Моделирование контрольно-оценочной и рефлексивной деятельности преподавателя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема повышения качества образовательных услуг занимает ведущее место в обеспечении востребованности на рынке труда и конкурентоспособности выпускников образовательных организаций. Интегрирование понятий «качество процесса образования» и «качество результата образования» дают понятие «качество образовательной услуги». На качество образовательных услуг оказывают влияние качество преподавания и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Результатом образования являются изменения в компетентности студента, сформированность у него профессионально важных качеств личности, оценка которых является значимой составляющей образовательного процесса. В статье проведен анализ работ по организации контрольно-оценочной деятельности в образовательных организациях различного уровня: авторы предлагают собственную модель организации контрольно-оценочной деятельности, соответствующей поставленной цели и состоящей из различных компонентов. Целью контрольно-оценочной деятельности являются мониторинг, контроль, диагностика, анализ, оценка качества освоения знаний, умений и практического опыта по дисциплине или модулю, сформированности компетенций и профессионально важных личностных качеств обучающегося. В ходе исследования выявлено влияние контроля на мотивационную составляющую процесса обучения. Рефлексивная деятельность обучающегося способствует переходу от контроля к самоконтролю, от оценки к самооценке, от анализа к самоанализу. Процесс контроля должен быть систематическим, запланированным и осуществляться в направлении «цель – результат».

Полный текст

Введение

Требования, предъявляемые к выпускнику профессиональной образовательной организации, обусловлены социально-экономическими преобразованиями, происходящими в стране, научно-техническими достижениями и изменениями на рынке труда. Социальный заказ, требования работодателей и запросы самой личности студента привели к рассмотрению вопроса о качестве подготовки выпускника колледжа и результатов образовательного процесса [Ахметшина 2018; Белобородова 2012; Ваганова, Лапшина 2020]. Современный подход к профессиональной подготовке студентов среднего профессионального образования позволяет повысить качество образовательных услуг и сформировать специалиста, готового к высокоинтенсивному труду, к проявлению ответственности за выполненную работу, способного самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности, адаптироваться в любых (производственных) ситуациях, к взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, к профессиональному росту, самосовершенствованию, имеющего прочные профессиональные умения и навыки. В настоящее время приоритетным в области образования является становление компетентной и мобильной личности, готовой к самостоятельной деятельности на рабочем месте сразу после окончания обучения.

Грамотно организованная преподавателем контрольно-оценочная деятельность позволяет определить сформированность общих и профессиональных компетенций обучающегося. Преподаватель в ходе контрольно-оценочных мероприятий получает результаты и сравнивает их с запланированными, затем определяет эффективность применяемых методов, форм и средств обучения. Полифункциональность контроля в системе среднего профессионального образования обеспечивается выделением его новой функции: мобилизующей наряду с традиционными (обучающая, развивающая, воспитательная, мотивирующая, оценочно-диагностическая, рефлексивная, прогностическая, дифференцирующая, обратной связи).

 

Степень разработанности проблемы

Были изучены предложения современных исследователей по организации и проведению контроля в различных типах профессиональных образовательных организаций. Не претендуя на абсолютную полноту анализа эффективности и продуктивности методов контроля и оценки, используемых в современном профессиональном образовании, отметим, что в трудах ученых особое внимание уделяется не столько контролю как таковому (его необходимость отмечается подавляющим большинством исследователей), сколько его организации, методам его осуществления, современным инструментам. В ряде работ даются выводы о влиянии контроля учебных достижений и успехов на мотивацию учебной деятельности, стремление к самооцениванию, самоактуализации, самореализации [Ваганова, Лапшина 2020; Ваганова, Жидков, Кутепов, Барабина 2020; Воронова, Малыгин 2015].

Общепринятым считается представление о том, что «…модель (франц. modele – образец) – это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает или воспроизводит объект исследования (природный или социальный) и способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» (Энциклопедия 1998). Модель может быть представлена в виде схемы, рисунка, макета. Нередко встречаются теоретические описания процессов, явлений социальной действительности, которые невозможно «уложить» в схему или рисунок, и потому их авторы ограничиваются только текстом [Плужникова, Берестова, Макаренко 2018]. Зачастую процесс визуального изображения модели дополняется словесным описанием, что наиболее часто практикуется в педагогических изысканиях. В любом случае моделирование есть искусственный способ отображения, построения и воспроизведения изучаемого объекта, явления, процесса, и эта искусственность задается внутренней позицией автора и его представлением об идеальном воплощении идеи. В реальной практике далеко не всегда удается в чистом виде воплотить в жизнь созданную модель. Однако это не является причиной для исключения метода моделирования из педагогических исследований, напротив, данный способ активизирует проективную деятельность педагогов и исполнительскую деятельность обучающихся [Воронова, Малыгин 2015; Ефремова 2017].

В трудах исследователей встречаем положения, акцентирующие внимание на конкретном влиянии контрольно-оценочных мероприятий. Рассматривается оценочная деятельность студентов как движущая сила, которая позволяет оценить профессиональную подготовку обучающихся, осуществить рефлексию путем преобразования обучения в самообучение, оценки в самооценку (Ломакина 1999). Предлагается (Н.Г. Рыжкова) осуществлять дифференцированный практико-ориентированный подход к контрольно-оценочной деятельности в малых группах как фактор повышения уровня математической подготовки при решении прикладных задач (Рыжкова 2005). Разработанная И.И. Баженовой методика развития контрольно-оценочных умений школьников позволяет, по утверждению автора, развивать адекватную самооценку, качества личности (самостоятельность, организованность и т. д.); реализовывать в полной мере принципы и функции контроля и самоконтроля (Баженова 2000). По нашему мнению, результаты, полученные в данных исследованиях, дополняют друг друга, хотя осуществлены для различных уровней образования. Нами проведена опытно-экспериментальная работа со студентами колледжа.

Система среднего профессионального образования со всеми ее организационными особенностями имеет собственную специфику. На начальном этапе профессионального обучения еще сохранен урок как основная организационная форма обучения. При этом уроки формируются «парами», имеют профессиональную и практикоориетированную направленность, домашнее задание проверяется ежедневно, сохранена традиция «классного руководства» в виде кураторства и др. Таким образом, система колледжной подготовки, занимая по многим позициям промежуточное положение между школой и вузом, формирует собственную систему контрольно-оценочных мероприятий. Эти позиции накладывают отпечаток на содержание представлений тех исследователей, которые посвящают свои работы системе среднего профессионального образования. В работе С.А. Бычик подчеркивается, что «контрольно-оценочная деятельность педагога колледжа осуществляется как системный, многоуровневый, многокомпонентный процесс, включающий процедуры не только определения педагогом степени успешности студента в освоении профессиональных знаний, умений и навыков, но и выявления социальной позиции студента и готовности его к профессиональной деятельности, а также установления степени выраженности качественных и количественных признаков данных качеств» (Бычик 2013, с. 53). Автором была предложена «Модель формирования умений осуществления контрольно-оценочной деятельности педагога колледжа», в которой важным элементом являются содержательные характеристики контрольно-оценочной деятельности. Она содержит: мотивационно-ценностную, содержательную, коммуникативную и рефлексивно-оценочную характеристики. В работе представлена таблица соответствия этих характеристик и методов, приемов, средств формирования контрольно-оценочной деятельности, а также выделены этапы формирования умений осуществления контрольно-оценочной деятельности педагогом колледжа. Одним из педагогических условий, по мнению автора, является создание «образовательно-рефлексивной среды, в которой осуществляется технологический процесс формирования умений эффективного использования контрольно-оценочной деятельности». О.П. Керер в своей работе опирается на компетентностный подход и предлагает последовательную логику оценочной деятельности: проектирование, организацию и управление, самоконтроль. Автор считает, что процесс оценочной деятельности в среднем профессиональном образовании заключается не только в определении преподавателем степени усвоения студентом профессиональных знаний, умений, приобретении практического опыта, но и в выявлении готовности к профессиональной деятельности, установлению наличия профессионально значимых качеств. Здесь мы находим согласованную научную позицию с вышеприведенным автором, что подтверждает наше представление о контрольно-оценочной деятельности как об основном инструменте при формировании готовности к профессиональной деятельности. Работа О.П. Керер представляет серьезный интерес для нашего исследования, так как автор опирается на такие принципы оценивания, как объективность, индивидуальность, обоснованность, гласность, и выделяет показатели эффективности оценочной деятельности (оптимальный, нестабильный, критический, недопустимый), при этом каждый выделенный им уровень определяется индикаторами качества (когнитивный, деятельностный, ценностный). Кроме того, в данной работе мы находим структуру оценочной деятельности, которая состоит из следующих компонентов: цели оценочной деятельности; мотивационного компонента; способов организации оценочной деятельности; условий и результата. Автор использует метод моделирования. Опираясь на системный и синергетический подходы, он разработал «Модель совершенствования оценочной деятельности преподавателей». В данной модели описаны этапы, которые соответствуют логике оценочной деятельности, отражают важнейшие направления в системе повышения квалификации и взаимосвязаны с компонентами (Керер 2009).

Разрабатывая систему оценивания и контроля для среднего профессионального образования, С.Ю. Мальгина представила сравнительный анализ данной системы на основе традиционого обучения и обучения, в основу которого положен компетентностный подход, а также предложила модель оценивания и контроля профессионального модуля. Мы считаем ценной для нашего исследования то, что сбор свидетельств о сформированности компетенций происходит на протяжении всего периода обучения: результаты выполнения заданий по теоретическому и практическому курсу; результаты выполнения проектных работ; результаты экзаменов (по дисциплине, междисциплинарному курсу, квалификационные экзамены); результаты экспертизы портфолио личных достижений обучающихся. Важным инструментом оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся, который способствует формированию самооценки и самоанализу студентом приобретенного опыта, является портфолио, это отмечено в многочисленных исследованиях ученых-педагогов и методистов. В последние годы стало популярным применение электронного портфолио. Такой метод сегодня повсеместно применяется на всех этапах общего и профессионального образования. Выделены различные его виды и содержательное наполнение, например электронное протфолио в работе С.Ю. Мальгиной состоит из трех частей: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов. Автор отмечает, что самостоятельный процесс ведения – заполнения студентом порфолио позволяет повысить его активность и ответственность [Мальгина 2012, с. 21–27].

Переход процесса обучения на балльно-рейтинговую систему оценивания во многих колледжах диктует необходимость создания комплексного подхода к оценке сформированности компетенций на основе преемственности и межпредметного взаимодействия. Благодаря комплексной оценке можно судить о сформированности компетенций конкретного профессионального модуля или всего процесса обучения.

Комплекс оценочных действий требует профессионально-педагогического осознания: что оценивать, в какое время, на основании чего и какими методами. Нами выделены различные типы, виды, формы, методы контроля для среднего профессионального образования, а также предъявляемые к ним требования. Для их осуществления необходима предварительная алгоритмизация действий педагога, которая, с одной стороны, повысит качество и эффективность действий педагога, а с другой – позволит избежать конфликтных ситуаций с обучающимися и их родителями по вопросам организации контроля. Подобие такого алгоритма мы встретили в работе В.И. Звонникова. Автор выделяет компоненты контрольно-оценочной деятельности для высшей школы, которые, на наш взгляд, вполне находят свое применение в системе подготовки специалистов среднего звена [Звонников 2012].

О.В. Галустян в своей работе описывает разработанную систему полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентностного специалиста в высшей школе, которая включает в себя три блока: методологический, в котором описаны цель, методологические принципы и подходы; функционально-технологический, в состав которого входят функции, типы, образовательная среда, формы, виды, методы; результативно-оценочный, характеризующийся критериями, показателями, уровнями, результатом.

Разработанная автором система позволяет: судить о сформированности компетенций у студентов; использовать информационные технологии, различные виды, методы контроля, соответству-ющие личностным возможностям каждого студента; сочетать контроль преподавателя, взаимоконтроль и самоконтроль студентов, обеспечить систематическую работу каждого студента в течение семестра. Также выделены критерии и показатели сформированности компетенций студентов: мотивационный, деятельностный, эмоционально-оценочный, рефлексивный. Установлена взаимосвязь методов и форм полифункционального контроля с общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, а также соотношение между видами, формами, методами, типами полифункционального контроля. Кроме того, автор выделяет несколько педагогических условий эффективной реализации данной системы, в частности:

– применение различных форм контроля должно быть осуществлено, исходя из индивидуальных возможностей, особенностей и интересов студентов;

– использование практико-ориентированных заданий, ситуаций;

– использование студентами и преподавателями всего спектра информационных технологий для осуществления контроля сформированности компетенций;

– сочетание контроля преподавателя, самоконтроля, взаимоконтроля и рефлексии;

–- преподаватель играет роль коуча, тьютора, фасилитатора, который оказывает помощь каждому студенту в выборе активных форм контроля (проектная деятельность, формирование портфолио, виртуальная образовательная среда).

В системе, разработанной О.В. Галустян, интерес для нас представляют комплексно-инновационные методы контроля: коучинг, «перевернутое обучение», BYOD, кейсы. Система, разработанная данным автором, реализуется в рамках модульно-рейтинговой технологии, в которой основные баллы студент получает за выполнение обязательных контрольно-оценочных мероприятий, а дополнительные – за участие в научных конференциях, круглых столах, публикацию статей, докладов (Галустян 2016).

 

Результаты исследования

Анализ работ исследователей, занимающихся проблемами контроля и оценки достижений обучающихся на разных уровнях образования (школа, СПО, вуз), показывает высокий интерес профессионального сообщества к данной теме, позиции сходства и различия в представлениях разных авторов, что, с одной стороны, подтверждает актуальность нашего исследования, а с другой – позволяет нам предложить и апробировать собственный комплекс контрольно-оценочных мероприятий в техническом колледже.

Мы подобрали комплекс контрольно-оценочных мероприятий, который является эффективным для оценки качества подготовки специалистов в техническом колледже и продуктивности развития профессиональной мобильности, при этом считаем необходимым подчеркнуть следующие теоретические позиции:

1) одним из важных факторов осуществления эффективного процесса контроля является мотивация студентов, которая возрастает при четком выделении и доведении до студентов критериев, показателей, уровней достижения результата (С.А. Бычик, О.В. Галустян, В.И. Звонников, О.П. Керер, С.Ю. Мальгина, Н.Г. Рыжкова);

2) переход от контроля к самоконтролю, от анализа к самоанализу, от оценки к самооценке является результатом рефлексивной деятельности, которая представляет собой важный этап контрольно-оценочной деятельности (И.И. Баженова, С.А. Бычик, О.В. Галустян, О.П. Керер, И.С. Ломакина, С.Ю. Мальгина);

3) выделение этапов организации контрольно-оценочной деятельности и их соблюдение – залог успешности данного процесса (С.А. Бычик, О.П. Керер);

4) центральным элементом в модели выступает его содержание, которое включает в себя методы, типы, виды, формы контроля (О.В. Галустян, В.И. Звонников); принципы формирования контрольно-оценочной деятельности и способы их реализации, приемы, средства, пакет диагностических материалов (С.А. Бычик);

5) каждый исследователь ставит перед собой определенную цель, достижение которой может быть диагностировано в ходе осуществления контрольно-оценочной деятельности, а также выделяются методологические подходы, педагогические условия (С.А. Бычик, О.В. Галустян, О.П. Керер).

Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, Профессиональный стандарт, труды исследователей, мы смоделировали комплекс контрольно-оценочных мероприятий в рамках реализации системы обучения, ориентированной на развитие профессионально мобильной личности специалиста в техническом колледже, которая состоит из следующих компонентов: «Мотивационно-целевой компонент», «Содержательный компонент», «Организационно-методический компонент», «Контрольно-оценочный и рефлексивный компонент». Ее реализация позволяет отслеживать сформированность компетенций и личностных профессионально важных качеств обучающегося, а также параллельно осуществлять мониторинг их развития через комплекс контрольно-оценочных мероприятий. Поэтому важными компонентами данной системы считаем контрольно-оценочный и рефлексивный. Предложенная нами система обучения обогащает содержание педагогической деятельности преподавателей среднего профессионального образования и дает возможность ее совершенствования.

 

Заключение

Мерой качества образования служит его продуктивность. Она в сфере профессионального образования оценивается по результатам успешности учения студентов, сформированности у них общих и профессиональных компетенций, а также по их воспитанности и развитости. Средством получения информации о продуктивности образования является педагогический контроль, в котором важная роль принадлежит учебно-профессиональной мотивации, рефлексивной и самооценочной деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию студентов. Контроль – это сложный процесс взаимодействия преподавателя и студента, в связи с этим для описания и уточнения зависимостей между основными его элементами нами предложены контрольно-оценочные мероприятия в виде системы, которая опирается на положения Федеральных государственных образовательных стандартов и Профессиональных стандартов.

×

Об авторах

Г. Ф. Ахметшина

Октябрьский нефтяной колледж;
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы

Автор, ответственный за переписку.
Email: guzel_fanisovna_ahmetshina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4404-7690

преподаватель физики и электротехники;

аспирант

Россия, 452602, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Кувыкина, 15; 452616, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Цюрупы, 28–7.

Список литературы

  1. Ахметшина 2018 – Ахметшина Г.Ф. Контрольно-оценочные мероприятия как элемент нелинейной системы образования // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2018. № 1 (45). С. 49–58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32764814&. EDN: https://www.elibrary.ru/yvhpyj.
  2. Белобородова 2012 – Белобородова М.Е. Контрольно-оценочная деятельность в самостоятельной работе студентов по курсу физики в техническом ВУЗе // Образование и саморазвитие. 2012. № 4 (32). С. 43–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17910341&. EDN: https://www.elibrary.ru/pbyfwr.
  3. Ваганова, Лапшина 2020 – Ваганова О.И., Лапшина И.А. Контрольно-оценочная деятельность педагога // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 4 (46). С. 104–108. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43960214&. EDN: https://www.elibrary.ru/wqwrvp.
  4. Ваганова, Жидков, Кутепов, Барабина 2020 – Ваганова О.И., Жидков А.А., Кутепов М.М., Барабина И.Е. Моделирование контрольно-оценочной деятельности педагога // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9, № 4 (33). С. 11–14. DOI: http://doi.org/10.26140/knz4-2020-0904-0002. EDN: https://www.elibrary.ru/etnwyv.
  5. Воронова, Малыгин 2015 – Воронова Т.А., Малыгин А.А. Контрольно-оценочная система в ВУЗе: традиции и требования современности // Научный поиск. 2015. № 3.1. С. 32–34. URL: http://sspu.ru/pages/journal/arhiv/2015/np_2015_3.1.pdf?ysclid=l3ldxkwrux; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24110702&. EDN: https://www.elibrary.ru/uhpzex.
  6. Ефремова 2017 – Ефремова Н.Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся // Росссийский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 2. С. 227–244. DOI: http://doi.org/10.21702/rpj.2017.2.13. EDN: https://www.elibrary.ru/wigaum.
  7. Звонников 2012 – Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации: (компетентностный подход). Москва: Логос, 2012. 279 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20246241&. EDN: https://www.elibrary.ru/rbbgpt.
  8. Мальгина 2012 – Мальгина С.Ю. Создание системы оценивания и контроля в условиях реализации ФГОС СПО и НПО // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2012. № 12. С. 21–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-sistemy-otsenivaniya-i-kontrolya-v-usloviyah-realizatsii-fgos-spo-i-npo/viewer; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18242939&. EDN: https://www.elibrary.ru/pjflyz.
  9. Плужникова, Берестова, Макаренко 2018 – Плужникова И.И, Берестова В.В., Макаренко Ю.П. Применение маркетинговых инноваций в контрольно-оценочной деятельности педагога // Вопросы науки и образования. 2018. № 8. С. 106–109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35123396&; https://scientificpublication.ru/images/PDF/2018/20/primenenie5.pdf. EDN: https://www.elibrary.ru/usapux.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ахметшина Г.Ф., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах