Подготовка преподавателя вуза к решению инновационных методических задач в системе повышения квалификации
- Авторы: Рубцова Т.П.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 28, № 3 (2022)
- Страницы: 77-81
- Раздел: Педагогика
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/10673
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-3-77-81
- ID: 10673
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современные тенденции в высшем образовании определяют новые требования к обеспечению его качества. Повышение качества образования становится целью и результатом деятельности высших учебных заведений, гарантом в обеспечении востребованных выпускников на рынке труда. Преподаватель при этом лично несет ответственность за результаты обучения в виде общих и профессиональных компетенций. Происходит трансформация функций преподавателя, меняются его задачи с учетом новых инновационных функций в деятельности, а также появляется необходимость в их готовности к управлению профессиональной подготовкой. В статье рассматривается инновационная методическая задача: проведение внутривузовского мониторинга качества обучения студентов. Исследуя готовность преподавателя вуза к решению инновационных методических задач, необходимо провести анализ тенденций развития образования, выделить основные направления. Проведенный анализ показал, что наблюдается потребность в преподавателях, реализующих новые инновационные задачи, которые могут ставиться перед преподавателем на основании проведения внутривузовского мониторинга
Полный текст
Введение
Смена образовательной парадигмы на современном этапе развития высшей школы предъявляет новые требования к качеству обучения студентов в вузе. Высшая школа как элемент в структуре современного общества становится гарантом обеспечения качества образования, предполагая, что эту новую задачу она будет решать совместно с преподавателями, возлагая на него ответственность за качество обучения. Значимым становится осмысление проблем качества образования и качества обучения.
Обращение к научным исследованиям показывает, что существуют разные точки зрения на проблему качества обучения. Так, утверждается, что качество обучения представляет собой специально организованное целеполаганием активное взаимодействие между его участниками, что выражается совокупностью качеств личности обучаемого [Голубков, Илюхина, Рубцова 2018].
Предъявление новых требований к качеству образования не может происходить без постановки новых задач перед преподавателем, таких как управление качеством обучения. Преподаватель вуза становится лично ответственным за организацию условий качественного обучения [Руднева 2021].
Степень разработанности проблемы
Контент-анализ исследований изучаемой проблематики позволил выделить основные направления развития высшей школы.
Первая тенденция представляется трансформацией образования, что потребовало от преподавателя, адаптации к новым условиям, связанным с цифровизацией. Аналитическая деятельность преподавателя требует функции систематизации и обработки информации. Вторым видом инноваций становится новый вид образования, который востребует информационно – исследовательскую деятельность преподавателя и реализацию функции непрерывного слежения и хранения информации, а также конструирования образовательного процесса в новом информационном пространстве. К третьему виду относится использование новых педагогических средств в ходе операциональной деятельности преподавателя: диагностика качества обучения учебной дисциплине студентов. Рефлексивная деятельность направлена на выполнение функций оценки полученных результатов. В число инноваций включены новые средства оценки результатов обучения студентов, управленческая деятельность, которая реализуется функцией оценки и прогнозирования качества освоения учебной дисциплины. Ответственность за выполнение инновационных функций в соответствии с новой парадигмой образования ложится на преподавателя, от которого требуется готовность к решению инновационных методических задач [Калмыкова 2019].
Готовность к реализации инновации [Сластенин, Подымова, 2007] преподавателем в вузе может представляться способностью исполнять свои обязанности в условиях неопределенности [Алашкевич, Зеленский и др. 2012]. Необходимость в осуществлении инноваций в деятельности преподавателя [Уралова 2019] предполагает профессионализм и ключевые инновационные компетенции. Решение инновационных задач преподавателем, как показало исследование, показывает необходимость повышения квалификации педагогических кадров [Царапкина, Лемешко, Миронов 2020].
Методологическая основа исследования
Методологическую основу исследования составил принцип идентификации структур, предполагающий сопоставление инновационных функций с видами инновационной деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Инновационные функции преподавателей в соответствии с тенденциями образования
Table 1
Innovative functions of teachers in accordance with educational trends.
Инновация | Функция | Вид деятельности | Вид готовности |
Новые условия | Систематизация и обработка информации | Аналитическая деятельность | Аналитический |
Новый тип образования | Непрерывное слежение и хранение информации | Информационно-исследовательская деятельность | Информационно- исследовательский |
Новые инструменты | Диагностика качества обучения учебной дисциплине | Операциональная деятельность | Операционально-деятельностностный |
Развитие качеств личности | Оценка полученных результатов | Рефлексивная деятельность | Рефлексивный |
Новые средства оценки результатов обучения студентов | Коррекция и прогнозирование качества обучения учебной дисциплине | Управленческая деятельность | Управленческий |
Применялись компетентностный и деятельностный подходы к отбору содержания повышения квалификации, направленных на формирование готовности преподавателей к решению инновационных задач. Рассматривается готовность преподавателя к решению инновационных задач как интегративное свойство личности, системообразующее информационно-исследовательский, операционально-деятельностный, аналитический, рефлексивный и управленческий компоненты готовности, отражающие уровень знаний и умений применять методы, технологии и средства проведения внутривузовского мониторинга качества обучения студентов учебной дисциплине.
Содержание программ повышения квалификации реализовано на базе Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева. Программа повышения квалификации, спроектированная с учетом результатов анкетирования преподавателей Самарского университета, апробирована на двух потоках. Преподаватели обращаются к основам мониторинга качества обучения студентов, который рассматривается в виде системы сбора, обработки, хранения и распространении информации об образовательной системе: во-первых, определяются цели педагогического оценивания состояния образовательного процесса; во-вторых, прогнозируются средства развития личности обучаемого; в-третьих, дается научное обоснования способов мониторинга. Следует заметить, что внутренний мониторинг не только дает сведения о качестве обучения, но и об уровне компетентности преподавателей в решении инновационных педагогических задач и об удовлетворенности обучаемых условиями и содержанием полученного образования.
В ходе дискуссии слушатели обсуждают проблему обусловленности качества обучения психологическими особенностями студентов: адаптированность к учебной деятельности, мотивация, уровень невербального интеллекта, креативность, практический интеллект. Практические занятия посвящаются способам обработки результатов мониторинга. Анализ фактических данных становится основой для принятия управленческих решений. В ходе повышения квалификации преподаватели приобретают навыки разработки тестов на определение качества освоения учебной дисциплины. Объективность результатов тестирования обеспечивается стандартизацией вопросов.
Результаты исследования
Результат проведенного исследования показал, что преподаватели не готовы к выполнению инновационных функций, организация внутривузовского мониторинга качества обучения студентов вызывает затруднения у 72 % опрошенных преподавателей (выборку составили 112 преподавателей). Преподаватели испытывают мотивационно-ценностный барьер в связи с внедрением новых информационных технологий в учебные дисциплины, есть затруднения с проведением внутривузовского мониторинга качества обучения. Преподаватели понимают необходимость в адаптации к нововведениям, происходящим в системе образования. После повышения квалификации отмечается положительная динамика значений всех компонентов готовности преподавателей к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов (таблица 2.).
Таблица 2
Динамика значений показателей готовности преподавателя вуза к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов
Table 2
Dynamics of the values of indicators of the readiness of the teacher of the university to conduct intra-university monitoring of the quality of student learning
Среднее значение | Доминирующий показатель | |||
Конст. | Форм. | Констатирующий эксперимент | Формирующий эксперимент | |
Информационно-исследовательский вид готовности | ||||
0.57 | 0.78 | Способность самостоятельно разрабатывать исследовательский инструментарий | Умение применять современные информационные технологии проведения мониторинга | |
Операционально- деятельностный вид готовности | ||||
0.28 | 0.66 | Умение поэтапно планировать и осуществлять внутривузовский мониторинг качества обучения студентов учебной дисциплине | Умение поэтапно планировать и осуществлять внутривузовский мониторинг качества обучения студентов учебной дисциплине | |
Аналитический вид готовности | ||||
0.35 | 0.76 | Потребность в получении достоверных данных о качестве обучения учебной дисциплине | Умение использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами | |
Рефлексивный вид готовности | ||||
0.42 | 0.64 | Потребность в оценке своей деятельности | Умение апробировать разработанный инструментарий | |
Управленческий вид готовности | ||||
0.32 | 0.79 | Потребность в прогнозировании развития процесса обучения учебной дисциплины | Потребность в выборе траектории, пути развития, внесение корректив в процесс обучения с учетом оценки результатов мониторинга | |
Заключение
Основной задачей в подготовке преподавателей вуза к решению инновационных методических задач в системе повышения квалификации является систематическая и целенаправленная работа по освоению новых инновационных функций в связи с трансформацией современного образования. Готовность преподавателей вуза к решению инновационных методических задач представлена основными видами готовности (информационно-исследовательской, операционально-деятельностнной, аналитической, рефлексивной, управленческой), для формирования которой было разработано и апробировано содержание в виде программы повышения квалификации.
Результаты подтвердили эффективность разработанной системы внутривузовского мониторинга качества обучения студентов учебной дисциплине.
Об авторах
Т. П. Рубцова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: rubcova.tp@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1037-1502
старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной математики
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- Алашкевич, Зеленский, Богданов и др. 2012 – Алашкевич М.Ю., Зеленский В.А., Богданов Л.Н., Майоров А.Н., Мацкевич А.В., Романова В.В., Рудник Б.Л. Мониторинг хода реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ в части формирования перечней услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями субъектов Российской Федерации / под общ. ред.: М.Ю. Алашкевич, Б.Л. Рудник. Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. 85 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19868249. EDN: https://www.elibrary.ru/qsufaf.
- Голубков, Илюхина, Рубцова 2018 – Голубков С.А., Илюхина Н.А., Рубцова Т.П. Готовность преподавателя вуза к организации внутривузовского мониторинга качества обучения студентов // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20, № 5. С. 16–20. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia_hum/2018/2018_5_16_20.pdf.
- Калмыкова 2019 – Калмыкова Д.А. Генезис теоретических идей управления знаниями // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63. Ч. 1. С. 135–139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-teoreticheskih-idey-upravleniya-znaniyami/viewer; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37603830. EDN: https://www.elibrary.ru/ranarm.
- Руднева 2021 – Руднева Т.И. Профессиональное развитие – фактор профессиональной успешности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27, № 2. C. 61–65. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-2-61-65. EDN: https://www.elibrary.ru/pgdbnk.
- Сластенин, Подымова 2007 – Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. C. 42–49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11687141. EDN: https://www.elibrary.ru/jvtmsf.
- Уралова 2019 – Уралова Т.Ш. Инновационные компетенции преподавателя вуза // Достижения науки и образования. 2019. № 7 (48). С. 67–68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38016445. EDN: https://www.elibrary.ru/wkhvxv. (статья ретрагирована)
- Царапкина, Лемешко, Миронов 2020 – Царапкина Ю.М., Лемешко Т.Б., Миронов А.Г. Подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения // Информатика и образование. 2020. № 2 (311). С. 48–52. DOI: http://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-2-48-52. EDN: https://www.elibrary.ru/diowmc.