Development of productivity of subjects of education by means of psychological training

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the research is justified by the fact that modernity requires an increase in the productivity of graduates of higher educational institutions in independently formulating and solving professional tasks, increasing the requirements for their quality and the products they create. A special area is teaching the culture of communication, speech (oral, written), the culture of establishing professionally appropriate relationships between the subjects of education, ensuring their productive formation. One of the signs of productivity is the creation of innovative educational technologies. The purpose of the study is to develop a justification and approbation of a system of psychological and pedagogical methods to identify indicators of the productivity of the subjects of education, their development in the professional, educational and scientific environment of the university. The hypothesis that psychological training of personal growth and productive interaction of educational subjects develops activity in communication, confidence, emotional stability, and internal locus control has been confirmed. Sample: 3440 people, including 290 teachers of higher education and 3150 students of psychological and pedagogical, economic, information technology, service, technical, agricultural specialties, as well as specialties in physical culture and sports (18–60 years) for the period 2001–2022. To identify indicators of productivity of subjects of education, the following methods were used: a questionnaire to determine the communicative potential (R.A. Maksimova); express diagnostics of SAN (V.A. Doskina, N.A. Lavrentieva, V.B. Sharai, M.P. Miroshnikov); a test questionnaire of the level of subjective control (E.F. Bazhin, E.A. Golinkina, A.M. Etkind). Results: the differences in indicators of communicative properties and features of subjective locus control in the control and experimental groups prove the effectiveness of the psychological training program developed by us. Conclusions: it is determined that the creation of innovative educational technologies play an important role in the intensification of personal growth and productive interaction of subjects of education by means of psychological training

Full Text

Введение

Истоки изучения продуктивности субъектов образования представлены в работах С.Л. Рубинштейна [Рубинштейн 2002], Б.М. Теплова [Теплов 2004], А.Н. Леонтьева [Леонтьев 1975], Б.Г. Ананьева [Ананьев 1945], В.В. Рубцова [Рубцов 2008] и их последователей. В ходе лонгитюдных исследований особое внимание уделялось природным потенциалам субъектов образования (Б.М. Теплов [Теплов 1961], В.Д. Небылицин); способностям субъектов образования (Б.Г. Ананьев [Ананьев 2001], Б.М. Теплов, К.К. Платонов, Н.В. Кузьмина [Кузьмина, Жаринова 2020, 2021 а, 2021 б], В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин); продуктивности деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Нечаев, М.И. Башмаков, Я.А. Пономарев). Разные научные школы отмечают значимость развития и формирования особых коммуникативных компетенций: умение вести переговоры, разрешать конфликтные ситуации, быть уверенным и ассертивным, гибким, творческим, продуктивным, ориентированным на личностый рост и построение карьеры [Кузьмина, Нещерет, Жаринова 2020; Кузьмина, Духовная, Жаринов, Жаринова 2019; Кузьмина, Жаринова 2020 б].

В данной статье представлена система психолого-педагогических методов для выявления показателей продуктивности деятельности субъектов образования, их развития в профессионально-образовательной и научной среде вуза. В качестве главных средств развития продуктивной деятельности субъектов образования применялись психодиагностические методы, тренинговые программы, интеллектуальная и двигательная рекреация [Паутова, Жаринова 2021; Kuzmina, Pautova, Zharinova 2021; Lysenko, Zharinova 2021]. Лонгитюдное исследование проводилось на протяжении 20 лет.

Для исследования продуктивной деятельности субъектов образования применялись два комплекса методов (рис. 1 и рис. 2):

 

 

Рис 1. Психолого-педагогические, общенаучные (эмпирические) методы, используемые в исследовании

Fig. 1. Psychological and pedagogical, general scientific (empirical) methods used in the research

 

- Эмпирических: психолого-педагогических, общенаучных (рис. 1);

– Специальных: психолого-педагогических методов (рис. 2).

 

Рис. 2. Психолого-педагогические (специальные) методы, используемые в исследовании

Fig. 2. Psychological and pedagogical (special) methods used in the research

 

Применение эмпирических (рис. 1) и специальных (рис. 2) методов психолого-педагогического исследования позволило разработать программу психологического тренинга личностного роста и продуктивного взаимодействия субъектов образования.

До и после применения психологического тренинга, была проведена диагностика экспериментальных групп (3440 респондентов). Для оценки эффекта в результате тренинга применен j*-критерий (угловое преобразование Фишера) [Сидоренко 2001].

При увеличении эффекта в результате применения тренинга сформулированы гипотезы:

H0: доля респондентов, у которых проявляется эффект после тренинга, не больше доли респондентов, у которых проявлялся эффект до тренинга.

H1: доля респондентов, у которых проявляется эффект после тренинга, больше доли респондентов, у которых проявлялся эффект до тренинга.

 

Результаты исследования

Материалы диагностики, представленные в таблице 1, позволяют сравнить показатели до и после эксперимента.

Таблица 1

Соотношение результатов тренинга в процентах

 Table 1

Ratio of training results in percent

 

 

Показатели

Экспериментальные группы

до тренинга

после тренинга

Анкета на определение коммуникативного потенциала

Активность в общении

Высокий уровень

61

96

Низкий уровень

39

4

Эмоциональная реактивность в

общении

Высокий уровень

83

96

Низкий уровень

17

4

Уверенность в общении

Высокий уровень

89

98

Низкий уровень

11

2

Потребность в общении

Высокий уровень

83

100

Низкий уровень

17

0

Объем общения

Высокий уровень

100

100

Низкий уровень

0

0

Экспресс-диагностика САН

Самочувствие, норма

100

100

Активность, норма

100

100

Настроение, норма

100

100

Тест-опросник уровня субъективного контроля

Шкала Ио – общая интернальность

экстернальность

83

22

интернальность

17

78

Шкала Ид – интернальность в области достижений

 экстернальность

61

11

 интернальность

39

89

Шкала Ин – интернальность в области неудач

 экстернальность

45

33

 интернальность

55

67

Шкала Ис – интернальность в семейных отношениях

 экстернальность

40

12

 интернальность

60

88

Шкала Ип – интернальность в

производственных отношениях

 экстернальность

100

17

 интернальность

0

83

Шкала Им – интернальность в межличностных отношениях

 экстернальность

39

67

 интернальность

61

33

Шкала Из – интернальность в отношении здоровья и болезни

 экстернальность

32

22

 интернальность

68

78

 

Итак, произошли сдвиги значений показателей коммуникативного потенциала личностного роста. Доля респондентов, у которых был высокий уровень коммуникативной активности после тренинга, больше доли респондентов, у которых высокий уровень коммуникативной активности наблюдался до тренинга.

Признаком личностного роста является эмоциональная реактивность в общении. С доверительной вероятностью 0,99 доля респондентов, у которых был высокий уровень эмоциональной реактивности в общении после тренинга, больше доли респондентов, у которых высокий уровень эмоциональной реактивности в общении наблюдался до тренинга. Признаком личностного роста является коммуникативная уверенность. Результаты исследования подтвердили: с доверительной вероятностью 0,99 можно утверждать, что доля респондентов, у которых был высокий уровень коммуникативной уверенности после тренинга, больше доли респондентов, у которых высокий уровень коммуникативной уверенности наблюдался до тренинга.

Признаками личностного роста являются объем общения и уровень общей интернальности: с доверительной вероятностью 0,99 можно утверждать, что доля респондентов с общей интернальностью после тренинга больше доли респондентов с общей интернальностью до тренинга. Признаком личностного роста также является уровень интернальности в области достижений: с доверительной вероятностью 0,99 можно утверждать, что доля респондентов с интернальностью в области достижений после тренинга больше доли респондентов с интернальностью в области достижений до тренинга.

Определялся уровень интернальности в области неудач: с доверительной вероятностью 0,99 можно утверждать, что доля респондентов с интернальностью в области неудач после тренинга больше доли респондентов с интернальностью в области неудач до тренинга.

Изменения получены относительно интернальности в области семейных отношений и производственных отношений: с доверительной вероятностью 0,99 можно утверждать, что доля респондентов с интернальностью в производственных отношениях после тренинга больше доли респондентов с интернальностью в производственных отношениях до тренинга, увеличилось число тех, кто готов принимать ответственность за свои решения.

 

Выводы

После проведенного психологического тренинга на основе диагностики участников экспериментальных групп повысились показатели коммуникативного потенциала личностного роста: активность в общении, коммуникативная уверенность и объем общения. Это значит, что участники экспериментальных групп стали более активны, уверенны и инициативны в общении, у них расширилось количество знакомых; улучшились показатели самочувствия, активности, настроения (по экспресс-диагностике САН).

Значительно повысились показатели общей интернальности, интернальности в области достижений, интернальности в производственных отношениях, понизились показатели по интернальности в межличностных отношениях. Это объясняется тем, что участники исследования стали в общении полагаться не только на себя, но и на партнера, стали больше прислушиваться к мнению других.

По прямым показателям поведения участников в тренинге было очевидно, что он вызывает интерес, стимулирует и интенсифицирует личностный рост, продуктивное взаимодействие, активность, потребность проявить себя, лучше узнать участников тренинга в целом, вызывает интерес к отдельным личностям.

На основе наблюдения за поведением участников тренинга было отмечено, что в первый день они старались участвовать в упражнениях и играх только со своими знакомыми. На третий день, наоборот, выбирали себе пару для участия в упражнениях по принципу «малознакомых членов» группы. Ориентируясь на этот результат и на то, что активность участников тренинга увеличивалась и они проявляли большее уважение друг к другу на второй и третий день тренинга, можно утверждать, что сплоченность участников от первого дня к третьему возросла. Таким образом, выявленные различия по показателям коммуникативных свойств и особенностей субъективного локус-контроля у контрольной и экспериментальных групп доказывают эффективность разработанной нами программы психологического тренинга. Гипотеза о том, что психологический тренинг личностного роста и продуктивного взаимодействия субъектов образования развивает активность в общении, уверенность, эмоциональную стабильность, интернальный локус-контроль, подтвердилась. Один из объективных показателей успешности тренинга – желание участников исследования овладеть искусством преподавателя-тренера, разрабатывать авторские системы деятельности и реализовывать их.

Для удовлетворения их потребности нами были разработаны учебные пособия и новые курсы «Теоретические и методические основы психологического тренинга» (2007 г.); «Теория и методика ведения психологического тренинга» (2012 г.); «Психолого-акмеологические технологии в образовании» (2015 г.); «Профессиональное образование» (2016 г.); «Психолого-акмеологические технологии образовательной деятельности» (2021 г.).

×

About the authors

Ye. N. Zharinova

Saint Petersburg State University of Veterinary Medicine

Author for correspondence.
Email: andromeda55@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0651-6086

Candidate of Psychological Sciences, associate professor, Department of Physical Education

Russian Federation, 5, Chernigovskaya Street, Saint Petersburg, 196084, Russian Federation

References

  1. Kuzmina, Pautova, Zharinova 2021 – Kuzmina N.V., Pautova L.Ye., Zharinova Ye.N. (2021) Sustainable Development of the National Education System of Russia on the Basis of Acmeological Laws of Fundamental Education. In: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Sustainable Development of Regional Infrastructure. Yekaterinburg: SCITEPRESS, pp. 638–644. DOI: http://dx.doi.org/10.5220/0010595206380643.
  2. Lysenko, Zharinova 2021 – Lysenko El.M., Zharinova Ye.N. Quality of education as an indicator of the quality of life. SHS Web of Conferences Volume 101 (2021) SAHD 2021 – 5th International Scientific and Practical Conference 2021 «Modern Science: Problems and Development Prospects (Social and Humanitarian Directions)». Omsk, Russia, January 31. Article number 03045. DOI: http://doi.org/10.1051/shsconf/202110103045.
  3. Ananyev 2001 – Ananyev B.G. (2001) On the problems of modern human knowledge. Saint Petersburg: Piter, 272 p. (Series «Masters of Psychology»). Available at: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=ananyev_o-problemah-sovremennogo_1977. (In Russ.)
  4. Ananyev 1945 – Ananyev B.G. (1945) Essays in psychology. Leningrad: Lenizdat, 160 p. Available at: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=ananyev_ocherki-psihologii_1945. (In Russ.)
  5. Dauletbaeva 2015 – Dauletbaeva G.K. (2015) Ways of professional development of a teacher in the light of modern transformations. International Journal of Experimental Education, no. 12–4, pp. 517–518. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25386787. EDN: https://www.elibrary.ru/vjoaev. (In Russ.)
  6. Kuzmina, Dukhovnaya, Zharinov, Zharinova 2019 – Kuzmina N.V., Dukhovnaya M.M., Zharinov N.M., Zharinova E.N. (2019) Increasing the productivity of a teacher's activity in the educational process. Saint Petersburg: Izd-vo NU «Tsentr strategicheskikh issledovanii», 24 p. (In Russ.)
  7. Kuzmina, Zharinova 2020 a – Kuzmina N.V., Zharinova Ye.N. (2020) History of pedagogical activity research. Saint Petersburg: Izd-vo NU «Tsentr strategicheskikh issledovanii», 150 p. (In Russ.)
  8. Kuzmina, Zharinova 2020 b – Kuzmina N.V., Zharinova E.N. (2020) Professionalism of productive psychological and acmeological activity of subjects of education. Saint Petersburg: Izd-vo NU «Tsentr strategicheskikh issledovanii», 44 p. (In Russ.)
  9. Kuzmina, Zharinova 2021 a – Kuzmina N.V., Zharinova E.N. (2021) Communicative culture of a high school teacher in educational acmeology. In: Mikhailenko O.I. (Ed.) Inclusive education: results, experience and prospects: materials of the II All-Russian Forum with international participation (November 26–27, 2020, Nalchik). Nalchik: Kab.-Balk. un-t, pp. 234–239. Available at: https://kbsu.ru/wp-content/uploads/2021/04/forum-inkljuzivnoe-obrazovanie-1.pdf. (In Russ.)
  10. Kuzmina, Zharinova 2021 b – Kuzmina N.V., Zharinova E.N. (2021) Educational systems and sciences studying them. In: Kuzmina N.V., Zharinova E.N. (Eds.) Acmeology of development 2021. Methodological and methodical problems. Issue thirty-seventh. Saint Petersburg: Izd-vo NU «Tsentr strategicheskikh issledovanii», pp. 40–42. (In Russ.)
  11. Kuzmina, Neshcheret, Zharinova 2020 – Kuzmina N.V., Neshcheret T.V., Zharinova E.N. (2020) Category of scientific school in modern literature. In: Kuzmina N.V., Zharinova E.N. (Eds.) Acmeology of development 2021. Methodological and methodical problems. Issue thirty-fifth. Saint Petersburg: Izd-vo NU «Tsentr strategicheskikh issledovanii», pp. 24–28. (In Russ.)
  12. Leontiev 1975 – Leontiev A.N. (1975) Activity. Conscience. Personality. Moscow: Politizdat, 130 p. Available at: http://psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/. (In Russ.)
  13. Pautova, Zharinova 2021 – Pautova L.E., Zharinova E.N. (2021) Acmeological technologies of development and assessment of professional and educational activity productivity. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, vol. 10, no. 3 (39), pp. 197–208. DOI: http://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-197-208. EDN: https://www.elibrary.ru/vctjap. (In Russ.)
  14. Rubinstein 2002 – Rubinstein S.L. (2002) Fundamentals of general psychology. Saint Petersburg: Piter, 720 p. Available at: http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn%3Dosnovu_obzhey_psc.pdf. (In Russ.)
  15. Rubtsov 2008 – Rubtsov V.V. (2008) Socio-genetic psychology of developing education: an activity approach. Moscow: MGPPU, 416 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20098389. EDN: https://www.elibrary.ru/qxvdlp. (In Russ.)
  16. Sidorenko 2001 – Sidorenko E.V. (2001) Methods of mathematical processing in psychology. Saint Petersburg: OOO «Rech'», 250 p. Available at: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2014/02/19/sidorenko.pdf. (In Russ.)
  17. Teplov 1961 – Teplov B.M. (1961) Problems of individual differences. Moscow, 536 p. Available at: https://studfile.net/preview/2237699. (In Russ.)
  18. Teplov 2004 – Teplov B.M. (2004) Works on the psychophysiology of individual differences. Moscow: Nauka, 440 p. Available at: https://vk.com/doc-3739369_137717447?hash=5QWI8kmI7KqkK9TlpjbzlzxLpQOytmppqPqj2nzlUSs&dl=wdVqbdfBJLmepS4KDjY2Vv6yX7BIzKQeTFUQILWZ4iL. (In Russ.)
  19. Fedotova 2015 – Fedotova E.L. (2015) Productive interaction as a basis of modern educational process. Humanitarian Vector, no. 1 (41), pp. 35–40. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23099766. EDN: https://www.elibrary.ru/tlmunj. (In Russ.)
  20. Shmeleva, Kislyakov 2017 – Shmeleva (Shuya) E.A., Kislyakov P.A. (2017) Fundamental acmeological criteria of the development of the innovative potential of the subject of pedagogical activity. In: Zhuravlev A.L., Koltsova V.A. (Eds.) Fundamental and applied research in modern psychology. Results and development prospects. Moscow, pp. 1072–079. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30670072&pff=1. EDN: https://www.elibrary.ru/zvdzhn. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Zharinova Y.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies