Когнитивно-прагматические аспекты репрезентации пищи в медиадискурсах. Рецензия на монографию: Shevchenko V., Tomascikova S. Representation of Food in Media Discourses: Cognitive and Pragmatic Aspects: monograph. Samara: Samara University Publishing House, 2021. 216 p. ISBN 978-5-7883-1588-1

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Настоящая рецензия посвящена монографии В. Шевченко и С. Томашчиковой Representation of Food in Media Discourses: Cognitive and Pragmatic Aspects, где исследовался процесс реализации когнитивных моделей, связанных с репрезентацией пищи в американском, британском и российском медиадискурсах. Сравнительный анализ, проведенный в ходе исследования, показал, что журналисты из изданий этих стран выдвигают определенные составляющие когнитивных моделей на первый план в соответствии с прагматическими целями. Автор приходит к выводу, что вышедшая монография является крупным исследованием актуальной проблемы когнитивных моделей и содержит значимые теоретические и практические результаты, которые могут быть использованы в научной и учебной деятельности преподавателей, учителей, студентов, аспирантов и докторантов.

 

Полный текст

Введение

Монография В. Шевченко и С. Томашчиковой посвящена актуальной проблеме реализации когнитивных моделей, связанных с пищей, в американском, британском и российском медиадискурсах. В ней было проведено фундаментальное исследование когнитивных аспектов репрезентации пищи, а также прагматических целей авторов, оказывающих влияние на репрезентацию пищи в масс-медиа.

 

Основная часть

Первая глава монографии посвящена проблемам когнитивных моделей и прагматики. В рамках данной главы авторы обращаются к работам отечественных и зарубежных исследователей, занимавшихся проблемами моделирования, когнитивистики и прагматики [Евсеева, Крейдлин 2017; Савицкий 1993], а также проблемами репрезентации пищи в медиадискурсе [Shevchenko 2020; Shevchenko 2019; Shevchenko, Mamet 2020; Shevchenko, Shevchenko 2021; Shevchenko, Tomascikova 2021; Tomaščíková 2015].

Вторая глава посвящена проблеме репрезентации пищи в медиадискурсах. Согласно данной главе, средства массовой информации являются самым значимым каналом распространения информации и формирования новых знаний о еде в обществе; они служат основным каналом введения в жизнь общества новых практик, касающихся потребления пищи, а также средством оценки прошлого, настоящего и будущего этих практик.

В третьей главе авторы проводят детальный анализ когнитивных и прагматических аспектов репрезентации пищи в американском медиа-дискурсе. Авторы делают вывод, что в рамках американского медиадискурса присутствует прежде всего негативная репрезентация пищи и связанных с ней социальных практик, что обусловлено особыми прагматическими целями журналистов.

Четвертая глава посвящена специфике репрезентации пищи в британском медиадискурсе. В результате проведенного анализа В. Шевченко и С. Томашчикова приходят к заключению, что в британском медиадискурсе журналисты концентрируются в основном на позитивной репрезентации еды с целью формирования положительного отношения британцев к здоровому питанию и образу жизни. Журналисты также обращаются к другим сторонам социальной жизни (путешествия, кино, отдых, спорт и т. п.), связывая их со здоровым питанием и привлекая таким образом к нему внимание общества.

В пятой главе анализируются когнитивные и прагматические аспекты репрезентации пищи в российском медиадискурсе. Проведя анализ большого объема медиатекстов, В. Шевченко и С. Томашчикова полагают, что в российском медиадискурсе пища репрезентируется как в позитивном, так и в негативном планах, что обусловлено одной прагматической целью журналистов, состоящей в закреплении представлений о роли здорового питания в обществе.

 

Заключение

Авторы проанализировали доминантные составляющие в когнитивных моделях США, Британии и России, выдвигаемые журналистами посредством языковых средств с целью достижения прагматических целей, связанных с формированием особого отношения к здоровому питанию. Один из основных выводов в работе состоит в том, что цели журналистов достигаются посредством особой когнитивной и прагматической организации медиатекстов, посвященных пище.

Монография представляет интерес для исследователей, занимающихся проблемами дискурса, типологии дискурсов, медиадискурса, когнитивного моделирования.

×

Об авторах

Е. С. Шевченко

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: slash99@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2400-6856

доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Евсеева, Крейдлин 2017 – Евсеева И.В., Крейдлин Г.Е. Фреймовое моделирование фрагментов лексико-словообразовательных гнезд с семантикой «заболевание» // Вестник Томского государственного университета. Филология, 2017. № 49. С. 5–23. DOI: http://doi.org/10.17223/19986645/49/1. EDN: https://www.elibrary.ru/zwdtfp.
  2. Савицкий 1993 – Савицкий В.М. Английская фразеология: проблемы моделирования. Самара: Самарский университет, 1993. 171 с.
  3. Shevchenko 2020 – Shevchenko V.D. Realization of «Food as a Source of Health» cognitive model // Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020. № 4. С. 62–68. DOI: http://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-4-62-68. EDN: https://elibrary.ru/xqgjuc.
  4. Shevchenko 2019 – Shevchenko V.D. Representation of Street Food in the Russian Media Discourse: Cognitive and Pragmatic Aspects // SKASE Journal of Literary and Cultural Studies. 2019. Vol. 1, no. 2. URL: http://www.skase.sk/Volumes/SJLCS02/pdf_doc/04.pdf.
  5. Shevchenko, Mamet 2020 – Shevchenko V.D., Mamet P. Realization of «Food as a Source of Danger» Cognitive Model in the Russian Media Discourse // Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020. № 2. С. 53–60. DOI: http://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-2-53-60. EDN: https://elibrary.ru/fuxprk.
  6. Shevchenko, Shevchenko 2021 – Shevchenko V.D., Shevchenko E.S. Cognitive and pragmatic peculiarities of positive and negative food representation in Russian media discourse // Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature, 2021. Vol. 18, issue 2. P. 417–431. DOI: http://doi.org/10.21638/spbu09.2021.210. EDN: https://elibrary.ru/lvqsfc.
  7. Shevchenko, Tomascikova 2021 – Shevchenko V., Tomascikova S. Representation of food in media discourses: cognitive and pragmatic aspects: monograph. Samara: Samara University Publishing House, 2021. 216 p. URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Monografii/Representation-of-Food-in-Media-Discourses-Cognitive-and-Pragmatic-Aspects-monograph-Tekst-elektronnyi-90380/1/Шевченко%20В.Д.%20Representation%202021.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=46673547. EDN: https://elibrary.ru/aewrsh.
  8. Tomaščíková 2015 – Tomaščíková S. Cultural Heritage and Food – New Media Narratives – New Meanings and New Identities // European English Messenger. 2015. № 2. P. 49–57.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шевченко Е.С., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах