваются самоэффективность, социальная желательность и осознанность. Самоэффективность как когнитивная характеристика может способствовать или, наоборот, препятствовать достижению целей и реализации планов. Социальная желательность определяется степенью выраженности ориентации молодых людей на одобрение или порицание общества. Осознание себя, своих возможностей позволяет молодежи строить жизненные планы и реализовывать их. Результаты исследования доказывают положительную связь самоэффективности с социальной желательностью и осознанностью, которые могут влиять на самоэффективность. Анализ результатов исследования позволил дать типологическую характеристику студентов с разным уровнем эффективности жизнедеятельности, которая успешно применялась при реализации курса «Психология личной и профессиональной эффективности». Учет психологических факторов позволяет регулировать процесс жизнедеятельности студенческой молодежи в ходе образовательного процесса.
Полный текст
Введение
Общественные преобразования в настоящее время предполагают обновление правил жизнедеятельности. Молодым людям сейчас сложнее осуществлять контроль над многими событиями своей жизни в силу сложившихся объективных обстоятельств (условия пандемии, события экономического и социально- политического характера). Вместе с тем возрастание общественного опыта задает ориентацию на повышение эффективности жизнедеятельности. Это, в свою очередь, ставит новые задачи перед системой высшего образования, изменяя содержание и средства подготовки студентов. Рассматривая готовность обучающихся к успешной профессиональной деятельности, Т.И. Руднева отмечает в качестве критериев осознание профессиональных норм, положительное отношение к деятельности и профессиональному сообществу, а также ориентацию на творческую самореализацию [Руднева 2021]. Эффективность характеризуется достижением высоких результатов и зависит от индивидуальных способностей личности достигать значимые высоты. В целом для молодости характерно особое ощущение мира, себя, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности [Курышева 2014]. Вместе с тем эффективность во многом зависит от активной и осознанной жизнедеятельности молодых людей. Следует учитывать тот факт, что активность может быть разнонаправленной. Исследования показывают, что гражданская социальная активность проявляется больше в реальной социальной среде, в то время как протестная – в виртуальной [Шамионов, Бочарова, Невский 2021]. В нашем обществе жизнедеятельность молодежи признается эффективной, когда итогом является общественно одобряемый результат. Представления личности о жизненном успехе, способах его достижения задаются определенной социокультурной средой [Галюк 2014]. В этом важная роль отводится содержательной наполненности университетской среды и характеру образовательного процесса вуза.
Ярким показателем результата жизнедеятельности является оценка самоэффективности, которая, в силу специфики оценок конкретной личности, может способствовать или препятствовать достижению целей и преодолению трудностей в профессиональном или бытовом плане, а также существенно предопределять интенсивность прилагаемых в связи с этим усилий [Чаплин, Шацкая 2015; Майрамян 2016]. Самоэффективность рассматривается исключительно как когнитивная характеристика, отвечающая за присутствие представлений о возможностях эффективного выполнения задач и уверенности в успехе своих действий. Данное понятие не включает в себя объективные характеристики поведения, поскольку это относится уже к самореализации [Опекина, Шипова 2021]. Самоэффективность проявляется, прежде всего, в коммуникативной среде в виде представления о том, какие варианты общения будут более успешными [Игнатова, Пасечкина 2020]. В процессе исследований были установлены взаимосвязи самоэффективности и жизненной позиции молодежи [Фоминых 2020], самоэффективности и мотивации достижения [Воронцова 2019]. Следовательно, от активной жизненной позиции и мотивации, нацеленной на успех, во многом зависит эффективность жизнедеятельности студентов.
Ключевым фактором жизнедеятельности, в том числе показателем результата жизнедеятельности – самоэффективности, является осознанность, которая, по мнению Д.А. Леонтьева, в большей мере представляется рефлексивным сознанием, опирающемся не только на внешний, окружающий мир, но осознающим, в первую очередь, себя, внутренний образ Я [Леонтьев 2011]. Осознанность – это способность осознавать свой жизненный опыт, полноту и многообразие содержания переживаемых событий [Пахольчук 2020]. Именно осознание себя, своих возможностей позволяет молодым людям строить жизненные планы и реализовывать их. Вместе с тем существует опасность информационной интоксикации, когда человек в огромных количествах поглощает виртуальный контент, не наладив его фильтрацию, что приводит к сужению сознания, мешает способности проявлять свою реальность [Кадисон Ю.И., Кадисон И.В. 2021], от чего в целом зависит эффективность жизнедеятельности.
На эффективность жизнедеятельности влияет социальная желательность. У.Г. Кондратьева выделяет формальный и содержательный компоненты в структуре социальной желательности, где формальный компонент является внешним, атрибутивным выполнением норм, а содержательный касается смыслового наполнения конкретной нормы. Социально желательное поведение – это стремление участвовать в социально одобряемой деятельности, основывающейся на ценностях, принятых в обществе [Кондратьева 2011]. Студенты демонстрируют социально-приемлемые качества, поощряемые в данной среде, что приводит как к позитивным, так и к негативным результатам. Выступая в качестве адаптационного механизма, социально желательное поведение может снижать интенсивность творческого поиска, приводить к ригидности и отчуждению от своей индивидуальности [Баранова 2018]. В исследованиях также отмечено, что женщины больше склонны к социальной желательности, чем мужчины [Дунайцева, Петраш 2016]. Вместе с тем потребность в одобрении чрезвычайно значима для любого молодого человека.
Результаты исследования
Исследование выявило взаимосвязь самоэффективности, осознанности и социальной желательности у студентов. Социальная желательность влияет на самоэффективность личности, поскольку успех ведет к одобрению в обществе, а потребность в одобрении приближает к успешной деятельности. Осознание себя позволяет молодым людям активно реализовывать свои планы.
Выборку исследования представили 122 студента разных факультетов Самарского университета. Применялись следующие методики: шкала общей самоэффективности, опросники «Оценка потребности в одобрении» и «Внимательность и осознанность».
Результаты исследования показали среднюю выраженность двух изучаемых показателей (таблица 1).
Молодые люди с высоким уровнем самоэффективности хорошо видят и высоко оценивают свои возможности, они уверены в успехе своих планов. Студенты с низким уровнем самоэффективности, напротив, не видят для себя перспектив и не уверены в успехе. Молодые люди с высоким уровнем осознанности четко осознают реальность и себя в ней, что позволяет им ставить перед собой цели и достигать их. Респонденты с низким уровнем слабо осознают свой опыт, переживаемые события, часто живут «одним днем», без каких-либо целей. Студенты с высоким уровнем социальной желательности зависимы от общественной оценки, и наоборот, люди с низким уровнем не зависят от общественного мнения. Корреляционный анализ полученных данных показал положительные связи переменных «самоэффективность», «осознанность» и «социальная желательность».
Итак, «осознанность» и «социальная желательность» связаны с «самоэффективностью» на высоком уровне достоверности (p < 0,01), а между собой на уровне достаточной достоверности (p < 0,05). В ходе исследования доказано, что потребность в одобрении оказывает влияние на самоэффективность молодых людей. При этом зависимость между уровнями социальной желательности и самоэффективности прямая. Роль осознанности в самоэффективности определяется прежде всего мерой представленности различных психических и психологических феноменов в сознании. Полученные результаты позволили нам дать типологическую характеристику студентов с разным уровнем эффективности жизнедеятельности.
Типологическая характеристика легла в основу работы со студентами в ходе реализации курса «Психология личной и профессиональной эффективности», когда выявлялись слабо представленные у них показатели эффективности жизнедеятельности. В ходе практических занятий прорабатывались разные аспекты эффективности. Со студентами высокого уровня рассматривались общественные образцы, привлекательные для данной группы обучающихся (2 % респондентов); со студентами среднего уровня шла работа по целеполаганию, коррекции жизненной позиции и мотивации (91 %); со студентами низкого уровня главным было поддержать их веру в свои силы и возможности, скорректировать жизненную позицию и определить цели (7 %). В конце курса был проведен опрос, где все студенты охарактеризовали дисциплину «Психология личной и профессиональной эффективности» как необходимую, полезную, «жизненную». Практика показала востребованность такого рода учебных курсов у студенческой молодежи (табл. 2, 3).
Выводы
Представления о своих возможностях и готовность к выполнению целей и задач, прогнозирование успешности задуманного являются важными характеристиками самоэффективности студентов. Социальное одобрение или порицание значимо для молодых людей и влечет за собой реализацию социально желательного поведения. Молодым людям, которые в меньшей степени ориентированы на запросы общества, сложнее добиваться успеха. Если наблюдается потребность в одобрении, то оценка собственной эффективности человека будет выше; отсутствие понимания своего Я в социальном контексте можно трактовать как низкий уровень осознанности.
Исследование показало, что оценка психологических факторов эффективности жизнедеятельности дает возможность влиять на успешность молодых людей за счет усиления веры в свои силы, в положительный исход их деятельности, что во многом будет отражаться на достижении ими жизненных целей. Содержательная наполненность университетской среды и характер образовательного процесса вуза существенно влияет на эффективность жизнедеятельности студентов.
Об авторах
Г. А. Виноградова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: vinograd.psy@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8717-9880
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.Список литературы
- Баранова 2018 – Баранова Е.А. Социально-психологические установки студентов с различной социальной желательностью // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 8. С. 24–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36915219. EDN: https://www.elibrary.ru/vtmgeu.
- Воронцова 2019 – Воронцова Е.Г. Взаимосвязь представлений о самоэффективности с мотивацией достижения успеха у юношей и девушек, обучающихся на психологическом и юридическом направлениях обучения в вузе // Baikal Research Journal. 2019. Т. 10, № 1. С. 3. DOI: http://doi.org/10.17150/2411-6262.2019.10(1).3. EDN: https://www.elibrary.ru/ujpthd.
- Галюк 2014 – Галюк А.Д. Культурная обусловленность стремления человека к жизненному успеху // Дискуссия. 2014. № 8 (49). С. 104–108. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22400240. EDN: https://www.elibrary.ru/sweumx.
- Дунайцева, Петраш 2016 – Дунайцева Н.А., Петраш Ю.В. Взаимосвязь поиска ощущений с самоотношением и мотивацией одобрения: гендерный аспект // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 2. С. 47–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26685481. EDN: https://www.elibrary.ru/ufoqbw.
- Игнатова, Пасечкина 2020 – Игнатова В.В., Пасечкина Т.Н. О коммуникативной самоэффективности обучающихся вуза в контексте их профессиональной подготовки к многоканальной коммуникации // Проблемы современного образования. 2020. № 2. С. 192–200. DOI: http://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-2-192-200. EDN: https://www.elibrary.ru/brnqwp.
- Кадисон Ю.Б., Кадисон И.В. 2021 – Кадисон Ю.Б., Кадисон И.В. Развитие осознанности как психологическое условие решения проблемы «информационной интоксикации» молодежи // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 17. С. 17–18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46507483. EDN: https://www.elibrary.ru/bsisrn.
- Кондратьева 2011 – Кондратьева У.Г. Социальная желательность и стиль межличностных отношений в семье // Вестник Новгородского государственного университета. 2011. № 64. С. 81–84. URL: https://portal.novsu.ru/file/1007807; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17360659. EDN: https://www.elibrary.ru/opxmmn.
- Курышева 2014 – Курышева О.В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2014. № 1 (21). С. 67–75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21518055. EDN: https://www.elibrary.ru/scwwkz.
- Леонтьев 2011 – Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3–27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18788218. EDN: https://www.elibrary.ru/pvdsfr.
- Майрамян 2016 – Майрамян А.М. Экспериментальное исследование влияния самоэффективности на особенности поведения субъекта ситуативного межличностного взаимодействия // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15, № 3 (136). С. 21–29. DOI: http://doi.org/10.17922/2071-5323-2016-15-3-21-29. EDN: https://www.elibrary.ru/wxpkmh.
- Опекина, Шипова 2021 – Опекина Т.П., Шипова Н.С. Теоретический анализ понятий самореализации, самоактуализации и самоэффективности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 7–15. DOI: http://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-7-15. EDN: https://www.elibrary.ru/qkjcgx.
- Пахольчук 2020 – Пахольчук К.Ю. Осознанность как психологическая характеристика личности // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2020. № 1. С. 316–324. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44300708. EDN: https://www.elibrary.ru/dmqpen.
- Руднева 2021 – Руднева Т.И. Профессиональное развитие – фактор профессиональной успешности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27, № 2. С. 61–65. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-2-61-65. EDN: https://www.elibrary.ru/pgdbnk.
- Фоминых 2020 – Фоминых Е.С. Взаимосвязь самоэффективности и жизненной позиции молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020. № 2. С. 55–59. DOI: http://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-2-55-59. EDN: https://www.elibrary.ru/mkvzgv.
- Чаплин, Шацкая 2015 – Чаплин А.В., Шацкая С.С. Факторы, влияющие на самоэффективность личности // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11–6. С. 991–993. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9552; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25591161. EDN: https://www.elibrary.ru/voahmf.
- Шамионов, Бочарова, Невский 2021 – Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Соотношение жизненных ориентаций, социальной идентичности и социальной активности молодежи // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 4. С. 91–105. DOI: http://doi.org/10.21702/rpj.2021.4.7. EDN: https://www.elibrary.ru/xsolwg.