Развитие продуктивности субъектов образования средствами психологического тренинга

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обращается внимание на то, что современность требует повышения продуктивности деятельности выпускников высших учебных заведений для самостоятельного формулирования и решения профессиональных задач. Значимым является обучение культуре общения, речи (устной, письменной), культуре установления профессионально целесообразных взаимоотношений между субъектами образования, обеспечивающих их продуктивное личностное становление. Одним из признаков продуктивности деятельности является создание инновационных образовательных технологий. Целями данного исследования стали разработка, обоснование и апробация системы психолого-педагогических методов для выявления показателей продуктивности деятельности субъектов образования в профессионально-образовательной и научной среде вуза. Гипотеза заключается в том, что психологический тренинг личностного роста и продуктивного взаимодействия субъектов образования развивает активность в общении, уверенность, эмоциональную стабильность, интернальный локус-контроль. Выборку представили 3440 человек, из них 290 преподавателей высшей школы и 3150 студентов психолого-педагогических, экономических, информационных технологий, сервиса, технических, сельскохозяйственных специальностей, а также специальности по физической культуре и спорту (18–60 лет) за период 2001–2022 гг. Для выявления показателей продуктивности субъектов образования применялся комплекс методик: анкета на определение коммуникативного потенциала (Р.А. Максимова); экспресс-диагностика САН (В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников); тест-опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд). Результаты исследования подтвердили целесообразность психологического тренинга, доказали значимость инновационных образовательных технологий для интенсификации личностного роста и продуктивного взаимодействия субъектов образования

 

Полный текст

Введение

Истоки изучения продуктивности субъектов образования представлены в работах С.Л. Рубинштейна [Рубинштейн 2002], Б.М. Теплова [Теплов 2004], А.Н. Леонтьева [Леонтьев 1975], Б.Г. Ананьева [Ананьев 1945], В.В. Рубцова [Рубцов 2008] и их последователей. В ходе лонгитюдных исследований особое внимание уделялось природным потенциалам субъектов образования (Б.М. Теплов [Теплов 1961], В.Д. Небылицин); способностям субъектов образования (Б.Г. Ананьев [Ананьев 2001], Б.М. Теплов, К.К. Платонов, Н.В. Кузьмина [Кузьмина, Жаринова 2020, 2021 а, 2021 б], В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин); продуктивности деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Нечаев, М.И. Башмаков, Я.А. Пономарев). Разные научные школы отмечают значимость развития и формирования особых коммуникативных компетенций: умение вести переговоры, разрешать конфликтные ситуации, быть уверенным и ассертивным, гибким, творческим, продуктивным, ориентированным на личностый рост и построение карьеры [Кузьмина, Нещерет, Жаринова 2020; Кузьмина, Духовная, Жаринов, Жаринова 2019; Кузьмина, Жаринова 2020 б].

В данной статье представлена система психолого-педагогических методов для выявления показателей продуктивности деятельности субъектов образования, их развития в профессионально-образовательной и научной среде вуза. В качестве главных средств развития продуктивной деятельности субъектов образования применялись психодиагностические методы, тренинговые программы, интеллектуальная и двигательная рекреация [Паутова, Жаринова 2021; Kuzmina, Pautova, Zharinova 2021; Lysenko, Zharinova 2021]. Лонгитюдное исследование проводилось на протяжении 20 лет.

Для исследования продуктивной деятельности субъектов образования применялись два комплекса методов (рис. 1 и рис. 2):

 

 

Рис 1. Психолого-педагогические, общенаучные (эмпирические) методы, используемые в исследовании

Fig. 1. Psychological and pedagogical, general scientific (empirical) methods used in the research

 

- Эмпирических: психолого-педагогических, общенаучных (рис. 1);

– Специальных: психолого-педагогических методов (рис. 2).

 

Рис. 2. Психолого-педагогические (специальные) методы, используемые в исследовании

Fig. 2. Psychological and pedagogical (special) methods used in the research

 

Применение эмпирических (рис. 1) и специальных (рис. 2) методов психолого-педагогического исследования позволило разработать программу психологического тренинга личностного роста и продуктивного взаимодействия субъектов образования.

До и после применения психологического тренинга, была проведена диагностика экспериментальных групп (3440 респондентов). Для оценки эффекта в результате тренинга применен j*-критерий (угловое преобразование Фишера) [Сидоренко 2001].

При увеличении эффекта в результате применения тренинга сформулированы гипотезы:

H0: доля респондентов, у которых проявляется эффект после тренинга, не больше доли респондентов, у которых проявлялся эффект до тренинга.

H1: доля респондентов, у которых проявляется эффект после тренинга, больше доли респондентов, у которых проявлялся эффект до тренинга.

 

Результаты исследования

Материалы диагностики, представленные в таблице 1, позволяют сравнить показатели до и после эксперимента.

Таблица 1

Соотношение результатов тренинга в процентах

 Table 1

Ratio of training results in percent

 

 

Показатели

Экспериментальные группы

до тренинга

после тренинга

Анкета на определение коммуникативного потенциала

Активность в общении

Высокий уровень

61

96

Низкий уровень

39

4

Эмоциональная реактивность в

общении

Высокий уровень

83

96

Низкий уровень

17

4

Уверенность в общении

Высокий уровень

89

98

Низкий уровень

11

2

Потребность в общении

Высокий уровень

83

100

Низкий уровень

17

0

Объем общения

Высокий уровень

100

100

Низкий уровень

0

0

Экспресс-диагностика САН

Самочувствие, норма

100

100

Активность, норма

100

100

Настроение, норма

100

100

Тест-опросник уровня субъективного контроля

Шкала Ио – общая интернальность

экстернальность

83

22

интернальность

17

78

Шкала Ид – интернальность в области достижений

 экстернальность

61

11

 интернальность

39

89

Шкала Ин – интернальность в области неудач

 экстернальность

45

33

 интернальность

55

67

Шкала Ис – интернальность в семейных отношениях

 экстернальность

40

12

 интернальность

60

88

Шкала Ип – интернальность в

производственных отношениях

 экстернальность

100

17

 интернальность

0

83

Шкала Им – интернальность в межличностных отношениях

 экстернальность

39

67

 интернальность

61

33

Шкала Из – интернальность в отношении здоровья и болезни

 экстернальность

32

22

 интернальность

68

78

 

Итак, произошли сдвиги значений показателей коммуникативного потенциала личностного роста. Доля респондентов, у которых был высокий уровень коммуникативной активности после тренинга, больше доли респондентов, у которых высокий уровень коммуникативной активности наблюдался до тренинга.

Признаком личностного роста является эмоциональная реактивность в общении. С доверительной вероятностью 0,99 доля респондентов, у которых был высокий уровень эмоциональной реактивности в общении после тренинга, больше доли респондентов, у которых высокий уровень эмоциональной реактивности в общении наблюдался до тренинга. Признаком личностного роста является коммуникативная уверенность. Результаты исследования подтвердили: с доверительной вероятностью 0,99 можно утверждать, что доля респондентов, у которых был высокий уровень коммуникативной уверенности после тренинга, больше доли респондентов, у которых высокий уровень коммуникативной уверенности наблюдался до тренинга.

Признаками личностного роста являются объем общения и уровень общей интернальности: с доверительной вероятностью 0,99 можно утверждать, что доля респондентов с общей интернальностью после тренинга больше доли респондентов с общей интернальностью до тренинга. Признаком личностного роста также является уровень интернальности в области достижений: с доверительной вероятностью 0,99 можно утверждать, что доля респондентов с интернальностью в области достижений после тренинга больше доли респондентов с интернальностью в области достижений до тренинга.

Определялся уровень интернальности в области неудач: с доверительной вероятностью 0,99 можно утверждать, что доля респондентов с интернальностью в области неудач после тренинга больше доли респондентов с интернальностью в области неудач до тренинга.

Изменения получены относительно интернальности в области семейных отношений и производственных отношений: с доверительной вероятностью 0,99 можно утверждать, что доля респондентов с интернальностью в производственных отношениях после тренинга больше доли респондентов с интернальностью в производственных отношениях до тренинга, увеличилось число тех, кто готов принимать ответственность за свои решения.

 

Выводы

После проведенного психологического тренинга на основе диагностики участников экспериментальных групп повысились показатели коммуникативного потенциала личностного роста: активность в общении, коммуникативная уверенность и объем общения. Это значит, что участники экспериментальных групп стали более активны, уверенны и инициативны в общении, у них расширилось количество знакомых; улучшились показатели самочувствия, активности, настроения (по экспресс-диагностике САН).

Значительно повысились показатели общей интернальности, интернальности в области достижений, интернальности в производственных отношениях, понизились показатели по интернальности в межличностных отношениях. Это объясняется тем, что участники исследования стали в общении полагаться не только на себя, но и на партнера, стали больше прислушиваться к мнению других.

По прямым показателям поведения участников в тренинге было очевидно, что он вызывает интерес, стимулирует и интенсифицирует личностный рост, продуктивное взаимодействие, активность, потребность проявить себя, лучше узнать участников тренинга в целом, вызывает интерес к отдельным личностям.

На основе наблюдения за поведением участников тренинга было отмечено, что в первый день они старались участвовать в упражнениях и играх только со своими знакомыми. На третий день, наоборот, выбирали себе пару для участия в упражнениях по принципу «малознакомых членов» группы. Ориентируясь на этот результат и на то, что активность участников тренинга увеличивалась и они проявляли большее уважение друг к другу на второй и третий день тренинга, можно утверждать, что сплоченность участников от первого дня к третьему возросла. Таким образом, выявленные различия по показателям коммуникативных свойств и особенностей субъективного локус-контроля у контрольной и экспериментальных групп доказывают эффективность разработанной нами программы психологического тренинга. Гипотеза о том, что психологический тренинг личностного роста и продуктивного взаимодействия субъектов образования развивает активность в общении, уверенность, эмоциональную стабильность, интернальный локус-контроль, подтвердилась. Один из объективных показателей успешности тренинга – желание участников исследования овладеть искусством преподавателя-тренера, разрабатывать авторские системы деятельности и реализовывать их.

Для удовлетворения их потребности нами были разработаны учебные пособия и новые курсы «Теоретические и методические основы психологического тренинга» (2007 г.); «Теория и методика ведения психологического тренинга» (2012 г.); «Психолого-акмеологические технологии в образовании» (2015 г.); «Профессиональное образование» (2016 г.); «Психолого-акмеологические технологии образовательной деятельности» (2021 г.).

×

Об авторах

Е. Н. Жаринова

Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины

Автор, ответственный за переписку.
Email: andromeda55@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0651-6086

кандидат психологических наук, доцент, кафедра физического воспитания

Россия, 196084, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Черниговская, 5

Список литературы

  1. Kuzmina, Pautova, Zharinova 2021 – Kuzmina N.V., Pautova L.Ye., Zharinova Ye.N. Sustainable Development of the National Education System of Russia on the Basis of Acmeological Laws of Fundamental Education // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Sustainable Development of Regional Infrastructure – ISSDRI. Yekaterinburg – Russian Federation. March 14–15, 2021. Yekaterinburg: SCITEPRESS, 2021, pp. 638–644. DOI: http://dx.doi.org/10.5220/0010595206380643.
  2. Lysenko, Zharinova 2021 – Lysenko El.M., Zharinova Ye.N. Quality of education as an indicator of the quality of life // SHS Web of Conferences Volume 101 (2021) SAHD 2021 – 5th International Scientific and Practical Conference 2021 «Modern Science: Problems and Development Prospects (Social and Humanitarian Directions)». Omsk, Russia, January 31, 2021. Article number 03045. DOI: http://doi.org/10.1051/shsconf/202110103045.
  3. Ананьев 2001 – Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 272 с. (Серия «Мастера психологии»). URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=ananyev_o-problemah-sovremennogo_1977.
  4. Ананьев 1945 – Ананьев Б.Г. Очерки психологии / АН СССР, Ин-т философии. Ленинград: Лениздат, 1945. 160 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=ananyev_ocherki-psihologii_1945.
  5. Даулетбаева 2015 – Даулетбаева Г.К. Пути профессионального развития педагога в свете современных преобразований // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12 (ч. 4). С. 517–518. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25386787. EDN: https://www.elibrary.ru/vjoaev.
  6. Кузьмина, Духовная, Жаринов, Жаринова 2019 – Кузьмина Н.В., Духовная М.М., Жаринов Н.М., Жаринова Е.Н. Повышение продуктивности деятельности преподавателя в учебном процессе. Санкт-Петербург: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2019. 24 с.
  7. Кузьмина, Жаринова 2020 а – Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. История исследований педагогической деятельности Санкт-Петербург: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2020. 150 с.
  8. Кузьмина, Жаринова 2020 б – Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. Профессионализм продуктивной психолого-акмеологической деятельности субъектов образования. Санкт-Петербург: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2020. 44 с.
  9. Кузьмина, Жаринова 2021 а – Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. Коммуникативная культура преподавателя высшей школы в образовательной акмеологии // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: материалы II Всероссийского форума с международным участием (26–27 ноября 2020 г., Нальчик) / О.И. Михайленко (отв. редактор); Министерство науки и высшего образования, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2021. С. 234–239. URL: https://kbsu.ru/wp-content/uploads/2021/04/forum-inkljuzivnoe-obrazovanie-1.pdf.
  10. Кузьмина, Жаринова 2021 б – Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. Образовательные системы и науки, их изучающие // Акмеология развития 2021. Методологические и методические проблемы. Выпуск тридцать седьмой / под ред. Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. Санкт-Петербург: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2021. С. 40–42.
  11. Кузьмина, Нещерет, Жаринова 2020 – Кузьмина Н.В., Нещерет Т.В., Жаринова Е.Н. Категория научной школы в современной литературе // Акмеология развития 2020. Методологические и методические проблемы. Выпуск тридцать пятый / под ред. Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. Санкт-Петербург: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2020. С. 24–28.
  12. Леонтьев 1975 – Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975. 130 с. URL: http://psy.msu.ru/people/leontiev/dsl.
  13. Паутова, Жаринова 2021 – Паутова Л.Е., Жаринова Е.Н. Акмеологические технологии развития и оценки продуктивности профессионально-образовательной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 2021. Т. 10, № 3 (39). С. 197–208. DOI: http://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-197-208. EDN: https://www.elibrary.ru/vctjap.
  14. Рубинштейн 2002 – Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 720 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn%3Dosnovu_obzhey_psc.pdf.
  15. Рубцов 2008 – Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. Москва: МГППУ, 2008. 416 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20098389. EDN: https://www.elibrary.ru/qxvdlp.
  16. Сидоренко 2001 – Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург: ООО «Речь», 2001. 250 с. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2014/02/19/sidorenko.pdf.
  17. Теплов 1961 – Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. Москва, 1961. 536 с. URL: https://studfile.net/preview/2237699/.
  18. Теплов 2004 – Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. Москва: Наука, 2004. 440 с. URL: https://vk.com/doc-3739369_137717447?hash=5QWI8kmI7KqkK9TlpjbzlzxLpQOytmppqPqj2nzlUSs&dl=wdVqbdfBJLmepS4KDjY2Vv6yX7BIzKQeTFUQILWZ4iL.
  19. Федотова 2015 – Федотова Е.Л. Продуктивное взаимодействие как основа современного образовательного процесса // Humanities vector. 2015. № 1 (41). С. 35–40. URL: https://www.elibrary.ru/tlmunj.
  20. Шмелева, Кисляков 2017 – Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Фундаментальные акмеологические основания развития инновационного потенциала субъекта педагогической деятельности // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. Москва, 2017. С. 1072–1079. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30670072&pff=1. EDN: https://www.elibrary.ru/zvdzhn.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Жаринова Е.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах