Формирование цифровой компетентности будущих педагогов-психологов
- Авторы: Дудина О.В.1
-
Учреждения:
- Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева
- Выпуск: Том 28, № 3 (2022)
- Страницы: 82-87
- Раздел: Педагогика
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/10674
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-3-82-87
- ID: 10674
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность проблемы обусловлена изменениями, происходящими в мировом сообществе. Сегодня речь идет уже не о постиндустриальном, а о датацентричном мире, в котором на первое место выходят данные сами по себе, их сбор, хранение и дальнейшее применение. Поэтому наличие цифровой компетентности является необходимым элементом бытия человека в современном информационном пространстве. В данной статье проведен анализ работ авторов, исследующих проблему компетентности работников образовательной сферы в цифровом обществе. Автором рассмотрено понятие цифрового потребления в процессе применения в образовательной деятельности как одного из компонентов цифровой компетентности будущего педагога-психолога. В работе освящены результаты диагностики уровня сформированности цифрового потребления как составляющей цифровой компетентности будущего педагога-психолога на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, проведенного на базе ФГБОУ ВО «ЧГПУ имени И.Я. Яковлева». Исследование проводилось в период с октября 2021 года по май 2022 года. В ходе исследования проверялся уровень сформированности цифрового потребления обучающихся психолого-педагогического факультета. В процессе диагностики студентов-волонтеров применялись методики Российского центра интернет-технологий, Всероссийского центра изучения общественного мнения, национального агентства финансовых исследований. Констатирующий этап эксперимента по формированию цифровой компетентности выявил, что немногие обучающиеся применяют на достаточном уровне цифровые технологии в своей деятельности. Во время проведения формирующего эксперимента по повышению цифровой компетентности обучающимся прививались навыки использования современных информационных технологий и применения цифровых инструментов в профессиональной деятельности. На контрольном этапе эксперимента по формированию цифровой компетентности будущего педагога-психолога выявлено, что индикаторы достижения цифрового потребления в сфере профессиональной деятельности педагога-психолога заметно увеличились после проведенных лекционных и практических занятий в сфере цифрового потребления
Полный текст
Введение
«Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется. Повсеместно происходит внедрение цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека, поэтому процесс социализации в цифровом мире является злободневным» [Дудина 2021, с. 162]. «Цифровая среда осуществляет быстрый переход от одной социокультурной реальности к другой. Изменяются критерии и нормы поведения, жизнедеятельности, мировоззрения человека» [Дудина 2020, с. 94].
Проблема цифровой компетентности в настоящее время является одним из важнейших вопросов современного цифрового общества. Оно формирует цифровые привычки современного гражданина, поэтому вопрос наличия цифровой компетентности – это вопрос социальной адаптации в датацентричном мире. Целью данной работы является анализ мнений авторов, проводящих исследования по теме компетентности человека в цифровом мире, а также выделение и разбор одной из составляющих цифровой компетентности педагога-психолога. Предполагаем, что одним из структурных компонентов цифровой компетентности педагога-психолога является цифровое потребление, т. е. применение современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых инструментов и средств в процессе профессиональной деятельности. Проблема цифровой компетентности сегодня активно обсуждается в научном сообществе.
Обзор литературы
Р.Дж. Крумсвик отмечает, что «цифровая компетентность – это умение преподавателей использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональном контексте в сочетании с хорошим педагогическим (дидактическим) пониманием и осознанием его значения для стратегий обучения и цифровой базы обучающихся» [Krumsvik 2011].
Н.Д. Берман, рассматривая проблему цифровых компетенций, акцентирует внимание на владении «технологиями поиска в интернете, способности критического восприятия информации и проверки ее на достоверность, умении создавать мультимедийный контент с целью размещения его в сети, использовании мобильных средств коммуникации» [Берман 2017, с. 36].
Н.В. Топилина, И.И. Топилина считают, что цифровая компетентность педагога требует новых взаимоотношений с информационными технологиями и умения критически оценивать полученную информацию, поэтому «цифровые компетенции требуют высокого уровня владения информационно-коммуникационными технологиями» [Топилина Н.В., Топилина И.И. 2020].
А.А. Картукова одним из компонентов российской модели цифровой компетентности видит базовые навыки использования педагогом информационно-коммуникационных технологий [Картукова 2019].
Н.В. Носкова, Л.А. Петрова под цифровой компетентностью педагога-психолога понимают «овладение умениями использовать цифровые технологии в образовательном процессе, которые имеют преимущества перед традиционным обучением» [Носкова, Петрова 2020].
Согласно модели цифровой компетентности педагога, представленной в 2017 году Европейским Союзом по образованию, работник системы образования должен уметь применять цифровые технологии в процессе своей профессиональной деятельности; развивать навыки работы с разного рода цифровыми ресурсами и цифровыми инструментами; контролировать и оценивать образовательный процесс с применением современных цифровых инструментов; уметь применять цифровые технологии в творчестве и самореализации, а также формировать цифровую компетентность у обучающихся [Carretero, Vuorikari, Punie 2017].
Представители организации Юнеско создали трехуровневую шестимодульную модель по структуре ИКТ-компетенций преподавателя. Согласно данной модели, преподаватель должен понимать, что информационно-коммуникационные технологии играют ведущую роль в образовательной процессе, создавать учебные программы и владеть технологиями оценивания, педагогическими практиками, техническими и программными средствами информационно-коммуникационных технологий, организацией и управлением образовательным процессом и профессионально развиваться [Структура…].
Педагогу-психологу по роду своей деятельности, кроме универсального использования стационарного и мобильного интернета, облачных технологий для хранения и передачи данных, различных гаджетов и нейрогаджетов [Горбунова, Дудина 2022], приходится использовать сквозные цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые ресурсы.
Современные стандарты образования, которые представлены во ФГОС, могут быть достигнуты с использованием широкого спектра компьютерных технологий и информационных инструментов [Ворона-Сливинская 2019]. Под информационным инструментом учебной деятельности понимают программное средство, которое позволяет обучающему и работнику образования совершать активные действия над информационным объектами, создавать их, изменять их, связывать, передавать и т. д.
Команда российского общественного центра информационных технологий под цифровым потреблением понимает использование услуг Интернета для жизни и работы, что подразумевает использование стационарного и мобильного Интернета, разного рода цифровые устройства и средства массовой информации: обращение граждан в многофунциональные государственные центры, владение облачными технологиями и технологиями, связанными с передачей больших данных, общение в социальных сетях.
Методологической основой исследования стали системный подход (Бернадский Б.Ю.); деятельностный подход (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Якиманская И.С.) и компетентностный подход (Бондаревская Е.В., Деркач А.А., Зимняя И.А., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Мясищев Н.В., Палферова А.Ш., Петровская Л.А.) [Бернадский 2015].
А.В. Хуторской полагает, что компетентностный подход в российской образовательной системе нужен для того, чтобы обучающиеся, обладая высоким уровнем знаний, могли реализовывать эти знания на практике [Хуторской 2005].
Теоретической основой исследования стали работы Н.Б. Мануйловой, Е.М. Мессиневой, Е.И. Рассказовой, Г.У. Солдатовой, А.Г. Фетисова и др. Экспериментальная база исследования – ФГБОУ ВО «ЧГПУ имени И.Я. Яковлева». В исследовании участвовали волонтеры, будущие педагоги-психологи, обучающиеся 1–3-го курсов психолого-педагогического факультета по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика». В ходе исследования нами применялись такие теоретические методы, как анализ и синтез, систематизация и обобщение научной психолого-педагогической литературы; эмпирические: наблюдение и педагогический эксперимент.
Цифровое потребление в профессиональной деятельности педагога-психолога будем понимать как использование педагогом-психологом современных информационных технологий, программных средств, применение методов и технологии обучения и диагностики, облачных технологий, перспективных цифровых технологии, цифровых инструментов, интеллектуальных обучающих систем и образовательных чат-ботов [Виноградова 2021].
Выделено три индикатора достижения цифрового потребления в профессиональной деятельности педагога-психолога. Первый индикатор представлен нами как способность педагога-психолога понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности. Второй индикатор мы обозначили как применение диагностического инструментария для оценки сформированности образовательных результатов и динамики развития обучающихся. Третий индикатор показан как использование методов и средств наглядного (публичного) представления результатов профессиональной деятельности. Выделяя индикаторы достижения цифрового потребления будущего педагога-психолога, руководствовались федеральным государственным образовательным стандартом в области психолого-педагогического образования и профессиональным стандартом педагога-психолога.
Для определения уровня сформированности индикаторов цифрового потребления педагогом-психологом провели исследование, в котором приняли участие обучающиеся-волонтеры, студенты ФГБОУ ВО «ЧГПУ имени И.Я. Яковлева» 1–3-го курсов психолого-педагогического факультета по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика». В ходе исследования цифровой компетентности нами применялись опросники Российского общественного центра интернет-технологий, Всероссийского общественного центра изучения общественного мнения, Национального агенства финансовых исследований при опросе для выявления цифровой грамотности российских граждан.
Руководствовались Положением о рейтинговой оценке качества знаний студентов ЧГПУ имени И.Я. Яковлева, в соответствии с которым оценивание работы обучающегося происходит следующим образом: 100–90 баллов соответствует оценке «5», 89–76 баллов – оценке «4», 75–60 баллов – «3» [Положение о рейтинговой оценке качества знаний студентов ЧГПУ имени И.Я. Яковлева].
На начальном этапе исследования была проведена диагностика сформированности цифрового потребления как составляющей цифровой компетентности. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у будущих педагогов-психологов выявлен достаточно низкий уровень цифрового потребления в процессе ведения своей профессиональной деятельности, что существует необходимость в обогащении учебного материала новыми темами.
На формирующем этапе эксперимента мы проводили занятия по формированию цифровой компетентности в части цифрового потребления. С целью «формирования ориентировочных основ для дальнейшего усвоения учебного материала» [Горбунова 2015] организовали лекционные занятия. В ходе лекционных занятий были разъяснены понятия и принципы цифрового потребления современного человека, обучающиеся ознакомлены с такими сквозными цифровыми технологиями, предусмотренными Программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Правительством, как искусственный интеллект и технологии виртуальной и дополненной реальностей. ИИ в образовании применяется в создании контента, когда системы искусственного интеллекта преобразовывают традиционные учебные пособия в персональные, оцифровывая его. Искусственный интеллект применяется в создании индивидуального обучения, адаптируя различные приложения в персональные образовательные рамки для удовлетворения потребностей обучающихся в сфере новых знаний в соответствии с их способностями и интересами; расширяет образовательные возможности за счет передачи и получения информации со всех континентов. Искусственный интеллект применяется в информационной системе управления образованием, где собираются, хранятся, анализируются и используются данные в процессе предоставления образовательных услуг.
Интеллектуальная система позволяет проводить на цифровых платформах диагностику знаний обучающихся, мониторить процесс обучения и успеваемости, предлагать мгновенную обратную связь, рекомендовать информационный материал к дальнейшему использованию. Виртуальная реальность используется в интерактивном и иммерсивном обучении, где, применяя трехмерное изображение, можно переноситься во времени и пространстве, получая информацию из разных источников.
Познакомили обучающихся-волонтеров с цифровыми инструментами для организации совместной деятельности: Padlet, Mentimeter, сервисы Google (Google Документы, Google Таблицы, Google Презентации и т. д.); цифровыми инструментами для осуществления обратной связи: Google Form, Kahoot, Quizizz; цифровыми инструментами для создания цифровой образовательной среды: Google Classroom, Learning Apps и цифровыми инструментами для организации онлайн-уроков: Microsoft Teams, Zoom, Skype [Шайхутдинова 2021].
На практических занятиях у студентов-волонтеров формировалась способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использование их для решения профессиональных задач – «становление будущего специалиста возможно только в конкретном деле». [Горбунова 2010].
Результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах исследования, представлены в таблице.
Была подсчитана средняя арифметическая уровня сформированности цифрового потребления как составляющая цифровой компетентности:
– на констатирующем этапе эксперимента: 100–90 баллов получили 6,7 % респондентов, 89–76 баллов – 38,7 %, 75–60 баллов – 54,6 % обучающихся;
– на контрольном этапе эксперимента: 100–90 баллов получили 38,7 % студентов-волонтеров, 89–76 баллов – 34,7 %, 75–60 баллов – 26,6 % участников исследования.
Заключение
В статье дано определение одного из компонентов цифровой компетентности: цифровое потребление как способность педагога-психолога безопасно, системно и эффективно применять в своей практической деятельности современные информационные технологии, программные средства, методы и технологии обучения и диагностики, облачные технологии, перспективные цифровые технологии, цифровые инструменты, интеллектуальные обучающие системы, образовательные чат-боты. Проанализировав полученные данные проведенного эксперимента, сделали вывод, что уровень цифрового потребления заметно повысился после проведения лекционных и практических занятий со студентами-волонтерами. Таким образом, совершенствование системы подготовки будущих педагогов-психологов способствует формированию у студентов цифровой компетентности, что повышает конкурентоспособность выпускника и улучшает качество профессионального образования.
Об авторах
О. В. Дудина
Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева
Автор, ответственный за переписку.
Email: oxanadudina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7181-9716
аспирант кафедры гуманитарных дисциплин
Россия, 428008, Российская Федерация, г. Чебоксары, ул. Карла Маркса, 38Список литературы
- Carretero, Vuorilkari, Punie 2017 – Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens. With eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union. 2017. 48 p. DOI: http://doi.org/10.2760/38842.
- Krumsvik 2011 – Krumsvik R.A. Digital competence in the Norwegian teacher education and school // Högre Utbildning. 2011. № 1 (1). P. 39–51. URL: https://www.researchgate.net/publication/305360830_Digital_competence_in_the_Norwegian_teacher_education_and_school.
- Берман 2017 – Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8. № 6–2. С. 35–38. DOI: http://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38. EDN: https://www.elibrary.ru/yodggv.
- Бернадский 2015 – Бернадский Б.Ю. Системный подход в развитии личности индивидуума и его влияние на дальнейшее развитие // Молодой ученый. 2015. № 12–2 (92). С. 9–14. URL: https://moluch.ru/archive/92/20331; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23646764. EDN: https://www.elibrary.ru/txmaff.
- Виноградова 2021 – Виноградова Г.А. Трансформация педагогического сознания в условиях цифровизации общества // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. T. 27, № 4. С. 80–84. DOI: http://doi.org/10/18287/2542-0445-2021-27-4-80-84.
- Ворона-Сливинская 2019 – Ворона-Сливинская Л.Г. К вопросу об использовании электронных образовательных ресурсов в учебной деятельности образовательного учреждения // Colloquium-journal. 2019. № 22–5 (46). С. 38–39. DOI: http://doi.org/10.24411/2520-6990-2019-10739. EDN: https://www.elibrary.ru/xsxqnm.
- Горбунова, Дудина 2002 – Горбунова Т.В., Дудина О.В. Нейрогаджеты в профессиональной деятельности психолога // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сборник научных статей по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 14 апреля 2022 года. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. С. 49–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48646856. EDN: https://elibrary.ru/cofptj.
- Горбунова 2010 – Горбунова Т.В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 7. С. 93–101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15199861. EDN: https://www.elibrary.ru/muqcaj.
- Горбунова, Ярусова 2015 – Горбунова Т.В., Ярусова Т.В. Инновационные подходы к организации лекций в условиях педвуза // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 40–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23486329. EDN: https://www.elibrary.ru/ttysxl.
- Дудина 2020 – Дудина О.В. К вопросу изучения цифровой среды как фактора социализации личности // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6. С. 89–96. DOI: http://doi.org/10.51379/KPJ.2020.31.28.012. EDN: https://elibrary.ru/twbtlo.
- Дудина 2021 – Дудина О.В. К вопросу о структуре цифровой социализации в контексте современного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2021. № 3 (112). С. 161–165. DOI: http://doi.org/10.37972/chgpu.2021.112.3.020. EDN: https://elibrary.ru/tejulh.
- Картукова 2019 – Картукова А.А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сборник материалов участников конференции. Санкт-Петербург: Международные образовательные проекты, 2019. С. 8–11. URL: https://portalsga.ru/data/3425.pdf.
- Носкова, Петрова 2020 – Носкова Н.В., Петрова Л.А. Цифровая компетентность современного педагога: от теории к инновационной практике // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68–4. С. 45–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44478908. EDN: https://elibrary.ru/xmnwst.
- Структура… 2011 – Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Париж: ЮНЕСКО, 2011. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf (дата обращения: 07.03.2021).
- Топилина Н.В., Топилина И.И. 2020 – Топилина Н.В., Топилина И.И. Цифровая компетентность бакалавров педагогического профиля // Kant. 2020. № 2 (35). С. 321–324. DOI: http://doi.org/10.24923/2222-243X.2020-35.68. EDN: http://elibrary.ru/ilxaqa.
- Положение… – Положение о рейтинговой оценке качества знаний студентов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. URL: http://www.chgpu.edu.ru/index.phpdo=infooo&action=education.
- Хуторской 2005 – Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос. 2005. № 4. С. 1. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 21.12.2021); https://elibrary.ru/item.asp?id=21696585. EDN: https://elibrary.ru/qlhzwi.
- Шайхутдинова 2021 – Шайхутдинова Л.М. Обзор цифровых инструментов педагога для организации дистанционного обучения // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 4 (56). С. 155–160. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45848880. EDN: https://elibrary.ru/gcxwor.