Тьюторская деятельность в системе образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования определяется повышением важности и необходимости тьюторской деятельности в условиях цифровой трансформации образования, в том числе в образовательном процессе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В статье дается ретроспективный анализ тьюторской деятельности в зарубежной и отечественной системах образования. Рассматриваются различные подходы к определению понятия «тьютор» и содержанию тьюторской деятельности на различных исторических этапах, смена роли тьютора в условиях институциональных и социальных изменений в обществе, методических аспектов организации разных типов образования. Выделяются основные проблемы профессиональной подготовки тьюторов, указываются перспективы развития тьюторской деятельности

Полный текст

Введение

В XXI веке образование признано главным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие государства и мирового сообщества в целом. В концепции международного образования, определенной до 2030 года, декларируется необходимость обеспечения инклюзивного качественного образования, а также отмечается важность создания условий успешного обучения для всех в течение жизни (Inncheon declaration 2015). На государственном уровне в различных странах были приняты собственные программы развития образования, например, в Российской Федерации была принята новая государственная программа «Развитие образования» (Постановление Правительства 2017 № 1642) до 2030 года, в которой отражены приоритеты государственный политики в сфере образования, среди которых вхождение в топ-10 лидирующих стран мира по качеству образования, совершенствование системы поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профориентацию всех обучающихся, а также формирование кадрового резерва для образования.

На основе сформулированных приоритетов в области государственной политики в сфере образования был принят Национальный проект «Образование» (НП «Образование»), который включает ряд федеральных проектов:

– Федеральный проект «Успех каждого ребенка», который предписывает создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи;

– Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание и внедрение цифровой образовательной среды и обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования;

– Федеральный проект «Молодежь России», который предполагает создание условий для эффективной самореализации молодежи.

Постановка амбициозных целей потребовала поиска новых принципов и технологий образования. Одной из главных тенденций современного российского образования стала индивидуализация образования на среднем и высшем профессиональных уровнях, которая была утверждена в Государственной программе РФ «Развитие образования» (Постановление Правительства 2017 № 1642), федеральных государственных образовательных стандартах, в локальных актах образовательных организаций и индивидуальных образовательных маршрутах. Индивидуализация обучения предполагает выявление индивидуальных особенностей обучающихся, совместное планирование и организацию учебного процесса. При этом студенты и школьники становятся активными субъектами этих процессов, а образовательные организации переходят к реализации их образовательного потенциала, созданию вариативной образовательной модели сопровождения, индивидуальных образовательных траекторий для каждого обучающегося, в том числе тьюторского сопровождения адаптивных образовательных программ для лиц с ОВЗ. В этой связи считаем важным обратить внимание на феномен тьюторства и в рамках ретроспективного анализа проследить зарождение и развитие тьюторского сопровождения, изменение функций и дальнейшие перспективы профессионального обучения тьюторов.

 

Степень разработанности проблемы

В научной литературе проблема тьюторства и тьторского сопровождения актуализируется в трудах Л.С. Выготского и Б.Д. Эльконина. Современные исследователи рассматривают различные аспекты феномена тьюторства, в том числе тьюторское сопровождение в дошкольном образовании (О.Е. Баютова, Н.В. Матвеева, А.И. Соколова и др.); в основном общем образовании (Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская, П.Г. Щедровицкий и др.); в системе дополнительного образования (Т.И. Ганжалова, Е.А. Зотова, А.А. Майорова, С. Сулейманова и др.); в высшем профессиональном образовании (Л.В. Бендова, А.Б. Вифлеемский, Т.М. Ковалева, Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева и др.). Ученые (Т.П. Афанасьева, В.И. Ерошин, Н.В. Немова, Т.И. Пуденко и др.) рассматривают тьюторство как технологию сопровождения обучающихся.

Для более глубокого понимания тьюторской деятельности в настоящем времени и ее перспектив развития в будущем обратимся к ретроспективному анализу и историческим аспектам данного феномена. Будем опираться на исследование американского ученого Э. Гордона (Gordon 1988), а также российских ученых Т.М. Ковалевой [Ковалева 2011], И.Д. Проскуровской [Проскуровская 2009], Н.В. Рыбалкиной [Рыбалкина 1997], Фетисова В.В. [Фетисов 2020] и др.

 

Результаты исследования

Гуманизация образования, удовлетворение индивидуальных потребностей обучающегося определили в ходе педагогического сопровождения различные роли обучающего: «воспитатель», «эксперт», «наставник», «тренер», «фасилитатор», «консультант», «инструктор» и др. (Золотарева, Лекомцева, Пикина 2013). Появление новой профессии «тьютор» вызвало научный интерес к «тьюторской позиции» педагога. В широком смысле под тьюторством понимается «педагогическая позиция, связанная с системой образования, которая организована специальным образом» [Львова, Любченко 2016]. Феномен тьюторства раскрывает новые роли педагога в образовании и становится предметом научных исследований. Под тьюторской деятельностью понимают «систему мер образовательного, воспитательного и развивающего характера, предпринимаемую тьютором и ее субъектами и служащую средством управления индивидуальной траекторией развития» [Ерофеева, Мелекесов, Чикова 2015].

Исследуя феномен тьюторства, американский ученый Э. Гордон сделал попытку проследить историю понятия «тьютор» и «тьюторское сопровождение», а также выявить функции и содержание деятельности от Древней Греции до современности. Исследователь отмечает около 50 дефиниций данных понятий в зависимости от выполняемых функций и содержания деятельности [Gordon 1988].

В Древней Греции существовал paidagogos – это был раб, в функции которого входило воспитание и сопровождение детей. Также описываются греческие тьюторы – sophists, чей труд оплачивался, в отличеи от педагогов. В Древнем Риме существовала целая плеяда терминов, отражающих понятие «тьютор», но со своей спецификой. Tutela – римский тьютор. Domi называли тьютора, проживающего в доме семье, fori – приходящего. Все те же pedagogues, были греческими рабами, привезенными в ходе завоевания Греции в Рим для сопровождения детей. Pedisequis называли римского слугу-тьютора: comes – тьютор-проводник; custos – тьютор-охранник; governor – тьютор-гувернер мужского пола; governess – тьютор-гувернантка женского пола. Основными функциями тьюторов этого периода обобщенно можно назвать сопровождение и воспитание.

В Европе в Средние века возникают theologal – тьютор теологии (богослов) и escalastre – тьютор по нетеологическим предметам. Эти латинские термины использовались во времена Третьего Лютеранского совета для разграничения предметной роли тьютора. В Ирландии при монастырях существовали fosterage – тьюторы-наставники, а в Италии периода Ренессанса тьюторство мальчиков обозначали термином courtery education (куртуазное обучение – усвоении правил поведения при дворе, а также набор качеств, которыми должен был обладать придворный). Таким образом прослеживается расширение функций тьютора за счет обучения и наставничества.

В Средневековой Англии тьютор-женщина называлась maistresse, тьютора-наставника королевских пажей – master of the henchmen; учитель по правописанию – scrivener. Терминами domestic education и fireside education обозначалось домашнее обучение. Для сопровождения в Гранд-Тур по Европе к мальчику приставлялся bear leader (странствующий гувернер). Monitor получил распространение в XIX веке, в его обязанности входило приглядывать за учениками. Nanny нанималась с раннего детства и совмещала функции няни и тьютора. Tuition (репетитор) получил распространение в XV веке и сохранился до наших дней – это оплачиваемый тьютор для домашнего частного обучения. Во Франции существовали ecolate и candidatus, которые представляли собой частных учителей-тьюторов. В том периоде времени видим вектор смещения основной роли тьютора в сторону индивидуального обучения.

Под влиянием философии И.Г. Песталоцци развивалось такое направление в Германии XIX века, как wohnstubenerziehung, или «обучение в гостиной», а немецкий философ, психолог, педагог И.Ф. Гербарт ввел в педагогику термин «воспитывающее обучение» и erziehungskuenstler – «дух образования», то есть это модели тьюторства. В это время основная роль тьютора смещается в сторону воспитания.

В США существуют система peer-tutors, при которой студенты-старшекурсники наставляют младшие курсы, помогают им адаптироваться в новой среде; термин private tutor используется для обозначения частного тьютора, в функции которого входит внешкольная корректирующая работа на дому или в тьюторском центре (Palfreyman 2001). Можно видеть дифференциацию позиции тьютора на обучение и наставничество.

Все эти термины объединены одним содержанием – индивидуализированное обучение. Несмотря на то что в исторической ретроспективе феномен тьюторства имеет довольно узкий контекст, в современной системе образования концепция тьюторства основана на принципах гуманизации, индивидуализации, персонификации обучения и ответственности обучающихся.

Т.М. Ковалева [Ковалева 2011] вслед за А.А. Барбаригой и И.В. Федоровой (Барбарига, Федорова 1979) рассматривает историю становления классического тьюторства с возникновения университетов Оксфорда и Кембриджа. Обучение в британских университетах XII века строилось на том, что студенты сами выбирали, какие лекции и какие предметы посещать. Каждый профессор университета читал свою книгу и вместе со студентами дискутировал. Неважно, каким образом студент достигнет знаний, требуемых на экзамене для получения степени. В выборе своей траектории обучения студенту помогал тьютор. К XIV веку в университетах окончательно сложилось тьюторство как система наставничества.

Свобода преподавания и учения стала главной ценностью всего университетского сообщества. Отсутствие заранее заданных лекций для студента стало причиной того, что основным способом получения знаний стал процесс самообразования, самостоятельного выбора своей образовательной траектории. А роль тьютора в данном процессе – оказать помощь студенту в ориентировании среди множества курсов профессоров, стать советником, посредником между профессором и студентом, сопровождая студента на всех этапах его обучения.

К XVII веку тьютор приобрел много дополнительных педагогических ролей: выбор лекционных и практических занятий, которые рекомендуются для посещения студенту, проектирование индивидуального плана обучения для обучающегося, отслеживание посещаемости и успеваемости, а также подготовка студента к сдаче экзамена. Уникальная система тьюторства была официально признана неотъемлемой частью британской университетской системы. И только в конце XIX века в университетах появились кафедры и курсы лекций, но студент сохранял свободу выбора лектора и курсов для обучения. До сих пор система тьюторского сопровождения в старейших британских университетах занимает главное место в обучении студентов, в то время как лекционная система служит лишь придатком к ней [Журкина 2019; Лапова 1997].

Британцы убеждены, что студент становится специалистом только при условии тесного взаимодействия студента, лектора и всего профессорско-преподавательского состава, где тьютор занимает главную роль, обеспечивая целостность образовательного пространства. Европейские проектно-исследовательские университеты нового типа не предполагают отказываться от системы тьюторства. В этих условиях «тьютор начинает выполнять функцию соразработчика образовательных проектов или программ, выступая как консультант в сфере образовательных услуг» (Пилипчевская 2009).

В России Федор Достоевский подробно описывает наставничество монастырского старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы»; а также необходимо отметить значительную роль В. А. Жуковского в обучении и воспитании будущего императора Александра II. В системе высшего образования России опыт тьюторской деятельности был проанализирован П. Г. Щедровицким [Щедровицкий 1993] во время подготовки и проведения I конкурса тьюторов. Свое исследование он представил в виде цикла лекций о педагогической позиции тьютора [Щедровицкий 1999] в русле модернизации образования, и тогда впервые педагогические коллективы и новаторы смогли посмотреть на образовательное пространство с новой позиции тьютора. Появляются первые практики тьюторского сопровождения: томская школа «Эврика-развитие», Школа совместной деятельности, Школа гуманитарного образования. Однако отмечалось различное понимание практики тьюторского сопровождения. Переосмыслению практического опыта и интенсивному обмену мнениями способствовали научно-практические конференции в городах России (Брянск, Ижевск, Кемерово, Красноярск, Новосибирск).

В сфере образования приказами Минздравсоцразвития РФ (Приказ Минздравсоцразвития 2008 № 217н; Приказ Минздравсоцразвития 2008 № 216н) была утверждена профессия тьютора и внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Минздравсоцразвития 2010 № 761н). Основными сферами профессиональной деятельности тьюторов становятся индивидуальные траектории обучения в цифровой образовательной среде и инклюзивном образовании. Особую важность приобрела проблематика тьюторства в инклюзивном образовании. Так, В.А. Галкина [Галкина 2019], Е.И. Казакова, М.И. Никитина, Н.И. Никитина, Л.П. Храпылина, Л.М. Шипицина и др. рассматривают тьюторскую деятельность в инклюзивном образовании, а И.В. Карпенкова, Е.В. Кузьмина и др. исследовали [Самсонова, Мельник, Карпенкова 2021] – специфику тьюторского сопровождения детей с ОВЗ.

В российской системе высшего образования существует несколько программ по профессиональной подготовке тьюторов (см. таблицу).

 

Таблица 1

Программа по профессиональной подготовке тьюторов в российских вузах

 

Направление подготовки

Профиль

Город, образовательная организация

44.03.01 Педагогическое образование

Тьютор

Красноярск, Сибирский федеральный университет

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Психология и педагогика инклюзивного образования

Самара, Самарский национальный исследовательский университет

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Тьютор в инклюзивном образовании

Москва, Московский городской педагогический университет

44.04.01 Педагогическое образование

Тьюторство в сфере образования

Москва, Московский городской педагогический университет

44.04.01 Педагогическое образование

Тьюторство в цифровой образовательной среде

Москва, Московский городской педагогический университет

44.04.01 Педагогическое образование

Тьюторство в образовании и педагогический фриланс

Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский университет

44.04.01 Педагогическое образование

Тьютор по здоровьесбережению

Челябинск, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми потребностями

Владивосток, Дальневосточный федеральный университет

 

Также существует ряд программ профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «тьютор» (см. таблицу 2).

 

Таблица 2

Программа профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «тьютор» в российских вузах

 

Наименование программы переподготовки

Город, образовательная организация

Психология и педагогика инклюзивного образования

Москва, Московский городской педагогический университет

Тьюторское сопровождение обучающихся

Москва, Национальный исследовательский институт дополнительного образования

и профессионального обучения

Тьюторское сопровождение лиц с ОВЗ

Самара, Самарский национальный исследовательский университет

Тьюторское сопровождение обучающихся

Пермь, Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

Тьютор и его профессиональная деятельность в образовательных учреждениях

Абакан, Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

Основы тьюторской деятельности в образовательной организации в условиях реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»

Воронеж, Институт современного образования

Профессия тьютор

Ижевск, Центр опережающей профессиональной подготовки Удмуртской Республики

Педагогическое образование: тьюторское сопровождение в образовательной организации

Ростов-на-Дону, Гуманитарно-технический университет

Заключение

Тьюторская деятельность в условиях институциональных изменений методического сопровождения организации разных типов образования становится уникальным механизмом индивидуализации и персонализации обучения. Именно тьюторство помогает становлению субъектности и активной жизненной позиции обучающегося, свободы и права выбора.

Профессия тьютор традиционно рассматривается как вид профессиональной деятельности, направленной на сопровождение процесса разработки и реализации обучающимся индивидуальной образовательной траектории. Практика показывает, что необходимо расширить виды деятельности тьютора, включая воспитание, наставничество и обучение.

Таким образом, существует объективная потребность системы образования в преподавателях, обладающих компетенциями тьюторского сопровождения, однако имеет место недостаточность разработки научно обоснованных подходов и технологий профессиональной подготовки тьюторов, в том числе для обеспечения процессов инклюзивного образования.

 

×

Об авторах

А. Н. Рылов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: rylov.an@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1497-9438

аспирант кафедры теории и методики профессионального образования

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Н. В. Соловова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: solovova.nata@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3280-3380

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики профессионального образования

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. государственного гуманитарно-технологического университета. 2019. № 1. С. 21–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38226158. EDN: https://www.elibrary.ru/heotnu.
  2. Ерофеева, Мелекесов, Чикова 2015 – Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А., Чикова И.В. Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 7 (182). С. 98–104. URL: http://vestnik.osu.ru/2015_7/17.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24987072. EDN: https://www.elibrary.ru/vaupgh.
  3. Журкина 2019 – Журкина С.В. Система тьюторства в университетах США // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 4–4 (48). С. 24–27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38212136. EDN: https://www.elibrary.ru/ucgdtw.
  4. Ковалева 2011 – Ковалева Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образовани. 2011. № 2. С. 163–181. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16690811. EDN: https://www.elibrary.ru/obgjmr.
  5. Лапова 1997 – Лапова Л.В. Идея тьюторства как идея работы с индивидуальной образовательной траекторией // Индивидуально-ориентированная педагогика: сб. науч. тр. по материалам 2-й науч. тьюторской конф. (6–8 февраля 1997 г.) и регион. семинаров / отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуровская. Москва; Томск, 1997. С. 251–252. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/4269/discussion_platform.
  6. Львова, Любченко 2016 – Львова А.С., Любченко О.А. Критерии оценки эффективности педагогических технологий тьюторской деятельности в современной образовательной организации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2016. № 1 (35). С. 89–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25580532. EDN: https://www.elibrary.ru/vnuggd.
  7. Проскуровская 2009 – Проскуровская И.Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале истории английских университетов) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2009. № 2 (6). С. 71–81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11968233. EDN: https://www.elibrary.ru/kbxkwn.
  8. Рыбалкина 1997 – Рыбалкина Н.В. Размышления о тьюторстве. Москва: Ресурс, 1997. 270 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=665022&p=1.
  9. Самсонова, Мельник, Карпенкова 2021 – Самсонова Е.В., Мельник Ю.В., Карпенкова И.В. Тьюторское сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 2. С. 165–182. DOI: http://doi.org/10.17759/cpse.2021100210. Available at: https://psyjournals.ru/files/121697/cpse_2021_n2_Samsonova_et_al.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46343956. EDN: https://www.elibrary.ru/wuezhq.
  10. Фетисов 2020 – Фетисова В.В. Сущность, история возникновения и становления тьюторства в России и за рубежом // Заметки ученого. 2020. № 9. С. 361–367. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44430034. EDN: https://www.elibrary.ru/eeaikq.
  11. Щедровицкий 1993 – Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. Кемерово, 1993. 236 с. URL: http://www.eduportal44.ru/koiro/dno/Pl/DocLib13/Тема_2.1/Щедровицкий_Очерки_по_фил_образования.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25866440. EDN: https://www.elibrary.ru/vuaxqt.
  12. Щедровицкий 1999 – Щедровицкий П.Г. К проблеме границ деятельностного подхода в образовании (Об исследовательской программе тьюторства) // Школа и открытое образование: сб. науч. трудов по материалам 3-й Всероссийской науч.-практич. тьюторской конф. Москва; Томск, 1999. С. 4–9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29333975&pff=1. EDN: https://www.elibrary.ru/wfsvcg.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рылов А.Н., Соловова Н.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах