Tutor activity in the system of education
- Authors: Rylov A.N.1, Solovova N.V.1
-
Affiliations:
- Samara National Research University
- Issue: Vol 28, No 4 (2022)
- Pages: 71-77
- Section: Pedagogics
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/11003
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-4-71-77
- ID: 11003
Cite item
Full Text
Abstract
The purpose of the article is determined by the increasing importance and necessity of tutor activity in the context of digital transformation in education system, also in the educational process of students with disabilities. The article provides a retrospective analysis of tutor activity overseas and in national education system. Authors consider different approaches to the definition of the tutor’s concept and the content of tutor activity at various historical stages, changing of the tutor’s role in the conditions of institutional and social changes in society, methodological aspects at organization of different types of education. The article highlighted the main problems of professional training of tutors and prospects for the development of tutor activity
Full Text
Введение
В XXI веке образование признано главным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие государства и мирового сообщества в целом. В концепции международного образования, определенной до 2030 года, декларируется необходимость обеспечения инклюзивного качественного образования, а также отмечается важность создания условий успешного обучения для всех в течение жизни (Inncheon declaration 2015). На государственном уровне в различных странах были приняты собственные программы развития образования, например, в Российской Федерации была принята новая государственная программа «Развитие образования» (Постановление Правительства 2017 № 1642) до 2030 года, в которой отражены приоритеты государственный политики в сфере образования, среди которых вхождение в топ-10 лидирующих стран мира по качеству образования, совершенствование системы поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профориентацию всех обучающихся, а также формирование кадрового резерва для образования.
На основе сформулированных приоритетов в области государственной политики в сфере образования был принят Национальный проект «Образование» (НП «Образование»), который включает ряд федеральных проектов:
– Федеральный проект «Успех каждого ребенка», который предписывает создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи;
– Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание и внедрение цифровой образовательной среды и обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования;
– Федеральный проект «Молодежь России», который предполагает создание условий для эффективной самореализации молодежи.
Постановка амбициозных целей потребовала поиска новых принципов и технологий образования. Одной из главных тенденций современного российского образования стала индивидуализация образования на среднем и высшем профессиональных уровнях, которая была утверждена в Государственной программе РФ «Развитие образования» (Постановление Правительства 2017 № 1642), федеральных государственных образовательных стандартах, в локальных актах образовательных организаций и индивидуальных образовательных маршрутах. Индивидуализация обучения предполагает выявление индивидуальных особенностей обучающихся, совместное планирование и организацию учебного процесса. При этом студенты и школьники становятся активными субъектами этих процессов, а образовательные организации переходят к реализации их образовательного потенциала, созданию вариативной образовательной модели сопровождения, индивидуальных образовательных траекторий для каждого обучающегося, в том числе тьюторского сопровождения адаптивных образовательных программ для лиц с ОВЗ. В этой связи считаем важным обратить внимание на феномен тьюторства и в рамках ретроспективного анализа проследить зарождение и развитие тьюторского сопровождения, изменение функций и дальнейшие перспективы профессионального обучения тьюторов.
Степень разработанности проблемы
В научной литературе проблема тьюторства и тьторского сопровождения актуализируется в трудах Л.С. Выготского и Б.Д. Эльконина. Современные исследователи рассматривают различные аспекты феномена тьюторства, в том числе тьюторское сопровождение в дошкольном образовании (О.Е. Баютова, Н.В. Матвеева, А.И. Соколова и др.); в основном общем образовании (Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская, П.Г. Щедровицкий и др.); в системе дополнительного образования (Т.И. Ганжалова, Е.А. Зотова, А.А. Майорова, С. Сулейманова и др.); в высшем профессиональном образовании (Л.В. Бендова, А.Б. Вифлеемский, Т.М. Ковалева, Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева и др.). Ученые (Т.П. Афанасьева, В.И. Ерошин, Н.В. Немова, Т.И. Пуденко и др.) рассматривают тьюторство как технологию сопровождения обучающихся.
Для более глубокого понимания тьюторской деятельности в настоящем времени и ее перспектив развития в будущем обратимся к ретроспективному анализу и историческим аспектам данного феномена. Будем опираться на исследование американского ученого Э. Гордона (Gordon 1988), а также российских ученых Т.М. Ковалевой [Ковалева 2011], И.Д. Проскуровской [Проскуровская 2009], Н.В. Рыбалкиной [Рыбалкина 1997], Фетисова В.В. [Фетисов 2020] и др.
Результаты исследования
Гуманизация образования, удовлетворение индивидуальных потребностей обучающегося определили в ходе педагогического сопровождения различные роли обучающего: «воспитатель», «эксперт», «наставник», «тренер», «фасилитатор», «консультант», «инструктор» и др. (Золотарева, Лекомцева, Пикина 2013). Появление новой профессии «тьютор» вызвало научный интерес к «тьюторской позиции» педагога. В широком смысле под тьюторством понимается «педагогическая позиция, связанная с системой образования, которая организована специальным образом» [Львова, Любченко 2016]. Феномен тьюторства раскрывает новые роли педагога в образовании и становится предметом научных исследований. Под тьюторской деятельностью понимают «систему мер образовательного, воспитательного и развивающего характера, предпринимаемую тьютором и ее субъектами и служащую средством управления индивидуальной траекторией развития» [Ерофеева, Мелекесов, Чикова 2015].
Исследуя феномен тьюторства, американский ученый Э. Гордон сделал попытку проследить историю понятия «тьютор» и «тьюторское сопровождение», а также выявить функции и содержание деятельности от Древней Греции до современности. Исследователь отмечает около 50 дефиниций данных понятий в зависимости от выполняемых функций и содержания деятельности [Gordon 1988].
В Древней Греции существовал paidagogos – это был раб, в функции которого входило воспитание и сопровождение детей. Также описываются греческие тьюторы – sophists, чей труд оплачивался, в отличеи от педагогов. В Древнем Риме существовала целая плеяда терминов, отражающих понятие «тьютор», но со своей спецификой. Tutela – римский тьютор. Domi называли тьютора, проживающего в доме семье, fori – приходящего. Все те же pedagogues, были греческими рабами, привезенными в ходе завоевания Греции в Рим для сопровождения детей. Pedisequis называли римского слугу-тьютора: comes – тьютор-проводник; custos – тьютор-охранник; governor – тьютор-гувернер мужского пола; governess – тьютор-гувернантка женского пола. Основными функциями тьюторов этого периода обобщенно можно назвать сопровождение и воспитание.
В Европе в Средние века возникают theologal – тьютор теологии (богослов) и escalastre – тьютор по нетеологическим предметам. Эти латинские термины использовались во времена Третьего Лютеранского совета для разграничения предметной роли тьютора. В Ирландии при монастырях существовали fosterage – тьюторы-наставники, а в Италии периода Ренессанса тьюторство мальчиков обозначали термином courtery education (куртуазное обучение – усвоении правил поведения при дворе, а также набор качеств, которыми должен был обладать придворный). Таким образом прослеживается расширение функций тьютора за счет обучения и наставничества.
В Средневековой Англии тьютор-женщина называлась maistresse, тьютора-наставника королевских пажей – master of the henchmen; учитель по правописанию – scrivener. Терминами domestic education и fireside education обозначалось домашнее обучение. Для сопровождения в Гранд-Тур по Европе к мальчику приставлялся bear leader (странствующий гувернер). Monitor получил распространение в XIX веке, в его обязанности входило приглядывать за учениками. Nanny нанималась с раннего детства и совмещала функции няни и тьютора. Tuition (репетитор) получил распространение в XV веке и сохранился до наших дней – это оплачиваемый тьютор для домашнего частного обучения. Во Франции существовали ecolate и candidatus, которые представляли собой частных учителей-тьюторов. В том периоде времени видим вектор смещения основной роли тьютора в сторону индивидуального обучения.
Под влиянием философии И.Г. Песталоцци развивалось такое направление в Германии XIX века, как wohnstubenerziehung, или «обучение в гостиной», а немецкий философ, психолог, педагог И.Ф. Гербарт ввел в педагогику термин «воспитывающее обучение» и erziehungskuenstler – «дух образования», то есть это модели тьюторства. В это время основная роль тьютора смещается в сторону воспитания.
В США существуют система peer-tutors, при которой студенты-старшекурсники наставляют младшие курсы, помогают им адаптироваться в новой среде; термин private tutor используется для обозначения частного тьютора, в функции которого входит внешкольная корректирующая работа на дому или в тьюторском центре (Palfreyman 2001). Можно видеть дифференциацию позиции тьютора на обучение и наставничество.
Все эти термины объединены одним содержанием – индивидуализированное обучение. Несмотря на то что в исторической ретроспективе феномен тьюторства имеет довольно узкий контекст, в современной системе образования концепция тьюторства основана на принципах гуманизации, индивидуализации, персонификации обучения и ответственности обучающихся.
Т.М. Ковалева [Ковалева 2011] вслед за А.А. Барбаригой и И.В. Федоровой (Барбарига, Федорова 1979) рассматривает историю становления классического тьюторства с возникновения университетов Оксфорда и Кембриджа. Обучение в британских университетах XII века строилось на том, что студенты сами выбирали, какие лекции и какие предметы посещать. Каждый профессор университета читал свою книгу и вместе со студентами дискутировал. Неважно, каким образом студент достигнет знаний, требуемых на экзамене для получения степени. В выборе своей траектории обучения студенту помогал тьютор. К XIV веку в университетах окончательно сложилось тьюторство как система наставничества.
Свобода преподавания и учения стала главной ценностью всего университетского сообщества. Отсутствие заранее заданных лекций для студента стало причиной того, что основным способом получения знаний стал процесс самообразования, самостоятельного выбора своей образовательной траектории. А роль тьютора в данном процессе – оказать помощь студенту в ориентировании среди множества курсов профессоров, стать советником, посредником между профессором и студентом, сопровождая студента на всех этапах его обучения.
К XVII веку тьютор приобрел много дополнительных педагогических ролей: выбор лекционных и практических занятий, которые рекомендуются для посещения студенту, проектирование индивидуального плана обучения для обучающегося, отслеживание посещаемости и успеваемости, а также подготовка студента к сдаче экзамена. Уникальная система тьюторства была официально признана неотъемлемой частью британской университетской системы. И только в конце XIX века в университетах появились кафедры и курсы лекций, но студент сохранял свободу выбора лектора и курсов для обучения. До сих пор система тьюторского сопровождения в старейших британских университетах занимает главное место в обучении студентов, в то время как лекционная система служит лишь придатком к ней [Журкина 2019; Лапова 1997].
Британцы убеждены, что студент становится специалистом только при условии тесного взаимодействия студента, лектора и всего профессорско-преподавательского состава, где тьютор занимает главную роль, обеспечивая целостность образовательного пространства. Европейские проектно-исследовательские университеты нового типа не предполагают отказываться от системы тьюторства. В этих условиях «тьютор начинает выполнять функцию соразработчика образовательных проектов или программ, выступая как консультант в сфере образовательных услуг» (Пилипчевская 2009).
В России Федор Достоевский подробно описывает наставничество монастырского старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы»; а также необходимо отметить значительную роль В. А. Жуковского в обучении и воспитании будущего императора Александра II. В системе высшего образования России опыт тьюторской деятельности был проанализирован П. Г. Щедровицким [Щедровицкий 1993] во время подготовки и проведения I конкурса тьюторов. Свое исследование он представил в виде цикла лекций о педагогической позиции тьютора [Щедровицкий 1999] в русле модернизации образования, и тогда впервые педагогические коллективы и новаторы смогли посмотреть на образовательное пространство с новой позиции тьютора. Появляются первые практики тьюторского сопровождения: томская школа «Эврика-развитие», Школа совместной деятельности, Школа гуманитарного образования. Однако отмечалось различное понимание практики тьюторского сопровождения. Переосмыслению практического опыта и интенсивному обмену мнениями способствовали научно-практические конференции в городах России (Брянск, Ижевск, Кемерово, Красноярск, Новосибирск).
В сфере образования приказами Минздравсоцразвития РФ (Приказ Минздравсоцразвития 2008 № 217н; Приказ Минздравсоцразвития 2008 № 216н) была утверждена профессия тьютора и внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Минздравсоцразвития 2010 № 761н). Основными сферами профессиональной деятельности тьюторов становятся индивидуальные траектории обучения в цифровой образовательной среде и инклюзивном образовании. Особую важность приобрела проблематика тьюторства в инклюзивном образовании. Так, В.А. Галкина [Галкина 2019], Е.И. Казакова, М.И. Никитина, Н.И. Никитина, Л.П. Храпылина, Л.М. Шипицина и др. рассматривают тьюторскую деятельность в инклюзивном образовании, а И.В. Карпенкова, Е.В. Кузьмина и др. исследовали [Самсонова, Мельник, Карпенкова 2021] – специфику тьюторского сопровождения детей с ОВЗ.
В российской системе высшего образования существует несколько программ по профессиональной подготовке тьюторов (см. таблицу).
Таблица 1
Программа по профессиональной подготовке тьюторов в российских вузах
Направление подготовки | Профиль | Город, образовательная организация |
44.03.01 Педагогическое образование | Тьютор | Красноярск, Сибирский федеральный университет |
44.03.02 Психолого-педагогическое образование | Психология и педагогика инклюзивного образования | Самара, Самарский национальный исследовательский университет |
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование | Тьютор в инклюзивном образовании | Москва, Московский городской педагогический университет |
44.04.01 Педагогическое образование | Тьюторство в сфере образования | Москва, Московский городской педагогический университет |
44.04.01 Педагогическое образование | Тьюторство в цифровой образовательной среде | Москва, Московский городской педагогический университет |
44.04.01 Педагогическое образование | Тьюторство в образовании и педагогический фриланс | Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский университет |
44.04.01 Педагогическое образование | Тьютор по здоровьесбережению | Челябинск, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет |
44.04.02 Психолого-педагогическое образование | Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми потребностями | Владивосток, Дальневосточный федеральный университет |
Также существует ряд программ профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «тьютор» (см. таблицу 2).
Таблица 2
Программа профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «тьютор» в российских вузах
Наименование программы переподготовки | Город, образовательная организация |
Психология и педагогика инклюзивного образования | Москва, Московский городской педагогический университет |
Тьюторское сопровождение обучающихся | Москва, Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения |
Тьюторское сопровождение лиц с ОВЗ | Самара, Самарский национальный исследовательский университет |
Тьюторское сопровождение обучающихся | Пермь, Уральский институт повышения квалификации и переподготовки |
Тьютор и его профессиональная деятельность в образовательных учреждениях | Абакан, Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки |
Основы тьюторской деятельности в образовательной организации в условиях реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» | Воронеж, Институт современного образования |
Профессия тьютор | Ижевск, Центр опережающей профессиональной подготовки Удмуртской Республики |
Педагогическое образование: тьюторское сопровождение в образовательной организации | Ростов-на-Дону, Гуманитарно-технический университет |
Заключение
Тьюторская деятельность в условиях институциональных изменений методического сопровождения организации разных типов образования становится уникальным механизмом индивидуализации и персонализации обучения. Именно тьюторство помогает становлению субъектности и активной жизненной позиции обучающегося, свободы и права выбора.
Профессия тьютор традиционно рассматривается как вид профессиональной деятельности, направленной на сопровождение процесса разработки и реализации обучающимся индивидуальной образовательной траектории. Практика показывает, что необходимо расширить виды деятельности тьютора, включая воспитание, наставничество и обучение.
Таким образом, существует объективная потребность системы образования в преподавателях, обладающих компетенциями тьюторского сопровождения, однако имеет место недостаточность разработки научно обоснованных подходов и технологий профессиональной подготовки тьюторов, в том числе для обеспечения процессов инклюзивного образования.
About the authors
A. N. Rylov
Samara National Research University
Author for correspondence.
Email: rylov.an@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1497-9438
post-graduate student of the Department of Theory and Methods of Vocational Education
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationN. V. Solovova
Samara National Research University
Email: solovova.nata@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3280-3380
Doctor of Pedagogy, associate professor, professor of the Department of Theory and Methods of Vocational Education
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian FederationReferences
- Galkina 2019 – Galkina V.A. (2019) Theoretical aspects of tutoring: history and modernity. Vestnik of State University of Humanities and Technology, no. 1, pp. 21–24. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38226158. EDN: https://www.elibrary.ru/heotnu. (In Russ.)
- Erofeeva, Melekesov, Chikova 2015 – Erofeeva N.E., Melekesov G.A., Chikova I.V. (2015) The experience of the realization of tutor companionship of the educational process in the institution of higher education. Vestnik of the Orenburg State University, no. 7 (182), pp. 98–104. Available at: http://vestnik.osu.ru/2015_7/17.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24987072. EDN: https://www.elibrary.ru/vaupgh. (In Russ.)
- Zhurkina 2019 – Zhurkina S.V. (2019) Tutorial system in the universities of the USA. Aktual'nye nauchnye issledovaniia v sovremennom mire, no. 4–4 (48), pp. 24–27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38212136. EDN: https://www.elibrary.ru/ucgdtw. (In Russ.)
- Kovaleva 2011 – Kovaleva T.M. (2011) Design of a new tutor profession in Russian education. Educational Studies. Moscow, no. 2, pp. 163–181. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16690811. EDN: https://www.elibrary.ru/obgjmr. (In Russ.)
- Lapova 1997 – Lapova L.V. (1997) The idea of tutoring as the idea of working with an individual educational trajectory. In: Zotkin A.O., Proskurovskaya I.D. (Eds.) Individually-oriented pedagogy: collection of scientific works based on the materials of the 2nd research and tutor conference (February 6–8, 1997) and regional seminars. Moscow; Tomsk, pp. 251–252. Available at: https://interactive-plus.ru/ru/article/4269/discussion_platform. (In Russ.)
- Lvova, Lyubchenko 2016 – Lvova A.S., Lyubchenko O.A. (2016) Criteria for the assessment of efficiency of pedagogical technologies of tutorial activity in modern educational organization. MCU Journal of Pedagogy and Psychology, no. 1 (35), pp. 89–96. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25580532. EDN: https://www.elibrary.ru/vnuggd. (In Russ.)
- Proskurovskaya 2009 – Proskurovskaya I.D. (2009) Towards the reconstruction of tutoring practice’s historical foundations (on materials of English universities history). Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, no. 2 (6), pp. 71–81. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11968233. EDN: https://www.elibrary.ru/kbxkwn. (In Russ.)
- Rybalkina 1997 – Rybalkina N.V. (1997) Reflections on tutoring. Moscow: Resurs, 270 p. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=665022&p=1. (In Russ.)
- Samsonova, Melnik, Karpenkova 2021 – Samsonova E.V., Melnik Yu.V., Karpenkova I.V. (2021) Tutor Support of Learners with Special Educational Needs in Conditions of Inclusive Education. Clinical Psychology and Special Education, vol. 10, no. 2, pp. 165–182. DOI: http://doi.org/10.17759/cpse.2021100210. Available at: https://psyjournals.ru/files/121697/cpse_2021_n2_Samsonova_et_al.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46343956. EDN: https://www.elibrary.ru/wuezhq. (In Russ.)
- Fetisova 2020 – Fetisova V.V. (2020) The essence, history of the origin and formation of tutoring in Russia and abroad. Zametki uchenogo, no. 9, pp. 361–367. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44430034. EDN: https://www.elibrary.ru/eeaikq. (In Russ.)
- Shchedrovitsky 1993 – Shchedrovitsky P.G. (1993) Essays on the philosophy of education. Kemerovo, 276 p. Available at: http://www.eduportal44.ru/koiro/dno/Pl/DocLib13/Тема_2.1/Щедровицкий_Очерки_по_фил_образования.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25866440. EDN: https://www.elibrary.ru/vuaxqt. (In Russ.)
- Shchedrovitsky 1999 – Shchedrovitsky P.G. (1999) On the problem of the boundaries of the activity approach in education (On the research program of tutoring). In: School and open education: collection of scientific works based on the materials of the 3rd All-Russian research and practical tutor conference. Moscow–Tomsk, pp. 4–9. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29333975&pff=1. EDN: https://www.elibrary.ru/wfsvcg. (In Russ.)