Preparation of a university teacher for solving innovative methodological problems in the system of advanced training

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Current trends in higher education define new requirements for quality assurance. Improving the quality of education becomes the goal and result of the activities of higher educational institutions, a guarantor in providing demanded graduates in the labor market. At the same time, the teacher is personally responsible for the learning outcomes in the form of general and professional competencies. There is a transformation of the functions of the teacher, his tasks are changing, taking into account new innovative functions in the activity, and there is also a need for their readiness to manage professional training. The article considers an innovative methodological task: conducting intra-university monitoring of the quality of student education. When studying the readiness of a university teacher to solve innovative methodological problems, it is necessary to analyze the trends in the development of education, to identify the main directions. The analysis showed that there is a need for teachers who implement new innovative tasks that can be set for a teacher on the basis of intra-university monitoring.

Full Text

Введение

Смена образовательной парадигмы на современном этапе развития высшей школы предъявляет новые требования к качеству обучения студентов в вузе. Высшая школа как элемент в структуре современного общества становится гарантом обеспечения качества образования, предполагая, что эту новую задачу она будет решать совместно с преподавателями, возлагая на него ответственность за качество обучения. Значимым становится осмысление проблем качества образования и качества обучения.

Обращение к научным исследованиям показывает, что существуют разные точки зрения на проблему качества обучения. Так, утверждается, что качество обучения представляет собой специально организованное целеполаганием активное взаимодействие между его участниками, что выражается совокупностью качеств личности обучаемого [Голубков, Илюхина, Рубцова 2018].

Предъявление новых требований к качеству образования не может происходить без постановки новых задач перед преподавателем, таких как управление качеством обучения. Преподаватель вуза становится лично ответственным за организацию условий качественного обучения [Руднева 2021].

 

Степень разработанности проблемы

Контент-анализ исследований изучаемой проблематики позволил выделить основные направления развития высшей школы.

Первая тенденция представляется трансформацией образования, что потребовало от преподавателя, адаптации к новым условиям, связанным с цифровизацией. Аналитическая деятельность преподавателя требует функции систематизации и обработки информации. Вторым видом инноваций становится новый вид образования, который востребует информационно – исследовательскую деятельность преподавателя и реализацию функции непрерывного слежения и хранения информации, а также конструирования образовательного процесса в новом информационном пространстве. К третьему виду относится использование новых педагогических средств в ходе операциональной деятельности преподавателя: диагностика качества обучения учебной дисциплине студентов. Рефлексивная деятельность направлена на выполнение функций оценки полученных результатов. В число инноваций включены новые средства оценки результатов обучения студентов, управленческая деятельность, которая реализуется функцией оценки и прогнозирования качества освоения учебной дисциплины. Ответственность за выполнение инновационных функций в соответствии с новой парадигмой образования ложится на преподавателя, от которого требуется готовность к решению инновационных методических задач [Калмыкова 2019].

Готовность к реализации инновации [Сластенин, Подымова, 2007] преподавателем в вузе может представляться способностью исполнять свои обязанности в условиях неопределенности [Алашкевич, Зеленский и др. 2012]. Необходимость в осуществлении инноваций в деятельности преподавателя [Уралова 2019] предполагает профессионализм и ключевые инновационные компетенции. Решение инновационных задач преподавателем, как показало исследование, показывает необходимость повышения квалификации педагогических кадров [Царапкина, Лемешко, Миронов 2020].

 

Методологическая основа исследования

Методологическую основу исследования составил принцип идентификации структур, предполагающий сопоставление инновационных функций с видами инновационной деятельности (таблица 1).

 

Таблица 1

Инновационные функции преподавателей в соответствии с тенденциями образования

Table 1

Innovative functions of teachers in accordance with educational trends.

 

Инновация

Функция

Вид деятельности

Вид готовности

Новые условия

Систематизация и обработка информации

Аналитическая деятельность

Аналитический

Новый тип образования

Непрерывное слежение и хранение информации

Информационно-исследовательская деятельность

Информационно- исследовательский

Новые инструменты

Диагностика качества обучения учебной дисциплине

Операциональная деятельность

Операционально-деятельностностный

Развитие качеств личности

Оценка полученных результатов

Рефлексивная деятельность

Рефлексивный

Новые средства оценки результатов обучения студентов

Коррекция и прогнозирование качества обучения учебной дисциплине

Управленческая деятельность

Управленческий

 

Применялись компетентностный и деятельностный подходы к отбору содержания повышения квалификации, направленных на формирование готовности преподавателей к решению инновационных задач. Рассматривается готовность преподавателя к решению инновационных задач как интегративное свойство личности, системообразующее информационно-исследовательский, операционально-деятельностный, аналитический, рефлексивный и управленческий компоненты готовности, отражающие уровень знаний и умений применять методы, технологии и средства проведения внутривузовского мониторинга качества обучения студентов учебной дисциплине.

Содержание программ повышения квалификации реализовано на базе Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева. Программа повышения квалификации, спроектированная с учетом результатов анкетирования преподавателей Самарского университета, апробирована на двух потоках. Преподаватели обращаются к основам мониторинга качества обучения студентов, который рассматривается в виде системы сбора, обработки, хранения и распространении информации об образовательной системе: во-первых, определяются цели педагогического оценивания состояния образовательного процесса; во-вторых, прогнозируются средства развития личности обучаемого; в-третьих, дается научное обоснования способов мониторинга. Следует заметить, что внутренний мониторинг не только дает сведения о качестве обучения, но и об уровне компетентности преподавателей в решении инновационных педагогических задач и об удовлетворенности обучаемых условиями и содержанием полученного образования.

В ходе дискуссии слушатели обсуждают проблему обусловленности качества обучения психологическими особенностями студентов: адаптированность к учебной деятельности, мотивация, уровень невербального интеллекта, креативность, практический интеллект. Практические занятия посвящаются способам обработки результатов мониторинга. Анализ фактических данных становится основой для принятия управленческих решений. В ходе повышения квалификации преподаватели приобретают навыки разработки тестов на определение качества освоения учебной дисциплины. Объективность результатов тестирования обеспечивается стандартизацией вопросов.

 

Результаты исследования

Результат проведенного исследования показал, что преподаватели не готовы к выполнению инновационных функций, организация внутривузовского мониторинга качества обучения студентов вызывает затруднения у 72 % опрошенных преподавателей (выборку составили 112 преподавателей). Преподаватели испытывают мотивационно-ценностный барьер в связи с внедрением новых информационных технологий в учебные дисциплины, есть затруднения с проведением внутривузовского мониторинга качества обучения. Преподаватели понимают необходимость в адаптации к нововведениям, происходящим в системе образования. После повышения квалификации отмечается положительная динамика значений всех компонентов готовности преподавателей к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов (таблица 2.).

 

Таблица 2

Динамика значений показателей готовности преподавателя вуза к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов

Table 2

Dynamics of the values of indicators of the readiness of the teacher of the university to conduct intra-university monitoring of the quality of student learning

 

Среднее

значение

Доминирующий показатель

Конст.

Форм.

Констатирующий эксперимент

Формирующий эксперимент

Информационно-исследовательский вид готовности

0.57

0.78

Способность самостоятельно разрабатывать исследовательский инструментарий

Умение применять современные информационные технологии проведения мониторинга

Операционально- деятельностный вид готовности

0.28

0.66

Умение поэтапно планировать и осуществлять внутривузовский мониторинг качества обучения студентов учебной дисциплине

Умение поэтапно планировать и осуществлять внутривузовский мониторинг качества обучения студентов учебной дисциплине

Аналитический вид готовности

0.35

0.76

Потребность в получении достоверных данных о качестве обучения учебной дисциплине

Умение использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами

Рефлексивный вид готовности

0.42

0.64

Потребность в оценке своей деятельности

Умение апробировать разработанный инструментарий

Управленческий вид готовности

0.32

0.79

Потребность в прогнозировании развития процесса обучения учебной дисциплины

Потребность в выборе траектории, пути развития, внесение корректив в процесс обучения с учетом оценки результатов мониторинга

     

Заключение

Основной задачей в подготовке преподавателей вуза к решению инновационных методических задач в системе повышения квалификации является систематическая и целенаправленная работа по освоению новых инновационных функций в связи с трансформацией современного образования. Готовность преподавателей вуза к решению инновационных методических задач представлена основными видами готовности (информационно-исследовательской, операционально-деятельностнной, аналитической, рефлексивной, управленческой), для формирования которой было разработано и апробировано содержание в виде программы повышения квалификации.

Результаты подтвердили эффективность разработанной системы внутривузовского мониторинга качества обучения студентов учебной дисциплине.

×

About the authors

T. P. Rubtsova

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: rubcova.tp@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-1037-1502

senior lecturer of the Department of Computer Science and Computational Mathematics

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation

References

  1. Alashkevich, Zelenskiy, Bogdanov et al. 2012 – Alashkevich M.Yu., Zelenskiy V.A., Bogdanov L.N., Mayorov A.N., Matskevitch A.V., Romanova V.V., Rudnik B.L. (2012) Monitoring the implementation of the Federal Law of 08.05.2010 No. 83-FZ regarding the formation of lists of services (works) provided (performed) by state institutions of the constituent entities of the Russian Federation. Alashkevich M.Yu., Rudnik B.L. (Eds.). Moscow: Izdatel'skii dom NIU VShE, 85 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19868249. EDN: https://www.elibrary.ru/qsufaf. (In Russ.)
  2. Golubkov, Ilyukhina, Rubtsova 2018 – Golubkov S.A., Ilyukhina N.A., Rubtsova T.P. (2018) Readiness of the teacher of higher education institution for the organization of intra high school monitoring of quality of training of students. Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, vol. 20, no. 5, pp. 16‒20. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia_hum/2018/2018_5_16_20.pdf. (In Russ.)
  3. Kalmykova 2019 – Kalmykova D.A. (2019) Genesis of theoretical knowledge management ideas. Problems of modern pedagogical education, no. 63, part 1, pp. 135–139. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-teoreticheskih-idey-upravleniya-znaniyami/viewer; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37603830. EDN: https://www.elibrary.ru/ranarm. (In Russ.)
  4. Rudneva 2021 – Rudneva T.I. (2021) Professional development – factor of professional success. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, vol. 27, no. 2, pp. 61–65. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-2-61-65. EDN: https://www.elibrary.ru/pgdbnk. (In Russ.)
  5. Slastenin, Podymova 2007 – Slastenin V.A., Podymova L.S. (2007) Readiness of the teacher for innovative activity. Siberian Pedagogical Journal, no. 1, pp. 42–49. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11687141. EDN: https://www.elibrary.ru/jvtmsf. (In Russ.)
  6. Uralova 2019 – Uralova T.Sh. (2019) Innovative competencies of a university teacher. Advances in science and education, no. 7 (48), pp. 67–68. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38016445. EDN: https://www.elibrary.ru/wkhvxv. (The article is retracted) (In Russ.)
  7. Tsarapkina, Lemeshko, Mironov 2020 – Tsarapkina Ju.M., Lemeshko T.B., Mironov A.G. (2020) The training of teachers for professional activity within digital education. Informatics and Education, no. 2 (311), pp. 48–52. DOI: http://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-2-48-52. EDN: https://www.elibrary.ru/diowmc.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Rubtsova T.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies