Full Text
Введение
Монография В. Шевченко и С. Томашчиковой посвящена актуальной проблеме реализации когнитивных моделей, связанных с пищей, в американском, британском и российском медиадискурсах. В ней было проведено фундаментальное исследование когнитивных аспектов репрезентации пищи, а также прагматических целей авторов, оказывающих влияние на репрезентацию пищи в масс-медиа.
Основная часть
Первая глава монографии посвящена проблемам когнитивных моделей и прагматики. В рамках данной главы авторы обращаются к работам отечественных и зарубежных исследователей, занимавшихся проблемами моделирования, когнитивистики и прагматики [Евсеева, Крейдлин 2017; Савицкий 1993], а также проблемами репрезентации пищи в медиадискурсе [Shevchenko 2020; Shevchenko 2019; Shevchenko, Mamet 2020; Shevchenko, Shevchenko 2021; Shevchenko, Tomascikova 2021; Tomaščíková 2015].
Вторая глава посвящена проблеме репрезентации пищи в медиадискурсах. Согласно данной главе, средства массовой информации являются самым значимым каналом распространения информации и формирования новых знаний о еде в обществе; они служат основным каналом введения в жизнь общества новых практик, касающихся потребления пищи, а также средством оценки прошлого, настоящего и будущего этих практик.
В третьей главе авторы проводят детальный анализ когнитивных и прагматических аспектов репрезентации пищи в американском медиа-дискурсе. Авторы делают вывод, что в рамках американского медиадискурса присутствует прежде всего негативная репрезентация пищи и связанных с ней социальных практик, что обусловлено особыми прагматическими целями журналистов.
Четвертая глава посвящена специфике репрезентации пищи в британском медиадискурсе. В результате проведенного анализа В. Шевченко и С. Томашчикова приходят к заключению, что в британском медиадискурсе журналисты концентрируются в основном на позитивной репрезентации еды с целью формирования положительного отношения британцев к здоровому питанию и образу жизни. Журналисты также обращаются к другим сторонам социальной жизни (путешествия, кино, отдых, спорт и т. п.), связывая их со здоровым питанием и привлекая таким образом к нему внимание общества.
В пятой главе анализируются когнитивные и прагматические аспекты репрезентации пищи в российском медиадискурсе. Проведя анализ большого объема медиатекстов, В. Шевченко и С. Томашчикова полагают, что в российском медиадискурсе пища репрезентируется как в позитивном, так и в негативном планах, что обусловлено одной прагматической целью журналистов, состоящей в закреплении представлений о роли здорового питания в обществе.
Заключение
Авторы проанализировали доминантные составляющие в когнитивных моделях США, Британии и России, выдвигаемые журналистами посредством языковых средств с целью достижения прагматических целей, связанных с формированием особого отношения к здоровому питанию. Один из основных выводов в работе состоит в том, что цели журналистов достигаются посредством особой когнитивной и прагматической организации медиатекстов, посвященных пище.
Монография представляет интерес для исследователей, занимающихся проблемами дискурса, типологии дискурсов, медиадискурса, когнитивного моделирования.
About the authors
Samara National Research University
Author for correspondence.
Email: slash99@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2400-6856
Doctor of Philological Sciences, professor of the Department of Russian and Foreign Literature and Public Relations
Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation