Cognitive and pragmatic aspects of food representation in media discourses. Review of a monograph: Shevchenko V., Tomascikova S. Representation of Food in Media Discourses: Cognitive and Pragmatic Aspects: monograph. Samara: Samara University Publishing House, 2021, 216 p. ISBN 978-5-7883-1588-1

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The present article reviews the monograph «Representation of Food in Media Discourses: Cognitive and Pragmatic Aspects» by V. Shevchenko and S. Tomascikova, which is devoted to investigating the process of cognitive models’ realization referring to food representation in American, British and Russian media discourses. The undertaken comparative analysis has demonstrated that the journalists tend to foreground the specific constituents of the cognitive models in accordance with their pragmatic goals. The author comes to a conclusion that the published monograph is a significant investigation of the essential problem of cognitive models and it contains important theoretical and practical results which can be used by teaching staff, graduate and postgraduate students in their scientific and educational activities.

 

Full Text

Введение

Монография В. Шевченко и С. Томашчиковой посвящена актуальной проблеме реализации когнитивных моделей, связанных с пищей, в американском, британском и российском медиадискурсах. В ней было проведено фундаментальное исследование когнитивных аспектов репрезентации пищи, а также прагматических целей авторов, оказывающих влияние на репрезентацию пищи в масс-медиа.

 

Основная часть

Первая глава монографии посвящена проблемам когнитивных моделей и прагматики. В рамках данной главы авторы обращаются к работам отечественных и зарубежных исследователей, занимавшихся проблемами моделирования, когнитивистики и прагматики [Евсеева, Крейдлин 2017; Савицкий 1993], а также проблемами репрезентации пищи в медиадискурсе [Shevchenko 2020; Shevchenko 2019; Shevchenko, Mamet 2020; Shevchenko, Shevchenko 2021; Shevchenko, Tomascikova 2021; Tomaščíková 2015].

Вторая глава посвящена проблеме репрезентации пищи в медиадискурсах. Согласно данной главе, средства массовой информации являются самым значимым каналом распространения информации и формирования новых знаний о еде в обществе; они служат основным каналом введения в жизнь общества новых практик, касающихся потребления пищи, а также средством оценки прошлого, настоящего и будущего этих практик.

В третьей главе авторы проводят детальный анализ когнитивных и прагматических аспектов репрезентации пищи в американском медиа-дискурсе. Авторы делают вывод, что в рамках американского медиадискурса присутствует прежде всего негативная репрезентация пищи и связанных с ней социальных практик, что обусловлено особыми прагматическими целями журналистов.

Четвертая глава посвящена специфике репрезентации пищи в британском медиадискурсе. В результате проведенного анализа В. Шевченко и С. Томашчикова приходят к заключению, что в британском медиадискурсе журналисты концентрируются в основном на позитивной репрезентации еды с целью формирования положительного отношения британцев к здоровому питанию и образу жизни. Журналисты также обращаются к другим сторонам социальной жизни (путешествия, кино, отдых, спорт и т. п.), связывая их со здоровым питанием и привлекая таким образом к нему внимание общества.

В пятой главе анализируются когнитивные и прагматические аспекты репрезентации пищи в российском медиадискурсе. Проведя анализ большого объема медиатекстов, В. Шевченко и С. Томашчикова полагают, что в российском медиадискурсе пища репрезентируется как в позитивном, так и в негативном планах, что обусловлено одной прагматической целью журналистов, состоящей в закреплении представлений о роли здорового питания в обществе.

 

Заключение

Авторы проанализировали доминантные составляющие в когнитивных моделях США, Британии и России, выдвигаемые журналистами посредством языковых средств с целью достижения прагматических целей, связанных с формированием особого отношения к здоровому питанию. Один из основных выводов в работе состоит в том, что цели журналистов достигаются посредством особой когнитивной и прагматической организации медиатекстов, посвященных пище.

Монография представляет интерес для исследователей, занимающихся проблемами дискурса, типологии дискурсов, медиадискурса, когнитивного моделирования.

×

About the authors

E. S. Shevchenko

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: slash99@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2400-6856

Doctor of Philological Sciences, professor of the Department of Russian and Foreign Literature and Public Relations

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation

References

  1. Evseeva, Kreydlin 2017 – Evseeva I.V., Kreydlin G.E. (2017) Frame modeling of lexical-derivational nests with the «disease» semantics. Tomsk State University Journal of Philology, no. 49, pp. 5–23. DOI: http://doi.org/10.17223/19986645/49/1. EDN: https://www.elibrary.ru/zwdtfp. (In Russ.)
  2. Savitsky 1993 – Savitsky V.M. (1993) English phraseology: problems of modeling. Samara: Samarskiy universitet, 171 p. (In Russ.)
  3. Shevchenko 2020 – Shevchenko 2019 – Shevchenko V.D. (2019) Representation of street food in the Russian media discourse: cognitive and pragmatic aspects. SKASE Journal of Literary and Cultural Studies, vol. 1, no. 2. Available at: http://www.skase.sk/Volumes/SJLCS02/pdf_doc/04.pdf.
  4. Shevchenko, Mamet 2020 – Shevchenko V.D., Mamet P. (2020) Realization of «Food as a Source of Danger» Cognitive Model in the Russian Media Discourse. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics, no. 2, pp. 53–60. DOI: http://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-2-53-60. EDN: https://elibrary.ru/fuxprk.
  5. Shevchenko, Shevchenko 2021 – Shevchenko V.D., Shevchenko E.S. (2021) Cognitive and pragmatic peculiarities of positive and negative food representation in Russian media discourse. Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature, 2021, vol. 18, issue 2, pp. 417–431. DOI: http://doi.org/10.21638/spbu09.2021.210. EDN: https://elibrary.ru/lvqsfc.
  6. Shevchenko, Tomascikova 2021 – Shevchenko V., Tomascikova S. (2021) Representation of food in media discourses: cognitive and pragmatic aspects: monograph. Samara: Samara University Publishing House, 216 p. Available at: http://repo.ssau.ru/bitstream/Monografii/Representation-of-Food-in-Media-Discourses-Cognitive-and-Pragmatic-Aspects-monograph-Tekst-elektronnyi-90380/1/Шевченко%20В.Д.%20Representation%202021.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=46673547. EDN: https://elibrary.ru/aewrsh.
  7. Tomaščíková 2015 – Tomaščíková S. (2015) Cultural Heritage and Food – New Media Narratives – New Meanings and New Identities. European English Messenger, no. 2, pp. 49–57.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Shevchenko E.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies