Formation of digital competence of future teachers-psychologists

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the article is due to the changes taking place today in the world community. Today we are no longer talking about a post-industrial, but about a data-centric world in which data itself, its collection, storage and further application come out on top. Therefore, the presence of digital competence is a necessary element of human existence in the modern information space. This article analyzes the works of authors developing the problem of competence of educational workers in a digital society. The author considers the concept of digital consumption in the process of application in educational activities as one of the components of the digital competence of the future teacher-psychologist. The article highlights the results of diagnostics of the level of formation of digital consumption as a component of digital competence of the future teacher-psychologist at the ascertaining and control stages of the experiment conducted on the basis of the I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University. The study was conducted between October 2021 and May 2022. In the course of the study, the level of formation of digital consumption of students of the Faculty of Psychology and Pedagogy was checked. The methods of the Russian Center for Internet Technologies, the All-Russian Center for the Study of Public Opinion, and the National Agency for Financial Research were used in the process of diagnosing volunteer students. The ascertaining stage of the experiment on the formation of digital competence revealed that few students use digital technologies at a sufficient level in their activities. During the formative experiment to improve digital competence, students were taught the skills of using modern information technologies and using digital tools in their professional activities. At the control stage of the experiment on the formation of digital competence of the future teacher-psychologist, we found that the indicators of achieving digital consumption in the field of professional activity of a teacher-psychologist significantly increased after lectures and practical classes in the field of digital consumption. The article may be useful for further research in the field of digitalization of vocational education

 

Full Text

Введение

«Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется. Повсеместно происходит внедрение цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека, поэтому процесс социализации в цифровом мире является злободневным» [Дудина 2021, с. 162]. «Цифровая среда осуществляет быстрый переход от одной социокультурной реальности к другой. Изменяются критерии и нормы поведения, жизнедеятельности, мировоззрения человека» [Дудина 2020, с. 94].

Проблема цифровой компетентности в настоящее время является одним из важнейших вопросов современного цифрового общества. Оно формирует цифровые привычки современного гражданина, поэтому вопрос наличия цифровой компетентности – это вопрос социальной адаптации в датацентричном мире. Целью данной работы является анализ мнений авторов, проводящих исследования по теме компетентности человека в цифровом мире, а также выделение и разбор одной из составляющих цифровой компетентности педагога-психолога. Предполагаем, что одним из структурных компонентов цифровой компетентности педагога-психолога является цифровое потребление, т. е. применение современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых инструментов и средств в процессе профессиональной деятельности. Проблема цифровой компетентности сегодня активно обсуждается в научном сообществе.

 

Обзор литературы

Р.Дж. Крумсвик отмечает, что «цифровая компетентность – это умение преподавателей использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональном контексте в сочетании с хорошим педагогическим (дидактическим) пониманием и осознанием его значения для стратегий обучения и цифровой базы обучающихся» [Krumsvik 2011].

Н.Д. Берман, рассматривая проблему цифровых компетенций, акцентирует внимание на владении «технологиями поиска в интернете, способности критического восприятия информации и проверки ее на достоверность, умении создавать мультимедийный контент с целью размещения его в сети, использовании мобильных средств коммуникации» [Берман 2017, с. 36].

Н.В. Топилина, И.И. Топилина считают, что цифровая компетентность педагога требует новых взаимоотношений с информационными технологиями и умения критически оценивать полученную информацию, поэтому «цифровые компетенции требуют высокого уровня владения информационно-коммуникационными технологиями» [Топилина Н.В., Топилина И.И. 2020].

А.А. Картукова одним из компонентов российской модели цифровой компетентности видит базовые навыки использования педагогом информационно-коммуникационных технологий [Картукова 2019].

Н.В. Носкова, Л.А. Петрова под цифровой компетентностью педагога-психолога понимают «овладение умениями использовать цифровые технологии в образовательном процессе, которые имеют преимущества перед традиционным обучением» [Носкова, Петрова 2020].

Согласно модели цифровой компетентности педагога, представленной в 2017 году Европейским Союзом по образованию, работник системы образования должен уметь применять цифровые технологии в процессе своей профессиональной деятельности; развивать навыки работы с разного рода цифровыми ресурсами и цифровыми инструментами; контролировать и оценивать образовательный процесс с применением современных цифровых инструментов; уметь применять цифровые технологии в творчестве и самореализации, а также формировать цифровую компетентность у обучающихся [Carretero, Vuorikari, Punie 2017].

Представители организации Юнеско создали трехуровневую шестимодульную модель по структуре ИКТ-компетенций преподавателя. Согласно данной модели, преподаватель должен понимать, что информационно-коммуникационные технологии играют ведущую роль в образовательной процессе, создавать учебные программы и владеть технологиями оценивания, педагогическими практиками, техническими и программными средствами информационно-коммуникационных технологий, организацией и управлением образовательным процессом и профессионально развиваться [Структура…].

Педагогу-психологу по роду своей деятельности, кроме универсального использования стационарного и мобильного интернета, облачных технологий для хранения и передачи данных, различных гаджетов и нейрогаджетов [Горбунова, Дудина 2022], приходится использовать сквозные цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые ресурсы.

Современные стандарты образования, которые представлены во ФГОС, могут быть достигнуты с использованием широкого спектра компьютерных технологий и информационных инструментов [Ворона-Сливинская 2019]. Под информационным инструментом учебной деятельности понимают программное средство, которое позволяет обучающему и работнику образования совершать активные действия над информационным объектами, создавать их, изменять их, связывать, передавать и т. д.

Команда российского общественного центра информационных технологий под цифровым потреблением понимает использование услуг Интернета для жизни и работы, что подразумевает использование стационарного и мобильного Интернета, разного рода цифровые устройства и средства массовой информации: обращение граждан в многофунциональные государственные центры, владение облачными технологиями и технологиями, связанными с передачей больших данных, общение в социальных сетях.

Методологической основой исследования стали системный подход (Бернадский Б.Ю.); деятельностный подход (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Якиманская И.С.) и компетентностный подход (Бондаревская Е.В., Деркач А.А., Зимняя И.А., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Мясищев Н.В., Палферова А.Ш., Петровская Л.А.) [Бернадский 2015].

А.В. Хуторской полагает, что компетентностный подход в российской образовательной системе нужен для того, чтобы обучающиеся, обладая высоким уровнем знаний, могли реализовывать эти знания на практике [Хуторской 2005].

Теоретической основой исследования стали работы  Н.Б. Мануйловой, Е.М. Мессиневой, Е.И.  Рассказовой, Г.У. Солдатовой, А.Г. Фетисова и др. Экспериментальная база исследования – ФГБОУ ВО «ЧГПУ имени И.Я. Яковлева». В исследовании участвовали волонтеры, будущие педагоги-психологи, обучающиеся 1–3-го курсов психолого-педагогического факультета по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика». В ходе исследования нами применялись такие теоретические методы, как анализ и синтез, систематизация и обобщение научной психолого-педагогической литературы; эмпирические: наблюдение и педагогический эксперимент.

Цифровое потребление в профессиональной деятельности педагога-психолога будем понимать как использование педагогом-психологом современных информационных технологий, программных средств, применение методов и технологии обучения и диагностики, облачных технологий, перспективных цифровых технологии, цифровых инструментов, интеллектуальных обучающих систем и образовательных чат-ботов [Виноградова 2021].

Выделено три индикатора достижения цифрового потребления в профессиональной деятельности педагога-психолога. Первый индикатор представлен нами как способность педагога-психолога понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности. Второй индикатор мы обозначили как применение диагностического инструментария для оценки сформированности образовательных результатов и динамики развития обучающихся. Третий индикатор показан как использование методов и средств наглядного (публичного) представления результатов профессиональной деятельности. Выделяя индикаторы достижения цифрового потребления будущего педагога-психолога, руководствовались федеральным государственным образовательным стандартом в области психолого-педагогического образования и профессиональным стандартом педагога-психолога.

Для определения уровня сформированности индикаторов цифрового потребления педагогом-психологом провели исследование, в котором приняли участие обучающиеся-волонтеры, студенты ФГБОУ ВО «ЧГПУ имени И.Я. Яковлева» 1–3-го курсов психолого-педагогического факультета по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика». В ходе исследования цифровой компетентности нами применялись опросники Российского общественного центра интернет-технологий, Всероссийского общественного центра изучения общественного мнения, Национального агенства финансовых исследований при опросе для выявления цифровой грамотности российских граждан.

Руководствовались Положением о рейтинговой оценке качества знаний студентов ЧГПУ имени И.Я. Яковлева, в соответствии с которым оценивание работы обучающегося происходит следующим образом: 100–90 баллов соответствует оценке «5», 89–76 баллов – оценке «4», 75–60 баллов – «3» [Положение о рейтинговой оценке качества знаний студентов ЧГПУ имени И.Я. Яковлева].

На начальном этапе исследования была проведена диагностика сформированности цифрового потребления как составляющей цифровой компетентности. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у будущих педагогов-психологов выявлен достаточно низкий уровень цифрового потребления в процессе ведения своей профессиональной деятельности, что существует необходимость в обогащении учебного материала новыми темами.

На формирующем этапе эксперимента мы проводили занятия по формированию цифровой компетентности в части цифрового потребления. С целью «формирования ориентировочных основ для дальнейшего усвоения учебного материала» [Горбунова 2015] организовали лекционные занятия. В ходе лекционных занятий были разъяснены понятия и принципы цифрового потребления современного человека, обучающиеся ознакомлены с такими сквозными цифровыми технологиями, предусмотренными Программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Правительством, как искусственный интеллект и технологии виртуальной и дополненной реальностей. ИИ в образовании применяется в создании контента, когда системы искусственного интеллекта преобразовывают традиционные учебные пособия в персональные, оцифровывая его. Искусственный интеллект применяется в создании индивидуального обучения, адаптируя различные приложения в персональные образовательные рамки для удовлетворения потребностей обучающихся в сфере новых знаний в соответствии с их способностями и интересами; расширяет образовательные возможности за счет передачи и получения информации со всех континентов. Искусственный интеллект применяется в информационной системе управления образованием, где собираются, хранятся, анализируются и используются данные в процессе предоставления образовательных услуг.

Интеллектуальная система позволяет проводить на цифровых платформах диагностику знаний обучающихся, мониторить процесс обучения и успеваемости, предлагать мгновенную обратную связь, рекомендовать информационный материал к дальнейшему использованию. Виртуальная реальность используется в интерактивном и иммерсивном обучении, где, применяя трехмерное изображение, можно переноситься во времени и пространстве, получая информацию из разных источников.

Познакомили обучающихся-волонтеров с цифровыми инструментами для организации совместной деятельности: Padlet, Mentimeter, сервисы Google (Google Документы, Google Таблицы, Google Презентации и т. д.); цифровыми инструментами для осуществления обратной связи: Google Form, Kahoot, Quizizz; цифровыми инструментами для создания цифровой образовательной среды: Google Classroom, Learning Apps и цифровыми инструментами для организации онлайн-уроков: Microsoft Teams, Zoom, Skype [Шайхутдинова 2021].

На практических занятиях у студентов-волонтеров формировалась способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использование их для решения профессиональных задач – «становление будущего специалиста возможно только в конкретном деле». [Горбунова 2010].

Результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах исследования, представлены в таблице.

Была подсчитана средняя арифметическая уровня сформированности цифрового потребления как составляющая цифровой компетентности:

– на констатирующем этапе эксперимента: 100–90 баллов получили 6,7 % респондентов, 89–76 баллов – 38,7 %, 75–60 баллов – 54,6 % обучающихся;

– на контрольном этапе эксперимента: 100–90 баллов получили 38,7 % студентов-волонтеров, 89–76 баллов – 34,7 %, 75–60 баллов – 26,6 % участников исследования.

Заключение

В статье дано определение одного из компонентов цифровой компетентности: цифровое потребление как способность педагога-психолога безопасно, системно и эффективно применять в своей практической деятельности современные информационные технологии, программные средства, методы и технологии обучения и диагностики, облачные технологии, перспективные цифровые технологии, цифровые инструменты, интеллектуальные обучающие системы, образовательные чат-боты. Проанализировав полученные данные проведенного эксперимента, сделали вывод, что уровень цифрового потребления заметно повысился после проведения лекционных и практических занятий со студентами-волонтерами. Таким образом, совершенствование системы подготовки будущих педагогов-психологов способствует формированию у студентов цифровой компетентности, что повышает конкурентоспособность выпускника и улучшает качество профессионального образования.

×

About the authors

O. V. Dudina

I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: oxanadudina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7181-9716

postgraduate student of the Department of Humanities

Russian Federation, 38, Karl Marx Street, Cheboksary, 428008, Russian Federation

References

  1. Carretero, Vuorikari, Punie 2017 – Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. (2017) DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens. With eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 48 p. DOI: http://doi.org/10.2760/38842.
  2. Krumsvik 2011 – Krumsvik R.A. (2011) Digital competence in the Norwegian teacher education and school. Högre Utbildning, vol. 1, no. 1, pp. 39–51. Available at: https://www.researchgate.net/publication/305360830_Digital_competence_in_the_Norwegian_teacher_education_and_school.
  3. Berman 2017 – Berman N.D. (2017) To the question of digital literacy. Russian Journal of Education and Psychology, vol. 8, no. 6–2, pp. 35–38; p. 36. DOI: http://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38. EDN: https://www.elibrary.ru/yodggv. (In Russ.)
  4. Bernadskiy 2015 – Bernadskiy B.Yu. (2015) Systematic approach to the development of the individual’s personality and its influence on further development. Molodoi uchenyi, no. 12–2 (92), pp. 9–14. Available at: https://moluch.ru/archive/92/20331; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23646764. EDN: https://www.elibrary.ru/txmaff. (In Russ.)
  5. Vinogradova 2021 – Vinogradova G.A. Transformation of pedagogical consciousness in the conditions of digitalization of society. Vestnik of the Samara University. History, pedagogy, philology, 2021, vol. 27, no. 4, pp. 80–84. DOI: http://doi.org/10/18287/2542-0445-2021-27-4-80-84. (In Russ.)
  6. Vorona-Slivinskaya 2019 – Vorona-Slivinskaya L.G. (2019) On the use of electronic educational resources in educational activities of educational institutions. Colloquium-journal, no. 22–5 (46), pp. 38–39. DOI: http://doi.org/10.24411/2520-6990-2019-10739. EDN: https://www.elibrary.ru/xsxqnm. (In Russ).
  7. Gorbunova, Dudina 2022 – Gorbunova T.V., Dudina O.V. (2022) Neurogadgets in the professional activity of a psychologist. In: Psychology and social pedagogy: current state and development prospects: collection of scientific articles based on the materials of the XI All-Russian research and practical conference, Cheboksary, April 14, 2022. Cheboksary: Chuvashskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. I.Ya. Yakovleva, pp. 49–52. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=48646856. EDN: https://elibrary.ru/cofptj. (In Russ.)
  8. Gorbunova 2010 – Gorbunova T.V. (2010) Practically-oriented approach of future social teachers training for their professional activity. Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, no. 7, pp. 93–101. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15199861. EDN: https://www.elibrary.ru/muqcaj. (In Russ.)
  9. Gorbunova, Yarusova 2015 – Gorbunova T.V., Yarusova T.V. (2015) Innovative approaches to the organization of lecture in the conditions of pedagogical institution. The Humanities and Education, no. 1 (21), pp. 40–43. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23486329. EDN: https://www.elibrary.ru/ttysxl. (In Russ.)
  10. Dudina 2020 – Dudina O.V. (2020) On the issue of studying the digital environment as a factor for individual socialization. Kazan Pedagogical Journal, no. 6 (143), pp. 89–96. doi: 10.51379/KPJ.2020.31.28.012. EDN: https://elibrary.ru/twbtlo. (In Russ.)
  11. Dudina 2021 – Dudina O.V. (2021) Digital socialization structure in modern education. I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, no. 3 (112), pp. 161–166. DOI: http://doi.org/10.37972/chgpu.2021.112.3.020. EDN: https://elibrary.ru/tejulh. (In Russ.)
  12. Kartukova 2019 – Kartukova A.A. (2019) Digital educational environment as a factor in the professional development of a teacher. In: Digital educational environment: new competencies of the teacher: collection of materials of the conference participants. Saint Petersburg: Mezhdunarodnye obrazovatel’nye proekty, pp. 8–11. Available at: https://portalsga.ru/data/3425.pdf. (In Russ.)
  13. Noskova, Petrova 2020 – Noskova N.V., Petrova L.A. (2020) Digital competence of modern educator: from theory to innovative practice. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, no. 68-4, pp. 45–49. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44478908. EDN: https://elibrary.ru/xmnwst. (In Russ.)
  14. Structure… 2011 – Structure of teachers’ ICT competence. UNESCO recommendations. Paris: YuNESKO, 2011. Available at: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf (accessed 07.03.2021). (In Russ.)
  15. Topilina N.V., Topilina I.I. 2020 – Topilina N.V., Topilina I.I. (2020) Digital competence of bachelors of pedagogical profile. Kant, no. 2 (35), pp. 321–324. DOI: http://doi.org/10.24923/2222-243X.2020-35.68. EDN: http://elibrary.ru/ilxaqa. (In Russ.)
  16. Regulations – Regulations on the rating assessment of the quality of knowledge of students of I. Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University. Available at: http://www.chgpu.edu.ru/index.phpdo=infooo&action=education. (In Russ.)
  17. Khutorskoy 2005 – Khutorskoy A.V. (2005) Technology for designing key and subject competencies. Internet-zhurnal «Eidos», no. 4, p. 1. Available at: http://www.eidos.ru/ journal/2005/1212.htm (accessed 21.12.2021); https://elibrary.ru/item.asp?id=21696585. EDN: https://elibrary.ru/qlhzwi. (In Russ.)
  18. Shaykhutdinova 2021 – Shaykhutdinova L.M. (2021) Overview of digital teacher tools for organizing distance learning. Sciff. Questions of Student Science, no. 4 (56), pp. 155–160. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45848880. EDN: https://elibrary.ru/gcxwor. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Dudina O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies